Тематические задачи для самоконтроля
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Задача 1.
В территориальный антимонопольный орган поступило заявление ООО «Рекламная фирма» (далее Фирма) о том, что Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» (далее МУП «Водоканал») навязывает ему невыгодные условия договора о водоснабжении и приеме стоков. МУП «Водоканал» предусмотрело в проекте договора необоснованно высокий расход воды, определенный расчетным путем по пропускной способности устройств и сооружений для присоединения к системам водоснабжения и канализации (при круглосуточном действии этих устройств): 7776 м3/год, при годовой потребности Фирмы 20 м3/год, что в сотни раз превышало фактически потребляемое количество. Не согласившись с предусмотренными в договоре нормами расхода воды и приема стоков, Фирма установила прибор учета воды и обратилась в МУП «Водоканал» с просьбой о принятии этого прибора в эксплуатацию и о включении в договор условия об определении количества израсходованной воды и сбрасываемых сточных вод по показаниям этого прибора. МУП «Водоканал» отказалось принять прибор в эксплуатацию, мотивируя это тем, что прибор был установлен другим предприятием без получения у МУП «Водоканал» технических условий на установку. Предоставление технических условий осуществляется на платной основе. Кроме того, МУП «Водоканал» настаивало на том, что прибор учета воды может быть установлен только после заключения договора на водоснабжение и прием стоков, ссылаясь на п. 1 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 года № 167 (далее Правила). В соответствии с Правилами «абонентами» являются «юридические лица, а также предприниматели без образования юридического лица..., заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод». Согласно п. 32 Правил абонент, то есть лицо, уже заключившее договор, обеспечивает учет полученной воды. Вместе с тем, в соответствии с п. 12, 88 Правил абонентами называются лица и до заключения договора, то есть намеревающиеся заключить договор и явно выразившие такое намерение. Кроме того, Правилами не предусмотрена обязательная установка приборов учета воды после заключения договора. Правилами регламентируется получение и выполнение технических условий на присоединение новых, реконструируемых, перепрофилируемых или расширяемых объектов к системам водоснабжения и канализации.
МУП «Водоканал» - единственное в городе предприятие, оказывающее услуги по водоснабжению и приему стоков. Оно включено в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35% (по позиции «услуги по подаче воды и сбору сточных вод»).
Вопросы 1. Правомерно ли требование МУП «Водоканал» об обязательном заключении договора на водоснабжение и прием стоков до установки приборов учета воды? 2. Правомерно ли требование МУП «Водоканал» о получении технических условий на установку прибора учета воды и об их выполнении?
Задача 2
В антимонопольный орган поступило заявление ЗАО «Луч» о злоупотреблении доминипуюшим положением муниципальным унитарным монтно-эксплуатационным предприятием «Воздвиженка» (далее РЭП) на рынке тепловой энергии. РЭП осуществляло передачу тепловой энергии потребителям по своим присоединенным сетям от энергоснабжающей организации ОАО «Энерго». РЭП заключило договор на поставку теплоэнергии с ЗАО «Луч». Присоединенная тепловая сеть РЭП передает тепловую энергию от энергоснабжающей организации ОАО «Энерго», которая вырабатывает тепловую энергию, потребителям. Других тепловых сетей для субабонентов (потребителей) нет. Для прокладки новых сетей необходимы значительные материальные затраты и техническая возможность их подключения. Использование организациями-потребителями альтернативных источников отопления, в частности электричества, потребует больших финансовых затрат, и этот способ отопления нежилых помещений слишком дорог.
В заявлении указывалось, что ранее право собственности на строение, арендованное ЗАО «Луч», перешло к ЗАО «Факт», по заявке которого РЭП отключило отопление в этом строении в разгар отопительного сезона. В связи с этим производственная деятельность ЗАО «Луч» была прекращена. ЗАО «Факт» подало иск в арбитражный суд о досрочном расторжении договора аренды нежилого помещения с ЗАО «Луч». Решением арбитражного суда, вступившим в законную силу, в иске ЗАО «Факт» было отказано. Право ЗАО «Луч» на аренду производственных помещений судом установлено. ЗАО «Луч» подало заявку в РЭП о возобновлении действия договора на снабжение тепловой энергией, однако получило отказ. Подача тепла в здание, арендуемое ЗАО «Луч», другими способами невозможна.
