Важнейшие этапы становления общей экономической теории
экономический кейнсианство институционализм Вопросы экономики неизменно привлекают внимание людей, поэтому экономическая теория занимает видное место в системе наук. Американский экономист, лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон утверждает: "Экономическая теория - королева наук" [11, 45]. Сегодня приходится отмечать, что отечественная экономическая теория находится в сложном положении. Сформировавшиеся в советский период школы и направления экономической мысли выполняли социальный заказ - исследование процессов планового хозяйства, выработка рекомендаций по совершенствованию плановой экономики, критический анализ капиталистического хозяйства. Исследования политэкономов базировались на экономическом учении К. Маркса. Шоковый распад плановой экономики, переход к рыночным принципам хозяйствования обусловил необходимость пересмотра принципов отечественной экономической науки. Экономическая теория в своем развитии прошла ряд этапов: . Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей стран Востока, Древней Греции и Древнего Рима. Ксенофонт (430-354 гг. до н. э) и Аристотель (384-322 гг. до н. э) впервые вводят в научный оборот термин "экономия", что означает искусство ведения хозяйства. Аристотель подразделял два термина: "экономика" (естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов) и "хремантистика" (искусство наживать богатство, делать деньги). . Экономическая теория как наука сложилась в период становления капитализма, зарождения первоначального капитала и прежде всего в сфере торговли. На требования развития торговли экономическая наука откликается появлением меркантилизма - первого направления политической экономии.
. Учение меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Источник богатства они выводили только из торговли и сферы обращения. Само богатство отождествляли с деньгами. Отсюда и название "меркантильный" - денежный. . Учение Вильяма Петти (1623-1686) является переходным мостиком от меркантилистов к классической политической экономии. Его заслуга в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. . Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов землевладельцев. Главным представителем этого направления был Франсуа Кенэ (1694-1774). Ограниченность его учения в том, что источником богатства считался труд только в земледелии. . Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1729-1790) и Давида Рикардо (1772-1783).А. Смит в книге "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1777 г) систематизировал всю сумму накопленных к тому времени экономических знаний, создал учение об общественном разделении труда, раскрыл механизм свободного рынка, который назвал "невидимой рукой". Давид Рикардо продолжил разработку теории А. Смита в работе "Начала политической экономии и налогового обложения" (1809-1817). Он показал, что единственным источником стоимости является труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов (заработной платы, прибыли, процента, ренты). . Опираясь на высшие достижения классической политической экономии, К. Маркс (1818-1883) раскрыл законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения - противоречия; создал учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре; учение о прибавочной стоимости; показал исторически приходящий характер капитализма как формации.
Следует отметить, что кризисный период в развитии науки - частная форма проявления кризиса экономики, общества в целом. При всем том кризис - это не катастрофа, его можно рассматривать и как катарсис, очищение науки от конъюнктурных элементов, удержание в ней только того, что имеет подлинную ценность и обеспечивает ее дальнейшее прогрессивное развитие. Нельзя утверждать, что теория К. Маркса - ненаучная, полностью утратившая свое значение сегодня. О значении марксистской экономической мысли свидетельствует хотя бы то, что П. Самуэльсон выделяет в истории экономической мысли лишь три имени: А. Смита, К. Маркса, Дж.М. Кейнса, которых он характеризует как интеллектуальных гигантов. Сегодня отечественная экономическая наука активно использует выводы и рекомендации зарубежной экономической теории. И это не случайно. Выход России из социально-экономического кризиса большинство ученых и политиков видят в становлении социально ориентированной рыночной экономики, то есть такой экономической системы, которая преобладает в большинстве современных экономически развитых стран. Значит необходимо изучать не только отечественный, но и зарубежный опыт экономического развития. Надлежит пересмотреть принципы экономической науки с учетом всего ценного, что выработано на протяжении длительной истории становления и развития экономической теории и на основе современных достижений мировой экономической науки. Предмет экономической теории формировался в результате развития, длительной эволюции науки, выявления и преодоления противоречий между различными научными школами. Предметом научных исследований меркантилистов было богатство, национальное богатство. Продолжили их традицию и физиократы, перенеся научные интересы из сферы обращения в сельскохозяйственное производство. Представители классической школы расширили предмет экономической теории до исследования условий производства и накопления, а также распределения богатства, создаваемого во всех отраслях материального производства. Понимание сущности национального богатства, его форм и условий создания в экономической мысли менялось. Если меркантилисты в качестве реального богатства рассматривали только деньги, а еще лучше - золото, то классики считали богатством материальный продукт производства. В современных экономических системах все большее значение приобретают услуги - невещественный результат экономической деятельности. В развитых обществах в национальное богатство стали включать информацию, другие виды интеллектуального продукта.
