Глава XLII. (Люди, бахвалящиеся благородством своего происхождения)
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Эразм Роттердамский. Похвала глупости (краткий пересказ по главам) Предисловие автора Пишет Томасу Мору. Мор- мория (глупость), эта игра слов натолкнула на мысль написать. «Легкость и шутливость изложения»- следует примеру других писателей. Кажется ли автор злым и саркастичным? «Весьма дивлюсь я нежности современных ушей, которые, кажется, ничего не выносят, кроме торжественных титулов». «Стремлюсь к смеху, а не к злому глумлению». Глава I. (Глупость одним своим видом разгоняет заботы слушателей} «Я дерзаю утверждать, что мое божественное присутствие, и только оно одно, веселит богов и людей». Глупость пришла- все повеселели. Глава II. (Содержание речи} «И вы тоже услышите сегодня похвальное слово, но не Гераклу и не Солону, а мне самой, иначе говоря – Глупости». Глава III. (Почему Глупость сама себя хвалит) "Сам выхваляйся, коли люди не хвалят". Не знаю, чему дивиться -- лености или неблагодарности смертных: хотя все они меня усердно чтут и охотно пользуются моими благодеяниями, никто, однако, в продолжение стольких веков не удосужился воздать в благодарственной речи похвалу Глупости…” Глава IV. (Почему говорит без подготовки) Речь неподготовленная, но правдивая. «Мне же всегда особенно приятно было говорить то, что в голову взбредет». +не хочет блистать остроумием. Глава V. (Глупость сразу же сама себя выдает) Глава VI. (Подражание риторам) Глава VII и VIII. (Родословная Глупости, место ее рождения, ее кормилицы) Отец- Плутос. «И не в узах унылого брака, как тот хромой кузнец, родилась я, но -- что не в пример сладостнее -- от вожделения свободной любви, пользуясь словами нашего милого Гомера». Родилась на «счастливых островах, где не сеют, не пашут, а в житницы собирают. Там нет ни труда, ни старости, ни болезней». Воспитана двумя нимфами (Метэ-Опьянение и Апедия-Невоспитанность).
Глава IX. (Спутники Глупости) Колакия- лесть, Лета-Забвение, Мисопония-Лень, Гедонэ-Наслаждение, Анойя-Безумие, Трифэ-Чревоугодие. + еще два бога: Комос-Разгул и Негретос Гипнос-Непробудный сон. Глава X, XI и XII. (Глупости люди обязаны и самой жизнью, и всеми житейскими благами) Самая щедрая, помогает смертным. Только глупость помогает рожать детей итд+ наслаждения Глава XIII. (Родство Глупости с детством и старостью) Очарование детей и стариков в глупости. Глупость- дар. Глава XIV. (Глупость продлевает юность и отгоняет старость) Старость- плохо. Тощие и угрюмые философы отвратительны. Глава XV. (Боги особенно нуждаются в Глупости) Глава XVI. (Приправа Глупости нужна повсюду) «Согласно определению стоиков, быть мудрым -- это не что иное, как следовать велениям разума, а глупым -- внушению чувств». Разум находится под гнетом гнева и похоти,- такова мысль глупости. Глава XVII. (Благодаря Глупости женщины правятся мужчинам) Все женщины по умолчанию дуры, однако благодаря глупости красивы и юны. Глава XVIII. (Глупость -- лучшая приправа на пиру) Глава XIX. (Она же -- соединительница друзей) Потакать слабостям своих друзей, закрывать глаза на их недостатки, восхищаться их пороками, словно добродетелями, -- что может быть ближе к глупости? Глава XX. (Примирительница супругов) Глава XXI. (Связующее начало всякого человеческого общества) Одним словом, без меня никакое сообщество, никакая житейская связь не были бы приятными и прочными: народ не мог бы долго сносить своего государя, господин -- раба, служанка -- госпожу, учитель -- ученика, друг -- друга, жена -- мужа, квартирант -- домохозяина, сожитель -- сожителя, товарищ --товарища, ежели бы они взаимно не заблуждались, не прибегали к лести, не щадили чужих слабостей, не потчевали друг друга медом глупости.
Глава XXII. (Почему Филавтия именуется родной сестрой Глупости) «Филавтия, которую я по заслугам считаю родной своею сестрой, -- так ловко разыгрывает она повсюду мою роль. Что может быть глупее самовлюбленности и самолюбования? Но что изящное или приятное можешь ты сделать, ежели сам себе будешь в тягость? Отними у жизни эту приправу, и ледяным холодом встречен будет оратор со своей речью». Глава XXIII. (Глупость -- причина войн) Война, столь всеми прославляемая, ведется дармоедами, сводниками, ворами, убийцами, тупыми мужланами, нерасплатившимися должниками и тому подобными подонками общества, но отнюдь не просвещенными философами. Глава XXIV и XXV. (Невыгоды Мудрости) Ничего не бывало для государства пагубнее, нежели правители, которые баловались философией или науками. Для примера здесь достаточно будет поименовать обоих Катонов, из коих один смущал спокойствие республики дурацкими доносами, а другой, с излишней мудростью защищая свободу народа римского, способствовал ее окончательному падению. Допусти мудреца на пир -- и он тотчас всех смутит угрюмым молчанием или неуместными расспросами. Позови его на танцы -- он запляшет, словно верблюд.=> хай сидит в пустыне Глава XXVI. (Сила всякого вздора в народе) Лесть образовала государство Глава XXVII. (Жизнь человеческая -- только забава Глупости) Глупость создает государства, поддерживает власть, религию, управление и суд. Да и что такое вся жизнь человеческая, как не забава Глупости? Глава XXVIII. (Науками и искусствами люди обязаны жажде суетной славы) Глава XXIX. (Глупость требует, чтобы ее похвалили за рассудительность) Дурак, напротив того, постоянно вращаясь в самой гуще жизни, приобретает, по-моему, истинную рассудительность. Истинно рассудителен тот, кто, будучи смертным, не стремится быть мудрее, чем подобает смертному, кто снисходительно разделяет недостатки толпы и вежливо заблуждается заодно с нею. Глава XXX. (Глупость ведет к мудрости) Глупость- чувства. Делает людей общительнее и обходительнее. Глава XXXI. (Только благодаря Глупости жизнь бывает сносной)
Глупость убивает чувство стыда. Глава X XXII и XXXIII. (Науки изобретены, на пагубу роду людскому, среди них особенно ценятся те, которые связаны с Глупостью) К чему знание законов при отсутствии дурных нравов, от которых, -- в том нет сомнения, -родились хорошие законы? Далее, древние люди были слишком богобоязненны, чтобы испытывать с нечестивым любопытством тайны природы, исчислять величину, движения и влияния небесных тел, пытаться проникнуть в сокровенные причины вещей; они сочли бы кощунством желание смертного человека сделаться мудрее, нежели то предопределено его жребием. Глава XXXIV. (Из животных всего счастливее те, которые не знают никакой дрессировки) Глава XXXV, XXXVI и XXXVII. (Дураки, юродивые, глупцы и слабоумные гораздо счастливее мудрецов) Поскольку не стремятся стать богами, не боятся смерти, опасности им не страшны, цели нет. (Одиссей) + дураки- потеха государей Глава XXXVIII. (Почему следует отдать предпочтение безумию) Два вида безумия: ядовитый змей и дар богов. Второе- хорошо. Глава XXXIX. (Безумие супругов, охотников, строителей и игроков) Глава XL и XLI. (Суеверы) Глава XLII. (Люди, бахвалящиеся благородством своего происхождения)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|