Вопросы 1. Обоснован или нет отказ РЭП от предоставления ЗАО «Луч» услуг по теплоснабжению? 2. Имело ли право РЭП прекращать поставку ЗАО «Луч» теплоэнергии по заявке ЗАО «Факт»?
Задача 3
В территориальный антимонопольный орган поступили жалобы потребителей на существенный рост цен на бензин в N-ской области. Анализ ситуации, сложившейся на областном рынке нефтепродуктов, показал, что основным поставщиком нефтепродуктов на рынок N-ской области является ОАО «Нефтепродукт»: его доля составила более 65% общего объема оптовых поставок бензина всех марок и дизельного топлива. Росту розничных цен на бензин и дизельное топливо в июле-августе предшествовало поэтапное повышение оптовых цен ОАО «Нефтепродукт», в результате чего они стали на 10—15% выше, чем у других поставщиков. Одновременно на АЗС ОАО «Нефтепродукт», как в областном центре, так и в прилегающих сельских районах, стали наблюдаться перебои в поставках бензина, особенно марок А-92 (АИ-93) и АИ-95 при уменьшении объемов оптовых поставок бензина на АЗС других хозяйствующих субъектов.
ОАО «Нефтепродукт» владеет примерно половиной автозаправочных станций N-ской области, доминируя на розничном товарном рынке нефтепродуктов: по бензину А-76 - 66% объема розничной реализации в области, по бензину А-92 (АИ-93) - 72%, по бензину АИ-95 - 85%, по дизельному топливу - 92%. После каждого периода дефицита на областном рынке нефтепродуктов ОАО «Нефтепродукт» повышало оптовые и розничные цены. В результате цены на АЗС в области превысили розничные цены в соседних регионах на 10-15%. В ходе рассмотрения дела антимонопольный орган сопоставил объемы реализации нефтепродуктов ОАО «Нефтепродукт» оптом и через АЗС в месяцы повышения цен с предыдущими месяцами, а также с теми же месяцами предыдущего года. В результате выяснилось, что ОАО «Нефтепродукт» в первый из анализируемых месяцев реализовало нефтепродукты в объемах, примерно равных объемам предыдущего месяца или несколько больших (в зависимости от марки). Однако из-за сезонного увеличения потребности в нефтепродуктах спрос все же не был удовлетворен. В последующие месяцы объемы реализации были еще ниже. Также была проанализирована информация об объемах остатков нефтепродуктов в хранилищах предприятия, в результате чего было установлено, что в дни отсутствия в розничной реализации бензина, предшествовавшие дням повышения цен, в хранилищах предприятия имелись достаточные объемы его остатков, но, тем не менее на автозаправочные станции бензин отгружался в незначительных количествах.
Вопросы 1. Как должны быть квалифицированы действия ОАО «Нефтепродукт»? Обоснуйте свой ответ.
Задача 4
В территориальный антимонопольный орган поступило заявление ОАО «Пищекомбинат» о том, что ОАО «СОМ» (поставщик сухого молока) настаивало на включении в договор поставки сухого молока одного из условий:
а) выделить рабочих для ремонта производственного цеха ОАО «СОМ»; б) отказаться от покупки сухого молока у других поставщиков; в) включить в договорную цену инвестиционную составляющую для развития ОАО «СОМ» в размере 5% себестоимости сухого молока. ОАО «Пищекомбинат» считало, что требования ОАО «СОМ» незаконны, и просило антимонопольный орган обязать ОАО «СОМ» заключить договор на поставку сухого молока без этих условий. Проведя анализ рынка сухого молока, территориальный антимонопольный орган установил, что ОАО «СОМ» является крупнейшим производителем сухого молока в области и занимает 67% регионального рынка этого продукта. По результатам анализа товарного рынка территориальный антимонопольный орган включил ОАО «СОМ» в Реестр предприятий, имеющих долю на областном рынке сухого молока более 35 %. Для определения характера, квалификации и доказательства правонарушения территориальный антимонопольный орган исследовал практику заключения договоров ОАО «СОМ», для чего запросил информацию от ОАО «СОМ» об условиях заключения договоров на поставку сухого молока, перечень его покупателей, обоснование включения дополнительных условий в договоры. Об условиях заключения договоров с ОАО «СОМ» опрошены также другие покупатели сухого молока. При этом установлено, что отдельным покупателям, которые из-за неудовлетворительного экономического положения не в состоянии выполнять дополнительные требования ОАО «СОМ», ОАО «СОМ» изъявило готовность поставлять сухое молоко без дополнительных условий. Поскольку ОАО «Пищекомбинат», ЗАО «Кондитерская фабрика» и ОАО «Молокозавод» имели хорошие экономические показатели, ОАО «СОМ» согласилось на поставку им сухого молока только после включения в договоры дополнительных условий. ЗАО «Кондитерская фабрика» и ОАО «Молокозавод», проведя экономические расчеты, пришли к выводу, что им выгоднее принять условия, предложенные ОАО «СОМ», чем завозить сухое молоко из других регионов.
