Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разработка вопросов организации логопедической помощи.




ВОПРОСЫ ДЛЯ ИТОГОВОГО ПОВТОРЕНИЯ

1. Предмет, цели, задачи и актуальные проблемы современной логопедии.

2. Принципы и методы логопедии.

3. Связи логопедии с другими науками (внутрисистемные, межсистемные).

4. Речь как высшая психическая функция головного мозга. Функции речи.

5. Основные виды речи.

6. Структура и основные компоненты речевой системы.

7. Строение и функции центрального речевого аппарата.

8. Строение и функции периферического речевого аппарата и его отделов.

9. Этапы формирования речи у детей.

10. Сензитивные и гиперсензитивные фазы речевого развития.

11. Этиология речевых нарушений.

12. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений.

13. Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений.

14. Взаимосвязь клинико-педагогической и психолого-педагогической классификаций речевых нарушений.

15. Виды речевых нарушений, их краткая характеристика по клинико-педагогической классификации.

16. Виды речевых нарушений, их краткая характеристика по психолого-педагогической классификации.

17. Организация логопедической помощи детям с нарушениями речи.

18. Определение и характеристика дислалии.

19. Определение и характеристика дизартрии.

20. Определение и характеристика нарушений голоса.

21. Определение и характеристикаринолалии.

22. Определение и характеристика заикания.

23. Определение и характеристика алалии, афазии.

24. Определение и характеристиканарушений письменной речи.

25. Характеристика нарушений речи у детей с сенсорными нарушениями.

26. Характеристика нарушений речи у детей с двигательными нарушениями.

27. Характеристика нарушений речи у детей с интеллектуальными нарушениями.

28. Основные виды специальных учреждений для детей с нарушениями речи в системе образования.

29. Основные виды специальных учреждений для детей с нарушениями речи в системе здравоохранения.

30. Логопедическая помощь взрослому населению.

 

 

Предмет, цель, задачи, актуальные проблемы логопедии.

Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами спец. обучения и воспитания. Логопедия изучает причины, механизмы, симптоматику, течение, структуру нарушений речевой деятельности, систему коррекционного воздействия. Термин «логопедия» происходит от греческих корней: логос (слово), пайдео (воспитываю, обучаю) — ив переводе означает «воспитание правильной речи».

Предметом Л как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деят-ти. Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.

Основной целью логопедии явл. разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Структуру современной Л сост: дошкольная, школьная логопедия и логопедия подростков и взрослых.

Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие ее задачи:

Изучение онтогенеза речевой деят-ти при различных формах речевых нарушений. 2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявл. Наруш. речи.

Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с наруш речевой деят-ти, а также характера влияния речев расстройств на формиров. их личности, на психич. развитие, на осуществление различных видов деят-ти поведения.

Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).

Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.

Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.

Систематизация речевых расстройств.

Разработка принципов, диффер-ных методов и средств устранения речевых нарушений.

Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.

Разработка вопросов организации логопедической помощи.

Актуальные проблемы логопедии. Перед соврем Л стоят след задачи:

-Совершенствование приёмов и методов раннего выявления нарушений ив речевой деят-ти и создание с-мы ранней коррекционно-логопедической формы.

Совершенствование методов диагностики речевых нарушений.

Совершенствование подготовки кадров для с-мы спец образования.

Улучшение методов коррекции в спец дошкольных и школьных учр образ в условиях интегрирующего обучения.

Компьютеризация коррекц-пед процесса.

Наиболее актуальными проблемами современной логопедии являются следующие:

1. Унификация категориального аппарата.

2. Углубленное изучение механизмов (в том числе и психолингвистических) и методов коррекции нарушений речевой деятельности.

3. Научно обоснованное соотношение нозологического (клинико-педагогического) и симптомологического (психолого-педагог) подхода в логопед. теории и практике и в разработке номенклатурных документов. 4. Изучение онтогенеза речи при различных формах речевых расстройств. 5. Изучение особенностей РН и их устранения при осложненных дефектах развития. 6. Ранние профилактика, выявление и устранение РН.

7. Творческая и научно-обоснованная разработка содержания, методов обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи и специальных детских садах и школах.

8. Последовательная реализация комплексного подхода при выявлении и коррекции речевых нарушений. 9. Обеспечение преемственности в логопедической работе дошкольных, школьных и медицинских учреждений.

Методы логопедии как науки можно условно разделить на несколько групп.

Первая группа — организационные методы: сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный.

Вторую группу составляют эмпирические методы: обсервационные (наблюдение), экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий или психолого-педагогический эксперимент), психодиагностические (тесты, стандартизированные и прожективные, анкеты, беседы, интервью), праксиметрические примеры анализа деятельности, в том числе и речевой деятельности, биографические (сбор и анализ анамнестических данных).

К третьей группе относятся количественный (математико-статистический) и качественный анализ полученных данных, используется машинная обработка данных с применением ЭВМ.

Четвертая группа — интерпретационные методы, способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями (связь между частями и целым, между отдельными параметрами и явлением в целом, между функциями и личностью и др.).

