СМО с ожиданием (очередью)
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 В качестве показателей эффективности СМО с ожиданием, кроме уже известных показателей — абсолютной А и относительной Q пропускной способности, вероятности отказа Ртк., средне- Глава 15 Элементы теории массового обслуживания
го числа занятых каналов к (для многоканальной системы) будем рассматривать также следующие: 1Сист. — среднее число заявок t. системе; Ттс1 — среднее время пребывания заявки в системе; L04 -* среднее число заявок в очереди {длина очереди); Точ — среднее время ^ пребывания заявки в очереди; />зан — вероятность того, что канал занят {степень загрузки канала). Одноканальная система с неограниченной очередью. На практике часто встречаются одноканальные СМО с неограниченной очередью (например, телефон-автомат с одной будкой). Рассмотрим задачу. Имеется одноканальная СМО с очередью, на которую не наложены никакие ограничения (ни по длине очереди, ни по времени ожидания). Поток заявок, поступающих в СМО, имеет интенсивность X, а поток обслуживании — интенсивность ц. Необходимо найти предельные вероятности состояний и показатели эффективности СМО. Система может находиться в одном из состояний 5о> ^ь $2, ■■■■> $ь по числу заявок, находящихся в СМО: Sq — канал свободен; S\ — канал занят (обслуживает заявку), очереди нет; Si — канал занят, одна заявка стоит в очереди;... Sk — канал занят, {к-\) заявок стоят в очереди и т.д. Граф состояний СМО представлен на рис. 15.8.
Для определения предельных вероятностей состояний воспользуемся формулами (15.16), (15.17) для процесса гибели и размножения (здесь мы допускаем известную нестрогость, так как ранее эти формулы были получены для случая конечного числа состояний системы). Получим:
-1 1 х
1 + —+
= (l + p + p2+...+p*+---) • Так как предельные вероятности существуют лишь при р < 1, то геометрический ряд со знаменателем р < 1, записанный в
скобках в формуле (15.32), сходится к сумме, равной этому А>=1-Р. и с учетом соотношений (15.17) Pl=PP0, Р2=Р2Р0, •••> РкГРкР0, - найдем предельные вероятности других состояний
/»1=р(1-р), Л=Р20-р), -, />*=Р*(1-р), ••■ •
Рис. 15.8 Это процесс гибели и размножения, но с бесконечным числом состояний, э котором интенсивность потока заявок равна X, а интенсивность потока обслуживании ц. Прежде чем записать формулы предельных вероятностей, необходимо быть уверенным в их существовании, ведь в случае, когда время / -> °о, очередь может неограниченно возрастать. Доказано, что если р < 1, т.е. среднее число приходящих заявок меньше среднего числа обслуженных заявок (в единицу времени), то предельные вероятности существуют. Если р > 1, очередь растет до бесконечности. Предельные вероятности р0, рь р2,..., Рк,... образуют убывающую геометрическую профессию со знаменателем р < 1, следовательно, вероятность ро — наибольшая. Это означает, что если СМО справляется с потоком заявок (при р < 1), то наиболее вероятным будет отсутствие заявок в системе. Среднее число заявок в системе ЬСИ<Л определим по формуле, математического ожидания, которая с учетом (15.34) примет вид
!5>*=(1-р)1*р* к=\ к=1 (суммирование от 1 до оо, так как нулевой член 0ро=0). ч Глава 15 Элементы теории массового обслуживания
Можно показать, что формула (15.35) преобразуется (при р < 1) к виду 4ист = ~- (15.36) 1-р Найдем среднее число заявок в очереди L04. Очевидно, что ^оч. ^сист. ^об.> \Ij.jI) где Дэб. — среднее число заявок, находящихся под обслуживанием.