Вопросы 1. Какие два обязательных условия необходимы для возбуждения дела по признакам нарушения ст. 5 Закона о защите конкуренции? 2. Какая дополнительная информация может иметь значение для принятия антимонопольным органом решения? 3. Какие нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не позволяют ОАО «СОМ» совершать действия (выставлять условия договоров), ставшие предметом рассмотрения комиссии антимонопольного органа? 4. Если нарушение доказано, то какое решение может принять антимонопольный орган в этом случае?
Задача 5
В территориальный антимонопольный орган поступили жалобы розничных торговых предприятий ООО «Новый», ООО «Горизонт» и др. на действия ОАО «Хлеб». ОАО «Хлеб» потребовало внести в договоры с заявителями дополнения, согласно которым в случае заказа розничным торговым предприятием только одного вида продукции (например, черного хлеба) ОАО «Хлеб» имело право в одностороннем порядке расторгнуть договор (отказаться от его исполнения). Заявители были не согласны с этим дополнением и просили антимонопольный орган принять меры административного воздействия в отношении ОАО «Хлеб». Согласно ранее заключенным договорам розничные предприятия приняли на себя обязательство по оплате и принятию хлеба и хлебобулочных изделий в заявляемом ими ассортименте (в соответствии со спросом потребителей) без каких-либо ограничений. В течение года, предшествовавшего обращению заявителей, ОАО «Хлеб» дважды поднимало цены на хлебобулочные изделия из пшеничной муки. Поэтому потребители стали приобретать больше черного хлеба. На изделия из пшеничной муки спрос уменьшился. Рынок хлебобулочных изделий представлен следующими товарными группами: • черный хлеб; • булочные изделия (в том числе малой выпечки); • сухарные и бараночные изделия; • мучные кондитерские изделия. Географические границы товарного рынка хлеба определяются административными границами города А. Продуктовые границы рынка определены как хлеб и хлебобулочные изделия. По потребительским свойствам и уровню цен данные продукты практически не имеют товаров-заменителей. Производством и оптовой реализацией хлеба в городе А занимаются 24 хозяйствующих субъекта: ОАО «Хлеб» и 23 мелкие хлебопекарни (мини-пекарни), суммарные производственные мощности которых - около 20 т в сутки. Доля мини-пекарен на рынке города А составляет около 8%. ОАО «Хлеб» производит 120 т хлеба в сутки, используя при этом не более 60% производственной мощности. Приказом территориального антимонопольного органа ОАО «Хлеб» внесено в Реестр предприятий, имеющих долю на рынке хлебобулочных изделий более 35% (локальный рынок). Доля хлебобулочных изделий, поставляемых ОАО «Хлеб» на рынок города А, составляла в среднем 54%, в том числе: 83% по хлебу черному; 57% по булочным изделиям; 36% по сухарным и бараночным изделиям; 97% по мучным кондитерским изделиям.
Вопросы 1. Проанализируйте с точки зрения антимонопольного законодательства изложенную ситуацию. 2. Как должны быть квалифицированы действия ОАО «Хлеб»? Какое предписание должен выдать антимонопольный орган?
Задача 6.
