Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методы формирования сознания (убеждения) личности.

Эти методы и по названиям и по существу совпадают со словесными методами обучения, потому что главная их функция - просвещение, формирование знаний в области социально-нравственных отношений, норм, правил поведения людей, формирование взглядов, ценностей. Они главным образом обращены к сознанию личности, к интеллектуальной, потребностно-мотивационной, эмоционально-волевой сферам личности. Основной источник убеждения - слово, сообщение, информация и обсуждение информации. Это не только слово взрослого, но и суждения учащихся. Слово, авторитетного учителя бывает сильным методом воздействия на умы и чувства школьников, но это требует от воспитателя высокой культуры и профессионального мастерства.

Однако задача не только в том, чтобы объяснить нормы поведения, установления культуры, но и вызвать положительное отношение учащихся к ним, желание принять, сделать своими убеждениями. Эта задача - информировать и интериоризовать, донести до сознания - делает метод убеждения очень непростым, потому что человек свободен в выборе убеждений, а молодежь, старшеклассники нечасто принимают на веру, безоговорочно идеи, мнения, взгляды даже авторитетного учителя. К этой группе методов обычно относят убеждение, беседу, лекцию, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение.

Лекция, рассказ, разъяснение - это словесные методы, сообщение и анализ информации, имеющей воспитательное содержание и значение. Лекция как систематизированное изложение проблемы доступна старшеклассникам. Рассказ и разъяснение скорее подходят для младших и средних школьников. Рассказ на этическую тему, который используется преимущественно в младших и средних классах, - это яркое эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Хороший рассказ не только раскрывает содержание нравственных понятий, но и вызывает у школьников положительное отношение к поступкам, нравственным нормам, влияет на поведение. У рассказа на этическую тему несколько функций: служить источником знаний, обогащать нравственный опыт личности опытом других людей - служить способом использования положительного примера в воспитании.

Разъяснение - наиболее распространенный метод убеждения школьников. Цель разъяснения – раскрыть социальное, нравственное, эстетическое содержание тех или иных требований к ребенку, поступков, событий, явлений, помочь ему сформировать правильные оценки поведения и человеческих отношений.

В каждой из этих форм требуется информативность, доступность и эмоциональность, убедительность. Темы могут быть самые разные: социальная жизнь, нравственные, эстетические проблемы, вопросы общения, самовоспитания, конфликты и пр.

В практике занятие, встречу с учениками и разговор по социально-нравственным проблемам чаще называют беседой, которая на самом деле может быть монологическим выступлением воспитателя. В методической литературе воспитатель найдет тематику, содержательные материалы и рекомендации по проведению воспитательных бесед с учениками всех возрастов.

Материалы для бесед с учениками воспитателю следует брать также из средств массовой информации, где отражены актуальные вопросы жизни страны, мира, разные стороны жизни подростков. Готовиться к воспитательным беседам надо тщательно и ответственно, продумывая и содержание, и способы подачи материала, его структуру, и стиль, тон разговора, психологическую атмосферу. Главное при этом - избегать формализма, пустоты. Надо помнить, что учителя в беседах часто говорят банальности, то, что дети и так давно знают, сводят свое выступление к «чтению морали».Это дискредитирует метод убеждения в принципе. Учитель должен сам быть убежден в том, что говорит, и его поведение должно соответствовать его словам.

Беседа как обсуждение, дискуссия и диспут - это такие методы, где имеет место интеллектуальная и эмоциональная активность самих школьников.

 Беседа - метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников.

Наиболее распространенной в воспитательной практике является этическая беседа. Подготовка и проведение этической беседы представляют для начинающего учителя значительные трудности.

Важными вопросами методики проведения этической беседы являются выбор темы, ее подготовка и проведение. При выборе тематики важно учитывать уровень моральных знаний и опыта детей, их поведение. Моральные нормы будучи отвлеченными понятиями осознаются школьниками труднее, чем правила грамматики или математики.   
Обязательным условием формирования нравственных представлений и понятий является активизация мыслей и чувств ученика. Решение этих задач становится возможным благодаря использованию наглядности.
Поэтому при проведении этических бесед целесообразно привлекать различные наглядные пособия, яркие факты, примеры.

