Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование толерантной личности




КОММУНИКАТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

Организация конструктивного взаимодействия с партнерами коммуникации

Толерантность. Границы толерантности в деловом общении

План:

1. Из истории проблемы толерантности. Основные понятия.

2. Критерии толерантности.

3. Границы толерантности.

4. Формирование толерантной личности.

 

Из истории проблемы толерантности.

Основные понятия.

В одном из своих выступлений Генеральный директор ЮНЕСКО Федерико Майор, обращаясь ко всем людям, ответственным за образование, отчетливо обозначил основ­ные принципы обучения и воспитания подрастающих поко­лений в духе терпимости. Среди них следующие:

· воспитание в духе открытости и понимания других на­родов, многообразия их культур и истории;

· обучение пониманию необходимости отказа от насилия, использованию мирных средств для разрешения разно­гласий и конфликтов;

· прививание идей альтруизма и уважения к другим, соли­дарности и сопричастности, базирующихся на осознании и принятии собственной самобытности и способности к признанию множественности человеческого существова­ния в различных культурных и социальных контекстах.

Еще в XVIII веке понятие толерантности было достаточ­но новым. Современные представления о толерантности или, точнее, признание ее как фактора, укрепляющего граждан­ский мир и дающего защиту от несправедливости, было во многом подготовлено деятельностью философов XVI — XVII вв., восставших против «терпения нетерпимости» и же­стоких религиозных столкновений. Самым последователь­ным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своем «Трактате о веротерпимости» (1763) Воль­тер не критикует ни одну конкретную религию, но показы­вает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все ве­рования должны иметь возможность для выражения, но «верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны одинаково думать об отвлеченных предметах». Важнейшим результатом деятельности философов, и, прежде всего Вольтера, явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и со­гласия между религиями, народами и другими социальными группами. Через 11 лет после смерти Вольтера, 26 авгу­ста 1789 г., Учредительное собрание Франции приняло Дек­ларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых так упор­но боролся Вольтер.

Эта декларация — предвестница современных деклараций о правах человека, апофеозом которых стала появившаяся три века спустя, в 1948 году, Всеобщая декларация прав че­ловека. В ней изложены главные принципы мира, ненаси­лия и демократии. Эти принципы рассматриваются в качестве требований или прав, которые может предъявить об­ществу каждый человек. В декларации отмечается, что насилие, войны могут быть как следствием подавления демократии, так и результатом нетерпимости.

Понимание толерантности не однозначно в разных куль­турах, оно зависит от исторического опыта народов.

В ан­глийском языке, в соответствии с Оксфордским словарем, толерантность — «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».

Во французском«ува­жение свободы другого, его образа мысли, поведения, по­литических и религиозных взглядов».

В китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других».

В арабском толерант­ность — «прощение, снисхождение, мягкость, снисходитель­ность, сострадание, благосклонность, терпение... располо­женность к другим».

В персидском«терпение, выносли­вость, готовность к примирению».

В русском языке существуют два слова со сходным зна­чением — толерантность и терпимость.

 

Термин «толерант­ность» обычно используется в медицине и в гуманитарных науках и означает «отсутствие или ослабление реагирова­ния на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию». А более знакомое и привычное слово «терпимость», употребляемое в обыденной речи, означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к по­ступкам других людей».

Благодаря усилиям ЮНЕСКО в последние десятилетия понятие «толерантность» стало международным термином, важнейшим ключевым словом в проблематике мира. Оно на­полнено своим особым смыслом, основанным на общей из­начальной сути данного понятия в любом языке Земли.

Эта суть отражает интуитивное восприятие единства человече­ства, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, и состоит в уважении прав другого (в том числе права быть иным), а также воздержании от причинения вреда, так как вред, причиняемый другому, означает вред для всех и для самого себя. В современном обществе толерантность долж­на стать сознательно формируемой моделью взаимоотно­шений людей, народов и стран. Поэтому и в нашей стране следует формировать именно такое понимание толерантно­сти, стремиться к тому, чтобы оно стало привычным в обы­денном языке. Это может произойти в скором будущем, если понятие «толерантность» прочно войдет в лексикон школь­ного учителя.