В городе N в соответствии с распоряжением администрации субъекта Федерации и на основании решения комиссии по проведению конкурса на право аренды Государственного унитарного предприятия «Таксомотор» (ГУП «Таксомотор») Комитет по управлению государственным имуществом передал в аренду производственные мощности ГУП «Таксомотор» победителю конкурса ООО «Таксопредприятие». Через месяц ООО «Таксопредприятие» получило от Комитета по управлению государственным имуществом разрешение на сдачу в субаренду с последующей продажей на аукционе 204 легковых автомобилей-такси. ООО «Таксопредприятие» заключило договоры аренды легковых автомобилей для пассажирских перевозок с частными предпринимателями, в том числе бывшими водителями ГУП «Таксомотор» (далее таксисты-арендаторы). Через 2 года в городе N состоялась забастовка таксистов-арендаторов, которые потребовали от арендодателя ООО «Таксопредприятие» уменьшения размеров арендной платы за легковые автомобили и тарифов на перевозки пассажиров. Таксисты-арендаторы направили обращение с изложением тех же требований в антимонопольный орган. Территориальный антимонопольный орган установил следующее. В соответствии со ст. 632 и 642 Гражданского кодекса Российской Федерации аренда транспортного средства бывает двух видов: с экипажем (с водителем) и без экипажа (без водителя). Указанные виды услуг не взаимозаменяемы. Рассматриваемый рынок - услуги аренды легковых автомобилей без водителя (далее услуги аренды). Географическими границами рынка услуг аренды являются границы города N. В субъекте Федерации рынки услуг по сдаче имущества в аренду локальны, каждый из них ограничивается определенным населенным пунктом. В момент проведения антимонопольного расследования услуги аренды в городе N оказывали два предприятия: ООО «Таксопредприятие» и ООО «Техник». Доля ООО «Таксопредприятие» на рынке услуг аренды составляла 63,8%. При дальнейшем расследовании установлены признаки согласованных действий по назначению цен (ставок). Ставка аренды легкового автомобиля без водителя в размере 1450 рублей в месяц принята обоими хозяйствующими субъектами одновременно: Динамика ставок аренды легкового автомобиля без водителя, руб. в месяц:
Несмотря на рост тарифов на услуги аренды, издержки за этот же период существенно не изменились. В результате увеличилась рентабельность услуг: на 18% у ООО «Таксопредприятие» и на 21% у ООО «Техник». Одновременно при повышении цен было установлено сокращение объемов предоставляемых услуг по перевозке пассажиров в натуральном исчислении (пассажирокилометрах). В ходе рассмотрения дела антимонопольный орган также выявил, что в конце 3-го года (после установления единой цены на услуги аренды) ООО «Таксопредприятие» через дочерние компании «М» и «К» вошло в состав участников ООО «Техник» с долей 51% уставного капитала. Сделка не была согласована с антимонопольным органом в порядке, предусмотренном Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
Вопросы 1. Какие статьи Закона о защите конкуренции и КоАП РФ должны применяться при рассмотрении такого дела? Обоснуйте свой ответ.
Задача 7
В антимонопольный орган поступило обращение ОАО «Авиакомпания «Горные авиалинии» (далее АК-1) о пресечении монополистической деятельности ОАО «Аэропорт Борщино» (далее - Аэропорт). К обращению был приложен проект договора между АК-1 и Аэропортом о базировании и техническом обслуживании воздушных судов АК-1 при выполнении международных рейсов, а также протокол разногласий по договору. В протоколе Аэропорт настаивал на включении в договор условия, которое ограничивало число международных рейсов, совершаемых АК-1 (не более трех в неделю по маршрутам, предварительно согласованным с Аэропортом). В сопроводительном письме Аэропорта к протоколу разногласий выдвижение условия обосновывалось отсутствием технической возможности обслуживания международных рейсов более трех раз в неделю. Условие не устраивало АК-1, которое планировало совершать 7-10 рейсов в неделю. При этом АК-1 намеревалось самостоятельно определять маршруты рейсов, исходя из их доходности и условий получения соответствующих лицензий. Антимонопольный орган установил, что фирма Аэропорт включена в Реестр субъектов естественных монополий на транспорте по услугам аэропортового обслуживания и в Реестр предприятий, занимающих на рынке соответствующего товара долю более 35%. Также установлено, что Аэропорт заключил с ОАО «Сибирские Авиалинии» (далее АК-2) генеральное соглашение, в котором содержится ряд взаимных обязательств, в том числе о постоянном дислоцировании самолетов АК-2 на территории Аэропорта; о том, что АК-2 будет исполнять договоры о техническом обслуживании воздушных судов других авиакомпаний, заключивших договоры с Аэропортом; об ограничении возможности других авиакомпаний совершать рейсы из Аэропорта по маршрутам, перечень которых определяет АК-2; об установлении платы за постоянное базирование самолетов АК-2 на территории Аэропорта в зависимости от дохода, получаемого АК-2 при совершении рейсов