Зак-во о н-гах и сборах в РФ.
Стр 1 из 4Следующая ⇒ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В историческом процессе можно выделить 3 этапа развития налогообложения: Первый период – возникновение первых элементов налогообложения (Древний мир, Средние века): Налоги и механизмы их взимания находятся в зачаточном состоянии. Возникновение налогов связано с периодом становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат. Налоги существуют в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму. Поданные несут повинности личного характера (барщина, участие в походах), а также уплачивают налоги продовольствием, снаряжением для армии. Формы налогообложения определяются общественной потребностью. По мере развития и укрепления товарно-денежных отношений налоги принимают исключительно денежную форму. Со временем налоги становятся основным источником доходов для денежного содержания государства. Второй период – развитие налогообложения, появления первых теорий и налоговых систем (Конец 17 века – 18 век) Налоги становятся ведущим источником доходной части бюджетов. Происходит формирование первых налоговых систем, включающих прямые и косвенные налоги. Особую роль играют акцизы, взимаемые со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги. Развитие демократических процессов в европейских странах находит свое выражение в вопросах установления и введения налогов. Право утверждать все государственные расходы и доходы окончательно закрепляются за представительными органами власти. Начинает формироваться научная теория налогообложения. Третий период – соверш-е налогообложения
(Начало 19 века – Настоящие дни) Количество налогов уменьшается, значение права при их установлении и взимании увеличивается. Постепенно в обществе с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблемы и методики налогообложения. Закладывается конструкция современной налоговой системы. ОБЩИЕ ТЕОРИИ НАЛОГОВ Теория обмена (Средние века) Основана на возмездном характере нал-ния. Суть теории заключается в том, что через налог граждане покупают у гос-ва у-ги по охране от нападения извне, поддержанию порядка и т.д. Теория наслаждения. Симонд де Сисмонди Теория налога предоставлена как теория наслаждения, согласно которой налоги есть цена, уплач-я гражданином за получаемые им от об-ва наслаждения. При помощи налогов гражданин покупает не что иное, как наслаждение от об-го порядка, правосудия, обеспечения личности и соб-сти и т.д. Теория налога как страховой премии (Первая половина 19 в.: Дж. Мак-куллох, А. Тьер) Налоги – это страховой платеж, который уплачивается подданными гос-ва на случай наступления какого-либо риска. Налогопл-ки, являясь коммерсантами, в зав-ти от вел-ны своих доходов страхуют свою соб-ть от войны, пожара, кражи и т.д. Однако в отличие от истинного страхования налоги уплач-ся не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а не чтобы профин-ть затраты прав-ва по обеспечению обороны и правопорядка. Классическая теория (А. Смит, Д. Рикардо) Налоги как один из видов гос-х доходов, которые должны покрывать затраты по сод-ю правительства. При этом какая-либо иная роль (рег-е эк-ки, страховой платеж, плата за услуги и др.) налогам не отводилась. Что касается затрат по фин-ю иных расходов, то они должны покрываться за счет пошлин и сборов, уплач-х заинтересованными лицами. Кейнсианская теория Состоит в том, что ни явл. главным рычагом регулирования эк-ки. Экон-ий рост зав-ит от ден-х сбережений только в ус-ях полной занятости, но этого невозможно достичь. В таких ус-ях большие сбережения мешают экон. росту, т.к. они не вкладываются в пр-во и предс-ют пассивный источник дохода. Чтобы устранить негативные после-я, излишние сбер-я следует изымать с помощью налогов.
Монетаристская теория (Фридман) Т-я осн-на на кол-ой теории денег. Рег-е эк-кой может осущ-ться через ден. обр-е, к-е зав-т от кол-ва денег и банк-х проц-х ставок. В данном случае налоги наряду с иными мех-ми воздей-т на ден. об-е. В частности, через налоги изымается излишнее количество денег. Теория экономики предложения (М. Бернс, А. Лаффер) Т-я рассмат-ет налоги в качестве одного из фак-в эк-го раз-я и рег-я. Высокое налогооб-е отрицательно влияет на предприн-ю и инв-ную акт-ть, что в конечном итоге приводит к уменьшению налоговых платежей. Поэтому в рамках теории предлагается снизить ставки налогообл-я и предоставить корпорациям всевозможные льготы. Снижение налогового бремени, по мнению авторов теории, приведет к бурному эк-му росту.