Среднее число заявок под обслуживанием определим по формуле математического ожидания числа заявок под обслуживанием, принимающего значения 0 (если канал свободен) либо 1 (если канал занят): А>б=0-/>о+Ц1-/>о), т.е. среднее число заявок под обслуживанием равно вероятности того, что канал занят:
1-р Доказано, что при любом характере потока заявок, при любом распределении времени обслуживания, при любой дисциплине обслуживания среднее время пребывания заявки в системе (очереди) равна среднему числу заявок в системе (в очереди), деленному на интенсивность потока заявок, т.е. 'сист.-Т" ^сист.> 113.41J 'оч.= ~г А>ч.- (15.42) Формулы (15.41) и (15.42) называются формулами Литтла. Они вытекают из того, что в предельном, стационарном режиме среднее число заявок, прибывающих в систему, равно среднему числу заявок, покидающих ее: оба потока заявок имеют одну и ту же интенсивность X.
На основании формул (15.41) и (15.42) с учетом (15.36) и (15.40) среднее время пребывания заявки в системе определится по формуле:
Т = 1 П1Г.Т М1-Р) а среднее время пребывания заявки в очереди — „2 (15.44) ^ Ш-Р) 15.8. В порту имеется один причал для разгрузки судов. Интенсивность потока судов равна 0,4 (судов в сутки). Среднее время разгрузки одного судна составляет 2 суток. Предполагается, что очередь может быть неограниченной длины. Найти показатели эффективности работы причала, а также вероятность того, что ожидают разгрузки не более чем 2 судна. Решение. Имеем р = А,/и = ^об. = 0,4-2 = 0,8. Так как р = = 0,8 < 1, то очередь на разгрузку не может бесконечно возрастать и предельные вероятности существуют. Найдем их. Вероятность того, что причал свободен, по (15.33) р0 = 1-- 0,8 = 0,2, а вероятность того, что он занят, Рзш, = 1—0,2 = 0,8. По формуле (15.34) вероятности того, что у причала находятся 1, 2, 3 судна (т.е. ожидают разгрузки 0, 1, 2 судна), равны р\ = 0,8(1-0,8) = 0,16; р2 = 0,82-(1-0,8) = 0,128; р3 = 0,83(1-0,8) = = 0,1024. Вероятность того, что ожидают разгрузку не более чем 2 судна, равна Р = pi+p2+P3 = 0,16+0,128+0,1024 = 0,3904. По формуле (15.40) среднее число судов, ожидающих разгрузки, 4,ч. = 0,82/(1-0,8) = 3,2, а среднее время ожидания разгрузки по формуле (15.42)
Гоч. = 3,2/0,8 = 4 (сутки). Глава 15 Элементы теории массового обслуживания
По формуле (15.36) среднее число судов, находящихся у причала, /-сист. = 0,8/(1-0,8) = 4 (сутки) (или проще по (15.37) 2СИСт. = = 3,2+0,8 = 4 (сутки), а среднее время пребывания судна у причала по формуле (15.41) 7сИСт. = 4/0,8 = 5 (сутки). Очевидно, что эффективность разгрузки судов невысокая. Для ее повышения необходимо уменьшение среднего времени разгрузки судна f 0б. либо увеличение числа причалов л> Многоканальная СМО с неограниченной очередью. Рассмотрим задачу. Имеется л-канальная СМО с неограниченной очередью. Поток заявок, поступающих в СМО, имеет интенсивность X, а поток обслуживании — интенсивность ц. Необходимо найти предельные вероятности состояний СМО и показатели ее эффективности. Система может находиться в одном из состояний iSo, S\, -5*2,...,
Граф состояний системы показан на рис. 15.9. Обратим вни-^' мание на то, что в отличие от предьщущей СМО, интенсивность I потока обслуживании (переводящего систему из одного состояния ^ в другое справа налево) не остается постоянной, а по мере увели-, чения числа заявок в СМО от 0 до я увеличивается от величины ц, до лц, так как соответственно увеличивается число каналов обслуживания. При числе заявок в СМО большем, чем л, интенсивность потока обслуживании сохраняется равной яц.
