Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

На какие классы делятся СМО?

СМО Вариант 2.

Задание 1. Рассматривается классическая задача Эрланга. Известно, что заявки на телефонные переговоры в переговорный пункт поступают с интенсивностью, равной 90 заявок в час, а средняя продолжительность разговора по телефону составляет 2 минуты.

Определить показатели эффективности работы СМО (телефонной станции) при наличии одного телефонного номера. Найти оптимальное число телефонных номеров (условием оптимальности считать удовлетворение 90% переговоров, т.е. относительная пропускная способность должна быть не меньше 0,9).

Решение:

При наличии одного телефонного номера исчисляем показатели обслуживания как для одноканальной СМО.

Интенсивность потока обслуживания

.

Интенсивность нагрузки. ρ = λ * tобс = 90 * 2/60 = 3. Интенсивность нагрузки ρ=3 показывает степень согласованности входного и выходного потоков заявок канала обслуживания и определяет устойчивость системы массового обслуживания.

Вероятность, что канал свободен (доля времени простоя канала).

Следовательно, 25%в течение часа канал будет не занят, время простоя соответственно равноtпр = 15 мин.

Доля заявок, получивших отказ (вероятность отказа).

pотк = 1 - p0 = 1 – 0,25 = 0,75

Значит, 75% из числа поступивших заявок не принимаются к обслуживанию.

Относительная пропускная способность.Доля обслуживаемых заявок, поступающих в единицу времени:

Q= p0 = 0,25

Абсолютная пропускная способность (Интенсивность выходящего потока обслуженных заявок).

А = Q* λ = 0,25 * 90 = 22,5 заявок/част.е. в среднем в час будут обслужены 22,5 заявки.

Очевидно, что при наличии только одного телефонного номера СМО будет плохо справляться с потоком заявок.

Будем постепенно увеличиватьчисло каналов(телефонных номеров) n = 2, 3, 4,... и определим по формулам для получаемой n-канальной СМО характеристики обслуживания.

При n = 2

;

При n = 3

;

При n = 4

;

При n = 5

;

При n = 6

;

Значения характеристик СМО представим в таблице:

Характеристика обслуживания Число каналов (телефонных номеров)
           
Относит.пропускная способность,Q 0,25 0,471 0,654 0,794 0,89 0,948
Абсолют.пропускная способность, А 22,5 42,39 58,86 71,46 80,1 85,32

 

По условию оптимальности q ≥ 0,9, следовательно, необходимо установить 6 телефонных номеров (в этом случае q = 0,948). При этом в часбудут обслуживаться в среднем 85 заявок (Q = 85,32), а среднее число занятых телефонных номеров (каналов)

 


 

Задание 2.

Интенсивность посещения телефонного узла, состоящего из трех телефонных аппаратов, составляет 0,5 человек в минуту; средняя продолжительность одного телефонного разговора составляет 5,8 минут; посетитель покидает телефонный узел, если в очереди находится 3 человека.

Требуется определить значения характеристик СМО при исходных данных, а также найти оптимальную длину очереди (чтобы обслуживалось более 90% заявок).

 

Решение:

Рассчитаем показатели обслуживания многоканальной СМО с ограниченной длиной очереди:
Интенсивность потока обслуживания составляет:


Интенсивность нагрузки.ρ = λ *tобс = 0,5 * 5,8 = 2,9
Интенсивность нагрузки ρ=2,9 показывает степень согласованности входного и выходного потоков заявок канала обслуживания и определяет устойчивость системы массового обслуживания.
Поскольку 2,9<3, то процесс обслуживания будет стабилен.

Вероятность, что канал свободен (доля времени простоя каналов).

,24% в течение часа канал будет не занят, время простоя равно tпр = 0,0424*60 = 2,5 мин.

 

Вероятность отказа (Доля заявок, получивших отказ).


Значит, 15,6% из числа поступивших заявок не принимаются к обслуживанию.


Вероятность обслуживания поступающих заявок (вероятность того, что клиент будет обслужен).
В системах с отказами события отказа и обслуживания составляют полную группу событий, поэтому: pотк + pобс = 1
pобс = 1 - pотк = 1 – 0,156 = 0,844
Относительная пропускная способность: Q = pобс = 0,844.
Следовательно, 84,4% из числа поступивших заявок будут обслужены. Приемлемый уровень обслуживания должен быть выше 90%.

