Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игры, направленные на развитие внимания, памяти

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

· «Поезд»

Выполнение. Дети встают друг за другом, руки ставят на плечи или пояс впереди стоящего. Движение в пространстве за ведущим по любой траектории (круг, прямоугольник, змейка, и т.д.). Перед игрой детей знакомят с сигналами.

Сигнал:

«Поезд» - дети строятся друг за другом и идут за ведущим.

«Стоп» - дети останавливаются.

«Разбежались» - дети врассыпную разбегаются по залу.

Дети перемещаются по залу, а взрослый чередует команды в любом порядке. Необходимо, чтобы дети четко выполняли сигналы. Если ребенок не слышит сигнал или реагирует на него не сразу, необходимо отметить это в тетради наблюдения.

 

· «Найди свой дом»

Выполнение. Дети стоят в кругу и запоминают свое место. На 1 хлопок дети разбегаются в рассыпную. На сигнал «Домой» - дети встают в круг на свои места.

Усложнение. В виде «Дома» дети выбирают любое место в зале. Сначала это место выбирают сами дети, а затем может и взрослый.

 

· «День - ночь»

Выполнение. Детям предлагается образ Аиста.

На сигнал «День»: дети в образе аиста ходят по залу (руки через стороны вверх - вниз, высоко поднимая прямые колени).

На сигнал «Ночь»: стоя на одной ноге, руки в стороны.

Усложнение. На сигнал «Ночь» предложить детям закрыть глаза.

Игра повторяется несколько раз.

 

· «Четыре позы»

Выполнение. Взрослый показывает детям четыре разных позы с учетом мимики, пантомимики и жестов, а также расположения в пространстве. Например, первая поза: взрослый стоит в центре зала, улыбается; вторая поза: в правом углу, сидя, руки в стороны, грустное лицо; третья поза: в левом дальнем углу, лежа на полу; четвертая поза: и т.д..

Дети в той же последовательности воспроизводят эти позы.

 

· «Стоп»

Выполнение. Дети врассыпную бегают по площадке (комнате). На сигнал «стоп» дети останавливаются - замирают.

На сигнал «побежали» дети разбегаются.

Усложнение. Когда дети замерли, можно ввести счет. Например, счет до пяти на слово «пять» - дети разбегаются.

Правила. При беге нельзя дотрагиваться до других, стараться всех оббегать. На сигнал «стоп» четко остановиться.

 

· «Слушай звуки»

Цель. Развитие слухомоторной координации и активного внимания.

Ведущий договаривается с детьми о том, что, когда он нажмет клавишу нижнего регистра, они должны встать в позу «плакучей ивы», когда верхнего - в позу «тополя».

Затем начинают игру - дети идут по кругу. Звучат тона нижнего регистра - дети становятся в позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу). На звук, взятый в верхнем регистре, становятся в позу «тополя» (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).

Методические рекомендации. Для этой игры нужно фортепиано.

· «Работа под музыку»

Комментарий. Это упражнение необходимо для того, чтобы дети лучше сконцентрировались на занятии какой-либо деятельностью.

Выполнение. Звучит ритмичная музыка. Взрослый впереди, дети за ним идут друг за другом. Сначала взрослый предлагает детям необычную траекторию движения. (Это и круг, и змейка, и хаотичное движение.) Детям необходимо точно повторить перемещения взрослого.

Затем к перемещению в пространстве взрослый добавляет движения руками, ногами, головой, туловищем, прыжки, перевороты и т.д.

 

· «Дождь»

Выполнение. Дети разбегаются по залу. Взрослый с помощью фортепиано создает разные ритмические комбинации. Например: частые звуки, редкие звуки, тишина и т.д. Дети - это «капельки дождя», на каждый звук - прыжок на двух ногах, нет звуков стоять на месте. Играя в эту игру, дети должны очень внимательно слушать звуки и четко реагировать на них.

Методические рекомендации. Лучше использовать звуки фортепиано, но если в этом помещении нет инструмента, то можно его заменить металлофоном.

 

· «Полет»

Выполнение. Дети в образе птиц разбегаются по залу. На сигнал взрослого: «Быстро» - дети бегают быстро, но при этом стараются не задевать друг друга.

На сигнал: «Медленно» - дети замедляют бег насколько могут, и этот бег должен сильно отличаться от предыдущего. Взрослый чередует сигналы несколько раз.

Методические рекомендации. Обратить внимание детей на то, что не надо часто работать руками, можно руки опускать или просто разводить в стороны - изображая парящую птицу. Необходимо правильно распределить движения детей, чтобы мышцы рук не устали.

