Производственные результаты Отношение к работе
Ш Взаимоотношения в коллективе Ш Привлекательность коллектива Рис. I. Покипели 1шутригругта1юго предпочтении по разным критериям межгруппопого сравнении и оиенки. (Позняков В,П Психологические отношения субъектов экономической деятельности М: Изд-во «Институт психологи РАН», 2000. С 121J на ют играть критерии отношения к работе и ее результатов (успешности). Контрольные вопросы и задания. 1. Расскажите об основных феноменах межгруппового взаимодействия. 2 Какие вам известны теоретические подходы к исследованию межгрул-по вы х отн о ш е н и й"' 3 Расскажите об экспериментальных исследованиях межгруп нового взаимодействия 4 Приведите примеры проявления этноцентризма в отношениях между представителей разных этнических гр>пп. 5 Приведите примеры внутригруппового фаворитизма в отношениях чежл> сгу.1еически\(и группами 6 Каким образом можно снизить эффект межгрушювой дискриминации в отношениях между группами9 7 Какие изменения и отношениях между трудовым и группами происходят в условиях изменения форм собственности' 8 Как связаны между собой внутригрупповые и межгрупповые отношенияJ Психология межгрупповых отношений ________________________________ 251 Литература 1. Агеев В.С Психология межгрупповых отношений М.: Изд-во МГУ, 1983.!44с. 2. Агеев В С Межгр\пповое взаимодействие социально-психологические проблемы. М." Изд-uo МГУ, 1990. 240с. 3 Андрущак И 6. Этноцентризм как социально-психологический феномен в ситуации социоэтнических изменений. Днсс. канд психол.н. М. 1998. 4 Журавлев А.Л, Позняков В П. Диагностика межгрупловых отношений и условиях изменения форм собственности // Психол. журн. 1992 Т. 13. №4 С 24-32 5. Ключникова Л.В. Взаимосвязь социально-психологической адаптации переселенцев и межгруппового восприятия. Дисс... канд. психол. наук. M.200I.
6 Киоева Г.У. Опыт эмпирического исследования этнических стереотипов//Психол журн 1986. Т 7 № 2 С 41-50 7. Лебедем Н.М. Социальная психология этнических миграций. М,. Изд-воИЭАРАН, 1993 329с. 8. Лебедева Н.М. Новая русская диаспора, социально-психологический анализ М.. 1995 9 Левковлч В.П., Андрущак И.Б. Этноцентризм как социально-психологический феномен // Психол. журн. 1995 Т. 16. № 2. С. 70-81. 10 Лунев Ю.А Соцнально-пснчологические факторы детерминации повеления группы в межгрупповом взаимодействии. Дисс... канд. психол. наук Курск, 1991 П. Позняков В.П. Социально психологические отношения б трудовом } коллективе в условиях изменения форм собственности // Совместная деятельность: методы исследования и управления. М.. ИП РАН, 1992. С. 140-165 12 Позняков В П. Межгрупповпя дифференциация в сельских общностях (в условиях изменения форм собственности//Психол журн 1998 Т 1 18. №5. 13 Позняков В П. Психологические отношения субъектов экономической < деятельности. М. Изд-во «Институт психологии РАН, 2000 \ 14. Поршнев Б.Ф Социальная психология и история. 2-е изд. — М.: На \ ука. 1979. 212 с > 15. Психолошя совместной деятельности чалых групп и организаций // Отв ред. А.Л Ж\рл!леи, Е В Шорохова М- Институт психологии \ РАН, 2001. 16 Солдатова Г.У Психология межэтнической напряженное in. M, 1998 17. Стефаненко Т.Г. Атрибутивные процессы в межгртопых отношениях Дисс. канд лсихол наук. М., 1989. 187 с. IS CvuiKOB И Р. Психология взаимоотношении М.: Иц-во «Институт психологии РАН», 1999 19. Сушков И Р Совместная деятельность групп в оргл-шзяции // Совместная деятельность' методология, теория, практика / Отв.ред. А.Л.Журавлев, П Н.Шихнрев, Е В.Шорохова. М. Наука, 1988 С 76-S7 20. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я» М„ 1925. 98 с. 252_________________________________________________,_________ Глава б
Психология больших социальных Групп и массовые психические явления Теоретические проблемы исследования больших социальных групп Введение Психология больших социальных групп является одним из важнейших объектов социально-психологических исследований Значение этих исследований обусловлено тем, что человек осуществляет свою жизнедеятельность как член той или иной социальной группы, представитель определенной исторически сложившейся общности людей. Каждый человек с рождения включен в различные общности, социальные, а с начала трудовой деятельности — и в профессиональные группы. Изучение психологических процессов в этих общностях составляет одну из задач социальной психологии. Исследовптели давно обратили внимание на эти явления. Собственно зарождение социальной психологии связано с исследованием «духа народа», «психологии народов», психологических образований, существовавших в массах людей (психология толпы, психология масс, социальных движений и др).Соииальные группы на Западе и в России были объектом социологических исследований. На Западе акцент переместился на психологию малых групп. Исследованием больших социальных групп, их психологических особенностей занимались прежде всего марксистски ориентированные исследователи, исключая, может быть, изучение толпы, паники. В отечественной психологии привлекали внимание исследователей ряд обших теоретических и методологических проблем, а также характеристика психологических особенностей классов, наций, возрастных и профессиональных групп. Исследованием психологии больших социальных групп в последние десятилетия занимались Г М Андреева (1980). А И Горя- Психология больших социальных групп и массовые психические явления 233 чеваиМ.