На какие классы делятся СМО?
СМО Вариант 2. Задание 1. Рассматривается классическая задача Эрланга. Известно, что заявки на телефонные переговоры в переговорный пункт поступают с интенсивностью, равной 90 заявок в час, а средняя продолжительность разговора по телефону составляет 2 минуты. Определить показатели эффективности работы СМО (телефонной станции) при наличии одного телефонного номера. Найти оптимальное число телефонных номеров (условием оптимальности считать удовлетворение 90% переговоров, т.е. относительная пропускная способность должна быть не меньше 0,9). Решение: При наличии одного телефонного номера исчисляем показатели обслуживания как для одноканальной СМО. Интенсивность потока обслуживания . Интенсивность нагрузки. ρ = λ * tобс = 90 * 2/60 = 3. Интенсивность нагрузки ρ=3 показывает степень согласованности входного и выходного потоков заявок канала обслуживания и определяет устойчивость системы массового обслуживания. Вероятность, что канал свободен (доля времени простоя канала). Следовательно, 25%в течение часа канал будет не занят, время простоя соответственно равноtпр = 15 мин. Доля заявок, получивших отказ (вероятность отказа). pотк = 1 - p0 = 1 – 0,25 = 0,75 Значит, 75% из числа поступивших заявок не принимаются к обслуживанию. Относительная пропускная способность.Доля обслуживаемых заявок, поступающих в единицу времени: Q= p0 = 0,25 Абсолютная пропускная способность (Интенсивность выходящего потока обслуженных заявок). А = Q* λ = 0,25 * 90 = 22,5 заявок/част.е. в среднем в час будут обслужены 22,5 заявки. Очевидно, что при наличии только одного телефонного номера СМО будет плохо справляться с потоком заявок. Будем постепенно увеличиватьчисло каналов(телефонных номеров) n = 2, 3, 4,... и определим по формулам для получаемой n-канальной СМО характеристики обслуживания.
При n = 2 ; При n = 3 ; При n = 4 ; При n = 5 ; При n = 6 ; Значения характеристик СМО представим в таблице:
По условию оптимальности q ≥ 0,9, следовательно, необходимо установить 6 телефонных номеров (в этом случае q = 0,948). При этом в часбудут обслуживаться в среднем 85 заявок (Q = 85,32), а среднее число занятых телефонных номеров (каналов)
Задание 2. Интенсивность посещения телефонного узла, состоящего из трех телефонных аппаратов, составляет 0,5 человек в минуту; средняя продолжительность одного телефонного разговора составляет 5,8 минут; посетитель покидает телефонный узел, если в очереди находится 3 человека. Требуется определить значения характеристик СМО при исходных данных, а также найти оптимальную длину очереди (чтобы обслуживалось более 90% заявок).
Решение: Рассчитаем показатели обслуживания многоканальной СМО с ограниченной длиной очереди: Вероятность, что канал свободен (доля времени простоя каналов). ,24% в течение часа канал будет не занят, время простоя равно tпр = 0,0424*60 = 2,5 мин.
Вероятность отказа (Доля заявок, получивших отказ).
Будем постепенно увеличивать длину очереди, чтобы найти оптимальный вариант m = 4 Вероятность, что канал свободен. Следовательно, 3,69% в течение часа канал будет не занят, время простоя равно tпр = 0,0369*60 = 2,2 мин.
Вероятность обслуживания поступающих заявок. Следовательно, 86,9% из числа поступивших заявок будут обслужены. m = 5 Вероятность, что канал свободен. Следовательно, 3,27% в течение часа канал будет не занят, время простоя равно tпр = 0,0327*60 = 2 мин.
Вероятность обслуживания поступающих заявок. Следовательно, 88,8% из числа поступивших заявок будут обслужены.
m = 6 Вероятность, что канал свободен. Следовательно, 2,95% в течение часа канал будет не занят, время простоя равно tпр = 0,0295*60 = 1,8 мин.
Вероятность обслуживания поступающих заявок. Относительная пропускная способность: q = pобс = 0,902. По условию оптимальности q ≥ 0,9, следовательно, необходимо установить очередь в 6 человек (в этом случае q = 0,902). Абсолютная пропускная способность (Интенсивность выходящего потока обслуженных заявок). A = pобс * λ = 0,902 * 0,5 = 0,451 заявок/мин. Среднее время простоя СМО. tпр = pотк *tобс = 0,098* 5,8 = 0,568 мин. Среднее число обслуживаемых заявок. Lобс = ρ * Q = 2,9 * 0,902 = 2,616 ед/мин.
Задание 3.
Имеется веб-система с пятью серверами, которые обрабатывают запросы, поступающие с интенсивностью 10 http-запросов в секунду. Среднее время обслуживания равно среднему времени выборки данных с жесткого диска и составляет 0,25с. Если все сервера заняты, запрос становится в очередь и ожидает обслуживания.
Найти вероятность того, что запросы отсутствуют (все каналы обслуживания свободны), вероятность того, что заняты все серверы, вероятность отказа в обслуживании запроса, относительную и абсолютную пропускные способности веб-системы.
Решение: Это будет многоканальная СМО с неограниченной очередью Интенсивность потока обслуживания: Вероятность, что канал свободен (доля времени простоя серверов).
Вероятность того, что все каналы заняты: Вероятность отказа (Доля заявок, получивших отказ).
Вероятность обслуживания поступающих заявок (вероятность того, что клиент будет обслужен).pобс = 1 – pотк = 1 – 0 = 1pобс = 1 – pотк = 1 – 0 = 1
Относительная пропускная способность: Q = pобс = 1.
Абсолютная пропускная способность (Интенсивность выходящего потока обслуженных заявок).
Задание 4.
Что такое СМО? Системой массового обслуживания (СМО) называется любая система для выполнения заявок, поступающих в неё в случайные моменты времени.
На какие классы делятся СМО? Основные классы СМО следующие: 1.Системы с отказами (с потерями). 2.Системы с ожиданием (с очередью).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|