 

· «Ритмическая дорожка»

Выполнение. Взрослый-ведущий, дети за ним повторяют. Ведущий выполняет движения в разном ритме: быстро, медленно, резко, плавно; хлопает руками, притопывает, выполняет прыжки, бег, перевороты на 900, 1800, приседания, сопровождение голосом: ш-ш-ш; у-у-у; ой-ой и т.д.

· «Ниточка и иголочка»

Выполнение. Дети берутся за руки, взрослый впереди. Взрослый - «Иголочка», дети - «Ниточка», и они стараются двигаться в пространстве точно так, как и ведущий. Сигнал взрослого «Ой»: дети разбегаются врассыпную. Сигнал взрослого: «Ниточка» - дети собираются друг за другом, в том же порядке.

 

· «Мороз»

Выполнение. Взрослый говорит: «Ребята, как стало холодно, это, наверное, Мороз-красный нос хочет с нами поиграть». Взрослый с детьми выбирают ведущего.

Ведущие-Морозы догоняют детей, дотрагиваются до них, и дети замирают на месте, руки можно опустить вдоль тела или развести в стороны.

Остальные дети стараются разморозить своих друзей - прикосновением.

Правила игры. Ведущий «замораживает», только дотрагиваясь, хватать руками за одежду, руки и т.д. - нельзя.

«Замороженные» стоят и не бегают до тех пор, пока до них не дотронутся другие игроки.

В процессе бега играющие не должны задевать других руками, специально падать и толкаться. Нарушивший правила - выходит из игры.

 

· «Снежки»

Выполнение. Дети берут воображаемый снег, делают 2-3 формирующих движения, замахиваются и кидают снежок. Кидаем снежок в разные стороны, стараемся кинуть как можно дальше и кидаем и правой, и левой руками по очереди. После того как дети достаточно свободно показывают бросание снежков, не пропуская формирующие движения, взрослый вводит сигналы.

Сигнал:

- «Вверху» - это значит, что в детей летят снежки поверху и им надо наклониться или присесть.

- «Внизу» - это значит, что в детей снежки летят понизу и им надо подпрыгнуть. Длительность игры определяется желанием детей.

 

· «Снежинка и ветер»

Выполнение. Взрослый предлагает детям отправиться в волшебную страну с помощью музыки. Затем знакомит детей с правилами игры. Если звучит слово: «Снежинка», то дети в легком вращении расходятся по залу. Если звучит слово: «Ветер» - дети разбегаются врассыпную.

Правила при беге: друг друга руками не задевать и не падать на пол. Музыка звучит как фон.

 

· «Мороз и птички»

Выполнение. Взрослый напоминает, что с Морозом надо быть очень внимательным, он ведь может и заморозить. Поэтому птички в лесу придумали маленькую хитрость, когда на них смотрит Мороз, они замирают и он их не замечает.

Взрослый вместе с детьми выбирает ведущего (можно с помощью считалочки) и объясняет правила. Птички свободно летают, но на кого посмотрит ведущий, тот замирает, ведущий отворачивается или уходит и птичка летит дальше.

Методические рекомендации. Если игра проводится в первый раз, то можно использовать прикосновение: до кого ведущий дотронулся и смотрит, тот замирает, а руку убрал - отбегает.

Правила:

- Быть очень внимательным - реагировать на взгляд.

- Замирать не в придуманной позе, а в позе движения на этот момент.

- Не шевелиться, пока ведущий не уберет взгляд.

- Ведущий не забывает, что он в образе Деда Мороза (важно ходить, не торопясь).

- Тот, кто не выполняет правила, выбывает из игры на один кон.

 

· «Жмурки»

Выполнение. Выбираем одного ведущего, завязываем ему глаза и раскручиваем, всем остальным детям даем по колокольчику. Если ребенок бежит - колокольчик звенит, если стоит, то колокольчик не звенит. Если Жмурка кого-то поймал, то пойманный становится Жмуркой и игра продолжается.

Методические рекомендации. Еслинет колокольчиков, дети могут просто хлопать.

 

• «Замри»

Выполнение. Взрослый включает музыку. Пока играет музыка, дети бегают (обязательно обратить внимание детей на то, что бег бывает разный: медленный, средний, быстрый, чтобы они могли выбрать себе темп).

Музыка не играет - дети замирают в разных «зимних» позах. Это могут быть и животные, и птицы, и деревья в снегу, и снег, и снежинки, и т.д. Желательно каждый раз выдумывать новое название, а не повторять одно и то же. Взрослый обязательно, после того как дети замерли, обходит всех детей и спрашивает, в кого они превратились. Повтор игры 5-6 раз.

