Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие информатизации и информационного общества

Человек в информационном обществе

Понятие информации, виды информации

В настоящее время не существует единого научного определения информации. Различные отрасли знания выделяют в данном понятии специфический набор признаков. Рассмотрим некоторые из существующих определений:

Информация ― форма существования знания, отчужденного от автора и ставшего общественным достоянием (Г.В. Паршукова).

Информация — это сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний (Н.В. Макарова).

Информация — сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемые человеком или специальными устройствами (Толковый словарь Ефремовой).

Информация — сведения, данные, значения экономических показателей, являющиеся объектами хранения, обработки и передачи (Бизнес-словарь).

Информация — общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму (Большой энциклопедический словарь).

Информация — количественная мера устранения неопределенности (энтропии), мера организации системы (Словарь иностранных слов).

Информация — данные, обработанные таким образом, что они могут быть использованы при принятии решений (Словарь библиотекаря по менеджменту и маркетингу).

Помимо большого числа определений, существует также множество различных классификаций видов информации:

1. По значению информация подразделяется на:

— актуальную (ценную в данный момент времени);

— достоверную (не содержащую искажений);

— объективную (не зависящую от чьего-либо мнения, либо носящую общепризнанный характер);

— понятную (переданную на языке, который известен получателям информации);

— полную (достаточную для принятия правильного решения);

— полезную (отвечающую нуждам конкретных получателей информации).

Приведем примеры информации:

— актуальной: прогноз погоды на сегодня;

— неактуальной: новости во вчерашней газете;

— достоверной: сведения об извержении вулкана, подготовленные авторитетным специалистом;

— недостоверной: сообщение по телефону, искаженное помехами на линии;

— объективной: температура воздуха 20 градусов Цельсия;

— субъективной: на улице тепло;

— понятная: нотная тетрадь для ученика музыкальной школы;

— непонятной: учебник на китайском языке для ученика, данным языком не владеющим;

— полной: ожидается удорожание тарифов на железнодорожные перевозки на 1000-1500 р. со следующего месяца;

— неполной: ожидается удорожание тарифов на железнодорожные перевозки;

— полезной: дата сдачи зачета по информационной культуре для студента 1 курса;

— бесполезной: дата сдачи зачета по информационной культуре для студента 4 курса.

2. По способу восприятия подразделяется на:

— визуальную (воспринимается органами зрения);

— аудиальную (воспринимается органами слуха);

— тактильную (воспринимается тактильными рецепторами);

— обонятельную (воспринимается обонятельными рецепторами);

— вкусовую (воспринимается вкусовыми рецепторами).

При этом около 90% всей информации воспринимается зрительно, 8-9% ― аудиально, и совсем небольшая часть приходится на долю тактильной, вкусовой и обонятельной информации.

3. По форме представления подразделяется на:

— текстовую (передается в виде символов);

— числовую (передается в виде цифр и математических символов);

— графическую (передается в виде изображений);

— звуковую (передается аудиальным путём);

— видеоинформация (передаваемая в виде видеозаписи).

 

Понятие информатизации и информационного общества

 

В современной науке существует несколько схожих определений информационного общества:

Информационное общество ― термин, применяемый для обозначения современного состояния индустриально развитых стран, связанного с новой ролью информации во всех сторонах их жизнедеятельности, качественно новым уровнем производства, переработки и распространения информации (Политический словарь).

Информационное общество ― современный тип общества, где ведущую роль приобретают информационные технологии и средства массовой коммуникации (Исторический словарь).

Информационное общество ― постиндустриальное общество, в котором основной производительной силой выступают знания и информация (Социологический словарь).

Информационное общество ― понятие ряда социологических и футурологических концепций, полагающих главным фактором социального развития производство и использование информации (Философский словарь).

В соответствии с приведенными определениями можно отметить следующие основополагающие признаки информационного общества:

1. Широкое использование информационных технологий на всех стадиях производства и в непроизводственной сфере (здравоохранение, наука и образование, транспорт, искусство и т.д.)

