Понятие информатизации и информационного общества
Человек в информационном обществе Понятие информации, виды информации В настоящее время не существует единого научного определения информации. Различные отрасли знания выделяют в данном понятии специфический набор признаков. Рассмотрим некоторые из существующих определений: Информация ― форма существования знания, отчужденного от автора и ставшего общественным достоянием (Г.В. Паршукова). Информация — это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний (Н.В. Макарова). Информация — сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами (Толковый словарь Ефремовой). Информация — сведения, данные, значения экономических показателей, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи (Бизнес-словарь). Информация — общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (Большой энциклопедический словарь). Информация — количественная мера устранения неопределенности (энтропии), мера организации системы (Словарь иностранных слов). Информация — данные, обработанные таким образом, что они могут быть использованы при принятии решений (Словарь библиотекаря по менеджменту и маркетингу). Помимо большого числа определений, существует также множество различных классификаций видов информации: 1. По значению информация подразделяется на: — актуальную (ценную в данный момент времени);
— достоверную (не содержащую искажений); — объективную (не зависящую от чьего-либо мнения, либо носящую общепризнанный характер); — понятную (переданную на языке, который известен получателям информации); — полную (достаточную для принятия правильного решения); — полезную (отвечающую нуждам конкретных получателей информации). Приведем примеры информации: — актуальной: прогноз погоды на сегодня; — неактуальной: новости во вчерашней газете; — достоверной: сведения об извержении вулкана, подготовленные авторитетным специалистом; — недостоверной: сообщение по телефону, искаженное помехами на линии; — объективной: температура воздуха 20 градусов Цельсия; — субъективной: на улице тепло; — понятная: нотная тетрадь для ученика музыкальной школы; — непонятной: учебник на китайском языке для ученика, данным языком не владеющим; — полной: ожидается удорожание тарифов на железнодорожные перевозки на 1000-1500 р. со следующего месяца; — неполной: ожидается удорожание тарифов на железнодорожные перевозки; — полезной: дата сдачи зачета по информационной культуре для студента 1 курса; — бесполезной: дата сдачи зачета по информационной культуре для студента 4 курса. 2. По способу восприятия подразделяется на: — визуальную (воспринимается органами зрения); — аудиальную (воспринимается органами слуха); — тактильную (воспринимается тактильными рецепторами); — обонятельную (воспринимается обонятельными рецепторами); — вкусовую (воспринимается вкусовыми рецепторами). При этом около 90% всей информации воспринимается зрительно, 8-9% ― аудиально, и совсем небольшая часть приходится на долю тактильной, вкусовой и обонятельной информации. 3. По форме представления подразделяется на: — текстовую (передается в виде символов); — числовую (передается в виде цифр и математических символов);
— графическую (передается в виде изображений); — звуковую (передается аудиальным путём); — видеоинформация (передаваемая в виде видеозаписи).
Понятие информатизации и информационного общества
В современной науке существует несколько схожих определений информационного общества: Информационное общество ― термин, применяемый для обозначения современного состояния индустриально развитых стран, связанного с новой ролью информации во всех сторонах их жизнедеятельности, качественно новым уровнем производства, переработки и распространения информации (Политический словарь). Информационное общество ― современный тип общества, где ведущую роль приобретают информационные технологии и средства массовой коммуникации (Исторический словарь). Информационное общество ― постиндустриальное общество, в котором основной производительной силой выступают знания и информация (Социологический словарь). Информационное общество ― понятие ряда социологических и футурологических концепций, полагающих главным фактором социального развития производство и использование информации (Философский словарь). В соответствии с приведенными определениями можно отметить следующие основополагающие признаки информационного общества: 1. Широкое использование информационных технологий на всех стадиях производства и в непроизводственной сфере (здравоохранение, наука и образование, транспорт, искусство и т.д.) 2. Добровольное и активное применение вычислительной техники большинством людей, в том числе в бытовой сфере. 3. Значительное увеличение доли работников, занятых в сфере производства, переработки и распространения информации, а также создание развитой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывность данного процесса. 4. Информация становится главным экономическим ресурсом и факторов конкурентоспособности на мировом рынке. 5. Создание и широкое развитие глобальных и локальных сетей передачи информации. 6. Свобода распространения и доступа к информации для всех членов общества. Приведем примеры: — применения информационных технологий в производстве: промышленные роботы; — применения информационных технологий в непроизводственной сфере: электронный деканат;
— применения информационных технологий в бытовой сфере: общение в социальных сетях; — работников, занятых в сфере производства информации: научный сотрудник; — работников, занятых в сфере переработки информации: системный аналитик; — работников, занятых в сфере распространения информации: автор статей в научно-популярном издании. Основные признаки информационного общества формируются вследствие процесса информатизации: Информатизация ― организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов (Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»). Информатизация — политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы (Википедия). Информатизация — процесс формирования оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей пользователей за счет применения соответствующих технологий (Словарь бизнес терминов). Информатизация — глобальный процесс производства и использования информации как общественного ресурса, базирующийся на массовом внедрении технологий сбора, обработки, хранения и передачи информации (Новый словарь методических терминов и понятий). Процесс информатизации общества порождает также негативные последствия, среди которых мы рассмотрим: — информационную перегрузку; — информационная зависимость; — отказ от восприятия полезной информации. Суть информационной перегрузки заключается в том, что количество поступающей полезной информации и ее доступность превосходит возможности ее восприятия человеком. Таким образом, информация накапливается, но не усваивается, что приводит к трудностям в принятии управленческих решений.
Причиной возникновения информационных перегрузок является стремительный рост объемов производства, обмена и распространения информации, в то время как возможности человеческого мозга к ее потреблению не увеличиваются. Основными признаками информационной перегрузки являются: — отсутствие ясности в голове, хаотичная умственная деятельность; — ухудшение памяти, провалы в памяти; — назойливая музыка или обрывки фраз, звучащие в голове; — рассуждения вслух, бормотание во сне или перед сном и т.д. Информационная перегрузка может иметь также долгосрочные последствия в форме стресса и нервного истощения, признаками которых является потеря сна и аппетита, повышенная возбудимость и утомляемость, навязчивый страх, чувство паники, депрессия, раздражительность и частые приступы гнева. Длительная информационная перегрузка может привести к общему ухудшению работоспособности мозга, препятствовать глубокому мышлению и пониманию, затруднять процесс обучения. Другая сторона информационной перегрузки — формирование у людей болезненной информационной зависимости или аддикции. Информационная зависимость ― это навязчивая потребность в получении информации из любых доступных источников. Информационная зависимость может проявляться в форме: — «веб-серфинга»: просмотр большого количества веб-страниц за короткое время (чаще всего предполагает бессистемное, спонтанное перемещение между различными источниками информации в Интернете); — пристрастия к виртуальному общению: постоянное использование служб мгновенного обмена сообщениями (ICQ, Mail.ru Агент, QIP и т.п.), социальных сетей, веб-форумов и т.п., навязчивое желание проверять наличие новых сообщений, потребность постоянно быть на связи с помощью электронной почты, мобильного телефона и других технических средств. Обратным процессов по отношению к информационной зависимости является отказ от восприятия полезной информации при ее наличии и доступности. Он выражается в болезненном недоверии, отторжении новой информации, что препятствует личному и профессиональному росту, особенно в условиях современного динамично развивающегося мира. Противодействию описанным негативным последствиям способствует выработка рациональных приемов и методов поиска и потребления информации, что является составной частью внутренней информационной культуры личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|