Основные научные понятия, термины (дефиниции)
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Анализ хозяйственной деятельности конкурирующего предприятия – направление научного исследования текущих и стратегических планов развития предприятия-соперника. Аренда – временная передача владельцем имущества (арендодателем) другому лицу (арендатору) юридического права на использование орудий труда и других элементов основных производственных фондов. Аудитор – служба, организация, ревизор-бухгалтер, осуществляющие проверку финансово-хозяйственной деятельности предприятий, банков, страховых компаний и т.п. База – исходная позиция, экономические показатели, относящиеся к определенному периоду (базисному году) и используемые в дальнейшем для сравнения с показателями, полученными в более поздние сроки. Безубыточность – объем продаж товара, выручка от реализации которого тождественна затратам на производство. Бизнес-план – основная программа предпринимательской деятельности фирмы, включающая экономически обоснованные организационно-технические мероприятия, запланированные для выполнения в ближайшей перспективе (3-5 лет). Вход на рынок – условия, льготы, ограничения, предусмотренные для товаропроизводителя, вступающего на рынок. Выход с рынка – рыночная экономическая ситуация, характерная для отдельного товаропроизводителя, продукция которого из-за низкой конкурентоспособности не может обеспечить достаточной выручки в длительном периоде. Декларация налоговая – документ, в котором содержатся сведения о доходе, полученном налогоплательщиком за определенный период, а также указания на налоговые скидки и льготы. Демпинг – разновидность конкурентной борьбы, когда на рынке появляется большое количество товара, продаваемого по искусственно заниженным ценам; экспорт товара по более низким ценам.
Диверсификация – расширение сферы экономической деятельности предприятия, объединения или отрасли с целью увеличения номенклатуры продукции и повышения доли новой продукции в общем объеме производства. Дисконт – снижение (скидка) цены на товар; разница между номинальной стоимостью ценной бумаги и ценой ее продажи. Дисконтирование затрат – приведение разновременных затрат при оценке эффективности инвестиционного проекта к затратам начального или конечного периода на основе использования сложных процентов. Доход облагаемый – валовой доход предприятия, уменьшенный на сумму валового дохода, освобожденного от уплаты налогов в соответствии с действующим законом о льготах и скидках. Доходы теневые – доходы юридического или физического лица от участия в теневой экономической деятельности. Емкость рынка – предполагаемая величина предложения (потенциальная выручка) при заданном уровне цен, объеме реализации за определенный период. Жизненный цикл изделия – период от зарождения технической идеи и ее материализации до момента снятия изделия с производства. Загрузка оборудования – коэффициент использования внутрисменного времени, отражающий долю фактического времени работы оборудования в течение определенного периода (смена, сутки, декада и т.д.) в суммарном эффективном фонде времени установленного оборудования за соответствующий период. Загрузка производственных мощностей – уровень использования потенциальных возможностей производства, которые оцениваются отношением фактического выпуска продукции к максимально возможному. Издержки конкуренции – не включенные в план дополнительные затраты, направленные на рекламу потребительских свойств товара для повышения спроса. Издержки переменные (пропорциональные) – текущие издержки производства, которые находятся в прямой зависимости от объема производства, например: основные материалы, заработная плата основных производственных рабочих и т.п.
Издержки постоянные (непропорциональные) – затраты, которые при изменении объема производства существенно не изменяются (расходы на отопление, освещение и т.п.). Имидж – репутация, общественная оценка деятельности предприятия, фирмы, формируемая у заказчиков, поставщиков, потребителей и т.п. Индекс конкурентоспособности – показатель рыночной экономики, отражающий динамику изменения потребительских свойств товара. Инновационный потенциал – технико-экономические возможности промышленного предприятия проектировать и производить новую конкурентоспособную продукцию, отвечающую требованиям рынка. Инфляционный риск – опасность возникновения потерь в результате роста цен. Инфраструктура рынка – совокупность предприятий и организаций, обслуживающих рынок (биржа, торговый дом и т.п.). Клиринг – система взаимных безналичных расчетов за куплю-продажу товарно-материальных ценностей и оказание услуг. Основывается на зачете платежных требований и обязательств участников сделки. Коммерческое предприятие – юридическое лицо, работающее в условиях само-финансирования и преследующее своей целью получение прибыли. Конкурентоспособность продукции – совокупность технико-экономических показателей, которая оценивается интегральным показателем относительной конкурентоспособности товара. Конкурентоспособность производства – оценка технико-экономических возможностей производства для обеспечения согласованности интересов производителя и потребителя. Конкуренция – экономические условия реализации товаров, при которых возникает соперничество за рынки сбыта товаров с целью получения прибыли или других выгод. Конкуренция на рынке сбыта – раздел бизнес-плана, в котором систематизированы результаты анализа условий производства и реализации аналогичной продукции у основных конкурентов по перечню факторов (товар, цена, каналы сбыта и т.д.). Контроль качества – оценка соответствия фактических эксплуатационных характеристик товара, определяющих пригодность его для потребления, с характеристиками, утвержденными техническими условиями, стандартами или требованиями заказчика.