Рис. 15.9 Можно показать, что при р/я < 1 предельные вероятности существуют. Если р/я 2: 1, очередь растет до бесконечности. Используя формулы (15.16) и (15.17) для процесса гибели и размножения, можно получить следующие формулы для предельных вероятностей состояний я-канальной СМО с неограниченной очередью
( „ „2 пп пп+\ \
1 + Л + Н-+ | Р ■ р 1! 2! '" я! я!(я-р), Ро,---,Рк
А)>---.Л!=ПГР0. (15.46)
п+г
Ро,---,Рп+г=—г —-Л).-- (15.47) ял!
вка окажется в очереди, P04 = -f^rPo- (15.48) л!(л - р)
Для я-канальной СМО с неограниченной очередью, используя прежние приемы, можно найти: среднее число занятых каналов к = — =р, среднее число заявок в очереди
_ Р" РО
Р я среднее число заявок в системе
•^сист.= А)Ч.~*~Р- Среднее время пребывания заявки в очереди и среднее время пребывания заявки в системе, как и ранее, находятся по формулам Литтла (15.42) и (15.41). Замечание. Для СМО с неограниченной очередью при р < 1 любая заявка, пришедшая в систему, будет обслужена, т.е. ве- Глава >15 Элементы теории массового обслуживания
роятность отказа Ротк = 0, относительная пропускная способность Q = 1, а абсолютная пропускная способность равна интенсивности входящего потока заявок, т.е. А = X. &■ 15.9. В универсаме к узлу расчета поступает поток покупателей с интенсивностью X = 81 чел. в час. Средняя продолжительность обслуживания контролером-кассиром одного покупателя '"об. = 2 мин. Определить: а. Минимальное количество контролеров-кассиров ятщ, при б. Оптимальное количество лопт контролеров-кассиров, при = — л + ЗГ0Ч, будет минимальна, и сравнить характеристики об- X служивания при п=пт\п и л=лопт. в. Вероятность того, что в очереди будет не более трех покупате Решение, а. По условию X = 81(1/ч) = 81/60 = 1,35 (1/мин.). По формуле (15.24) р = Х/ц = Я./об. = 1,35-2 = 2,7. Очередь не будет возрастать до бесконечности при условии р/л < 1, т.е. при л > р = 2,7. Таким образом, минимальное количество контролеров-кассиров лтщ = 3. Найдем характеристики обслуживания СМО при л = 3. Вероятность того, что в узле расчета отсутствуют покупатели, по формуле (15.45) р0 = (1+2,7+2,72/2!+2,73/3!+2,74/3!(3-2,7))-1 = = 0,025, т.е. в среднем 2,5% времени контролеры-кассиры будут простаивать. Вероятность того, что в узле расчета будет очередь, по (15.48) Рт. = (2,74/3!(3-2,7))0,025 = 0,735. Среднее число покупателей, находящихся в очереди, по (15.50)
А>ч. = (2,74/3-3!(1-2,7/3)2)0,025 = 7,35. Среднее время ожидания в очереди по (15.42) Точ. = 7,35/1,35 = 5,44 (мин). Среднее число покупателей в узле расчета по (15.51) £сист. = 7,35+2,7 = 10,05. Среднее время нахождения покупателей в узле расчета по (15.41) Т'сист. = 10,05/1,35 = 7,44 (мин). Среднее число контролеров-кассиров, занятых обслуживанием покупателей, по (15.49) к = 2,7. Коэффициент (доля) занятых обслуживанием контролеров-кассиров к = р/л = 2,7/3 = 0,9. Абсолютная пропускная способность узла расчета А = 1,35 (1/мин), или 81 (1/ч), т.е. 81 покупатель в час. Анализ характеристик обслуживания свидетельствует о значительной перегрузке узла расчета при наличии трех контролеров-кассиров. б. Относительная величина затрат при л = 3 Со™. = -и +37оч. = 3/1,35+3-5,44 = 18,54. Рассчитаем относительную величину затрат при других значениях и (табл. 15.2). Таблица 15.2
Как видно из табл. 15.2, минимальные затраты получены при и = "опт. = 5 контролерах-кассирах. Глава 15 Элементы теории массового обслуживания