В научной литературе толерантность рассматривается как:

· уважение и признание равенств;

· отказ от доминирования и насилия;

· признание многомерности и мно­гообразия человеческой культуры, норм, верований;

· и отказ от сведения этого многообразия к единообразию или к пре­обладанию какой-то одной точки зрения.

Толерантность пред­полагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.

 

Толерантность не должна сводиться к индифферентности, конформизму, ущемлению собственных интересов. В первую очередь она предполагает взаимность и активную позицию всех заинтере­сованных сторон.

Толерантность является важным компонен­том жизненной позиции зрелой личности, имеющей свои ценности и интересы и готовой, если потребуется, их защищать, но одновременно с уважением относящейся к позициям и цен­ностям других людей.

 


2 Критерии толерантности

• Равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим воз­можностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе).

• Взаимоуважение членов группы или общества, добро­желательность и терпимое отношение к различным груп­пам (инвалидам, беженцам, гомосексуалистам и др.)

• Равные возможности для участия в политической жиз­ни всех членов общества.

• Сохранение и развитие культурной самобытности и язы­ков национальных меньшинств.

• Охват событиями общественного характера, праздника­ми как можно большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям.

• Возможность следовать своим традициям для всех куль­тур, представленных в данном обществе.

• Свобода вероисповедания при условии, что это не ущем­ляет права и возможности других членов общества.

• Сотрудничество и солидарность в решение общих проблем.

• Позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах ме­жэтнических, межрасовых отношений, в отношениях между полами.

Все эти критерии соответствуют модели либерального плюрализма, которую рассматривают как воплощение то­лерантности на уровне общества в целом. Многие люди надеются на утверждение этой модели, следуя которой, современное общество сможет разрешить проблемы, свя­занные с толерантностью. Модель либерального плюрализ­ма предполагает два полюса. На одном — разнообразные убеждения нравственного и религиозного характера, кото­рых придерживаются различные группы внутри общества. На другом — беспристрастное государство, подтверждаю­щее права каждого гражданина на справедливое отноше­ние, включая и право вырабатывать и выражать свои убеждения. Эта модель описывает присущее толерантности со­четание убежденности и согласия: люди получают прибежище для своих убеждений в группах или сообще­ствах, стоящих ниже государства, тогда как принятие мно­гообразия заключено в структуре самого государства.

Позитивное понимание толерантности достигается и че­рез уяснение проявлений ее противоположности — интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывает­ся на убеждении, что твоя группа, твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Это не просто от­сутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит иначе, думает иначе, поступает иначе, просто за то, что он существует. Такой взгляд на нетерпи­мость нельзя путать с юношеской нетерпимостью — смесью непримиримости и протеста. Речь идет скорее о таком инди­видуальном и коллективном помешательстве, которое, начинаясь с раздражения, может привести к убийству. Не­терпимость ведет к господству и уничтожению, отказывает в праве на существование тому, кто придерживается иных взглядов, определяет предпочтение подавления, а не убеж­дения. Нетерпимости ненавистны новшества, так как они отвергают или изменяют старые модели. Ее результаты могут проявляться в широком диапазоне: от обычной не­вежливости, пренебрежительного отношения к другим или раздражения — до этнических чисток и геноцида, умышлен­ного уничтожения людей. Нетерпимость способствует со­вершению таких преступлений, которые являются позором человечества. Необходимо понимать последствия нетерпи­мости для общества и уметь оценить ее проявления как нарушения прав человека.