Беседа, как правило, начинается с обоснования темы. Это должно подготовить учащихся к предстоящему обсуждению как к жизненно важному, а не надуманному.

На основном этапе беседы учитель дает отправное начало (материал для обсуждения), а затем так ставит вопросы, чтобы учащиеся свободно высказывали свои суждения, самостоятельно делали выводы и обобщения.

В заключительном слове учитель подытоживает все высказывания, формулирует наиболее рациональное решение обсуждаемой проблемы, намечает конкретную программу действий для закрепления принятой в результате беседы нормы поведения.

Обязательным условием успеха беседы является широкое использование средств наглядности.
По мере накопления детьми знаний учитель может сочетать свой рассказ с краткими рассказами учащихся. Задачу учителя при проведении беседы можно определить двумя словами: направлять и поправлять учащихся.

Особую трудность для начинающего учителя представляет индивидуальная беседа. Чаще всего учителя проводят этот вид беседы с учеником после того, как он совершил тот или иной проступок.
Такая беседа может иметь успех только в том случае, если между учителем и учеником не возникает психологического барьера – нет настороженности учащегося против требований учителя.

Важнейшими условиями эффективности беседы будут:

- достаточный запас знаний и убежденность педагога, что именно такую беседу необходимо провести;

- его умение создать непринужденную, доброжелательную обстановку во время беседы;

- логичность в рассуждениях и немногословие, умение вовлечь учащихся в поиск правильных выводов и оценок;

- педагогический такт педагога.

Дискуссия – метод убеждения, призванный путем вовлечения воспитанников в обмен мнениями по общественно и личностно значимым проблемам, которые вызывают в коллективе разногласия, порождают различные точки зрения, обеспечивают выработку, поддержку и развитие у учащихся верных в научном и моральном отношении представления. Наряду с этим дискуссия предполагает также критику и преодоление ошибочных и неверных взглядов.

Дискуссия требует специальной подготовки участников: выбирается очень острая тема, определяется авторитетный и эрудированный ведущий дискуссии, разрабатываются вопросы, которые побуждали бы участников рассуждать, спорить. Но нельзя допускать чтобы дискуссия превращалась в спор ради спора. Педагог помогает ребятам дисциплинировать мысли, придерживаться логики доказательств, аргументировать свою позицию.

Любая дискуссия должна вестись в доброжелательном тоне, в духе дружбы и товарищества, с уважением друг к другу. Это особенно важно для подростков в силу их повышенной эмоциональной возбудимости, характерной для них излишней резкости суждений, а порой и просто нетерпимости к тому, что кажется неверным. Здесь очень многое зависит от таких качеств педагога, как его личная убежденность и принципиальность и вместе с тем доброжелательное отношение ко всем детям, большая выдержка, терпение и такт в исправлении ошибочных суждений.

Формами проведения дискуссий являются: собрание (сбор), ученические конференции, диспут.

Воспитательная беседа, дискуссия состоят, как правило, из краткого вступления воспитателя и постановки вопросов для обсуждения преимущественно проблемного характера.

Диспут - довольно специальный метод воспитания, предполагает обязательное столкновение противоположных мнений. Для проведения диспута требуется сформулировать тему-название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего (если это не учитель), ознакомить участников с правилами, провести предварительную работу: подготовить некоторых выступающих, наглядные материалы, помещение. Результатом обсуждения должно быть не обязательное согласие всех, а получение и осмысление информации, самостоятельное размышление и выбор.

Игровой формой диспута были популярные в нашей стране в 20-30-е гг. суды: например, суд над литературным героем - Онегиным. Это был горячий спор сторон защиты и обвинения, воспитательный эффект усиливался благодаря игровому азарту, эмоциям. Аналогом для организации молодежных диспутов, дискуссий могут служить всяческие телевизионные ток-шоу. Воспитатели их могут использовать, как это делают с КВН, брейн-рингом и другими играми.

Обсуждение с воспитанниками социально-нравственных и других вопросов, дискуссии требуют от воспитателя и знаний, и опыта, и методических умений. Важно, чтобы активно участвовали, выступали как можно больше воспитанников, в идеале — каждый. Для этого надо придумывать блиц-опросы, игровые голосования, объединения в группы, команды и др.
Обсуждать нравственные вопросы с воспитанниками можно в процессе анализа конкретных ситуаций, фактов из жизни. Это заставляет их задумываться, оценивать поступки людей с этических позиций.

