Министерство образования и науки Российской Федерации
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ» 1. Проанализируйте тему, предмет и объект диссертационного исследования на их соответствие формуле научной специальности. 2. От каких факторов зависел выбор темы Вашего будущего диссертационного исследования? Проранжируйте эти факторы в порядке убывания значимости. 3. Сформулируйте в соответствии с темой диссертационного исследования актуальность, цели и задачи исследования. 4. Проведите оценку современных научных достижений по тематике исследования. Какие научные результаты являются теоретической базой для Вашего будущего диссертационного исследования? 5. Перечислите общенаучные и специальные методы сбора, анализа и обработки информации, которые Вы планируете использовать при проведении научных исследований. 6. Проанализируйте 2-3 автореферата диссертации по Вашей научной специальности на предмет соответствия задач и результатов исследований. 7. Какими аргументами в авторефератах подтверждается достоверность результатов проведенных научных исследований? 8. Приведите примеры формулировок научной новизны из авторефератов диссертаций по Вашей научной специальности и укажите, какие методические приемы достижения научной новизны были использованы соискателем. 9. Какую теоретическую и практическую значимость могут представлять результаты Вашего диссертационного исследования для соответствующей отрасли науки? 10. Сформулируйте основные причины, по которым аспиранты, закончившие аспирантуру, не защищают кандидатские диссертации. Какова вероятность возникновения таких причин при выполнении Вашего диссертационного исследования? Наметьте мероприятия, которые позволят Вам минимизировать возможные преграды на пути защиты диссертации.
Срок выполнения индивидуального задания – до 10 декабря 2017 года. Ответы высылать в электронном виде по адресу oda@admin.tstu.ru Оформление индивидуального задания: титульный лист, шрифт 14 Times New Roman, интервал полуторный, поля: верхнее, нижнее, слева – 2 см, справа 1 см, без рамки, отступ 1,25 см. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ЗАДАНИЯ 1. Проанализируйте тему, предмет и объект диссертационного исследования на их соответствие паспорту научной специальности. Методические рекомендации. При выполнении этого задания необходимо привести формулировки темы, предмета и объекта диссертационного исследования, перечислить пункты паспорта научной специальности (с названиями), которым соответствует диссертационная работа. Следует проверить соответствие темы будущей диссертации требованиями, предъявляемым к формулировке тем диссертационных исследований: - тема диссертации должно отвечать выбранной специальности научных работников, определять цель и предмет диссертационного исследования и указывать на решаемую научную проблему (результат); - тема должна отражать продвижение вперед в сравнении с ранее выполненными диссертационными работами, опубликованными результатами НИР по данной проблематике; - формулировка темы призвана отражать ее содержательность, наличие проблемности и целевой ориентации; - в краткой формулировке темы необходимо достичь максимально высокого уровня предметности и конкретности; - названию темы следует придать актуальность и современность; - следует избегать в заголовке диссертации слишком длинных названий. Название темы диссертации должно быть кратким (6-12 слов) и точно соответствовать содержанию диссертации, объекту и предмету исследования, при этом указывая на ту область исследования, которой посвящена диссертация соискателя. Название диссертации в шесть-восемь слов является оптимальным;
- не рекомендуется использовать в наименовании слова: «Вопросы исследования …» (из-за неопределенности конечного результата); «Основы …» («основы» и кандидатская диссертация?); «Изучение …» (субъективное познание известного знания) и т.п. - при формулировании названия темы необходимо отразить направленность преобразования объекта (решение задачи, разработка, моделирование, обоснование, оптимизация…); объект исследования (теория, технология, способ, устройство…); новое качество объекта (за счет …, с учетом…, в условиях…, с использованием …). - чтобы название диссертации не выглядело дилетантским, необходимо просмотреть каталог защищенных диссертаций и ознакомиться с заголовками уже выполненных диссертационных работ или авторефератами диссертаций. Объектом исследования в диссертационной работе является процесс или явление, порождающее проблемное поле и поэтому подлежащее изучению. Предметом исследования является тот частный аспект проблемы, который находится в его области. Предмет диссертационного исследования может совпадать или коррелироваться с концепцией темы диссертации. Предмет исследования должен соответствовать паспорту специальности. Поэтому соискатель ученой степени кандидата наук в своем исследовании должен постоянно следить, чтобы текст диссертации соответствовал своему «предметному полю». Предмет исследования определяется в сфере теории и методологии как новое научное знание, метод и инструмент получения этого научного знания об объекте исследования. Предмет исследования – наиболее существенные свойства изучаемого объекта, присущие ему процессы, анализ которых необходим для решения задач в соответствии с темой исследования. На определение предмета влияют: реальные свойства объекта; знания исследователя об этих свойствах; целевая установка; задачи исследования. Предмет исследования всегда имеет системно-структурный характер, предполагает разноаспектный анализ свойств объекта исследования. Для решения разных задач один и тот же объект может рассматриваться через призму разных предметов исследования.
