Разработка вопросов организации логопедической помощи.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО ПОВТОРЕНИЯ 1. Предмет, цели, задачи и актуальные проблемы современной логопедии. 2. Принципы и методы логопедии. 3. Связи логопедии с другими науками (внутрисистемные, межсистемные). 4. Речь как высшая психическая функция головного мозга. Функции речи. 5. Основные виды речи. 6. Структура и основные компоненты речевой системы. 7. Строение и функции центрального речевого аппарата. 8. Строение и функции периферического речевого аппарата и его отделов. 9. Этапы формирования речи у детей. 10. Сензитивные и гиперсензитивные фазы речевого развития. 11. Этиология речевых нарушений. 12. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений. 13. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений. 14. Взаимосвязь клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций речевых нарушений. 15. Виды речевых нарушений, их краткая характеристика по клинико-педагогической классификации. 16. Виды речевых нарушений, их краткая характеристика по психолого-педагогической классификации. 17. Организация логопедической помощи детям с нарушениями речи. 18. Определение и характеристика дислалии. 19. Определение и характеристика дизартрии. 20. Определение и характеристика нарушений голоса. 21. Определение и характеристикаринолалии. 22. Определение и характеристика заикания. 23. Определение и характеристика алалии, афазии. 24. Определение и характеристиканарушений письменной речи. 25. Характеристика нарушений речи у детей с сенсорными нарушениями. 26. Характеристика нарушений речи у детей с двигательными нарушениями. 27. Характеристика нарушений речи у детей с интеллектуальными нарушениями.
28. Основные виды специальных учреждений для детей с нарушениями речи в системе образования. 29. Основные виды специальных учреждений для детей с нарушениями речи в системе здравоохранения. 30. Логопедическая помощь взрослому населению.
Предмет, цель, задачи, актуальные проблемы логопедии. Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами спец. обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — ив переводе означает «воспитание правильной речи». Предметом Л как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деят-ти. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи. Основной целью логопедии явл. разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств. Структуру современной Л сост: дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых. Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие ее задачи: Изучение онтогенеза речевой деят-ти при различных формах речевых нарушений. 2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявл. Наруш. речи. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с наруш речевой деят-ти, а также характера влияния речев расстройств на формиров. их личности, на психич. развитие, на осуществление различных видов деят-ти поведения. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).
Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств. Систематизация речевых расстройств. Разработка принципов, диффер-ных методов и средств устранения речевых нарушений. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств. Разработка вопросов организации логопедической помощи. Актуальные проблемы логопедии. Перед соврем Л стоят след задачи: -Совершенствование приёмов и методов раннего выявления нарушений ив речевой деят-ти и создание с-мы ранней коррекционно-логопедической формы. Совершенствование методов диагностики речевых нарушений. Совершенствование подготовки кадров для с-мы спец образования. Улучшение методов коррекции в спец дошкольных и школьных учр образ в условиях интегрирующего обучения. Компьютеризация коррекц-пед процесса. Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие: 1. Унификация категориального аппарата. 2. Углубленное изучение механизмов (в том числе и психолингвистических) и методов коррекции нарушений речевой деятельности. 3. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагог) подхода в логопед. теории и практике и в разработке номенклатурных документов. 4. Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств. 5. Изучение особенностей РН и их устранения при осложненных дефектах развития. 6. Ранние профилактика, выявление и устранение РН. 7. Творческая и научно-обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи и специальных детских садах и школах. 8. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений. 9. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений. Методы логопедии как науки можно условно разделить на несколько групп. Первая группа — организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный. Вторую группу составляют эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрические примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).