Контроль над ценами – совокупность государственных мер по регулированию оптовых и розничных цен путем установления предельных коэффициентов их роста. Сумма превышения верхнего предела цен изымается в бюджет государства. Контрольный пакет акций – доля акций, позволяющая их владельцу (физическому или юридическому лицу) осуществлять полный контроль над деятельностью акционерного общества. Коэффициент использования сменного режима работы оборудования – отношение фактического коэффициента сменности к режиму работ оборудования. Например, при 2-сменном режиме работы оборудования и фактическом коэффициенте сменности Ксм = 1,6 коэффициент использования Ксм исп = 1,6/2 = 0,8. Коэффициент риска – расчетная величина предполагаемых потерь при переходе к производству новой продукции, отнесенная к прибыли от ее реализации. Коэффициент текущей ликвидности – реальная обеспеченность предприятия оборотными средствами (оборотным капиталом) для нормального ведения хозяйственной деятельности при обязательном условии своевременного погашения кредита и других срочных денежных обязательств; равен отношению стоимости оборотных средств предприятия к сумме срочных обязательств. Кредитный риск – вероятность нарушения соглашения о своевременности оплаты полученной в кредит продукции (услуг). Кривая безубыточности – кривая, графически иллюстрирующая условие, при котором текущие издержки производства равны выручке от реализации. Лизинг – одна из форм аренды оборудования на длительный срок. Ликвидность – способность превращения активов предприятия в наличные деньги для погашения возникшей задолженности по обязательствам. Лицензиар – физическое или юридическое лицо, передающее покупателю (лицензиату) за определенное вознаграждение свои авторские права на использование изобретения в пределах установленного срока.
Лицензиат – физическое или юридическое лицо, покупающее право на использование авторских изобретений, патентов и прочих технических решений. Лицензия – разрешение на использование запатентованных авторских решений в течение установленного срока за определенную сумму вознаграждения. Логистика – технологические процедуры, связанные с планированием, управлением и контролем (включая складирование) за движением материальных потоков для обеспечения соответствующего уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции и снижения ее себестоимости. Маржа – доход, получаемый на разнице процентов, которые устанавливаются для ссуды, выдаваемой клиенту, и для привлечения денежных средств в банк. Маржинальный доход – максимальный доход (выручка), полученный в результате реализации дополнительной единицы произведенной продукции. Маркетинг – система управления той сферой деятельности фирмы (предприятия), которая обеспечивает продвижение товара на рынок для удовлетворения спроса. Менеджмент – совокупность методов, приемов и средств управления фирмой (предприятием) в рыночных условиях с целью максимизации прибыли. Налог на добавленную стоимость – налог, который рассчитывается как разница между стоимостью реализованной продукции (РП) и стоимостью материальных ресурсов (МЗ), используемых в процессе производства продукции, скорректированная на установленную величину НДС: НДСабс = (РП – МЗ)НДС. Налог на прибыль – налог, который определяется как произведение облагаемой налогом прибыли (ПРобл) на ставку налога (Нпр Налог прямой – установленные законодательством обязательные платежи в бюджет, которые взимаются с доходов или имущества юридических и физических лиц. Налогообложение прогрессивное – налогообложение, предусматривающее повышение налоговых ставок по мере роста совокупного дохода плательщика. Налогообложение пропорциональное – налогообложение, предусматривающее единую налоговую ставку, независимо от величины совокупного дохода физического или юридического лица. Ноу-хау – результат интеллектуального труда, материализованный в научно-технических и конструктивных решениях, которые используются в технологических процессах и обеспечивают конкурентоспособность продукции и рост эффективности производства. Оборачиваемость оборотных средств – показатель использования оборотных средств, отражающий время одного оборота в днях: Д = 360/ О, где О – количество оборотов, рассчитываемое как отношение себестоимости реализованной продукции к нормативу оборотных средств.