Определим характеристики обслуживания узла расчета при я = = «опт = 5. Получим Роч. = 0,091; 10ч. = 0,198; Гоч. = 0,146 (мин); Ажст. = 2,90; Гсист. = 2,15 (мин); к = 2,7; кг = 0,54. Как видим, при п = 5 по сравнению с п = 3 существенно уменьшились вероятность возникновения очереди Роч., длина очереди Ьоч и среднее время пребывания в очереди Гоч и соответственно среднее число покупателей LclfCT и среднее время нахождения в узле расчета Гсист, а также доля занятых обслуживанием контролеров &з- Но среднее число занятых обслуживанием контролеров-кассиров к и абсолютная пропускная способность узла расчета А естественно не изменились. в. Вероятность того, что в очереди будет не более 3 покупателей, определится как Р(Г й 3) = Р\+Р2+Р3+Р4+Р5 + P5+l+PS+2+P5+3= до 5 контролеров-кассиров) стоят от 1 до 3 покупателей) = l-P04.+Ps+i+Ps+2+P5+3> гДе каждое слагаемое найдем по формулам (15.45)—(15.48). Получим при п - 5: 2 77 2 78 + -^-.0,065 + -4^—0,065 = 0,986. 52-5! 53-5! (Заметим, что в случае я=3 контролеров-кассиров та же вероятность существенно меньше: Р(г<, 3)=0,464)> ^ 15.10. Железнодорожная касса с двумя окошками продает билеты в два пункта А и В. Интенсивность потока пассажиров, желающих купить билеты, для обоих пунктов одинакова: ХА = Хд — 0,45 (пассажиров в минуту). На обслуживание пассажиров кассир тратит в среднем 2 мин. Рассматриваются два варианта продажи билетов: первый — билеты продаются в одной кассе с двумя окошками одновременно в оба пункта А и В; второй — билеты продаются в двух специализированных кассах (по одному окошку в каждой), одна только в пункт А, другая — только в пункт В. Необходимо: а. Сравнить два варианта продажи билетов по основным характеристикам обслуживания. б. Определить, как надо изменить среднее время обслуживания одного пассажира, чтобы по второму варианту продажи пассажиры затрачивали на приобретение билетов в среднем меньше времени, чем по первому варианту. Решение, а. По первому варианту имеем двухканальную СМО, на которую поступает поток заявок интенсивностью X = 0,45+0,45 = = 0,9; интенсивность потока обслуживании ц. = 1/2 = 0,5; р = Х/\х. = = 1,8. Так как р/л = 1,8/2 = 0,9 < 1, то предельные вероятности существуют. Вероятность простоя двух кассиров по (15.45) Po=\i + ±l+ll?L+ ™ { 1! 2! 2!(2-l,8)J Среднее число пассажиров в очереди по (15.50) L04. = 1,83/2-2!(1-1,8/2)0,0526 = 7,67. Среднее число пассажиров у кассы по (15.51) 4ист. = 7,67+1,8 = 9,47. Среднее время на ожидание в очереди и покупку билетов равно соответственно (по формулам (15.42) и (15.41)): Точ = 7,67/0,9 = = 8,52 (мин) и Гее-,, - 9,47/0,9 = 10,5 (мин). По второму варианту имеем две одноканальные СМО (два специализированных окошка); на каждую поступает поток заявок с интенсивностью X = 0,45. По-прежнему ц = 0,5; р = X/\i = 0,9 < 1, предельные вероятности существуют. По формулам (15.40), (15.36), (15.42), (15.41) А>ч. = 0,92/(1-0,9) = 8,1; 1сист. = 0,9/(1-0,9) = 9,0; Гоч. = 8,1/0,45 = 18,0 (мин), Гсист. = 9,0/0,45 = 20,0 (мин). Итак, по второму варианту увеличились и длина очереди, и среднее время ожидания в ней и в целом на покупку билетов. Такое различие объясняется тем, что в первом варианте (двухканальная СМО) меньше средняя доля времени, которую простаивает каждый из двух кассиров: если он не занят обслуживанием пассажира, покупающего билет в пункт А, он может заняться обслуживанием пассажира, покупающего билет в пункт В, и наоборот. Во втором варианте такой взаимозаменяемости нет. Глава 15; Элементы теории массового обслуживания
