Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Природа института Президента. Его роль в системе государственных органов. Условия избрания, порядок вступления в должность




 

Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах – это наследственный монарх, в республиках – выборный президент. Государство нуждается в существовании должностного лица, обеспечивающего конституционный порядок, устойчивость и преемственность механизма власти, а также высшее представительство в международных отношениях. Это и есть глава государства, обычно наделяемый широкими полномочиями в сфере взаимоотношений с законодательной, исполнительной и судебной властями и выступающий как своеобразный символ государства и официальный представитель народа. Глава государства призван укреплять государственную власть, обеспечивать конституционным путем разрешение всех кризисов и конфликтов между органами государственной власти.

При различных формах правления полномочия главы государства выглядят неодинаково. В одних странах функции главы государства номинальны, в других – они олицетворяют реальную власть.

В президентской республике исполнительная власть, ее формирование, положение, деятельность и ответственность четко отделены от власти законодательной, а взаимоотношения между этими ветвями государственной власти базируются на системе взаимных сдержек и противовесов.

Парламентарная республика – это разновидность республиканской формы правления, при которой ведущая роль в осуществлении высшей государственной власти и форсировании ее органов принадлежит парламенту как высшему органу представительной и законодательной власти. Президент при такой форме правления чаще всего избирается самим парламентом (например, в Греции, Турции, Ливане, Чехии и др.) или несколько более широким собранием, включающим еще и представителей субъектов федерации и др.

Смешанная республика складывается в результате, с одной стороны, усиления парламентарных начал в развитии президентских республик, а с другой – возрастания места и роли президентской власти в парламентарных республиках. Стремление нейтрализовать негативные тенденции к монополизации и авторитаризации политической власти в развитии президентских республик и серьезная неудовлетворенность неустойчивостью, нестабильностью правительственной власти в парламентарных республиках создали благоприятную почву для появления в последние десятилетия такой формы государственного правления, которая пытается сочетать достоинство как, той так и другой из рассмотренных выше основных форм (например, во Франции и Польше)[1].

Положение главы государства и его фактическая роль в жизни страны определяется в каждой стране в зависимости от политических условий и исторических традиций. В государствах парламентской монархии (Великобритания, Япония и др.) например, глава государства царствует, но не управляет, и его функции внешне выглядят только как представительские. Столь же слабо они выражены в республиках парламентского типа (ФРГ, Италия). Но если государство избирает тип президентской (США) или полупрезидентской (Франция) республики, то оно сознательно идет на создание сильной власти президента республики. Эта власть может прямо сливаться с исполнительной властью и возглавлять ее (CША) или стоять как бы вне основных властей[2].

Под положением главы государства в системе органов государственной власти понимают соотношение его функций с законодательной и исполнительной властями. В демократическом правовом государстве всегда действует принцип разделения властей, который предполагает, что властное полномочие любого должностного лица относится к одной из трех властей – законодательной, исполнительной или судебной. Функции главы государства соприкасаются со всеми тремя властями (в области законодательства он, например, имеет право вето, в отношении судебной власти глава государства вправе назначать судей или осуществлять помилование), но все же его основные функции нельзя отнести к законодательной или судебной.

Однако по-другому обстоят взаимоотношения главы государства с исполнительной властью. Даже в тех странах, где он не входит ни в одну из трех властей (Франция) или о его статусе в Конституции вообще не говорится (ФРГ), юридическая наука и практика признают его главой исполнительной власти – ибо никакому должностному лицу нельзя иметь функции и властные полномочия вне какой-либо власти. В то же время при таком положении, не отрицающем принцип разделения трех властей, образуется особый статус главы государства, вытекающий из его собственных полномочий, обязанности выступать гарантом Конституции и осуществлять высшее представительство.

В современной мировой практике существуют два основных типа президентских выборов – прямые и непрямые. В свою очередь прямые президентские выборы могут происходить или в виде всеобщих выборов, или в виде референдумов. Непрямые выборы президента проводятся в трех видах: 1)парламентом; 2)парламентом и представителями штатов, провинций, различных общественно-политических сил; 3)коллегией выборщиков.

Выборы президента на всеобщих прямых выборах носят демократический характер и предоставляют избирателям реальную возможность выбора только тогда, когда не одна, а, по крайней мере, несколько политических сил в той или иной стране имеют более или менее равные условия для участия в предвыборной борьбе.

Во многих странах всеобщие и прямые президентские выборы могут проводиться в один и в два тура. Во Франции требуется абсолютное большинство поданных голосов. Если же ни один из кандидатов не получает предусмотренного Основным законом числа голосов в первом туре, то тогда проводится второй тур президентских выборов, в котором участвуют два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре. Победитель второго тура и становится президентом страны.

В то же время в США президентские выборы в подавляющем большинстве случаев проводятся в один тур, так как там действует мажоритарная избирательная система относительного большинства. Победителем оказывается тот, кто получил наибольшее по сравнению с другими кандидатами число голосов избирателей, а также наибольшее число выборщиков. Дело в том, что в США проводятся всеобщие, но не прямые президентские выборы[3].

Система относительного большинства неоднократно порождала в США ситуацию, при которой на пост президента избирался кандидат, получивший меньше половины голосов избирателей страны.

Что касается распространенной во многих европейских странах процедуры избрания президента депутатами парламента, то она более или менее одинакова везде. Например, в Италии президент избирается на совместном заседании обеих палат парламента. В настоящее время в конституциях многих стран содержатся статьи о сроках президентских полномочий. Наибольшее распространение получили сроки в 4 или 5 лет, а в ряде стран президент находится у власти не менее 6 или 7 лет. Своего рода крайностями в этой амплитуде президентских сроков является избрание президента на 1 год и пожизненное пребывание в должности президента.

Существуют конституционные и политические нормы для кандидата в президенты. Конституции практически всех стран требуют, чтобы кандидат в президенты в обязательном порядке был гражданином своей страны. При этом в некоторых странах обязателен тот или иной ценз оседлости. Так, кандидат в президенты США должен проживать на территории страны не менее 14 лет. Однако в соседней с США, Мексике для кандидата в президенты требуется всего лишь проживание в стране в течение одного года, предшествующего дню выборов.

Среди требований, предъявляемых к кандидатам в президенты за рубежом, немаловажную роль играет их принадлежность к религии. В большинстве стран Запада и Востока президенты – верующие люди[4].

После подведения итогов президентских выборов и официального объявления об их результатах в президентских республиках наступает период, в течение которого происходит завершение работы правительства прежнего президента, а избранный президент готовится к вступлению в должность. Этот период может быть сравнительно коротким – от 1 месяца в Никарагуа и до 2 месяцев в Венесуэле – или достаточно продолжительным, длящимся 3 месяца – в США.

Избранный президент на всем протяжении переходного периода не имеет никаких полномочий главы государства и правительства, но он вправе официально объявить о своих кандидатурах на посты министров, руководителей других ведомств и сотрудников аппарата. Обычно ко дню инаугурации новый президент завершает формирование своего кабинета, и таким образом, в момент передачи полномочий от одного президента к другому новое правительство готово приступить к руководству федеральным аппаратом исполнительной власти.


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...