Связь лого с другими науками:

Внутрисистемные связи

* пед дисциплины: _ общая педагогика (учет общей теории обуч (дидактики), в том числе дидактических принципов; понятия обучение, воспитание, приемы, методы, средства); отрасли корекционной педагогики (олиго, тифл, сурдо); логопедагогика -это теория обучения и воспитания (прогр содержание, воспитание + методики по предметам) детей с НР, голосового аппарата. логоритмика; методика обуч языку; СМДошкВ (методики развития Р, сенсорное воспитание, ознакомление с окруж.: Миронова, Чевелева – работа с заикающимися).

Межсистемные связи:

*психологические дисциплины: общая, возрастная, соц, пед.психодиагностика, нейропсихология (Лурия), патопсихология (Левченко), логопсихология;

*мед-биологические: общая анотомия, педиатрия, физиология, нейрофизиологоия, психопатология, офтальмология. Так, данные патологии органов слуха и речи (например, при нарушениях голоса) дают возможность не только определить этиологию нарушений, но и позволяют правильно сочетать логопедическую работу с медицинским воздействием (медикаментозным и физиотерапевтическим лечением, оперативным вмешательством и др.)

Многие виды речевых нарушений связаны с органическим поражением центральной нервной системы, и их диагностика возможна только совместными усилиями логопеда и врача-невропатолога или психоневролога. При речевых расстройствах могут наблюдаться различные нарушения психической деятельности: ЗПР, поведенческие и эмоциональные нарушения, нарушения внимания, памяти, умственной работоспособности и др., а так же состояние интеллекта (психоневролог). В некоторых случаях речевые нарушения сочетаются с двигательным беспокойством, повышенной эмоциональной возбудимостью и занятия логопеда эффективны только тогда, когда ребенок получит специальное лечение. Причинами отдельных видов речевых расстройств, например, некоторых форм заикания, мутизма, могут быть острые или подострые психические травмы — испуг, волнение, изменение привычного стереотипа (разлука с близкими) и др. В момент их возникновения ребенок нуждается в соответствующем режиме и лечении, только совместная работа врача-психоневролога и логопеда будет способствовать его выздоровлению. Все эти данные свидетельствуют о том, что хотя логопедия и является педагогической наукой, свои задачи она может успешно решать только в связи с медицинскими науками и прежде всего невропатологией и детской психиатрией.

логопатология -научное направление, ориентированное на изуч состояния недоразвития Р с позиции разных научных дисциплин.

 

Личность логопеда.

Логопед должен обладать системой общетеоретических и специальных профессиональных знаний, совокупность и широта которых формирует у него представления о типологии и структуре аномального развития, о способах предупреждения и преодоления речевой недостаточности, о методах психолого-педагогического воздействия.

Логопед должен уметь распознавать речевые нарушения, владеть приемами и методами их устранения и коррекции, спец. методами обучения детей с речевыми расстройствами родному языку как в дошкольном, так и в школьном возрасте, проводить профилактическую работу по предупреждению неуспеваемости, хорошо знать психологич. особенности детей с речевой патологией, использовать приемы и методы их воспитания, корреляции и развития у них высших корковых функций.

Профессиональная компетентность логопеда включает знание программ, школьных учебников, пособий по логопедии.

Первостепенное значение для эффективности работы по обучению, воспитанию, коррекции и профилактике нарушений речи детей имеет личность логопеда, которая характеризуется следующими качествами:

- гуманистическая убежденность; - гражданская нравственная зрелость; - познават. и пед. направленность; - увлеченность профессией; - любовь к детям; - требовательность к себе и окружающим; - справедливость, выдержка и самокритичность; - пед. творческое воображение и наблюдательность;

Логопед должен вести поиск наилучших средств коррекции речи детей, изучая и обобщая передовой опыт.

Умения, которыми он должен обладать, широки и многообразны: учебно-познавательные (работа с литературой, наблюдения за ребенком и педагогическим процессом; моделирование педагогического процесса, выбор оптимальных путей коррекционно-воспитательного воздействия и др.); учебно-организационные (перспективное и календарное планирование, проведение индивидуальных и групповых занятий, создание оборудования, обеспечение комплексности воздействия и определение в этом комплексе своего реального участия и т. д.); учебно-педагогические (анализ каждого случая, выбор адекватных средств коррекции и т. п.).

Кроме того, работа логопеда должна основываться на строгом соблюдении принципов деонтологии (система взаимодействий с лицом, имеющим речевое расстройство, с его родственниками и коллегами по работе). Работа логопеда строится с учетом заключения о ребенке врача — невропатолога или психоневролога. Совместное обсуждение с коллегами наиболее сложных видов речевых расстройств в атмосфере взаимопонимания и взаимоуважения создает благоприятную обстановку для проведения коррекционной работы.

Речь логопеда должна быть образцом для окружающих, не только детей, но и взрослых. Логопед обеспечивает единый речевой режим, консультирует средний и младший персонал спец. детских учреждений, а в ряде случаев и возглавляет весь учебно-воспитательный процесс, например в условиях специальных Домов ребенка.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...