2. Добровольное и активное применение вычислительной техники большинством людей, в том числе в бытовой сфере.

3. Значительное увеличение доли работников, занятых в сфере производства, переработки и распространения информации, а также создание развитой инфраструктуры, обеспечивающей непрерывность данного процесса.

4. Информация становится главным экономическим ресурсом и факторов конкурентоспособности на мировом рынке.

5. Создание и широкое развитие глобальных и локальных сетей передачи информации.

6. Свобода распространения и доступа к информации для всех членов общества.

Приведем примеры:

— применения информационных технологий в производстве: промышленные роботы;

— применения информационных технологий в непроизводственной сфере: электронный деканат;

— применения информационных технологий в бытовой сфере: общение в социальных сетях;

— работников, занятых в сфере производства информации: научный сотрудник;

— работников, занятых в сфере переработки информации: системный аналитик;

— работников, занятых в сфере распространения информации: автор статей в научно-популярном издании.

Основные признаки информационного общества формируются вследствие процесса информатизации:

Информатизация ― организационный социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов (Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации»).

Информатизация — политика и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы (Википедия).

Информатизация — процесс формирования оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей пользователей за счет применения соответствующих технологий (Словарь бизнес терминов).

Информатизация — глобальный процесс производства и использования информации как общественного ресурса, базирующийся на массовом внедрении технологий сбора, обработки, хранения и передачи информации (Новый словарь методических терминов и понятий).

Процесс информатизации общества порождает также негативные последствия, среди которых мы рассмотрим:

— информационную перегрузку;

— информационная зависимость;

— отказ от восприятия полезной информации.

Суть информационной перегрузки заключается в том, что количество поступающей полезной информации и ее доступность превосходит возможности ее восприятия человеком. Таким образом, информация накапливается, но не усваивается, что приводит к трудностям в принятии управленческих решений.

Причиной возникновения информационных перегрузок является стремительный рост объемов производства, обмена и распространения информации, в то время как возможности человеческого мозга к ее потреблению не увеличиваются.

Основными признаками информационной перегрузки являются:

— отсутствие ясности в голове, хаотичная умственная деятельность;

— ухудшение памяти, провалы в памяти;

— назойливая музыка или обрывки фраз, звучащие в голове;

— рассуждения вслух, бормотание во сне или перед сном и т.д.

Информационная перегрузка может иметь также долгосрочные последствия в форме стресса и нервного истощения, признаками которых является потеря сна и аппетита, повышенная возбудимость и утомляемость, навязчивый страх, чувство паники, депрессия, раздражительность и частые приступы гнева.

Длительная информационная перегрузка может привести к общему ухудшению работоспособности мозга, препятствовать глубокому мышлению и пониманию, затруднять процесс обучения.

Другая сторона информационной перегрузки — формирование у людей болезненной информационной зависимости или аддикции.

Информационная зависимость ― это навязчивая потребность в получении информации из любых доступных источников. Информационная зависимость может проявляться в форме:

— «веб-серфинга»: просмотр большого количества веб-страниц за короткое время (чаще всего предполагает бессистемное, спонтанное перемещение между различными источниками информации в Интернете);

— пристрастия к виртуальному общению: постоянное использование служб мгновенного обмена сообщениями (ICQ, Mail.ru Агент, QIP и т.п.), социальных сетей, веб-форумов и т.п., навязчивое желание проверять наличие новых сообщений, потребность постоянно быть на связи с помощью электронной почты, мобильного телефона и других технических средств.

Обратным процессов по отношению к информационной зависимости является отказ от восприятия полезной информации при ее наличии и доступности. Он выражается в болезненном недоверии, отторжении новой информации, что препятствует личному и профессиональному росту, особенно в условиях современного динамично развивающегося мира.

Противодействию описанным негативным последствиям способствует выработка рациональных приемов и методов поиска и потребления информации, что является составной частью внутренней информационной культуры личности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...