Будем постепенно увеличивать длину очереди, чтобы найти оптимальный вариант

m = 4

Вероятность, что канал свободен.

Следовательно, 3,69% в течение часа канал будет не занят, время простоя равно tпр = 0,0369*60 = 2,2 мин.


Вероятность отказа.


Значит, 13,1 % из числа поступивших заявок не принимаются к обслуживанию.

Вероятность обслуживания поступающих заявок.
pобс = 1 - pотк = 1 – 0,131 = 0,869
Относительная пропускная способность: Q= pобс = 0,869.

Следовательно, 86,9% из числа поступивших заявок будут обслужены.

m = 5

Вероятность, что канал свободен.

Следовательно, 3,27% в течение часа канал будет не занят, время простоя равно tпр = 0,0327*60 = 2 мин.


Вероятность отказа.


Значит, 11,2 % из числа поступивших заявок не принимаются к обслуживанию.

Вероятность обслуживания поступающих заявок.
pобс = 1 - pотк = 1 – 0,112 = 0,888
Относительная пропускная способность: Q = pобс = 0,888.

Следовательно, 88,8% из числа поступивших заявок будут обслужены.

 

m = 6

Вероятность, что канал свободен.

Следовательно, 2,95% в течение часа канал будет не занят, время простоя равно tпр = 0,0295*60 = 1,8 мин.


Вероятность отказа.


Значит, 9,8 % из числа поступивших заявок не принимаются к обслуживанию.

Вероятность обслуживания поступающих заявок.
pобс = 1 - pотк = 1 – 0,098 = 0,902

Относительная пропускная способность: q = pобс = 0,902.
Следовательно, 90,2% из числа поступивших заявок будут обслужены.

По условию оптимальности q ≥ 0,9, следовательно, необходимо установить очередь в 6 человек (в этом случае q = 0,902).

Абсолютная пропускная способность (Интенсивность выходящего потока обслуженных заявок).

A = pобс * λ = 0,902 * 0,5 = 0,451 заявок/мин.

Среднее время простоя СМО.

tпр = pотк *tобс = 0,098* 5,8 = 0,568 мин.

Среднее число обслуживаемых заявок.

Lобс = ρ * Q = 2,9 * 0,902 = 2,616 ед/мин.


 

Задание 3.

 

Имеется веб-система с пятью серверами, которые обрабатывают запросы, поступающие с интенсивностью 10 http-запросов в секунду. Среднее время обслуживания равно среднему времени выборки данных с жесткого диска и составляет 0,25с. Если все сервера заняты, запрос становится в очередь и ожидает обслуживания.

Найти вероятность того, что запросы отсутствуют (все каналы обслуживания свободны), вероятность того, что заняты все серверы, вероятность отказа в обслуживании запроса, относительную и абсолютную пропускные способности веб-системы.

 

Решение:

Это будет многоканальная СМО с неограниченной очередью

Интенсивность потока обслуживания:
Интенсивность нагрузки: ρ = λ *tобс = 10 * 0,25 = 2,5
Интенсивность нагрузки ρ=2,5 показывает степень согласованности входного и выходного потоков заявок канала обслуживания и определяет устойчивость системы массового обслуживания.
Поскольку 2,5<5, то процесс обслуживания будет стабилен.

Вероятность, что канал свободен (доля времени простоя серверов).


Следовательно, вероятность того, что канал будет не занят равна 8,01%.

 

Вероятность того, что все каналы заняты:

Вероятность отказа (Доля заявок, получивших отказ).
Поскольку отказ в обслуживании в таких системах не может быть, то pотк = 0

 

Вероятность обслуживания поступающих заявок (вероятность того, что клиент будет обслужен).pобс = 1 – pотк = 1 – 0 = 1pобс = 1 – pотк = 1 – 0 = 1

 

Относительная пропускная способность: Q = pобс = 1.

 

Абсолютная пропускная способность (Интенсивность выходящего потока обслуженных заявок).
A = λ*Q = 10*1 = 10 заявок/сек.

 


 

Задание 4.

 

Что такое СМО?

Системой массового обслуживания (СМО) называется любая система для выполнения заявок, поступающих в неё в случайные моменты времени.

 

На какие классы делятся СМО?

Основные классы СМО следующие:

1.Системы с отказами (с потерями).

2.Системы с ожиданием (с очередью).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...