Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 6. Международные отношения и процесс глобализации современного мира

Задание на сессию

По дисциплине «Современные международные отношения»

для студентов заочной формы обучения

направление «Государственное и муниципальное управление»

профиль «Региональное управление»

срок обучения 3,5 года по учебному плану 2013 г.

 

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Балльная структура оценки

Основным инструментом оценки результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестаций) является балльно-рейтинговая система. Успешность изучения дисциплины и активность студента оценивается суммой набранных баллов, которые в совокупности определяют рейтинг студента.

Балльно-рейтинговая система предусматривает наличие промежуточного и текущего контроля успеваемости. Составной частью текущего контроля является контроль посещаемости учебных занятий.

Максимальное количество баллов, которое студент может получить за семестр – 70 баллов. Максимальное количество баллов, которое студент может получить по результатам итогового контроля (зачета) – 30.

Кроме того, студенту могут начисляться дополнительные «премиальные» баллы за участие в научных студенческих конференциях, выполнение творческой работы и т.п. Премиальные баллы учитываются только при выведении семестровой (итоговой) оценки.

При этом общая сумма баллов, набранная конкретным студентом при изучении дисциплины, включая премиальные, не может превышать 100 баллов.

Если к моменту проведения промежуточной аттестации (зачета) с учетом набранных дополнительных (премиальных) баллов студент получает количество баллов, достаточное для получения положительной оценки, они могут быть поставлены ему по результатам текущей успеваемости без проведения зачета.

Баллы, начисляемые за учебную работу студента в ходе 6 блока второго семестра:

  1. Посещение лекционных занятий – 2 балл за одно занятие, максимально 16 баллов из расчета 8 лекций.
  2. Посещение практических и семинарских занятий – 4 балла за одно занятие, максимально 16 баллов из расчета 4 практических занятий.
  3. Активность студента на практическом и семинарском занятии и качество его ответов (выступлений) - до 2,5 баллов за одно занятие, максимально 10 баллов.
  4. Выполнение творческой самостоятельной работы – до 2 баллов за одну работу, максимально 8 баллов, исходя из 4-х работ.
  5. Выполнение тестовых заданий – 5 баллов за одно задание, максимально 20 баллов из расчета 4 заданий.

Итого максимально - 70 баллов. Прохождение промежуточной аттестации (зачёт) - максимально 30 баллов. Всего- 100 баллов.

Итоги изучения дисциплины «Современные международные отношения» оцениваются суммой набранных за все виды учебной работы баллов (из 100 возможных) с последующим переводом их в Европейскую систему оценок.

Шкала оценок по дисциплине

Набранные баллы <50 51-60 61-67 68-84 85-93 94-100
Зачет\незачет незачёт зачёт
Оценка по шкале ECTS F Fx D С В А
               

 

II. Содержание дисциплины

 

Содержание дисциплины

Содержание тем дисциплины

Тема 1. Предмет и задачи курса «Современные международные отношения»

Структура курса. Ключевые теоретические понятия. Международные отношения как объект исследования. Международные отношения и международная политика. Внешняя и мировая политика. Предмет и методы изучения международных отношений. Содержание закономерностей. Информационное измерение международных отношений. Роль информации в системе межгосударственных отношений, общественных и мирохозяйственных связей. Использование возможностей курса в профессиональной деятельности специалистов по связям с общественностью.

Тема 2. Основные направления исследований и становления системы международных отношений конца XIX – середины XX веков в Европе и Северной Америке

Распространение европейской политической системы на значительную часть населения земного шара. Геополитические направления в исследовании и формировании системы международных связей. Феномен мировых войн. Создание международной политико-правовой системы регулирования взаимоотношений между государствами и народами. Возникновение универсальных международных организаций и механизмов взаимодействия.

Раскол мирового сообщества на противоположные социально-экономические и политические системы. Международные коалиции, блоки и союзы различных государств.

Тема 3. Основные проблемы формирования системы международных отношений в политической науке 70-80 годов ХХ века

Неолиберальные концепции международных отношений. Концепция транснационализма как отражение резкого роста уровня взаимозависимости между отдельными странами и усиления взаимообмена во всех сферах их жизнедеятельности. Необходимость создания новой модели мировой политики как механизма демократической самоорганизации качественно обновленного международного сообщества. Основные тенденции этого процесса.

Утверждение неореализма в качестве самостоятельного направления исследований международных отношений. Отказ от подхода к мировой политике как лишь к сфере борьбы отдельных государств за могущество и влияние между собой. Зависимость действий государств от структуры самой системы международных отношений. Усиление в ней роли международных организаций и негосударственных факторов (участников).

Снижение роли чисто военных и возрастание роли экономических и социальных факторов в международных отношениях.

Современные различия между неореалистами и неолибералами. Постмодернизм как реакция на неолиберализм и неореализм в поисках иной теоретической альтернативы, прежде всего, в отношениях по линии «Север-Юг» (конструктивизм).

Тема 4. Основные направления исследования содержания международных отношений после окончания «холодной войны»

Радикальные сдвиги в мировой политике и системе международных отношений в 90 годы ХХ века. Закат биполярного мира.

Концепция «столкновения цивилизаций» как отражение процесса усиления цивилизационного фактора в развитии современного мирового сообщества государств и народов. Рост цивилизационного самосознания. Возрастание роли религии в форме фундаменталистских движений. Ослабление влияния Запада в странах «третьего мира». Усиление экономического регионализма.

Концепция традиционной геополитике как противовес цивилизационному подходу и стремление к утверждению единого мирового порядка.

Концепция «мир- системы» (неомарксизм) как подчеркивание детерминированности мировой политики международной структурой экономических отношений (ядро, полупериферия,периферия).

Перспективы развития современной системы международных отношений.

Тема 5. Структура и система международных отношений

Типология международных отношений (политические, экономические, научно-технические, идеологические, культурные, военные). Приоритет международных политических отношений. Особенности среды международных отношений.

Теоретические модели международных систем: система «баланса сил», свободная биполярная система, жесткая биполярная система, универсальная система, иерархическая система, «система вето», их различные модификации и реализация в мировой политической практике.

Тема 6. Международные отношения и процесс глобализации современного мира

Предмет политической глобалистики. Международные отношения как часть процесса глобализации жизнедеятельности современного мира. Основные вопросы глобализации и интернационализации международной жизни.

Глобальные проблемы современности. Соотношение национальных интересов и глобальных проблем. Критерии и характерные черты международных глобальных проблем современности.

Теория катастроф и глобальные проблемы современной цивилизации. Проблемы устойчивого развития и международные отношения. Глобализация международных экономических отношений. Экология в системе социальных и политических приоритетов международного сотрудничества. Глобальное управление как проблема международных отношений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...