Г Макаров (1979), Г Г. Дилигенский (1971, 1975, 1994), О И. Зотова, В В. Новиков и Е В Шорохова (1983); Е С Кузьмин (1967), И. Т. Лсвыкин (1974); А. Р. Лурия (1974), Б Д. Пары-гин (1966, 1967, 1971), Б Ф Поршнев(1974, 1979), В В.Шаронов (! 975) и др. П. ',, 6.1.1. Виды больших социальных групп Общепринятым в социальной психологии является деление боль-ших социальных групп на два вила Основанием этого деления является характер межгрупповых и внутригрупповых социальных связей. В первом случае люди объединяются в группы общностью объективных связей, существующих независимо от сознания и воли этих, людей. Во втором случае это группы, которые возникают в результате сознательного объединения людей. Дилигенский, принимая 310 деление, называет первые объективными макрогруппами, вторые — субъективно-психологическими Для уяснения соотношения между этими видами он вводит понятие психологической общности. Для понимания сущности психологической общности большое значение имеет концепция Б. Ф Поршне-ва о разделении людей на «мы» и «они» в процессе исторического развития человечества (Б. Ф. Поршнев, 1974, I979J
В первом случае процессы, явления, состояния, возникающие в общности {психология класса), отражают объективные связи и отношения, являются вторичным по отношению к этим объективным процессам Во втором случае психологические явления в группе составляют ее основу, первичное явление. В данном случае психологическая общность является первичным основанием В основу детальной классификации больших социальных групп за разделительные принимаются разные признаки. По временя существования разделяются длительно существующие большие группы (классы, нации) и коротко существующие (митинги, аудитории, толпа) По характеру организованности-неорганизованности — организованные группы (партии, союзы, толпа) Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно (партии, ассоциации). По примеру классификации малых групп можно говорить об условных и реальных группах Признак контактности взаимодействия выступает тоже как существенный. Половозрастные группы, профессиональные группы являются не реальными, а условными К реальным большим группам с короткими, но тесными 254 _________________________________________________ Глава контактами относятся митинги, собрания. Большие группы могут быть открытыми и закрытыми Членство в последних определяется внутренними установлениями групп. |, Большие социальные группы можно разделить по наличию
определенного количества общих признаков и механизму связей с общностью. Так, Г. Г. Дилигенский выделяет два типа социальных групп. Первый тип — объединение люден, имеющих об-ший объективно существующий и социально значимый признак. Например, таким признаком может быть демографический. В этом случае первый тип составят мужчины, женщины, поколение, молодежь, средний возраст, пожилые люди и т. д. Характеристика этих групп как социальных определяется их значимостью в жизни общества, ролью в системе общественных отношений (в системе производства, в семье). Эти группы по своему составу гомогенны, однородны, но именно по признаку их выделения. Второй тип групп характеризуется тем, что люди, их составляющие, сознательно стремятся к объединению. Примером этих групп являются религиозные группы, партии, союзы, общественные движения. По своему социальному составу эти группы разнородны, ге-терогенны По социально-психологическим характеристикам они более однородны, чем группы первого типа Если в первом случае приоритетное значение имеет объективная сторона общности, то во втором — субъективная. Речь идет о психологической общности. Субъективная общность не совпадает с общностью объективной 6.1.2. Предмет психологии больших групп Разные исследователи по-разному определяют предмет психологии больших групп. Так, Г. М. Андреева вопросами, подлежащими изучению, полагает следующие 1) какие группы следует рассматривать в качестве «больших»; 2) какова структура психологии больших групп, ее основные элементы, их соподчинение, характер их взаимосвязи. 3) каково соотношение психики отдельных индивидов, входящих в группу, с элементами этой rpjii повой психологии, 4) какими методами можно пользоваться при изучении всех этих явлений (Г. М.Андреева, 1980) Г. Г. Дилигенский считает, что психология больших групп изучает особенности различных видов субъективно-психологических групп (например, ассоциаций, организаций), механизм сложения индивидуальных лепствии п [рупповые; анализ группы как Психология больших социальных групп и массовые психические явления 255 субъекта действия. Главным же в предмете изучения психологии больших групп он считает связи между объектиикой социальной общностью и общностью социально-психологической, исследование путей, способов, механизмов перехода от первых ко вторым (Г. Г. Дилигенский, 1975).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|