К третьей группе относятся количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением ЭВМ. Четвертая группа — интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.). Связь лого с другими науками: Внутрисистемные связи * пед дисциплины: _ общая педагогика (учет общей теории обуч (дидактики), в том числе дидактических принципов; понятия обучение, воспитание, приемы, методы, средства); отрасли корекционной педагогики (олиго, тифл, сурдо); логопедагогика -это теория обучения и воспитания (прогр содержание, воспитание + методики по предметам) детей с НР, голосового аппарата. логоритмика; методика обуч языку; СМДошкВ (методики развития Р, сенсорное воспитание, ознакомление с окруж.: Миронова, Чевелева – работа с заикающимися). Межсистемные связи: *психологические дисциплины: общая, возрастная, соц, пед.психодиагностика, нейропсихология (Лурия), патопсихология (Левченко), логопсихология; *мед-биологические: общая анотомия, педиатрия, физиология, нейрофизиологоия, психопатология, офтальмология. Так, данные патологии органов слуха и речи (например, при нарушениях голоса) дают возможность не только определить этиологию нарушений, но и позволяют правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.) Многие виды речевых нарушений связаны с органическим поражением центральной нервной системы, и их диагностика возможна только совместными усилиями логопеда и врача-невропатолога или психоневролога. При речевых расстройствах могут наблюдаться различные нарушения психической деятельности: ЗПР, поведенческие и эмоциональные нарушения, нарушения внимания, памяти, умственной работоспособности и др., а так же состояние интеллекта (психоневролог). В некоторых случаях речевые нарушения сочетаются с двигательным беспокойством, повышенной эмоциональной возбудимостью и занятия логопеда эффективны только тогда, когда ребенок получит специальное лечение. Причинами отдельных видов речевых расстройств, например, некоторых форм заикания, мутизма, могут быть острые или подострые психические травмы — испуг, волнение, изменение привычного стереотипа (разлука с близкими) и др. В момент их возникновения ребенок нуждается в соответствующем режиме и лечении, только совместная работа врача-психоневролога и логопеда будет способствовать его выздоровлению. Все эти данные свидетельствуют о том, что хотя логопедия и является педагогической наукой, свои задачи она может успешно решать только в связи с медицинскими науками и прежде всего невропатологией и детской психиатрией.
логопатология -научное направление, ориентированное на изуч состояния недоразвития Р с позиции разных научных дисциплин.
Личность логопеда. Логопед должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него представления о типологии и структуре аномального развития, о способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия. Логопед должен уметь распознавать речевые нарушения, владеть приемами и методами их устранения и коррекции, спец. методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку как в дошкольном, так и в школьном возрасте, проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости, хорошо знать психологич. особенности детей с речевой патологией, использовать приемы и методы их воспитания, корреляции и развития у них высших корковых функций. Профессиональная компетентность логопеда включает знание программ, школьных учебников, пособий по логопедии. Первостепенное значение для эффективности работы по обучению, воспитанию, коррекции и профилактике нарушений речи детей имеет личность логопеда, которая характеризуется следующими качествами: - гуманистическая убежденность; - гражданская нравственная зрелость; - познават. и пед. направленность; - увлеченность профессией; - любовь к детям; - требовательность к себе и окружающим; - справедливость, выдержка и самокритичность; - пед. творческое воображение и наблюдательность;
Логопед должен вести поиск наилучших средств коррекции речи детей, изучая и обобщая передовой опыт. Умения, которыми он должен обладать, широки и многообразны: учебно-познавательные (работа с литературой, наблюдения за ребенком и педагогическим процессом; моделирование педагогического процесса, выбор оптимальных путей коррекционно-воспитательного воздействия и др.); учебно-организационные (перспективное и календарное планирование, проведение индивидуальных и групповых занятий, создание оборудования, обеспечение комплексности воздействия и определение в этом комплексе своего реального участия и т. д.); учебно-педагогические (анализ каждого случая, выбор адекватных средств коррекции и т. п.). Кроме того, работа логопеда должна основываться на строгом соблюдении принципов деонтологии (система взаимодействий с лицом, имеющим речевое расстройство, с его родственниками и коллегами по работе). Работа логопеда строится с учетом заключения о ребенке врача — невропатолога или психоневролога. Совместное обсуждение с коллегами наиболее сложных видов речевых расстройств в атмосфере взаимопонимания и взаимоуважения создает благоприятную обстановку для проведения коррекционной работы. Речь логопеда должна быть образцом для окружающих, не только детей, но и взрослых. Логопед обеспечивает единый речевой режим, консультирует средний и младший персонал спец. детских учреждений, а в ряде случаев и возглавляет весь учебно-воспитательный процесс, например в условиях специальных Домов ребенка.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|