Курсовая работа как этап научно-исследовательской работы
Наряду с такими формами научно-исследовательской работы студентов, как выполнение рефератов, участие в научных семинарах, студенческих научных кружках, научных и научно-практических конференциях, внутривузовских и республиканских конкурсах и олимпиадах, студенческого научного общества и т.п., написание курсовой работы является неотъемлемой и важной частью в деле обучения навыкам исследовательской деятельности. Поэтому вначале следует разобраться в том, что такое исследование и в чем состоят особенности исследования, проводимого при выполнении данного типа работ. Исследовательская работа – особый вид деятельности, где проявляется активное взаимодействие субъекта и объекта. Основу исследовательской деятельности составляют действия, направленные на решение проблемных задач и ситуаций. Курсовая работа, представляет собой начальную форму научного исследования, является относительно небольшой по объему и освещает какой-либо один аспект в пределах большой темы. Это своего рода итог годовой учебно-теоретической деятельности студента, который имеет возможность углубленно рассмотреть заинтересовавшую его тему и приобрести навыки научного исследования. Студент должен уметь найти нужные источники, внимательно изучить их, сделать критический анализ содержания, сравнить позиции разных авторов и высказать собственную аргументированную точку зрения на полученную информацию. Курсовая работа наряду с аналитическим обзором должна содержать результаты обработки информации с использованием различных методов научного исследования и давать объяснение полученных данных, характеристику сущности изучаемых объектов, процессов, явлений, анализ взаимосвязи с другими объектами и явлениями. Следовательно, целью курсовой работы является выработка навыков проведения самостоятельного научного исследования, умения сопоставлять и объяснять данные, выявлять причины явлений и процессов.
Таким образом, курсовые работы различаются широтой охвата объекта исследования, степенью аналитичности, методами работы с материалом, уровнем обобщения результатов. В дальнейшем курсовая работа может перерасти в выпускную квалификационную – дипломную работу. Студенту желательно работать над одной темой в течение ряда лет, т.к. при этом приобретаются навыки научного исследования, и начатая на младших курсах научная работа "вырастает" в законченное научное произведение к защите выпускной квалификационной работы. Это возможно только при ответственном отношении к курсовой работе. Написание курсовой работы требует от автора не только самостоятельности научного мышления, обоснованного выбора объекта изучения, знания современных методов исследования, но и умения правильно организовать научный поиск, а далее оформить полученные результаты в виде письменной работы, отвечающей требованиям и соответствующей действующим нормативным документам. Научное исследование студента предполагает анализ теории и истории вопроса: теория составляет научное обоснование собственно практической части исследования. Следует сказать, что результаты курсовой работы не обязательно должны нести в себе научную новизну, эти результаты обладают новизной субъективной, они являются новыми для человека, их получившего. Цель выполнения курсовой работы состоит не столько в получении нового знания самого по себе, сколько в освоении студентом способов исследовательской деятельности, решении комплекса типовых и творческих задач в рамках одного исследования. Хотя многие студенты начинают научную деятельность еще на младших курсах, публикуют статьи, принимают участие в студенческих конференциях и стремятся к тому, чтобы их исследования несли в себе научную новизну.
В содержательном плане исследовательская работа студента не является чисто научным исследованием: она связана с обучением и одновременным развитием творческого потенциала и индивидуальности учащегося. Однако организация деятельности по выполнению научной работы должна с большей или меньшей полнотой воспроизводить структуру научного исследования. При выполнении самостоятельного научного исследования очень важны логика исследования и логика изложения материала, вследствие чего данная работа делится на несколько этапов. Первый этап – установочный – состоит в выборе темы и определении методологического аппарата исследования. В результате выполнения первого этапа автор составляет два документа: план исследования и структуру работы или план изложения, который близок к оглавлению. На втором, исследовательском этапе выполняется собственно поисковая часть работы с учетом составленного плана исследования и с использованием выбранных методов, методик, технологий: работа ведется на теоретическом и практическом уровнях; результаты систематизируются и обобщаются. Третий этап – систематизация материалов, написание текста и оформление работы и полученных результатов исследования. Следующие этапы связаны с подготовкой работы к защите и самой процедурой защиты: четвертый этап - представление работы на кафедру, пятый - защита курсовой работы — перед преподавателями кафедры. Этапы исследования взаимосвязаны, предыдущий этап определяет содержание и успешность последующего этапа, поэтому правильнее выполнять их в указанной последовательности.
2. РУКОВОДСТВО КУРСОВОЙ РАБОТОЙ Руководство курсовой работой осуществляет научный руководитель, назначаемый кафедрой из числа ее преподавателей. В обязанности научного руководителя входит: - разработка задания студентам на выполнение работы; - оказание помощи в разработке календарного графика выполнения работы; - оказание помощи в определении объекта и предмета исследования, цели и задач работы, составлении библиографии;
- рекомендация необходимой литературы, справочных материалов и других источников по теме; - проведение систематических индивидуальных консультаций, предусмотренных графиком; - проверка качества выполненной работы и рекомендация к защите; - консультирование студентов при подготовке к защите. Кафедра осуществляет руководство по организации и выполнению курсовых работ по следующим направлениям: - разработка и представление к утверждению тематики работ; - организация выбора студентами тем работ; - определение и назначение научных руководителей; - оперативное руководство, контроль и организационная помощь студентам в процессе подготовки научных работ; - контроль над качеством рецензирования работы. Таким образом, алгоритм выполнения курсовой работы выглядит следующим образом: 1) выбор темы; 2) рабочего плана и календарного графика; 3) сбор информации, анализ источников и научной литературы; 4) чернового варианта; 5) проверка; 6) внесение поправок и дополнений; 7) защита.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|