Проявления нетерпимости:

• оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

• игнорирование (отказ в беседе, в признании);

• негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической груп­пе, как правило, на основе отрицательных характерис­тик);

• этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

• поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополу­чие и социальные проблемы на ту или иную группу);

• преследования, запугивания, угрозы;

• дискриминация по признаку пола, сексуальной ориен­тации и других различий (лишение социальных благ, от­рицание прав человека, изоляция в обществе);

• расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе предпосылки, что одни расы превосхо­дят другие);

• ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.), религиозных фобий, мигрантофобии (не­приязнь к представителям других культур и групп, убеж­дение в том, что «чужаки» вредны для общества, пре­следование «чужаков»);

• национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в том, что своя нация обладает большим объемом прав);

• фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого характерны крайние формы насилия и массо­вый террор);

• империализм (покорение одних народов другими с це­лью контроля богатств и ресурсов подчиненных наро­дов);

• эксплуатация (использование чужого времени и труда без справедливого вознаграждения, безрассудное исполь­зование ресурсов и природных богатств);

• осквернение религиозных или культурных символов;

• религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее ценностей и обрядов);

• изгнание (официальное или насильственное);

• сегрегация, включая апартеид (принудительное разде­ление людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);

• репрессии (насильственное лишение возможности ре­ализации прав человека), уничтожение и геноцид (содер­жание в заключении, физические расправы, нападения, убийства).

 


Кризис в нашей стране показал, что самой уязвимой сфе­рой человеческих взаимоотношений в трансформирующем­ся поликультурном обществе является сфера отношений между различными этническими группами. Именно в эту об­ласть в первую очередь проецируются экономические, со­циальные и политические проблемы. Они приобретают эт­ническую форму и доставляют обществу немало хлопот. Зоны межэтнической напряженности, зараженные этнофобиями, этническим насилием, порождающими потоки миг­рантов, с полным основанием можно назвать зонами этни­ческой нетерпимости.

Этническая нетерпимость — реально значимая форма про­явлений кризисных трансформаций этнической идентичнос­ти. Известно, что проблемы, связанные с формированием идентичности, являются ключевыми для подросткового воз­раста. Поэтому различным аспектам формирования идентич­ности подростка, в том числе и этнической идентичности, в тренинге уделяется большое внимание. Исследования пока­зывают, что в детской и подростковой среде распростране­на оскорбительная лексика, унижающая людей другой куль­туры или религии, негативные стереотипы и предубеждения. Нередко представители других национальностей подверга­ются остракизму. Известны молодежные группировки, построенные по избирательному принципу и выдвигающие про­фашистские лозунги. В основе такого рода интолерантного поведения лежит кризисная трансформация идентичности по типу гиперидентичности (этноэгоизм, этноизоляционизм, национальный фанатизм), когда сверхпозитивное отношение к собственной группе порождает убежденность в превосход­стве над «чужими». В межэтническом взаимодействии гиперидентиность проявляется в различных формах этнической нетерпимости: от раздражения по отношению к членам дру­гих этнических групп до отстаивания политики ограничения их прав и возможностей. С другой стороны, есть вероятность, что формирование этнической идентичности подростка пой­дет по типу гипоидентичности, в первую очередь, этнонигилизма, который характеризуется отчуждением от своей культуры, нежеланием поддерживать собственные этнокультур­ные ценности, негативизмом и нетерпимостью по отношению к своему народу.

Ни гиперидентичность, ни гипоидентичность не могут обеспечить толерантного поведения по отношению к окру­жающим людям. Основой толерантного отношения к человечеству является позитивная этническая идентичность, в структуре которой позитивный образ собственной этничес­кой группы сосуществует с позитивным ценностным отно­шением к другим этническим группам. Она характерна для большинства людей и представляет собой баланс толеран­тности по отношению к собственной и к другим этничес­ким группам. Позитивную этническую идентич-ность мож­но рассматривать, с одной стороны, как условие самостоя­тельного и стабильного существования этнической группы, с другой, — как условие мирного межкультурного взаимо­действия в полиэтническом мире. Ее формирование пред­полагает воспитание уважения к своему народу, гордости за его историю, традиции, ценности и достиженияи в то же время — постижение многообразия культурного и этнического мира, отказ от противоположности «меньшин­ство — большинство», «титульный — нетитульный», принятие другого вне зависимости отего национальности и вероис­поведания, понимание непохожести и единства как двух сто­рон одного и того же процесса.