Паспорта научных специальностей размещены на сайте Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве образования и науки Российской Федерации в разделе «Нормативно-справочная информация» по адресу http://vak.ed.gov.ru/ru/316 Ответ можно сформулировать, например, следующим образом: «Диссертационная работа соответствует п. 1 «Методы и модели описания, оценки, оптимизации информационных процессов и информационных ресурсов, а также средства анализа и выявления закономерностей в информационных потоках. Когнитивные модели информационных систем, ориентированных на человекомашинное взаимодействие» паспорта научной специальности 05.25.05 «Информационные системы и процессы». 2. От каких факторов зависел выбор темы Вашего будущего диссертационного исследования? Проранжируйте эти факторы в порядке убывания значимости. Методические рекомендации. При выполнении этого задания следует перечислить факторы, которые повлияли на выбор темы диссертационного исследования. При ответе Вы можете частично воспользоваться формулировками, приведенными ниже или предложить свои варианты. Среди факторов можно выделить следующие группы: нормативные (паспорт научной специальности, положение об ученых степенях… и др.); методологические (теория и методология диссертационного исследования, история развития тематики и др.); социальные (традиции научной школы, диссертационного совета и др.); ресурсные (материально-техническая база; финансовая поддержка (гранты...) и др.); личностные (профиль образования, подготовленность соискателя, мотивация на новый результат, теоретический или практический склад ума и др.). 3. Сформулируйте в соответствии с темой диссертационного исследования актуальность,цели и задачи исследования. Методические рекомендации. При выполнении этого задания полезно ознакомиться с описанием актуальности диссертационного исследования, формулировками целей и задач исследования в авторефератах диссертаций, выполненных по аналогичной специальности научных работников.
Актуальность темы диссертационного исследования является одним из основных критериев при его экспертизе и означает, что поставленные в диссертационном исследовании задачи требуют скорейшего решения для практики или для соответствующей отрасли науки, что внедрение полученных результатов будет способствовать решению теоретической проблемы, либо практический задачи. Актуальность диссертационного исследования аргументируется потребностью, социальным запросом в изучении конкретной научной проблемы. Актуальность темы раскрывается как актуальность объекта и предмета диссертационного исследования в теоретическом и прикладном аспектах. Актуальность темы диссертационного исследования не должна вызывать сомнения у специалистов, должна быть наглядно показана и доказана. При обосновании актуальности исследования следует остановиться на следующих моментах: новые условия и предпосылки, которые обуславливают актуальность изучаемого явления в настоящее время: запросы общества и потребности науки, которые могут быть удовлетворены посредством решения данной проблемы; причины, по которым в настоящее время проблема становится актуальной; освещение данной проблемы в официальных документах и научной литературе и т.п. Важным является многоаспектность доказательства актуальности, способность исследователя рассмотреть актуальность избранной проблемы с разных позиций. Цель исследования – это то, что в самом общем виде должен достичь исследователь в итоге работы (планируемый результат исследования, способ использования результата). Цель исследования должна вытекать из правильно сформулированной темы исследования, но ее формулировка не должна повторять формулировку темы. Задачи исследования являются подцелями исследования и отражают последовательность достижения цели исследования. Примеры (шаблон) формулировок задач: - выполнить системный анализ проблемной ситуации... (по предмету исследования); - предложить новые технические (технологические) разработки по улучшению - разработать методику (модель) описания (расчета) основных показателей эффективности (производительности, быстродействия, информативности,..) предмета исследования...; - разработать технологию апробации предлагаемого способа (метода…) и проведения экспериментальных исследований...;
- выполнить статистический анализ расчетных и экспериментальных результатов; - сделать выводы об адекватности теоретической и эмпирической интерпретаций; - сформулировать рекомендации по практическому использованию научных выводов. В рамках выполнения исследования на соискание ученой степени кандидата наук решается в среднем 5-6 задач. Задачи структурируют работу по главам. 