Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тематика курсовых / контрольных работ / рефератов

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Пермский государственный национальный исследовательский университет

«ПГНИУ»

Кафедра Биогеоценологии и охраны природы географического факультета

(название кафедры)

 

Ф.и.о. автора_______ Воронов Георгий Анатольевич ___________________

 

Учебно-методический комплекс

Биогеография

(название дисциплины)

 

Специальность: ________ 020802.65 Природопользование _____________

(код по ОКСО) (наименование специальности)

 

Согласовано: Рекомендовано кафедрой:

Учебно-метод. управление Протокол №____

«____» _____________ 20__ г. «___» ___________ 20__ г.

_________________________ Зав. кафедрой _________

 

 

Пермь 2011

 

СОДЕРЖАНИЕ

I. Рабочая программа дисциплины 3

1. Цели и задачи изучения дисциплины 3

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 3

3. Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля 3

3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 3

3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы 4

4. Содержание курса 6

5. Темы практических занятий 8

6. Тематика курсовых/контрольных работ/рефератов 8

7. Учебно-методическое обеспечение 9

7.1. Литература 9

7.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины 9

7.3. Методические указания студентам 9

7.4. Методические рекомендации для преподавателя 12

II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения

промежуточных и итоговых аттестаций 12

 

 

Рабочая программа дисциплины

Цель и задачи изучения дисциплины

Формирование у студентов знаний о географическом распространении и размещении живых организмов и их сообществ, важнейших закономерностях структуры растительного покрова и животного населения планеты в целом и ее регионов. Биогеография – фундаментальная географическая дисциплина. Знание ее основных положений необходимо для решения широкого круга вопросов, связанных с природопользованием, биоиндикацией, мониторингом состояния окружающей среды и охраны живой природы.

Дать студентам основополагающие знания о закономерностях распространения биоты, ее пространственно-временной организации на разных уровнях дифференциации биосферы, закономерностях изменения биоразнообразия. Одна из важнейших задач курса – формирование у студентов природоохранного мировоззрения, этики взаимодействия и вмешательства человека в живую природу должны лимитироваться нашими знаниями и оценкой возможных последствий. Полученные знания необходимы студентам для освоения других курсов в рамках подготовки специалиста.

Требования к уровню освоения содержания курса

Студент должен:

- четко представлять роль и место биоты в формировании биосферы;

- знать важнейшие принципы организации наземных и водных экосистем, основные закономерности их пространственно-временной изменчивости;

- знать основные закономерности изменения биоразнообразия по важнейшим географическим градиентам;

- уметь пользоваться биогеографическими картами, освоить сравнительно-географические методы применительно к биогеографическими объектами.

Объем дисциплины

Объем дисциплины и виды учебной работы по специальности «Природопользование»

Вид учебной работы Число часов по формам обучения
очная заочная
№№ семестра    
Аудиторные занятия:    
Лекции    
Практические занятия   -
Самостоятельная работа    
Всего часов на дисциплину    
Текущий контроль - конт. раб 6 сем
Учебная практика   -
Вид промежуточного контроля Экзамен 4 сем Экзамен 6 сем

Распределение часов по темам и видам учебной работы

Специальность «Природопользование»

Очная форма обучения

Название разделов и тем Всего Виды учебных занятий
Лекции Практические занятия Самостоят. работа
Раздел 1. Введение     - -
1. Определение биогеографии, положение в системе наук     - -
2. Основные разделы биогеографии     - -
Раздел 2. Биосфера     - -
3. Понятие биосферы     - -
4. Эволюция биосферы     - -
Раздел 3. Географические закономерности дифференциации живого покрова суши     - -
5. Широтная зональность     -  
6. Высотная поясность     -  
7. Основные типы биомов        
Раздел 4. Основы учения об ареале        
8. Формы ареалов     - -
9. Расселение организмов     - -
10. Флористическое и фаунистическое районирование суши        
Раздел 5. География культурных растений и домашних животных        
11. Происхождение домашних животных        
12. Центры происхождения культурных растений по Н.И. Вавилову и В.И. Комарову        
Раздел 6. Биогеография океанов, морей и пресных вод.     - -
13. Экологические области океанов     - -
14. Районирование мирового океана     - -
15. Типы внутренних водоемов     - -
Раздел 7. Биологическое разнообразие и его охрана     - -
16. Уровни охраны биоразнообразия     -  
17. Красные книги РФ, Пермского края   - -  
18. Системы ООПТ РФ и Пермского края   - -  
Итого        

