Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Налоговая система РФ и принципы ее построения




 

Требование единства налоговой системы Российской Федерации логически вытекает из конституционно-правовых принципов единой финансовой политики и единства экономического пространства России. Согласно ст.8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Статья 74 Конституции РФ устанавливает: "На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей".

Конституционные нормы о единстве экономического пространства Российской Федерации получили развитие в п.4 ст.3 НК РФ, согласно которому не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

В настоящее время налоговая система России носит относительно централизованный характер. Установление общих принципов налогообложения и сборов и формирование налоговой системы, включающей в том числе исчерпывающий перечень региональных и местных налогов и сборов как источников поступлений в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, осуществляется федеральным законом в соответствии с Конституцией РФ (Постановление КС РФ от 30.01.2001 N 2-П).

Исчерпывающий перечень налогов и сборов всех уровней закрепляется в НК РФ. "Исходя из необходимости достижения равновесия между правом субъектов РФ устанавливать налоги и сборы, - указал КС РФ, - приоритетом основных прав и свобод человека и единством экономического пространства России, налоговая политика стремится к унификации налоговых изъятий. Этой цели служит исчерпывающий по своему характеру перечень региональных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов РФ, и вытекающие из него ограничения по введению дополнительных налогов и обязательных отчислений, а также по повышению ставок налогов и налоговых платежей" (Постановление КС РФ от 21.03.97 N 5-П). В соответствии с п.6 ст.12 НК РФ не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ. Отменяются федеральные, региональные и местные налоги и сборы также федеральным законодателем (п.5 ст.12 НК РФ).

Статья 71 Конституции РФ относит к исключительному ведению Российской Федерации правовое регулирование федеральных налогов и сборов. Вправе ли федеральный законодатель регулировать региональные и местные налоги и сборы и если да, то в какой степени? Как отметил КС РФ, регулируя налогообложение, субъекты РФ в полной мере должны руководствоваться требованиями ст.18 Конституции РФ о том, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов. При этом субъекты РФ не вправе определять налоговые изъятия произвольно, в нарушение принципов, закрепленных Конституцией РФ и федеральным законом. Установление налогов и сборов в отсутствие каких-либо ограничений противоречило бы провозглашенным в ст.7 Конституции РФ целям социального государства, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. По мнению КС РФ, недопустимость установления региональными законами произвольных налоговых изъятий вытекает также из принципа единой финансовой и налоговой политики, закрепленного в ст.114 (пункт "б" части 1) Конституции РФ (Постановление КС РФ от 04.04.96 N 9-П).

Единство экономического пространства и, следовательно, единство налоговой системы обеспечиваются единой системой федеральных налоговых органов. При этом налоговые органы, будучи отнесены к федеральным экономическим службам, в соответствии с Конституцией РФ находятся в ведении Российской Федерации; налоговые органы в субъектах РФ являются территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а не органами субъектов РФ (Постановление КС РФ от 21.03.97 N 5-П).

Задачи

 

Задача 1.

По результатам камеральной проверки налоговый орган начислил индивидуальному предпринимателю недоимку и пени по налогу. На основании выставленного требования предприниматель добровольно перечислил в бюджет только сумму налога.

В течение какого срока налоговый орган может обратиться в суд для взыскания с предпринимателя начисленных сумм пеней? С какого момента этот срок исчисляется?

Решение

Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченных сумм налога.

Налоговое законодательство, регулируя общественные отношения, возникающие в связи с уплатой налогов, устанавливая права и обязанности субъектов налоговых отношений, предусматривает применение различных мер государственного принуждения в случаях нарушения субъектами налоговых правоотношений своих обязанностей. Юридическая ответственность - общеправовая категория, которая конкретизируется в отдельных отраслях права.

Порядок уплаты налогов обеспечивается применением финансовой, административной, уголовной и дисциплинарной ответственности, т.е. применяются различные виды юридической ответственности. Для наступления юридической ответственности, в том числе и за нарушение налогового законодательства, необходимо наличие четырех условий: противоправного поведения; вреда (ущерба); причинной связи между противоправным поведением и наступившим вредом (ущербом); вины нарушителя установленных правил поведения.

Таким образом, в соответствии со ст.46 НК РФ - решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Задача 2.

Индивидуальный предприниматель планирует осуществлять прием платежей за слуги сотовой связи и Интернета, а также продавать в розницу за наличный расчет карты экспресс-оплаты и §1-т - карты операторов сотовой связи.

Являются ли карты экспресс - оплаты и 31ш-карты товаром? Подлежит ли деятельность по их реализации переводу на ЕНВД?

Решение

Реализация карт экспресс-оплаты балансирует между общим и "вмененным" режимами налогообложения. Минфин в Письме от 24.12.2007 N 03-11-04/3/512 полагает, что карту экспресс-оплаты можно считать полноценным товаром. Так как в соответствии с п.3 ст.38 НК РФ товаром признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав) согласно ГК РФ. А именно, в ст.128 ГК РФ установлено, что к объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество (в том числе имущественные права); работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

На основании данной нормы можно придти к выводу о том, что деятельность по реализации карт экспресс-оплаты, приобретенных в собственность у оператора сотовой связи для дальнейшей реализации от своего имени, относится к розничной торговле и может быть переведена на уплату ЕНВД.

Таким образом, карты экспресс - оплаты и 31ш-карты являются товаром и деятельность по их реализации подлежит переводу на ЕНВД?


Список литературы

 

1.  Конституция Российской Федерации. - М., 1995.

2. Гражданский кодекс РФ. Части первая и вторая. - М.: Юрид. лит., 1995.

.   Налоговый кодекс Российской Федерации. - М., 2009.

4.  Федеральный закон "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" от 31.07.98 N 147-ФЗ, а также ст.29 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" от 05.08.2000 N 118-ФЗ // Справочно-правовая система "КонсультантПлюс".

5.  Постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах применения части 1 Налогового кодекса Российской Федерации" от 28.02.2001 N 5 // Вестник ВАС РФ. 2001. N 7.

6. Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 41/9 от 11.06.99 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" // Вестник ВАС РФ. 1999. N 8.

.   Винницкий Д.В. Предмет российского налогового права // Журнал российского права. 2002. N 10.

.   Налоги и налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. М., 1997. С. 150.

.   Советский энциклопедический словарь. М., 1980. С. 867.

.   Топорнин Б.Н. Налоговое право в правовой системе России // Налоговый кодекс: сегодня и завтра: Сб. статей. М., 1997. С. 6.

.   Финансовое право: Учебное пособие / Под ред. Е.Н. Евстигнеева, Н.Г. Викторовой. - Санкт-Петербург: Питер, 2002.

12. Финансовое право: Учебник / Под ред. Л.Г. Востриковой. - М.: Юстицинформ, 2007.

13. Цыпкин С.Д. Доходы государственного бюджета СССР: Правовые вопросы. М., 1973. С. 53.

14. Шаталов С.Д. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (части первой). М., 1999. С. 57-58.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...