4. Проведите оценку современных научных достижений по тематике исследования. Какие научные результаты являются теоретической базой для Вашего будущего диссертационного исследования? Методические рекомендации. В авторефератах диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук оценку современных научных достижений по тематике исследования выделяют рубрикой «Степень разработанности проблемы». При выполнении этого задания Вы должны критически и объективно в сжатой форме (не более одной страницы) изложить существующее состояние объекта и предмета исследования. В данном разделе следует указать, в работах каких авторов (классиков, современных отечественных и зарубежных ученых) исследовались поставленные в диссертации задачи. На основании этого обзора следует выделить неизученные аспекты проблемы, к которым должна относиться и проблема, поставленная в диссертации. Необходимо перечислить, что сделано предшественниками, используя обороты «Особую значимость в развитии теории и практики научного направления внесли ученые…», а также что предстоит сделать в данном в диссертационном исследовании. Полезно ознакомиться с представлением информации о степени разработанности темы в авторефератах диссертаций, выполненных по аналогичной специальности научных работников. 5. Перечислите общенаучные и специальные методы сбора, анализа и обработки информации, которые Вы планируете использовать при проведении научных исследований. Методические рекомендации. В авторефератах диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, как правило, присутствует пункт «Методы исследования» («Методологическая основа исследования», «Методология и методы исследования» и т.п.). В этом разделе необходимо определить методологию проводимого диссертационного исследования и перечислить методы, которые применялись исследователем для решения поставленных в работе задач и достижения цели. Методологической базой исследования являются общенаучные методологические положения (теория систем, системный анализ и т.д.). принципиальные подходы, методы, которые применялись для его проведения. Теоретической базой исследования являются теоретические работы ученых и специалистов в изучаемой области, а также смежных областях. Эмпирическая база исследования – это информационная совокупность, отражающая объект исследования, которая была использована в рамках исследования. Методы исследования – это приемы, процедуры и операции эмпирического и теоретического познания объекта исследования с целью получения достоверных сведений, используемых для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Система методов исследования определяется исходной концепцией исследователя: его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологической ориентации, целей и задач конкретного исследования. При ответе на этот вопрос следует перечислить общенаучные (теоретические и эмпирические) методы (подходы) и методы, относящиеся к конкретной предметной области. При этом следует придерживаться логики последовательного представления методов, например, перечисляя сначала методы сбора, затем анализа и обработки информации, При обосновании методов исследования можно употребить такие обороты: при написании работы в методологическом плане применялась следующая совокупность методов:… или в методологическом отношении для понимания … использовались разработки… При ответе на этот вопрос полезно ознакомиться с представлением информации о методах исследования в авторефератах диссертаций, выполненных по аналогичной специальности научных работников и смежным специальностям. 6. Проанализируйте 2-3 автореферата диссертации по Вашей научной специальности на предмет соответствия задач и результатов исследований. Методические рекомендации. Результаты исследования, подтверждающие выдвинутую гипотезу и положения, выносимые на защиту, приводятся в заключении автореферата диссертации на соискание ученой степени и диссертации. Количество задач и их формулировки должны быть согласованы с количеством и формулировками результатов диссертации, что обеспечивает целостность диссертационной работы и ее внутреннее единство в качестве критериев диссертационного исследования. Ответ на этот вопрос лучше представить в виде таблицы. Наименование темы диссертации 1
В случае отсутствия результата решения какой-либо из поставленных задач или появления результата, не связанного с поставленной задачей в соответствующей ячейке таблицы следует поставить прочерк. Дополнительно можете сформулировать свои замечания по формулировке задач и результатов исследования. 7. Какими аргументами в авторефератах подтверждается достоверность результатов проведенных научных исследований? Методические рекомендации. Изучение любой научной проблемы сопровождается необходимостью дать ответ на ряд вопросов относительно достоверности полученных результатов. Только достоверные новые научные результаты могут быть использованы для решения других научных или прикладных задач. В связи с этим в авторефератах диссертаций на соискание ученой степени присутствует пункт «Достоверность полученных результатов исследования» («Степень достоверности», «Степень достоверности и апробация результатов» и т.п.). При ответе на этот вопрос следует привести соответствующие разделы из 2-3 авторефератов диссертаций по Вашей научной специальности, а также аргументировано выбрать наиболее правильный, на Ваш взгляд, вариант. 