Специальность «Природопользование»

Заочная форма обучения

Название разделов и тем Всего Виды учебных занятий
Лекции Практические занятия Самостоят. работа
Раздел 1. Введение     -  
1. Определение биогеографии, положение в системе наук   - -  
2. Основные разделы биогеографии   - -  
Раздел 2. Биосфера     -  
3. Понятие биосферы     -  
4. Эволюция биосферы     -  
Раздел 3. Географические закономерности дифференциации живого покрова суши     -  
5. Широтная зональность     -  
6. Высотная поясность     -  
7. Основные типы биомов   - -  
Раздел 4. Основы учения об ареале     -  
8. Формы ареалов   - -  
9. Расселение организмов   - -  
10. Флористическое и фаунистическое районирование суши   - -  
Раздел 5. География культурных растений и домашних животных     -  
11. Происхождение домашних животных     -  
12. Центры происхождения культурных растений по Н.И. Вавилову и В.И. Комарову     -  
Раздел 6. Биогеография океанов, морей и пресных вод.     -  
13. Экологические области океанов     -  
14. Районирование мирового океана     -  
15. Типы внутренних водоемов     -  
Раздел 7. Биологическое разнообразие и его охрана     -  
16. Уровни охраны биоразнообразия   - -  
17. Красные книги РФ, Пермского края   - -  
18. Системы ООПТ РФ и Пермского края   - -  
Итого     -  

Содержание курса для специальности «Природопользование»

Введение. Биогеография как наука о распространении живых организмов и их сообществ. Положение биогеографии в системе наук, ее связи с другими науками. Основные этапы развития биогеографии. Значение работ К. Линнея, Ч. Дарвина, А. Гумбольдта. Биогеография в России. Роль В.И. Вернадского, Н.И. Вавилова, В.Н. Сукачева, Л.С. Сукачева, Л.С. Берга, В.Б. Сочавы в развитии современной биогеографии.

Объекты и методы биогеографии. Важнейшие понятия: флора, фауна, биота; растительность (растительный покров), животное население.

Основные разделы биогеографии: биогеография, ботаническая география, зоогеография, биогеография океанов, пресных вод.

Биосфера. Понятие о биосфере. Ее пределы. «Живое вещество» и его химический состав. Масса живого вещества и его продукция.

Роль организмов в круговороте основных элементов в биосфере. Биогенный круговорот кислорода, углерода, азота, фосфора.

Поток энергии и трофические цепи: продуценты, консументы, редуценты.

Эволюция биосферы. Ноосфера в представлении В.И. Вернадского.

Экологические основы биогеографии. Экологические факторы среды, их прямое и косвенное воздействие на организмы. Взаимодействие факторов.

Формообразующее влияние среды. Адаптивные типы, жизненные формы организмов.

Биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Фитоценоз, животное население. Роль внутривидовых и межвидовых взаимоотношений в организации биоценоза. Экотоп, биотоп, местообитание. Структура биоценоза. Видовой состав, количественные отношения между видами. Ценотическая значимость и жизненные стратегии. Доминанты, эдификаторы, второстепенные виды. Вертикальная структура. Горизонтальное сложение биоценозов, мозаичность, роль биотических и абиотических факторов в их формировании.

Изменчивость биоценозов. Сезонная смена аспектов как проявление структуры биоценозов. Динамика биоценозов. Флуктуации, степень их выраженности в различных биоценозах и в связи с колебаниями параметров природных режимов. Сукцессии. Первичные сукцессии, стадии формирования биоценозов. Понятие климакса. Вторичные сукцессии. Дигрессии, демутации. Антропогенные сукцессии. Общие закономерности развития сукцессий.

Классификация биоценозов, важнейшие син-таксономические категории: ассоциация, формация, тип.

Континиум. Понятие экотон. Границы биоценозов. Представление о дискретности и континуальности.

Географические закономерности дифференциации живого покрова суши. Основные градиенты среды – широтный градиент, градиент океан – суша, высотный градиент.

Система широтной зональности. Зональные, интразональные и экстразональные типы биоценозов. Региональные различия в структуре биоценотического покрова природных зон.

Высотная поясность, ее отношение с широтной зональностью. Представление о типах высотной поясности.

Смены биоценозов по градиенту среды на локальном уровне, фитокатены, биоценокомплексы.

