Семинарское занятие 7. Социальная психология личности (2 ч.)
Семинарское занятие 1. Предмет, задачи и методы социальной психологии (2 ч.) Вопросы для обсуждения: Предмет социальной психологии. Место социальной психологии в системе социальных наук. Проблематика социальной психологии. Прикладные проблемы и практические приложения социальной психологии. История социальной психологии. Первые исторические формы социально-психологического знания. Первые социально-психологические исследования. Этапы развития социальной психологии. Основные методологические подходы к объяснению социально-психологических феноменов. Общая характеристика социально-психологических методов Терминологический тезаурус: социально-психологические явления; эмпирические методы социально-психологического исследования, наблюдение, опрос, анкетирование, интервью, изучение документов, анализ продуктов деятельности, контент-анализ; экспериментальные методы, лабораторный эксперимент, естественный эксперимент; психодиагностические методы, тест, социометрия, референтометрия; методы активного социально-психологического обучения, деловая игра, групповая дискуссия, социально-психологический тренинг. Контрольные вопросы: 1. Назовите предмет социальной психологии в определении двух авторов – отечественного и зарубежного. 2. Что входит в структуру социальной психологии? 3. Перечислите отрасли социальной психологии. 4. С чем связано требование выработки корректного отношения к данным зарубежной социальной психологии? 5. Приведите аргументы в пользу утверждения о том, что наблюдение – основной эмпирический метод социальной психологии.
Семинарское занятие 2. Закономерности общения и взаимодействия людей.
Общение как обмен информацией. (2 ч.) Вопросы для обсуждения: Природа и структура общения. Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе. Структура и уровни коммуникативного акта. Средства коммуникации. Массовая коммуникация. Функции, модели. Терминологический тезаурус: коммуникация, обратная связь, барьеры общения, уровни коммуникации, вербальные и невербальные средства коммуникации, коммуникативная компетентность, социально-психологический тренинг коммуникативной компетентности. Контрольные вопросы: 1. Охарактеризуйте теоретические подходы к определению феномена «общение». 2. Взаимосвязь общения и деятельности. 3. Трехкомпонентная структура общения. 4. Структура коммуникации по Лассуэллу. 5. Вербальная и невербальная коммуникация. Семинарское занятие 3. Закономерности общения и взаимодействия людей. Общение как взаимодействие. (4 ч.) Вопросы для обсуждения: Структура и типы взаимодействия. Типология взаимодействия. Символический интеракционизм. Транзактный анализ. Роли. Конфликт: функции, структура, динамика, типология. Кооперативное взаимодействие.
Терминологический тезаурус: интеракция, позиция, отношения, сотрудничество, содружество, доминирование, компромисс, конфликт, кооперация, роль, транзактный анализ. Контрольные вопросы: 1. Психологическая культура в различных формах взаимодействия людей. 2. Феномены взаимодействия: совместная деятельность, конгруэнтность, обратная связь, совместимость, отношение. 3. Взаимоотношения как смысловая основа взаимодействия. 4. Социальные установки в межличностном взаимодействии: альтруизм. Семинарское занятие 4. Закономерности общения и взаимодействия людей. Общение как социальная перцепция. (2 ч.) Вопросы для обсуждения: Понятие и типы социальной перцепции. Эффекты, феномены и механизмы межличностного восприятия.
Каузальная аттрибуция. Виды и ошибки каузальной атрибуции. Формирование первого впечатления. Точность межличностного восприятия. Тренинг сензитивности. Терминологический тезаурус: социальная перцепция, точность восприятия, идентификация, стереотипизация, эмпатия, каузальная атрибуция, самопрезентация, сензитивность, тренинг сензитивности.
Контрольные вопросы: Понятие и специфика социальной перцепции. Назовите и охарактеризуйте механизмы межличностного восприятия. Проблема точности межличностного восприятия. Каузальная атрибуция как механизм социальной перцепции. Семинарское занятие 5. Социальная психология групп (2 ч.) Вопросы для обсуждения: Проблема группы в социальной психологии. Определения группы. Типология групп. Функции группы. Референтные группы. Формально-структурные и социально-психологические характеристики групп. Групповая психотерапия. Терминологический тезаурус: малая группа, большая группа, референтная группа, стихийная группа, этническая группа, границы группы, композиция, коллектив, стратометрическая концепция. Контрольные вопросы: 1. Укажите основание классификации больших и малых групп. Чем отличаются малые группы от больших? 2. Расскажите о феноменах устойчивых организованных больших групп. 3. Дайте классификацию малых групп. Назовите основания классификации.
Семинарское занятие 6. Динамические процессы в малой группе (2 ч.) Вопросы для обсуждения: Общая характеристика групповых процессов. Формирование и развитие малых групп. Стадии и уровни группового развития. Двухфакторная модель развития группы. Групповая сплоченность. Уровни сплоченности. Социометрия Стратометрическая концепция групповой организации. Групповое давление. Экспериментальные исследования конформности. Условия, определяющие конформность. 5. Принятие группового решения. "Сдвиг риска" и групповая поляризация. Феномен "сдвига к риску". Эффективность групповой деятельности. Продуктивность и удовлетворенность.
Терминологический тезаурус: сплоченность, совместимость, срабатываемость, социометрия, референтометрия, групповые нормы, групповое давление, конформизм, руководство, лидерство, суггестия, суггестивность, социальная власть, аттракция.
Контрольные вопросы: 1. Укажите особенности в изучении малой группы в подходах отечественной и зарубежной социальной психологии. 2. Дайте определение групповой динамики. 3. Раскройте, как связано развитие группы с феноменами групповой динамики. 4. Укажите авторов, изучающих динамические процессы малой группы. 5. Перечислите основные различия между лидерством и руководством. Семинарское занятие 7. Социальная психология личности (2 ч.) Вопросы для обсуждения: 1. Специфика социально-психологической проблематики личности. 2. Социально-психологические концепции личности. Структура личности. 3. Социально-психологические характеристики личности. Биографические характеристики. 4. Личность в общении. Коммуникативная компетентность. 5. Социальная сензитивность. Стремление к власти. 6. Когнитивная сложность. Ценностные ориентации. 7. Межличностная аттракция. Терминологический тезаурус: личность, социальная установка, аттитюд, диспозиция, Я-концепция, статус, роль, экспектация, ролевой конфликт, адаптация, индивидуализация, интеграция. Контрольные вопросы: Назовите основные социально-психологические концепции личности. Охарактеризуйте проблему личности в общении. Ценностные ориентации личности и групповые ценности. Раскройте понятие социальной сензитивности. Назовите психологические основания межличностной атракции.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|