Пример — рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного или жизненного факта, личности. Одно значение метода-примера, как мы сказали, обсуждение эталона, но есть и другое - демонстрация образца поведения собственным поведением взрослого, учителя, родителей, всех членов общества. Действие первого - иллюстрация, конкретизация общих проблем, активизация собственной душевной работы. Действие второго основано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста. Подражание образцам свойственно всем, взрослым тоже. Тут действует закон социальной психологии: люди в поведении ориентируются на референтное лицо, чье мнение имеет для них вес, определяет оценки и поведение.

Младшие школьники берут готовые образцы, они часто делают все так, как учит любимая учительница, и даже мама может потерять свой авторитет в первое время при таком учителе. Подражание подростков носит избирательный характер и более самостоятельно. В юности оно опирается на активную внутреннюю работу, подростки и юноши стремятся анализировать поведение окружающих взрослых и относятся к ним весьма критично.
Образцом для подражания служат литературные и исторические лица, сверстники, взрослые, родители, учителя. Последнее накладывает особые требования на воспитателя. О высоких требованиях к учителю, его особой роли в воспитании, возможности влиять на учеников много говорили великие педагоги. «Силой, которая побуждает каждого воспитанника взглянуть на самого себя, задуматься над собственным поведением, управлять собой... является личность учителя, его идейные убеждения, богатство его духовной жизни», - так писал В. А. Сухомлинский. То же относится и к родителям: они первый и самый яркий пример для ребенка, им подражает ребенок, у них учится с первых дней жизни. Поэтому они должны сознавать огромную ответственность за воспитание, равно как и другие взрослые.

Яркой иллюстрацией силы примера является старая притча о трех проповедниках. Они проповедовали христианство тридцать лет. Встретившись, поделились опытом. Один сказал, что больше призывал их проповедью любви, самопожертвования и не очень преуспел. Другой сказал, что грозил им божьей карой, вечными муками, если они не примут Христа, и тоже результаты были невелики. А третий сказал, что он служил в церкви, жил сам по заповедям бога рядом с ними, и они понемногу приходили к нему и делались лучше. Вывод: воспитатель должен показывать пример ученикам своей жизнью. Это не значит, что он должен быть идеален, - это невозможно, но он должен честно делать свое дело.

Важную роль играют эталоны, формируемые средствами массовой информации. Увы, радио, телевидение, газеты и журналы пропагандируют образцы массовой культуры и в этом смысле дают плохие примеры. И это тем более тревожно, что массой людей информация ТВ и стиль се подачи воспринимаются как норма.

Внушение (суггестия) как педагогический метод редко описывается в пособиях. Внушение — это воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему. В основном оно используется в медицине, в психотерапии. Разрабатываются теория и практика суггестии в процессе обучения (Г. К. Лозанов). В воспитании внушение выражается в создании эмоционального фона для совместных переживаний с помощью музыки, поэзии. Педагогам давно известно, что сильные совместные и положительные эмоции являются воспитывающей силой. Используются также элементы психологического тренинга для создания эмоционального состояния, атмосферы доверия, чувства безопасности.

В практике воспитания прибегают ик увещеваниям, сочетающим просьбу с разъяснением и внушением. Действие увещевания почти целиком зависит от принятой воспитателем формы обращения. Применяя увещеваниекак воспитательный метод, педагог проектирует в личности воспитанника положительное, вселяет веру в лучшее, в возможности достигнуть высоких результатов. Педагогическая эффективность увещевания также зависит от авторитета воспитателя, его личных нравственных качеств, убежденности в правоте своих слов и действий. Опора на положительное, похвала, обращение к чувствам собственного достоинства, чести создают необходимые предпосылки для почти безотказного действия увещевания, даже в очень сложных ситуациях воспитания.

Вывод. Методы убеждения предполагают преднамеренное воздействие на ум, сознание и чувства воспитанников с целью формирования у них положительных черт и качеств личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...