Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основными принципами формирования и реализации информационной политики ЕС стали общегуманитарные принципы прав и основных свобод человека.

Стратегией по решению совокупности указанных проблем стало формирование европейской информационной политики.

Формирование информационной политики не сразу стало одной из приоритетных задач европейских институтов. В документах ЕС нет единой интерпретации информационной политики, ее определения, функций, задач, составляющих, механизмов реализации. В компетенцию Европейского Союза входит разработка единой аудиовизуальной политики, медиаполитики и телекоммуникационной политики.

Тем не менее, совокупные действия ЕС в информационной сфере можно назвать информационной политикой, а определение информационной политики Европейского Союза может звучать следующим образом: информационно-коммуникационная деятельность институтов Евросоюза, которая, в соответствии с целями ЕС, национальными интересами стран-членов и граждан объединенной Европы, направлена на создание и поддержку функционирования единого европейского политического, экономического, социального и культурно-информационного пространства.

Цели информационной политики ЕС сформулированы Европейской Комиссией следующим образом: это соответственно создание единого медиапространства ЕС и защита внутреннего коммуникационного пространства Европейского Союза от внешнего воздействия.

Ее составляющими элементами являются:

- обеспечение основных прав и свобод человека в сфере информации;

- обеспечение информационной поддержки интеграции;

- создание условий и контроль за исполнением принципа свободной конкуренции на информационном рынке;

- реализация антимонопольной политики;

- развитие и регулирование европейского законодательства в информационной сфере;

- регулирование национальных информационных пространств;

- поддержка создания европейского информационного продукта для наполнения европейского медиарынка.

Основными принципами формирования и реализации информационной политики ЕС стали общегуманитарные принципы прав и основных свобод человека.

Особую роль в формировании европейского информационного пространства руководящие институты ЕС отводят трансъевропейским СМИ. В Европе на данный момент функционирует полиязычный канал «ЕвроНьюс», охватывающий аудиторию более 8 миллионов жителей ЕС ежедневно,166 16 ежедневных и еженедельных сетевых журналов и газет, выпускающихся на нескольких европейских языках.

Не менее важную роль в формировании европейского информационного пространства играют и национальные СМИ, в частности, общественные телерадиокомпании (Audiovisual services, Brussels Journal, Cafebabel.com, CEEmarket.com, EU Business, EU Observer, Euronews, Europa Survey, Europa World, European Voice и др.), на которые данная задача возлагается европейским законодательством. Однако различия в национальных системах СМИ, традициях журналистики, информационном законодательстве и политических интересах не позволяют им выполнять эту задачу максимально эффективно.

Несмотря на усилия европейских институтов единого европейского медиарынка не существует, так же как и не существует единого европейского информационного пространства. Стремление к единым стандартам и гармонизации информационного законодательства, стимулирование информационного обмена и производства европейского медиапродукта пока не привели к поставленной цели.

Медиарынок ЕС остается совокупностью национальных медиарынков, пусть и пронизанных сетью определенных финансовых взаимоотношений.

Одной из основных причин является то, что медиасистемы стран-членов ЕС формировались в рамках суверенных и национальных государств, поэтому традиции СМИ традиции и развитие медиаиндустрин в разных странах Европы существенно отличается. Политические и социокультурные позиции стран-членов не позволяют отказаться от национальных особенностей.

Принцип свободного движения товаров и услуг на европейском рынке также определяет деятельность европейских и особенно национальных медиакомпаний, предъявляя им требования в сфере контента, технических характеристик передачи информации и особенностей информационного обмена. Напрямую к информационной деятельности в Европе относится и принцип «прозрачности управления», разработанный институтами ЕС для политической деятельности в информационном обществе. Отчасти в число данных принципов входит и «принцип включенности», подразумевающий включение всех граждан в информационные процессы. По данному принципу ЕС требует от стран-членов осуществления программ по повышению уровня медиаграмотности в обществе. Принцип сохранения культурного многообразия сказывается на структуре и содержании системы национальных СМИ.

Регулирование информационной деятельности стран-членов со стороны Европейского Союза касается медиаконтента, трансформирования законодательства в сфере информации, установления технических стандартов, и, отчасти, информационной инфраструктуры. Осуществляется оно на основании базового европейского законодательства, европейских директив и законов в области информации, с учетом целей интеграции в политической, экономической, культурной и информационной сферах.

К форме прямого регулирования ЕС относится требование инкорпорации норм общеевропейского законодательства в национальные законы о СМИ, требование обеспечивать свободную конкуренцию контента и услуг на информационном рынке, обеспечивать медиаплюрализм и ограничивать концентрацию и монополизацию СМИ. Содержание СМИ подпадает под регулирование ЕС, только если оно хотя бы потенциально пересекает национальные границы.

 

Поскольку проблема имеет глобальный характер, существенный вклад в поиск методов ее решения вносят международные организации. Первым международным соглашением, направленным против этой угрозы, была принятая Советом Европы в 2001 г. Конвенция о борьбе с киберпреступностью. Дополнительный протокол к данной конвенции, квалифицирующий как уголовно наказуемое деяние расистские и вызывающие межнациональную рознь действия в Интернете, принят Комитетом министров этой организации в 2002 г. Двадцатью годами раньше, в 1981 г., Советом Европы была принята Конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных.

Вопрос о том, расширяет ли Интернет масштабы политического участия, является достаточно дискуссионным. Но какова специфика этой вовлеченности в информационном обществе? Как справедливо отмечается в исследовании Г.И.Вайнштейна, «вместо единого, «виртуального сообщества», обеспечивающего общее пространство согласования множества интересов, столкновения множества мнений и создающего основу функционирования так называемой размышляющей демократии, появляется бесчисленное количество разобщенных ячеек полного единомыслия». Для эффективного функционирования политического пространства, немыслимого без диалога и достижения компромиссов, такие перспективы выглядят удручающе.