Можно заметить, что среднее время на покупку билетов по второму варианту увеличилось более чем в 2 раза. Такое значительное увеличение связано с тем, что СМО работает на пределе своих возможностей (р = 0,9): достаточно незначительно увеличить среднее время обслуживания 1 об, т.е. уменьшить ц, и р превзойдет 1, т.е. очередь начнет неограниченно возрастать. б. Выше было получено, что по первому варианту продажи билетов при среднем времени обслуживания одного пассажира 1 0б. = 2 (мин) среднее время на покупку билетов составит TcmJ = 10,5 (мин). По условию для второго варианта продажи
Тсжт.2 < гсист,1 или с учетом (15.36) и (15.41):
Полагая р = Vn = ^{ об.> получим —
найдем / 0б. <
■сист, 1 + 0,45 10,5 Итак, средние затраты времени на покупку билетов по второму варианту продажи уменьшатся, если среднее время обслуживания одного пассажира уменьшится более чем на 0,17 мин, или более чем на 8,5%> СМО с ограниченной очередью. СМО с ограниченной очередью отличаются от рассмотренных выше задач лишь тем, что число заявок в очереди ограничено (не может превосходить некоторого заданного ш). Если новая заявка поступает в момент, когда все места в очереди заняты, она локидает СМО необслуженной, т.е. получает отказ. Очевидно: для вычисления предельных вероятностей состояний и показателей эффективности таких СМО может быть использован тот же подход, что и выше, с той разницей, что суммировать надо не бесконечную профессию (как, например, мы делали при выводе формулы (15.33)), а конечную. Соответствующие формулы сведем в табл. 15.3. Среднее время пребывания заявки в очереди и в системе, как и ранее, определяем по формулам Литтла (15.44) и (15.43). 15.11. По условию задачи 15.8 найти показатели эффективности работы причала. Известно, что приходящее судно покидает причал (без разгрузки), если в очереди на разгрузку стоит более 3 судов. Решение. По условию m = 3. Используем формулы, приведенные во второй графе табл. 15.3. Вероятность того, что причал свободен: Л-_ЬМ =o,297. 1-0,83+2 Вероятность того, что приходящее судно покинет причал без i разгрузки: Л>тк=0,83+1-0,297=0,122. Относительная пропускная способность причала: 0=1-0,122 = 0,878. Абсолютная пропускная способность причала А = 0,4 • 0,878 =,— 0,351, т.е. в среднем в сутки разгружается 0,35 судна. Среднее число судов, ожидающих разгрузку _ 0^[l-0,83(3 + l-3-0,8)' = 0,861,
(1-0,83+2)(1-0,8) а среднее время ожидания разгрузки по (15.42)
1,076 (сутки). Среднее число судов, находящихся у причала А:ист. = 0,861+(1-0,297) = 1,564, а среднее время пребывания судна у причала по (15.41): Т'сист. = -~~ = 1,955 (сутки). ► СМО с ограниченным временем ожидания. На практике часто встречаются СМО с так называемыми "нетерпеливыми" заявками. Такие заявки могут уйти из очереди, если время ожидания превышает некоторую величину. В частности, такого рода заявки возникают в различных технологических системах, в которых задержка с началом обслуживания может привести к потере качества продукции, в системах оперативного управления, когда срочные сообщения теряют ценность (или даже смысл), если они не поступают на обслуживание в течение определенного времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|