по маршрутам, на которые Аэропорт ограничивает доступ другим авиакомпаниям. Также установлено, что АК-2 совершает до 30 международных авиарейсов в неделю; Аэропорт имеет договоры о базировании и техническом обслуживании воздушных судов при выполнении международных рейсов еще с тремя авиакомпаниями: АК-3, АК-4, АК-5, в договоры с которыми по требованию Аэропорта включены ограничительные условия, подобные тем, на которых Аэропорт настаивал при заключении договора с АК-1. Географические и продуктовые границы рынков услуг по базированию воздушных судов и их техническому обслуживанию были определены на основании опроса всех авиакомпаний, выполняющих рейсы из Аэропорта. Большая часть авиакомпаний заявила, что техническое обслуживание, осуществляемое Аэропортом, не имеет замены в пределах области, где дислоцируется Аэропорт, у них нет экономической и технической возможности получать эти услуги от других хозяйствующих субъектов. Аналогичные результаты были получены при опросе авиакомпаний об услугах Аэропорта по базированию воздушных судов, совершающих международные рейсы. На основании этой информации был сделан вывод о доминировании Аэропорта на рынках услуг по техническому обслуживанию воздушных судов и услуг по их базированию в географических границах субъекта Российской Федерации, где расположен Аэропорт. Доля соответствующих рынков, принадлежащих Аэропорту, составила 100%. Антимонопольный орган запросил у регионального управления Министерства транспорта Российской Федерации заключение о возможности Аэропорта обеспечивать техническое обслуживание воздушных судов, в том числе авиакомпании АК-1. Управление Министерства транспорта России сообщило, что производственные мощности для технического обслуживания воздушных судов в Аэропорту задействованы не более чем на 60%, и ограничение числа рейсов АК-1 из-за отсутствия возможности предоставить услуги в необходимом объеме необоснованно. Анализ показал, что на 80% международных маршрутов, которые совершают из Аэропорта, работает только авиакомпания АК-2. На остальных 20% маршрутов одновременно работают АК-3, АК-4, АК-5. При этом цена билетов на аналогичные рейсы у АК-2 на 40-60% выше, чем у АК-3, АК-4, АК-5. Выборочный опрос потребителей услуг АК-2 позволил установить, что при снижении цен на билеты на 30% спрос возрастает на 40-50%. Установлено, что доход АК-2 за счет увеличения цен на билеты незначительно отличается от дохода, который она бы имела, снизив цены на 30%.
Вопросы 1. Необходимо ли определять доминирующее положение Аэропорта на рынке услуг по базированию и техническому обслуживания воздушных судов, если предприятие включено в Реестр субъектов естественных монополий по этим видам услуг? 2. Имеет ли значение отсутствие у Аэропорта технической возможности обслуживать воздушные суда, совершающие международные рейсы? Как проверить достоверность утверждения Аэропорта об отсутствии дополнительной технической возможности обслуживания воздушных судов? 3. Какие действия в данном случае должен осуществить антимонопольный орган для квалификации и доказательства правонарушения? 4. Какие предписания по данному факту должен выдать антимонопольный орган? Может ли антимонопольный орган выдать предписание, обязывающее возместить убытки, понесенные авиакомпаниями АК-3, АК-4, АК-5, в случае, если принято решение, признающее, что Аэропорт злоупотребляет доминирующим положением?
Задача 8
В нескольких средствах массовой информации одновременно появились сообщения о создании на территории города N Ассоциации производителей и продавцов алкогольной продукции (далее Ассоциация), куда вошли все крупнейшие производители алкогольной продукции и их уполномоченные оптовые базы (генеральные дилеры — всего семь участников). Цель создания Ассоциации определена как «создание цивилизованных взаимоотношений производителей и предприятий оптовой торговли в городе N на основе объединения их в единую систему в рамках многостороннего Договора о сотрудничестве». Члены Ассоциации предполагали: • централизовать поставку алкогольной продукции крупнейших городских производителей алкогольной продукции в розничную сеть через уполномоченные оптовые базы, подписавшие договор о сотрудничестве. При этом за каждой оптовой базой закреплялись определенные предприятия розничной торговли, расположенные в соответствующих административных районах города; • проводить «согласованную ценовую политику, учитывающую интересы всех участников договора, а также интересы потребителей и городского бюджета»; • не заключать договоры на поставку алкогольной продукции с иногородними предприятиями розничной торговли с целью пополнения городского бюджета. Территориальный антимонопольный орган получил протоколы совещаний членов Ассоциации, где обсуждались вопросы проведения согласованной ценовой политики и распределения поставок алкогольной продукции оптовыми базами по предприятиям розничной торговли районов города. Совокупная доля членов Ассоциации на рынке алкогольной продукции города N составляет 73%.