Несколько особняком в определении предмета экономической теории стоит марксистская политическая экономия. Предметом марксистской политэкономии рассматриваются производственные отношения, то есть отношения между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ. Причем главными признаются отношения между классами и социальными группами общества, обусловливающиеся, по мнению марксистов, в конечном счете, отношениями собственности на средства производства. Впоследствии и представители других направлений экономической науки стали уделять все больше внимания отношениям людей (экономических субъектов) в процессе их экономической деятельности и в общественной жизни в целом, так как результативность экономического развития во многом предопределяется характером отношений между людьми. А. Маршалл определил предметом экономической теории "Исследование нормальной жизнедеятельности человеческого общества: исследование богатства и частично человека, точнее стимулов к действию..." П. Самуэльсон в своем знаменитом учебнике "Экономика" пишет: "Экономика - наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей" [11, 67]. В западных учебниках по экономической теории достаточно распространено понимание предмета экономической теории как изучение редкости, ограниченности ресурсов. Действительно, только в условиях редкости и ограниченности ресурсов, на основе которых создаются блага, возникают проблемы экономического характера. Экономические проблемы не возникают, если объемы благ и ресурсов, с помощью которых удовлетворяются человеческие потребности, неограниченны.
Все определения предмета экономической теории раскрывают его с разных сторон, ибо в них за основу берутся многообразные отдельные аспекты экономической и социальной деятельности людей. Сегодня наиболее полным признано следующее определение предмета экономической теории: Общая экономическая теория - это общественная наука, которая изучает поведение людей и групп людей в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах, что порождает конкуренцию за их использование. В этом определении содержатся следующие ключевые характеристики предмета экономической теории: присутствует поведенческий аспект, подчеркивается редкость и ограниченность ресурсов, выделяется то, что экономическая теория изучает закономерности и факторы экономического развития и роста в пофазной динамике воспроизводства: в производстве, распределении, обмене и потреблении. Экономическая теория включает в себя микроэкономику (поведение отдельных экономических субъектов) и макроэкономику (функционирование национальной экономики в целом); выделяются также мезоэкономика (поведение подсистем национальной экономики) и метаэкономика (поведение мировой экономики в целом). Экономическая теория является методологической основой для целого комплекса конкретных экономических наук: отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства, непроизводственной сферы); функциональных (финансы, кредит, маркетинг, менеджмент); межотраслевых (экономическая география, демография, статистика), историко-экономических. Экономическая теория является основой экономической политики. Вместе с тем не стоит отождествлять экономическую теорию и экономическую политику. Экономическая политика - это целенаправленная система мероприятий государства по регулированию национального социально-экономического развития. В экономической политике используются рекомендации и выводы экономической теории. Какие средства следует использовать для преодоления инфляции, стабилизации экономики в условиях ее кризисного развития? Следует ли применять ограничения во внешней торговле по отношению к иностранным партнерам? Какие меры способствуют росту благосостояния населения? На все эти вопросам в арсенале экономической науки имеются полезные рекомендации. Задача политиков, да и населения выбрать те меры, которые наиболее адекватны создавшимся условиям. Для этого важно глубокое знание экономической теории. Результаты теоретических исследований в экономике имеют важное значение для предпринимательства. Понимание макроэкономических тенденций, овладение методологией микроэкономического анализа важны для принятия оптимальных хозяйственных решений в бизнесе.
Истоки экономической науки мы находим уже в учениях мыслителей древнего мира. Так, в древнеиндийских "Законах Ману" (IV - III в. до н. э) отмечается существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах Конфуция (551 - 479 г. г. до н. э) мы обнаруживаем различение умственного и физического труда; причем, по убеждению мыслителя, первый - монополия высших слоев общества, второй - удел простолюдинов. Экономические взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта (430 - 345 г. г. до н. э), Платона (427 - 347 г. г. до н. э), Аристотеля (384 - 322 г. г. до н. э) - можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки, так как в них содержатся следующие важные положения идея о полезности как основе ценности благ, оценка стоимости продукта также и трудом; рассмотрение товарного обмена как обмена эквивалентов. Термин "экономия" (oikonomia) был введен в оборот Аристотелем, исследовавшим рабовладельческие хозяйства. "Ойкос" - дом, хозяйство; "номос" - учение, закон. Сегодня в русском языке понятие "экономия" используется в другом значении, оно замещено термином "экономика", используемым в следующих значениях:) хозяйство (страны, района, группы стран); б) научная дисциплина, изучающая хозяйство; в) исторически определенная совокупность экономических отношений, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребления и образующих определенную экономическую систему. Все древние мыслители физический, производительный труд считали неприличным занятием для свободного гражданина [3, 89]. Христианство совершило переворот в общественном взгляде на хозяйственную деятельность. По христианскому учению, труд - необходимое и святое дело. В библии мы можем выделить размышления по поводу принципа справедливой цены, общественной, а не индивидуальной оценки ценности благ, о собственности, о богатстве и др. экономических проблемах. Но все эти взгляды в общей сложности не представляли целостного учения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|