Оборотные средства – совокупность материальных и денежных средств, необходимых для нормального функционирования производственного процесса и реализации продукции. Подразделяются на оборотные фонды и фонды обращения. Оборотные фонды – часть оборотных средств, которая полностью потребляется в каждом производственном цикле и стоимость которой переносится на вновь созданную стоимость. Основные производственные фонды (средства) – средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, выполняя качественно различные функции. Постепенно изнашиваясь, они переносят свою стоимость на созданный продукт по частям в течение ряда лет в виде амортизационных отчислений. Остаточная стоимость – часть стоимости основных производственных средств (основного капитала), которая не перенесена на готовую продукцию. В жизни основных производственных средств наступает момент, когда их дальнейшее использование экономически нецелесообразно. Предельная доходность – максимальная прибыль, полученная в результате изменения структуры выпуска продукции путем повышения доли высокорентабельной продукции. Предпринимательство – самостоятельная, осуществляемая от своего имени и на свой риск деятельность физических или юридических лиц, направленная на получение дохода, максимальной прибыли от продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг. Производительность труда – показатель эффективности использования ресурсов труда в материальном производстве; определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу продукции (трудоемкость). Процентная ставка – ставка за пользование кредитом; может быть постоянной и плавающей. Расходы на освоение и подготовку производства – расходы, которые включают затраты на освоение новых предприятий, цехов, новых видов продукции и технологических процессов; на проектирование и конструирование, разработку технологического процесса изготовления нового изделия и т.п. Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования – затраты, включающие следующие статьи: амортизация оборудования и транспортных средств для перемещения предметов труда, эксплуатация оборудования, текущий ремонт и т.п. Регрессивные налоги – налоги, ставка которых сокращается по мере роста совокупного дохода. Режим экономии – совокупность организационно-технических мероприятий, направленных на повышение эффективности производства путем рационального использования трудовых и материальных ресурсов производства, устранения сверхплановых простоев. Резервное оборудование – часть парка установленного оборудования, находящегося в плановом ремонте или резерве. Резервный фонд – фонд, который создается для погашения текущих выплат предприятия в случае, когда чистая прибыль не обеспечивает полного денежного оборота при расширении основных производственных и оборотных средств. Рентабельность – доходность, прибыльность предприятия, изделия; показатель экономической эффективности производства. Рентинг – краткосрочная аренда машин и оборудования без права их последующего приобретения арендатором. Оформляется контрактом на срок до 6 месяцев. Рефакция – снижение цены на реализуемую продукцию в результате несоответствия ее потребительских свойств требованиям покупателя. Реципиент – юридическое или физическое лицо, использующее инвестиции (капитальные вложения). Роялти – установленная в лицензионном соглашении периодическая выплата лицензиару за право на использование изобретений, патентов, ноу-хау и т.п. Санация – предотвращение банкротства крупных промышленных предприятий или улучшение их финансового положения в условиях экономического кризиса в результате проведения государственных мероприятий. Сегмент рынка – часть рынка товаров, основные потребители которых объединены общими интересами. Сегментация рынка – разделение рынка на сегменты по определенным признакам, например по категории покупателей, виду товаров и т.п. Среднегодовая стоимость основных производственных фондов (средств) – показатель, отражающий изменение стоимости в течение года в результате ввода новых и выбытия физически изношенных и морально устаревших основных производственных фондов. Срок службы оборудования – период с начала эксплуатации оборудования (начало амортизационного периода) до его полного физического износа. Установление экономически обоснованного срока службы оборудования является объективной процедурой, позволяющей установить наиболее достоверную норму амортизации. Структура себестоимости – доля текущих затрат по каждой калькуляционной статье в себестоимости единицы продукции или доля текущих затрат каждого элемента себестоимости в общей сумме текущих затрат на производство. Текущие издержки производства – совокупность материальных и трудовых затрат на изготовление продукции. Включают заработную плату основных производственных рабочих, сырье и материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, амортизацию, запасные части для ремонта, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы и т.п. Тендер – распределение заказов на поставку товарно-материальных ценностей и выполнение подрядных работ на конкурсной основе. Технико-экономические показатели – система плановых или учетных показателей, отражающих объемы производства в натуральном и стоимостном выражениях, использование материальных и трудовых ресурсов, средств производства, например стоимость товарной продукции, фондоотдача, выработка и т.