Вопросы 1. Проанализируйте данную ситуацию с точки зрения антимонопольного регулирования. 2. Оправдан ли превентивный характер реагирования территориального антимонопольного органа на данную рыночную ситуацию? 3. При каких условиях антимонопольный орган мог бы выдать предписание участникам Ассоциации?
Задача 9
ОАО «Русский хлеб» обратилось в антимонопольный орган с заявлением о недобросовестных действиях со стороны ОАО «Хлебпром» в отношении него самого, а также его дочернего предприятия - ЗАО «Хлеб». Заявитель просил антимонопольный орган запретить ОАО «Хлебпром» требовать от него и дочернего предприятия согласовывать свои действия на областном рынке хлебобулочных изделий с действиями местных хлебозаводов, владельцем контрольных пакетов которых являлось ОАО «Хлебром». В обращении акционеров ОАО «Хлебпром» (далее Обращение) к ОАО «Русский хлеб» последнему инкриминировался захват рынков сбыта, применение демпинговых цен. В Обращении акционеры утверждали, что вследствие этого останавливаются хлебозаводы области, не выдерживающие конкуренции, дестабилизируется положение со снабжением хлебом населения. В Обращении предлагалось осуществлять «разумную сбытовую политику», учитывающую интересы всех хлебозаводов области. В области торгуют хлебом 65 хозяйствующих субъектов, зарегистрированных в области, а также 10 предприятий, расположенных вне ее пределов. Как следовало из заявления, ОАО «Русский хлеб» производит и реализует ржаной хлеб, а не белый хлеб из муки высшего сорта. Товарным рынком, на котором действуют ОАО «Русский хлеб», ЗАО «Хлеб» и все местные хлебозаводы-акционеры ОАО «Хлебпром», является рынок хлебобулочных изделий области. Совокупная доля акционеров ОАО «Хлебпром» в объеме продаж хлебобулочных изделий составляет на товарном рынке области 64%, а в объеме продаж муки оптовым и розничным потребителям — 100%. Из Обращения акционеров ОАО «Хлебпром» к ОАО «Русский хлеб», ЗАО «Хлеб» и администрации области, а также Протокола собрания акционеров ОАО «Хлебпром» (далее Протокол) следовало, что акционеры ОАО «Хлебпром» не только не видят ничего противозаконного в согласовании действий поставщиков хлебобулочных изделий области, но и возражают против того, чтобы вновь входящие на областной рынок хозяйствующие субъекты делали это без разрешения ОАО «Хлебпром», которое согласно уставу координирует деятельность хлебозаводов на территории области. Кроме того, антимонопольный орган установил, что хлебозаводы отказались от заключения договоров на поставку муки ОАО «Русский хлеб» и ЗАО «Хлеб», не имеющим собственного мукомольного производства. В результате ввоза муки из соседних регионов себестоимость хлебобулочных изделий ОАО «Русский хлеб» возросла на 9%, а ЗАО «Хлеб» — на 8,35%. Это привело к снижению доходов и прибыли обоих предприятий, не пожелавших поднимать цены на свою продукцию. Проверка антимонопольного органа показала, что у хлебозаводов области — акционеров ОАО «Хлебпром» имелись достаточные запасы муки для заключения договоров поставки. А при проверке порядка ценообразования в ОАО «Русский хлеб» и ЗАО «Хлеб» обвинения, выдвинутые ОАО «Хлебпром» в их адрес (демпинговые цены), не подтвердились. Издержки производства этих хорошо оснащенных предприятий были ниже, чем предприятий хлебозаводов-акционеров ОАО «Хлебпром», что позволило ОАО «Русский хлеб» и ЗАО «Хлеб» продавать свою продукцию по более низким ценам и расширять территорию реализации своей продукции.