Основные типы биомов суши. Экологические подходы к дифференциации живого покрова суши. Биом, типы биомов. Краткая характеристика типов биомов тундры, лесов умеренного пояса, степей, тропических листопадных и постоянно влажных лесов, пустынь умеренного и тропического поясов.

Основные учения об ареале. Ареал как географическая характеристика вида и других систематических категорий. Границы ареалов и факторы их обуславливающие. Роль человека в формировании современных границ ареалов, ареалы восстановленные, культигенные. Космополиты, эндемики (нео- и палеоэндемики). Центры обилия и таксономического разнообразия форм. Изменение ареалов во времени. Влияние изменения природных условий в предшествующие эпохи на формирование ареалов живых организмов. Дизъюнктивные ареалы. Реликты, реликтовые ареалы.

Флористическое и фаунистическое районирование суши. Флора, фауна, биота. Важнейшие методы флористических и фаунистических исследований. Общие закономерности изменения видового разнообразия по важнейшим градиентам среды. Понятие эндемизм, центры систематического разнообразия. Система флористического и фаунистического районирования суши. Краткая характеристика флористических царств и фаунистических областей.

География культурных растений и домашних животных. Происхождение культурных растений и домашних животных. Работы Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Важнейшие центры и их краткая характеристика. Современные ареалы важнейших культурных растений. Центры происхождения и современное распространение домашних животных.

Биогеография океанов, морей и пресных вод. Моря и океаны как среда жизни. Биологическая структура океана и продуктивность морских экосистем. Сообщества организмов океана. Экологические области океана: литораль, сублитораль, пелагиаль, абиссаль, бентос континентального шельфа и глубоководных «желобов». Промысел морских организмов и распространение промысловых зон.

Биогеографическое районирование мирового океана. Биогеографическая характеристика морей, омывающих берега России: моря Северного Ледовитого океана, моря Тихого океана, Азовское, Черное, Каспийское моря. Биполярное и амфибореальное распределение морской фауны и флоры.

Типы внутренних водоемов как среда обитания организмов. Биогеографические особенности озер, рек, подземных водоемов. Специфика сообществ водохранилищ. Районирование биоты пресных вод по Л.С. Бергу.

Биологическое разнообразие и его охрана. Сохранение разнообразия биосферы на видовом и экосистемном уровнях. Охрана редких и исчезающих видов. «Красная книга» Российской Федерации, международная «Красная книга». Географические принципы размещения охраняемых природных территорий. Заповедники и национальные парки.

 

Темы практических занятий

 

Тема 1. Географические аспекты биологического разнообразия. Основные понятия: биоразнообразие, эндемик, реликт, биом, экологический регион, ареал. Типы и уровни биоразнообразия. Категории редкости МСОП. Экорегионы России и их классификация.

Тема 2. биом тундры. Условия среды обитания живых организмов. Растительный и животный мир. Номенклатура тундровых экологических регионов.

Практическая работа №1 «Анализ распространения живых организмов методом наложения картосхем».

Тема 3. биом тайги. Условия среды обитания живых организмов. Растительный и животный мир. Номенклатура бореальных экологических регионов.

Практическая работа №2. «Характеристика типов леса».

Тема 4. Биом широколиственных лесов. Условия среды обитания живых организмов. Растительный и животный мир. Номенклатура неморальных экологических регионов.

Практическая работа №3. «Вычисление показателей биологического разнообразия».

Тема 5. Биом степей. Условия среды обитания живых организмов. Растительный и животный мир. Номенклатура степных экологических регионов.

Тема 6. биом пустынь. Условия среды обитания живых организмов. Растительный и животный мир. Номенклатура пустынных экологических регионов.

Практическая работа №4. «Характеристика ареала вида»

Тема 7. Биогеографичесие особенности Пермской области.

Тема 8. Флористическое и фаунистическое деление суши. Принципы выделения основных таксонов. Номенклатура и характеристика таксонов.

 

Тематика курсовых / контрольных работ / рефератов

 

1. Объект и предмет биогеографии. Особенности положения этой дисциплины в системе наук.

2. Основные понятия биогеографии: флора, растительность, фауна, животное население, биоценоз, биотоп, экотоп, биогеоценоз, экосистема, ареал, кружево ареала. Различие терминов: флора и растительность; фауна и животное население; биогеоценоз и экосистема; биотоп и стация.

3. Теория оттесненных реликтов.

4. Теория постоянства материков и океанов.

5. Теория континентального дрейфа.

6. Практические задачи биогеографии.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...