Особенности эссе как литературного жанра
Аргументированный. Затем предложим сопоставить данные требования с теми, которые представлены авторами в материалах для экспертов. Согласно им, при оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы: - представление собственной точки зрения; - раскрытие проблемы на теоретическом уровне с корректным использованием обществоведческих терминов; - аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт. В результате проведенного сравнения можно сделать два основных вывода. Во-первых, никакой закрытой информации или неизвестных требований к эссе не существует. Вся информация одинаково открыта как для сдающих экзамен, так и для принимающих его (в данном случае). Во-вторых, качество эссе будет главным образом зависеть от трех взаимосвязанных составляющих: - исходный материал, который вы собираетесь использовать (в нашем случае - собственные знания по предмету обсуждения, идеи и накопленный опыт по данной проблеме);
- качество обработки имеющегося исходного материала (его организация); - аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в вашем эссе проблемами). Теперь обратимся к тематике, предлагаемой для написания эссе. Ниже приводится перечень некоторых тем, которые можно обнаружить в пакетах ЕГЭ по обществознанию.
Обращает на себя внимание тот факт, что все представленные выше темы - афоризмы, причем отобраны такие высказывания, которые могут вызвать неоднозначную реакцию человека, побудить к дискуссии, рассуждению о смысле фразы, уместности такой трактовки или такого подхода к тем или иным общественным явлениям, процессам, фактам.
Таким образом, готовясь к написанию эссе, подбирая темы для работ, учащиеся могут ориентироваться на эти общие подходы к их подбору: - краткость; - связь с обществоведческими (правовыми) граждановедческими явлениями, процессами, событиями; опора на прочитанную литературу, источники; - проблемный характер и возможность неоднозначной трактовки. Однако неправильным будет ограничить себя в подготовке к написанию эссе внимательным прочтением инструкции для учащихся и просмотром предлагаемых тем. Коль скоро этот жанр закрепился в литературе, обозначен соответствующим термином эссе, правильным будет познакомиться с литературоведческим определением этого жанра и помимо всего выделить другие особенности его написания. Воспользуемся комбинированным определением, составленным на основе нескольких словарных статей. Эссе - прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.
Предложите учащимся (родителям, педагогам) внимательно прочитать это определение и выделить некоторые специфические черты, которые должны присутствовать в работе эссеиста.
Особенности эссе как литературного жанра
Можно заметить, что независимо от того, сколь свободным окажется композиционное построение работы, в нем будут присутствовать определенные части, создающие общую структуру работы, некий скелет, выстроенный по определенным принципам. Иначе говоря, предполагаем, что работа не обойдется без традиционной триады в ее классической последовательности: - вступление (суть и обоснование выбора данной темы); нелишним будет осветить во вступлении то, что вы предполагаете сделать в эссе (ваши цели), и то, что в ваше эссе не войдет (обозначить рамку рассуждений), можно также дать краткие определения ключевых терминов, например: «Под тендерными отношениями я подразумеваю следующее...»; однако число определений должно быть не слишком велико (скажем, три или четыре) с кратким их изложением (достаточно одного предложения); - основная часть (развитие темы: аргументированное раскрытие темы на основе собранного материала); - заключение (обобщения и аргументированные выводы по теме с указанием области ее применения и т.д.). В связи с этим в качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить совместное коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях. Такую копилку можно собирать совместно с учащимися. Для удобства накопления и последующего использования материалов можно воспользоваться представленной ниже таблицей.
Не отрицая важности такого подхода к накоплению материалов для написания эссе (своеобразных «строительных кирпичиков»), отметим, что полезно будет подбирать и яркие фразы, необычные ходы, способные оказать неоценимую услугу начинающему эссеисту. Хорошим подспорьем в работе станет составление портфолио ученических эссе, написанных по граждановедческой тематике. Принципы подбора работ могут быть самыми разными, например: - это могут быть все работы, написанные учеником за определенное время (такая коллекция будет важна для самого школьника и педагога, поскольку по ней можно проследить, каким образом менялось качество написания эссе: от чего ушли и к чему пришли, можно ли отметить рост, движение вперед); - портфолио может составляться только из лучших работ одного или нескольких учащихся (тогда им можно пользоваться для предъявления «образца», «эталона» написания эссе); - можно создавать подборку только по одному предмету (например, по праву или граждановедению, что особенно важно для ребят, участвующих в соответствующей олимпиаде).
Однако все эти рассуждения и подходы будут неполными, если мы не обсудим порядок действий ученика, пишущего эссе. Иначе говоря, нам потребуется такой инструмент, как алгоритм написания эссе. Предлагаем вариант алгоритма, составленный на основе опыта работы Н.Л. Карнаух, и дополненный по итогам совместных обсуждений, проведенных автором данной статьи с педагогами-практиками на курсах повышения квалификации учителей в Рязанском областном институте развития образования. Алгоритм написания эссе: - внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе; - выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна вам; б) вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.); - определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами); - набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер); - для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.; - еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву - знание современного законодательства и т.д.); - подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.); - распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план); - придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.); - изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили; - сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее. Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям: - структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе); - искренность тона (избегайте слишком эмоциональных прилагательных и наречий); - единство стиля (важно определиться, чтобы в работе вы не перескакивали с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);
- объем эссе (напоминаем, работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее); - привлекательность вашей работы, ее индивидуальность (есть ли в вашей работе что-то особенное, позволяющее выбиться из ряда других работ). Отметим, что составленный алгоритм не претендует на абсолютную законченность, его можно уточнять, конкретизировать, дополнять в ходе работы по подготовке к написанию эссе. В ходе обсуждения с учителями истории, граждановедения, обществознания и права проблем подготовки учащихся к написанию эссе мы определили некоторые аспекты, заслуживающие внимания школьников и педагогов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|