Трудно однозначно ответить на вопрос о том, что доминирует в Интернете: новые типы современного политического партнерства или все более изощренные формы политического противостояния. И хотя он в качестве медиа-коммуникации играет весьма важную роль в распространении политической информации, его значение небезгранично, поскольку:

- пользователь не в силах «охватить все»,

- сеть не в состоянии охватить всех: здесь телевидению пока нет равных. Так, например, лишь 35 % американцев, имеющих доступ к Интернету, когда-либо получали из сети какую-либо политическую информацию. Интернету предстоит еще пройти немалый путь, прежде чем его влияние на настроения и поведение избирателей приблизится к влиянию телевидения,

- Интернет позволяет запрограммировать фильтрацию информации, прочие же СМИ дают более целостную панораму событий,

- пользователь сталкивается в сети с большим количеством «информационного мусора», в том числе с непрофессиональными комментариями и обзорами происходящего.

 

Потоки информации, генерируемые сегодня многочисленными СМИ и Интернетом, а также постоянно совершенствующиеся коммуникационные технологии, приводят к многообразию как самой информации, так и средств ее передачи. Теоретики постиндустриальной эпохи утверждают, что если общество «Второй волны» было связано с созданием массовых образов, то для общества «Третьей волны» характерно не столько создание, сколько возросшая с появлением информационных технологий возможность манипулирования образами.

И, соответственно, формирующуюся информационными потоками культуру постиндустриального социума, которая приходит на смену массовой культуре индустриального общества, можно определить как «клип-культуру» (Э.Тоффлер). Мир современных электронных СМИ сконструирован таким образом, что эмоции здесь опережают логику.

Поскольку основным ресурсом современного производства становится информация, то и продуктом этого процесса выступает прежде всего не сама вещь в ее материальной оболочке, а ее информационный образ. Можно предположить, что в условиях мирового кризиса эти процессы лишь усилятся а у традиционных социальных институтов появятся многочисленные сетевые аналоги-конкуренты, являющиеся – помимо всего прочего – и значительно менее затратными:

- виртуальные сообщества, производящие и реализующие продукты и услуги (вместо корпораций);

- потребительские сообщества взаимного информирования и совместных покупок (вместо торгово-закупочных структур);

- социально-сетевые политические движения, сообщества лидеров, активистов и избирателей (вместо политических партий);

- интерактивные онлайн-сообщества общения журналистов и читателей (вместо СМИ); - сетевые сообщества взаимного кредитования (вместо банков);

- глобальные антикризисные сети (вместо разрозненных структур социальной, медицинской и психотерапевтической помощи населению).

Согласно известному представителю постмодернистской мысли Бодрийяру, наша жизнь сегодня – это беспрерывная циркуляция знаков. Данный процесс включает в себя то, что произошло в мире (знаки новостей), впечатление, которое человек хочет произвести на окружающих (знаки самого себя), положение личности, либо социальной группы в обществе (знаки статуса и уважения). Однако если раньше знаки прежде всего указывали на скрытую за ними реальность, то сегодня действуют такие знаки, которые скорее скрывают реальность, нежели дают о ней реальное представление.

Так в сфере политики борьба за власть ведется во все большей мере в форме теледебатов и рекламы. Клип, рейтинг, имиджмейкеры, пресс-секретари и «звезды» шоу-бизнеса, рекрутируемые на время политических компаний, потеснили партийных функционеров. Постепенно власть во многом становится производной от политического имиджа. Политический процесс сегодня покидает кабинетные заседания, а сама политика начинает твориться в телестудиях и на концертных площадках. Политические деятели в координатах общества потребления превращаются в товар. Партии, первоначально возникавшие с целью представления классовых, этнических, конфессиональных, региональных интересов, превратились в «знаки» - эмблемы и рекламные слоганы, традиционно привлекающие электорат посредством эффективных политтехнологий. Так мир электронных СМИ конструирует политическую реальность по собственным информационно-технологическим лекалам.

Таким образом, информационный фактор современной мировой политики должен быть активнее задействован ее государственными субъектами в направлении ускоренной адаптации к реалиям гибких сетевых структур и виртуальным формам политической борьбы. Нынешний кризис лишь резче обозначил противоречивый характер функционирования различных сегментов глобального информационного пространства, тем самым побуждая к поиску путей его преодоления

 

После подписания и ратификации Маастрихтского договора политическая жизнь и законодательство европейских государств получили новый импульс к движению вперед. Создание «общего европейского дома» перестало быть утопией или только идеей великих политиков. Мир стал общим. Необходимое международное взаимопонимание требует по-новому взглянуть на протекающие в мире процессы, на тот опыт, который выработало человечество на пути создания единой Европы. Естественно, такое объединение было бы невозможно, если бы не глобальное информационное пространство. Развивают его средства массовой информации, подталкивая законодателей к необходимости унификации их деятельности. И особое место в подобной работе отводится международным организациям, поскольку международное право становится наиболее влиятельным в современном мире.

Деятельность современных СМИ распространяется не только на территорию национальных государств, но и вовлекает в свою орбиту людей соседних, а во многих случаях и весьма отдаленных стран. Поэтому возникла острая необходимость соблюдать не только национальное законодательство, но и, предполагая, что результаты деятельности СМИ будут оценены и с точки зрения законопослушных читателей в других странах, соблюдать нормы международного права, чтобы не вызвать негативную реакцию в чужой стране.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...