8. Приведите примеры формулировок научной новизны из авторефератов диссертаций по Вашей научной специальности и укажите, какие методические приемы достижения научной новизны были использованы соискателем. Методические рекомендации. В Положении о порядке присуждения ученых степеней и в практической деятельности ВАК большое значение придается новизне защищаемых диссертационных работ. В Положении указывается, что «предложенные автором новые решения должны быть строго аргументированы и критически оценены по сравнению с другими известными решениями». Новизна результатов исследований отражается в диссертации, автореферате, основных аттестационных материалах (отзывы официальных оппонентов, ведущих организаций, заключения организации, где выполнена работа или к которой был прикреплен соискатель, диссертационного совета и др.). Именно новые научные результаты свидетельствуют о личном вкладе соискателя в науку. В формулировке новизны диссертационного исследования должны быть отражены наиболее значимые результаты, достигнутые в данном конкретном исследовании, отличие их от результатов предшественников. При этом новизна научного положения должна быть доказана, т. е. теоретически обоснована, а также подтверждена практически и экспериментально. Предложенные автором новые решения должны быть строго аргументированы и практически оценены по сравнению с известными решениями. При выполнении этого задания следует привести примеры формулировок научной новизны из авторефератов диссертаций по Вашей научной специальности. При анализе формулировок научной новизны укажите, какие из перечисленных ниже методических приемов были использованы для достижения научной новизны. Методические приемы достижения новизны: - детальное изучение предмета исследования, поиск собственной точки зрения (своей гипотезы); - систематизация и интеграция предметной области (классифицирование); - вовлечение в научный оборот новых данных (например, новых данных эксперимента); - использование новых методов исследования (например, новый инструмент исследования); - введение в оборот нового понятия (предгипотеза), нового объекта (устройство), класса объектов (способ); - обнаружение (использование) нового эффекта (физического, технологического, социального); - установление закономерности в процессе; - новый уровень технологии (макро – микро и нано уровень); - новая постановка задачи (снять допущения); - новое решение (численное, аналитическое); - известное в новых условиях (эволюция, модернизация); - новое объяснение фактов (новая концепция): - новые критерии (оценки эффективности); - новая технология (патент на способ); - новое устройство (патент на устройство); - новый программный продукт (свидетельство); - новое взаимодействие объектов исследования (в новых условиях); - новые эмпирические коэффициенты (например, для новых материалов, сред). - разработка теории расчета эмпирических или весовых коэффициентов (нейронные сети). 9. Какую теоретическую и практическую значимость могут представлять результаты Вашего диссертационного исследования для соответствующей отрасли науки? Методические рекомендации. При выполнении задания следует показать, что конкретно развивают в науке положения и методы, которые будут предложены в диссертационной работе, раскрыть, в чем заключается теоретическая и практическая значимость научных результатов, полученных соискателем, для конкретной отрасли наук. При ответе на этот вопрос полезно ознакомиться с представлением информации о теоретической и практической значимости научных результатов, представленных в авторефератах диссертаций, выполненных по аналогичной специальности научных работников. Теоретическая и практическая ценность результатов работы обязательно должна быть отражена во введении в автореферат и диссертацию, в нем должно быть охарактеризовано практическое применение результатов работы, либо рекомендации по их использованию. Пункт «Теоретическая и практическая значимость работы» или отдельные пункты «Теоретическая значимость исследования» и «Практическая значимость исследования» приводятся, как правило, после пункта «Научная новизна». Формулировки должны быть лаконичными, но конкретными. Теоретическая значимость выявляется путем определения важности теоретических выводов и положений автора, обладающих новизной для науки. Формулируется как возможность дальнейшего использования результатов исследования в конкретных отраслях знания. При отсутствии вклада в теорию может не показываться или достаточно кратко описываться путем объединения пунктов «Теоретическая и практическая значимость исследования». Практическая значимость предполагает указание на возможность дальнейшего применения предложенных автором практических рекомендаций (содержащихся в приложениях актов о внедрении результатов исследований, проектов технологических регламентов, методических рекомендаций и т.п.). В связи с требованием к кандидатской диссертации как работе, в которой «решается важная научно-практическая задача» наличие практической значимости обязательно. Для докторской диссертации наибольшее значение приобретает теоретическая значимость. 10. Сформулируйте основные причины, по которым аспиранты, закончившие аспирантуру, не защищают кандидатские диссертации. Какова вероятность возникновения таких причин при выполнении Вашего диссертационного исследования? Наметьте мероприятия, которые позволят Вам минимизировать возможные преграды на пути защиты диссертации. Методические рекомендации. При ответе на этот вопрос рекомендуется познакомиться со статистикой защит выпускников аспирантуры по соответствующей научной специальности. Ответ лучше представить в виде таблицы.
Министерство образования и науки Российской Федерации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|