 

Границы толерантности

Воспитание в духе толерантности не ограничивается усво­ением понятий «толерантность» и «толерантная личность». Через развитие таких составляющих толерант­ности как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопе­реживание, раскрывается суть «инаковости», отличности от других, формируется толерантность по отношению к самому себе, в первую очередь, чувства собственного достоинства и спо­собности к самопознанию. Эти качества личности нужно рассматри­вать в контексте группы, когда терпимое отношение к себе выступает как необходимое условие толерантности по отно­шению к другим. Необходимо осознать, что позитивное отношение к себе является важнейшим элемен­том толерантности в целом, сосуществует с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношени­ем к миру.

Кроме того, существует проблема «гра­ниц» толерантности. В мире есть группы людей, ко­торые, с одной стороны, отражают многообразие жизни, но, с другой стороны, нередко воспринимаются большин­ством как антисоциальные явления. Преступники,предcтавители сексуальных меньшинств, наркоманы — все эти люди, несомненно, являются «иными» в нашем обществе. Как от­носиться к ним? Должна ли толерантность быть безгранич­ной, а мы — терпимыми и снисходительными в таких слу­чаях? В связи с этим возможна еще одна позиция. Можно жить, как бы не замечая этих фактов, равнодушно проходя мимо них. Будет ли подобное отношение толерантным? Или толерантным будет активное противодействие их распространению? Таким образом, проблема границ толерантнос­ти — это еще и вопрос о границах между толерантностью и безразличием, конформизмом, равнодушием.

Необходимо не только активно защищать права человека, вы­ражать протест против любых форм дискриминации, иметь общую установку на принятие другого, но и обладать активной толерантностью, формула которой: пони­мание плюс сотрудничество плюс дух партнерства.

 

Формирование толерантной личности

Для решения поставленных целей используются различ­ные методы: социально-перцептивные, ситуационные, имп­ровизационные, моделирующие и ролевые игры; социодраматические, бихевиориальные, когнитивные и экспрессив­ные методы; упражнения, предполагающие обратную связь, обмен чувствами; техники присоединения, которые форми­руют навыки ведения позитивного диалога, умения выслу­шивать собеседника, а также техники, фиксирующие состо­яние «здесь и теперь».


Для успешного фор­мирования толерантных установок на уровне личности, важ­но знать в чем заключаются основные различия между толе­рантной и интолерантной личностями.

Психологи считают, что интолерантная личность характеризуется представлением о собственной исключительности, стремлением переносить от­ветственность на окружение, высокой тревожностью, потреб­ностью в строгом порядке, желанием сильной власти.

Толе­рантная личность — это человек, хорошо знающий себя и признающий других. Проявление сочувствия, сострадания — важнейшая ценность толерантного общества и черта толеран­тного человека.

В психологии искреннее сопереживание эмоциональному состоянию другого, способность разделить его ощущения и настроения, обозначается термином «эмпатия». Развитие эмпатических свойств личности напрямую связано с умением поставить себя на место другого.

Толерантность — достаточно абстрактное понятие, оно мало доступно для наблюдения и измерения научными ме­тодами. Перечисление возможных критериев толерантно­сти или ее социальных показателей хорошо отражает этот момент. Приведенные ниже критерии подходят для самых разных групп, начиная от семьи и школьного класса и кон­чая обществом в целом. К сожалению, они не всегда вид­ны «невооруженным взглядом». Некоторые из них дос­тупны лишь подготовленным и заинтересованным наблю­дателям.

Деление людей на толерантных и интолерантных явля­ется достаточно условным. Крайние позиции встречаются довольно редко. Каждый человек в своей жизни совершает как толерантные, так и интолерантные поступки. Тем не менее, склонность вести себя толерантно или интолерантно может стать устойчивой личностной чертой, что и по­зволяет проводить различия между толерантной и интолерантной личностями и характеризовать их.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...