Руководство развитием мышления
Главным условием развития мышления у ребенка является позиция взрослого, имеющая в каждый возрастной период свою специфику. В младенчестве мышление развивается при манипулировании предметами в процессе ситуативно-делового общения со взрослым. Он же, стимулируя активность малыша, дает ему предметы, показывает способы действия с ними и тем самым помогает ребенку «открыть» в предметах некоторые внутренние свойства. Взрослый, подчеркивая инициативные действия младенца, закрепляя их с помощью оценки, развивает у малыша элементарную любознательность и стремление к познанию объектов, а также способствует превращению разнообразных действий с предметами в способы познания. В раннем детстве развитие мышления ребенка неразрывно связано с восприятием и протекает в предметно-манипулятивной деятельности, как и у младенца. Оно включено в освоение способов употребления орудий и соотносящих действий, которые происходят на основе подражания взрослому. Взрослый учит ребенка не только употреблять предметы правильно, в соответствии с культурно-фиксированными функциями, но и выделять, закреплять в речи результат действия. Взрослый формулирует вопрос еще задолго до того, как слово самого ребенка начнет включаться в мыслительный процесс. Именно речь взрослого руководит мышлением ребенка в раннем детстве, придает ему обобщенность, целенаправленность, проблемность, некоторую организованность, планируемость и критичность. Развитие и организация восприятия ребенка приводят к формированию у него первых мыслительных операций — различения и сравнения. Необходимо предоставить малышу известную самостоятельность, чтобы он мог активно действовать с объектами. Взрослый учит ребенка видеть и формулировать в речи проблему — ставить вопрос, а также отражать в ней результаты познания, хотя малыш решает еще не собственно интеллектуальные, а лишь практические задачи.
В дошкольном возрасте в контексте внеситуативно-познавательного общения со взрослым возникает особого рода «теоретическая» деятельность. Появляются многочисленные детские вопросы, касающиеся разнообразных сфер действительности. Отношение взрослого к детским вопросам и определяет во многом дальнейшее развитие мышления. Отвечая на них, необходимо предоставить ребенку возможность с помощью взрослого, сверстников или самостоятельно найти требуемый ответ, а не торопиться давать знания в готовом виде. Главное — научить дошкольника думать, рассуждать, предпринимать попытки разрешить возникший вопрос. Такая позиция взрослого формирует самостоятельность мышления, пытливость ума. Достоверность, определенность и немногословность ответов, но в то же время их исчерпывающий характер, подтвержденный примерами и наблюдениями, способствуют дальнейшему развитию любознательности у дошкольников. Равнодушное отношение к вопросам снижает познавательную активность дошкольника. Следует не только внимательно, уважительно и тактично относиться к детским вопросам, но и побуждать ребят спрашивать. Необходимо научить ребенка сравнивать, обобщать, анализировать, организуя наблюдения, экспериментирование, ознакомление с художественной литературой. Когда дошкольника побуждают подробно, развернуто объяснять явления и процессы в природе, социальной жизни, то рассуждение превращается в способ познания и решения интеллектуальных задач. И тут взрослому важ- но проявить терпимость и понимание необычных объяснений, которые дает дошкольник, всячески поддерживая его стремление проникнуть в сущность предметов и явлений, установить причинно-следственные связи, узнать скрытые свойства. Подчеркнем, что развитие связной речи у ребенка способствует развитию его мышления, придавая ему обобщенный и осознанный характер. Если не научить ребенка устанавливать взаимосвязи, то он долго будет находиться на уровне чувственно воспринимаемых фактов.
Не только овладение способами мышления, но и усвоение системы знаний позволяет дошкольнику более эффективно решать интеллектуальные проблемы. Принципы отбора таких знаний и их содержание подробно изучены в дошкольной педагогике. Подчеркнем лишь то, что усвоение следует рассматривать не как самоцель, а как средство развития мышления. Механическое запоминание разнообразной информации, отрывочной и хаотичной, копирование взрослых рассуждений ничего не дают для развития мышления дошкольника. В. А. Сухомлинский писал: «...Не обрушивайте на ребенка лавину знаний... — под лавиной знаний могут быть погребены пытливость и любознательность. Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». Вопросы и задания 1. Какие предпосылки развития мышления складываются в младенческом возрасте? 2. Как взаимосвязано развитие мышления и предметной деятельности в младенческом и раннем детстве? 3. Как развиваются виды мышления и мыслительные операции в раннем детстве? 4. Охарактеризуйте основные закономерности развития мышления в дошкольном возрасте. 5. Проследите развитие наглядно-действенного мышления в дошкольном возрасте. 6. Проследите развитие наглядно-образного мышления в дошкольном возрасте. 7. Как развивается логическое мышление в дошкольном возрасте? Литература Агаева Е. Формирование элементов логического мышления (старший дошкольный возраст) //Дошкольное воспитание. — 1982. — № 1. Венгер Л.А., Мухина В. С. Развитие мышления дошкольника // Дошкольное воспитание. — 1974. — № 7. Веракса НЕ. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии. — 1987. — № 4.
Глуховеря Н. Познавательная деятельность детей, ее особенности // Дошкольное воспитание. — 1976. — № 11. Годовикова Д. Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. — 1986. — № 1. Запорожец А. В. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. — М., 1995. Новоселова С. Л. Развитие мышления в раннем детстве. — М., 1978. Новоселова С. Л. Генетически ранние формы мышления. — М., Воронеж, 2003. Паншина Н. С. Становление интеллекта в дошкольном возрасте. — М., 1996. Поддъяков Н.Н. К вопросу о развитии мышления дошкольников // Возрастная и педагогическая психология / сост. М. Шуаре. — М., 1982. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / под ред. Н.Н.Поддъякова, А.Ф.Говорковой. — М., 1985. Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками / под ред. Л. А. Венгера. — М., 1996. РАЗДЕЛ IV
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|