п. Товарная позиция – уровень конкурентоспособности товара, который частично или полностью соответствует требованиям потребителей и занимает определенное положение на товарном рынке. Товарная политика предприятия – составная часть перспективного плана развития производства (бизнес-план), включающая предварительный выбор номенклатуры продукции и услуг, которая в дальнейшем должна быть включена в план производства. Точка безубыточности – уровень производства продукции, при котором выручка от реализации равна текущим затратам на ее изготовление. Трудоемкая продукция – продукция, производство которой связано с большими затратами труда. Трудоемкость изделия – затраты рабочего времени на изготовление единицы изделия или единицы работ. Если трудоемкость выражается в нормочасах, вводится коэффициент выполнения норм (К вн), с помощью которого нормированная трудоемкость (ТЕнор) пересчитывается в фактические затраты времени работы станочника: SEфакт = SEнорм / Квн, часов. Удельная фондоемкость единицы изделия (нормативная) – показатель, который разрабатывается на основе экономико-математического моделирования, позволяющего оценить влияние производственных факторов (аргументов) на его величину в отдельные интервалы расчетного периода. Удельная фондоемкость работы оборудования – показатель, отражающий стоимость основных производственных средств, приходящуюся на 1 час работы оборудования или на один час станкоемкости годовой программы. Ускоренная амортизация – метод, который позволяет перенести на готовую продукцию большую часть стоимости основных производственных фондов в первые годы их эксплуатации. Условно чистая продукция – вновь созданная стоимость, которая представляет собой разницу между стоимостью товарной продукции (в оптовых ценах предприятия) и материальными затратами, т.е. это сумма, включающая заработную плату, прибыль, амортизацию. Установленное оборудование – станки, машины и прочее оборудование, сданные в эксплуатацию и закрепленные на рабочем месте, а также оборудование, находящееся в ремонте, даже если оно временно демонтировано. Фактор времени – фактор, обеспечивающий при расчетах эффективности капитальных вложений приведение разновременности осуществления капитальных вложений к одному моменту времени. Факторы риска и неопределенности – факторы, которые учитываются в расчетах эффективности капитальных вложений при различных условиях реализации проекта. Факторы предложения – факторы, влияющие на стоимость товара, представленного на рынке. Фондовооруженность труда – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, приходящаяся на одного среднесписочного работника предприятия. При повышении фондо-вооруженности труда должно выполняться следующее условие эффективности: темпы роста фондовооруженности труда должны отставать от темпов роста производительности труда. Фондоемкость продукции – показатель, который используется для определения потребностей в основных производственных средствах. Рассчитывается как отношение среднегодовой стоимости основных производственных средств к стоимости произведенной продукции за определенный период. Фондоотдача – обобщающий показатель, характеризующий использование основных производственных средств. Рассчитывается как отношение стоимости произведенной продукции к среднегодовой стоимости основных производственных средств. Рост фондоотдачи отражает повышение эффективности использования основных производственных средств. Фонды обращения – составная часть оборотных средств, которая обслуживает сферу обращения и включает готовую продукцию на складе предприятия, товары, отгруженные и находящиеся в пути, денежные средства, находящиеся на расчетных счетах, в кассе, банке, а также в расчетах. Холдинговая компания – акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций других юридических лиц. Цена – денежное выражение стоимости товара; экономическая категория, позволяющая косвенно измерить затраченное на производство товара рабочее время. В условиях товарных отношений цена выступает как связующее звено между производителями и потребителями, т.е. является механизмом, обеспечивающим равновесие между спросом и предложением. Цена оптовая предприятия – цена товара, при которой возмещаются затраты и обеспечивается прибыль. На основе этой цены определяют выручку от реализации продукции как произведение цены на объем реализации. Цена оптовая промышленности – цена товара, устанавливаемая дополнительно к оптовой цене предприятия. Включает дополнительно налог на добавленную стоимость и текущие издержки сбытовых и торговых организаций. Цена отпускная – разновидность оптовой цены; цена, по которой предприятие отпускает, отдает свои товары потребителям. Для мелких предприятий и разовых изделий цены более высокие, а при оптовой продаже – льготные. Цена розничная государственная – конечная цена, по которой товары народного потребления и некоторые орудия труда реализуются через торговую сеть. Цена рыночная – цена, по которой осуществляется купля-продажа товаров на соответствующем рынке. Цены сопоставимые – цены, приведенные по величине к условиям определенного периода, на определенную дату. Используются при сопоставлении объемов производства, товарооборота, других показателей в отдельные периоды, с тем чтобы избежать искажений, вносимых прежде всего инфляцией. Чистая продукция – экономический показатель, отражающий результат хозяйственной деятельности, определяемый как разница между стоимостью валовой продукции и стоимостью материальных затрат, включая амортизацию. Иными словами – это заработная плата плюс прибыль. Чистый дисконтированный доход – экономический показатель, используемый для выбора наиболее эффективного варианта инвестиционного проекта. Рассчитывается как разница текущих эффектов (прибыль или экономия) и затрат за весь расчетный период, приведенная к начальному году осуществления капитальных вложений, или как разница между интегральным результатом (прибыль или экономия) и интегральными затратами. Экономическая эффективность абсолютная (общая) – результативность осуществления капитальных вложений, которая определяется отношением результата (экономия, прибыль) к единовременным затратам. Проект или мероприятие признается эффективным, когда расчетная величина отношения не меньше установленного норматива. Экономия – система организационно-технических мероприятий, направленных на рациональное использование материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства товарно-материальных ценностей. Например, экономия по заработной плате, достигаемая в результате снижения трудоемкости. Эффект экономический – результат внедрения соответствующего мероприятия, который может быть выражен экономией от снижения себестоимости, прибылью и т.п. Эффект экономический (годовой) – результат экономической деятельности, который рассчитывается по сравниваемым вариантам осуществления капитальных вложений и представляет собой разницу между приведенными затратами, скорректированными на годовой объем производства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|