Методические рекомендации. Правила обговариваются перед игрой. Нарушивший правила выбывает из игры на один кон.

 

· «Запомни свою позу»

Выполнение. Дети стоят в кругу, каждый ребенок должен встать в любую позу, соответствующую образу животного, и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, все дети разбегаются, с ее окончанием они должны вернуться на свои места и встать в ту же позу.

 

· «Зеркало»

Выполнение. Звучит ритмичная музыка. Ведущий - выполняет танцевальные движения. Дети-зеркало - стоят в шахматном порядке и все повторяют за ведущим. Необходимо, чтобы танцевальные движения были выполнены отдельно головой, пальцами, кистями, руками, плечами, верхней частью туловища, бедрами, поочередно коленями, стопами, а затем объединены в необычный ритмический рисунок.

 

· «Птички и орел»

Выполнение. Заранее обозначаются дома: дом - где могут отдыхать птицы, дом орла. Выбирают ведущего - это орел. Все остальные дети- птицы (какую именно выбрать птицу решают сами дети). Сначала изображают выбранных ими птиц в полете. Сигнал: «орел». Появляется ведущий и старается поймать птиц. Пойманных птиц ведущий отводит в специальное место (в свой дом).

Правила игры:

- После сигнала «орел» дети продолжают изображать птиц.

- В домике, где могут отдыхать птицы, может находиться не больше трех человек.

- Ведущий только дотрагивается до игроков, хватать за одежду и руки - нельзя.

- Первый пойманный становится ведущим (но это правило можно менять в зависимости от игровой ситуации, например, последний пойманный становится ведущим, чтобы ведущими могли быть разные дети).

 

· «Слушай хлопки»

Выполнение. Взрослый и дети договариваются, что если взрослый хлопнет:

- один раз - дети изображают бег оленя, руки над головой (рога);

- два раза хлопнет - прыжки из стороны в сторону на двух ногах (белка);

- три раза хлопнет - дети ложатся на пол (тетерев прячется в снегу).

- четыре раза хлопнет - медленный бег с волнообразными движениями руками (птица).

Дети разбегаются, взрослый подает сигналы.

Методические рекомендации. Если детям очень сложно воспринимать хлопки, сначала потренируйтесь без движения, дети определяют сколько раз хлопнул взрослый на слух (даже можно закрыть глаза). И во время игры взрослый может сопровождать хлопки счетом вслух.

 

· «Ритмическая дорожка под музыку»

Выполнение

а. Бег по кругу. Сигнал «Стоп» - дети замирают в позе движения. Музыка продолжает звучать и т.д.

б. Повтор движений за взрослым в движении:

- ходьба - руки вверх, в сторону, вниз;

- медленный бег, руки на пояс, на плечи, на голову (чередование);

- легкий бег с поворотом.

в. Повтори за мной. Дети стоят в кругу и повторяют движения за взрослым. Затем опять руки на колени и т.д. Сначала медленно, затем постепенно ускоряем.

- Руки на колени.

- руки на живот.

- руки на плечи.

- руки на голову.

 

· «Ручейки и озера»

Выполнение. Дети свободно бегают по залу. На сигнал взрослого «Ручейки» - дети встают друг за другом, руки кладут впередистоящему на плечи и змейкой перемещаются по залу. На сигнал взрослого «Озера» - дети встают в круг, берутся за руки и выполняют волнообразные движения. После этого разбегаются.

 

· «Слушай хлопки»

Выполнение. Взрослый договаривается с детьми, что если он хлопнет:

- один раз - дети изображают ручейки (встают друг за другом, руки на плечи впередистоящему);

- два раза - дети изображают озера (встают в круг и делают волнообразные движения руками);

- три раза - дети разбегаются в образе птиц- махи руками вверх-вниз;

- четыре раза - дети замирают в позе красивого цветка.

Хлопать можно в любом порядке, главное, чтобы хлопки были громкими, четкими; чтобы дети смогли их различать.

 

· «Свободное гнездо»

Выполнение. Обозначаются дома (это могут быть обруч, полусферы, просто резиновые круги). Выбирается ведущий-«коршун». Все остальные дети изображают небольших птичек и занимают свои «гнезда». Птички перелетают из гнезда в гнездо, а коршун пытается их поймать в момент перелета.

Правила игры:

- В доме (гнезде) птичка находится в безопасности и дотрагивается до нее нельзя.

- Долго в одном доме стоять нельзя, необходимо дом все время менять.

- Человек, до которого дотронулся ведущий, сам становится ведущим.

- Усложнение, свободное гнездо (дом) убирается, и дети перебегают, меняясь местами.

Игра продолжается по желанию детей.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...