Вопросы 1. Имеют ли место признаки картельного соглашения? 2. Каким образом в отсутствие заявления заинтересованной стороны антимонопольный орган может обнаружить признаки ограничивающего конкуренцию соглашения (согласованных действий) хозяйствующих субъектов? 3. Являются ли соглашения (согласованные действия), направленные на раздел рынка по территориальному принципу, во всех случаях антиконкурентными? 4. Достаточно ли при квалификации согласованных действий опираться только на текст Обращения? 5. Чем отличается соглашение от согласованных действий? 6. Какое предписание должно быть вынесено антимонопольным органом?
Задача 10
В территориальный антимонопольный орган поступило заявление от шести буксирных компаний (юридических лиц, коммерческих организаций), работающих в порту М, о том, что при оказании услуг буксирного флота ОАО «Порт М» создает исключительные условия для деятельности ЗАО «Флот». ОАО «Порт М» занимает доминирующее положение в сфере обслуживания судов в период их стоянки в порту, при погрузке - выгрузке грузов, пассажиров, выполнении складских операций, а также обеспечения жизнедеятельности экипажей, обеспечения безопасного, непрерывного производственного транспортного процесса на акваториях водных объектов порта и др. ОАО «Порт М» — одно из учредителей ЗАО «Флот», имеющее контрольный пакет акций последнего. При создании ЗАО «Флот» в состав его совета директоров вошли должностные лица ОАО «Порт М». ОАО «Порт М» и ЗАО «Флот» заключили договор о совместной деятельности. В соответствии с этим договором ОАО «Порт М» предложило представителям судовладельцев подписать договоры на обслуживание в порту М. При этом были выставлены условия обязательного заключения с ЗАО «Флот» договоров на комплексное обслуживание судов, которые в том числе включали следующие операции: • снятие льяльных вод; • бункеровка судов водой; • снятие мусора и других отходов с судов. Пользуясь тем, что ЗАО «Флот» является единственной организацией, которая осуществляет комплексное обслуживание, ОАО «Порт М» требовало использовать только буксиры ЗАО «Флот», тарифы на услуги которых в среднем на 60—65% выше тарифов на услуги, предоставляемые другими буксирными компаниями. В противном случае ЗАО «Флот» отказывалось заключать договоры на оказание комплексных услуг, суда простаивали без обработки и не выпускались в море Портнадзором без оформления и проведения операций по очистке судов (комплексные услуги). Кроме того, при использовании буксиров других организаций ОАО «Порт М» не давало подтверждения на постановку судна под грузовые операции, проводимые им. Руководство ОАО «Порт М» потребовало от таможни не принимать заявку на открытие границы в том случае, если судно собирается выйти из акватории порта с буксирами других компаний, а не с буксирами ЗАО «Флот». Для того, чтобы не останавливать процесс обработки судов, агентирующие фирмы были вынуждены заключить договоры с ЗАО «Флот». Попытки буксирных компаний, работающих в акватории порта, урегулировать взаимоотношения с руководством ОАО «Порт М» для получения разрешения работать с судами, идущими под грузовые операции, не имели успеха. На все запросы, направляемые в ОАО «Порт М», буксирные компании получали ответ, что ОАО «Порт М» ни с какими другими компаниями, кроме ЗАО «Флот», работать не намерено. Все это приводило к вынужденным простоям буксиров других буксирных компаний, материальному ущербу. Территориальный антимонопольный орган исследовал рынок услуг морских портов, расположенных в порту М. При этом были изучены материалы, представленные буксирными компаниями, расположенными в акватории порта М, в том числе данные о заключенных договорах и переписка, подтверждающая отказ от заключения договоров судовладельцами. Запрошены данные об объемах услуг, оказываемых буксирными компаниями и ОАО «Порт М». По результатам анализа было установлено, что доля ОАО «Порт М» на рынке соответствующих услуг составила Как учредитель ЗАО «Флот», ОАО «Порт М», не обращаясь в антимонопольные органы, передал часть своего портового флота и часть своих служебных помещений ЗАО «Флот». Стоимость переданных активов превысила 10% балансовой стоимости основных производственных средств ОАО «Порт М». ОАО «Порт М» и ЗАО «Флот» заключили соглашение о предоставлении последнему информации о судах, идущих в порт под грузовые операции.
Вопросы 1. Какие условия необходимы для возбуждения дел о нарушении Закона о защите конкуренции и по какой статье? 2. Какие доказательства необходимы для полной оценки возникшей ситуации? 3. Какие действия и каких хозяйствующих субъектов можно квалифицировать как согласованные, ограничивающие конкуренцию?
Учебное пособие
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|