ЧАСТНЫЕ ТЕОРИИ НАЛОГОВ Теория соотношения прямого и косвенного налогообложения В ранние периоды раз-я европ-ой цив-ции устан-е прямого и кос-го налогообл-я зав-ло от полит-го раз-я общества. Косвенные налоги считались более обременительными и негативно влияющими на положение народа, поскольку они увеличивали стоимость товара. Вторая позиция, напротив, обосновывала необ-ть уст-я косвенного обложения. Посредством косвенных налогов предлагалось установить равномерное налогообложение. Дворянство не платило налогв. Поэтому сторонники идеи косвенного нал-ния стремились заставить их платить путем уст-я налога на их расходы. Косв-е налоги рассмат-сь в кач-ве ср-ва по уст-ю рав-ва в обл-и. Теория единого налога Единый налог – это единс-й н-г на один опред-й объект нал-ния. В кач-ве единого объекта нал-ния выст-ли: земля, расходы, недвижимость, доход, капитал и др. В чистом виде эта теория достаточно утопична и практически неприемлема. Однако в сочетании с иными системами налогообложения она может сыграть положительную роль. Теория пропорц-го и прогрессивного налогообложения
Нал-е ставки д.б. уст-ны в едином пр-те к д-ду налогоплат-ка незав-мо от его вел-ны. Данное пол-е всегда находило под-ку среди имущих классов и обосновывалось принц-ми рав-ва и справедливости. Ставки обложения налогом увел-ся по мере роста дохода налогопл-ка. Теория переложения налогов Распр-е нал-го бремени возможно только в пр-се обмена, рез-м к-го яв-ся форм-е цены. Именно через обменные и распред-е пр-сы нало-щик способен переложить налоговое бремя на иное лицо. Две разновид-ти перел-я налогов – это перел-е с пр-ца на пок-ля (при косвенном налогообложении) и перел-е с пок-ля на пр-ца (косвенные налоги в случаях, когда цена на какой-либо товар неимоверно велика из-за высоких ставок, например акцизов, что существенно ограничивает спрос на этот товар). 4. СУЩ-ТЬ НАЛОГА И НАЛ. С-МЫ: юр-е опред-е, понятие пошлины и сбора, понятие нал. с-мы Гл-я юр-я черта налога – односторонний характер его уст-я со стороны гос-ва. Поскольку налог взимается в целях покрытия общественно-необходимых пот-й, он является индивидуально-безвозмездным. Уплата налога – это соц-я обяз-ть, выт-я из права част. собст-ти. Налог взыскивается на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен лишь в случае его переплаты или в качестве спец. уст-й нал-м зак-вом льготы. Т.к. налог предст-ет собой одност-е дв-е ден. ср-в – от нал-ка к гос-ву, то приводным мех-м налогообл-ия м.б. только принуждение. Это приводит к необхо-ти созд-ть органы нал. службы и нал. полиции. Налоги уст-ся с целью получения доходов гос-м. Налог – это обя-й, индиви-но безв-й платеж, взим-й с орг-й и физ. лиц в форме отчуж-я принад-х им на праве соб-ти, хоз-го вед-я или оп-го уп-я д.с. в целях фин-го обесп-я деят-ти гос-ва и (или) мун-х об-й. Из опр-я следует, что целью взимания налога является обесп-е гос-х расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода. Правило, в соотв-и с кот-м нал-е доходы не предн-ны для опред-х расходов, явл. основополагающим в современном налогообложении. Цель взыскания пошлин и сборов сос-т лишь в покрытии изд-к учр-я, в связи с деят-ю кот-х взим-ся пошлина или сбор: без убытка, но и без чистого дохода.
Сбор – это об-й взнос, взим-й с орг-й и физ. лиц, уплата кот-го явл-ся одним из усл-й сове-я в отн-нии плат-ков сборов гос-ми орг-ми, орг-ми мес-го самоуп-я, иными уполном-ми ор-и и должн-ми лицами юр-ки знач-х д-й, включ. предт-е оп-х прав или выдачу разр-й (лицензий). Пошлина – обяз-й и дейс-й на всей тер-рии РФ платеж, взим-й за сов-е юр-ки знач-х дей-й либо выдачу док-в уполн-ми на то орг-ми или долж-ми лицами. Налоговая система – это сов-ть сущ-х в дан. момент в конк. гос-ве ус-й нал-ния юр-х и физ-х лиц. Ус-я, хар-е нал. с-му в целом, включ.: ü Порядок уст-я и ввода в действие налогов; ü Виды налогов (система налогов); ü П-к расп-я налогов м/у бюд-ми раз-х ур-й; ü Права и об-сти нал-ков; ü Формы и методы налогового контроля; ü Ответ-сть уча-ков нал-х отн-ий; ü Способы защиты прав и инт-в нал-ков. Налоговый кодекс РФ устанавливает следующие элементы системы РФ: 1. Виды налогов и сборов: фед-е, рег-е, местные. 2. Осн-я возн-я (изм-я, прекр-я) обяз-й по уплате налогов и сборов и порядок испол-я этих обяз-й 3. Осн-е пр-пы уст-я налогов на реги-м и местном ур-не 4. Права и об-ти: н-ков, н-х орг-в, др. уч-ов нал-х отн-й; 5. Ф-мы и мет-ы нал-го к-ля: учет нал-ков, виды проверок, экспертиза; 6. Формы ответс-ти за сов-е нал-х правонар-й (ст. 116-129, ст. 132-136); 7. П-к обж-я актов н-х орг-в и д-й (безд-я) их долж-х лиц Зак-во о н-гах и сборах в РФ. Нал. кодекс сост. из 2 частей. 1, общ. часть, опред. основы пр-са нал-ния. 2, спец. часть, опред. порядок уст-я, введения, взим-я и прим-я конкр-х видов н-гов. НК РФ уст-ет 3-уровневую стр-ру нал-го зак-ва ЗАК-ВО О Н-ГАХ И СБОРАХ РФ | ||||||||||||||||
Зак-во РФ | Зак-во суб-товРФ | Норм.-прав. акты органов мест. Сам-ния | ||||||||||||||
Нал-й кодекс | Фед. з-ны, при-е в соотв-и с НК РФ | З-ны, прин-е законод-ми орг-ми суб-тов РФ в соотв-и с НК РФ | Местн. налоги и сборы, прин-е в пред-х, уст-х НК РФ | |||||||||||||
Нормативные акты, прин-е законод-ми орг-ми гос-ной власти. Норм-е акты исп-ных орг-в власти не вкл-ся в зак-во о налогах и сборах. Не относятся к зак-ву о приказы, инстр-и и метод-е указания, издав-е по вопр-м нал-ния МНС РФ, Минфином РФ, ГТК РФ.
Осн-м прав. док-м в зак-ве о налогах и сборах явл.
Налоговый кодекс РФ.
|
|