Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

США и стратегия устойчивого развития

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ — ПРИОРИТЕТ XXI в. (понятия, критерии, принципы, концепции и стратегии)


ВВЕДЕНИЕ

Сохранение биосферы Земли в условиях растущего антро­погенного воздействия на экосистемы — одна из глобальных проблем современности. В современных условиях обнажились глу­бокие противоречия между экономическим ростом и состояни­ем окружающей среды. Мировой и российский опыт в 1990-е гг. показал, что, с одной стороны, невозможно обеспечить устой­чивое экономическое развитие общества за счет разрушения при­родной среды и истощения природных ресурсов, а с другой сто­роны, без сильной экономики невозможно сохранить необхо­димые для выживания человека параметры качества окружаю­щей среды. В последние годы экологический фактор стал реаль­но лимитировать народное благосостояние: ухудшается здоро­вье населения, сокращается продолжительность жизни, а рас­точительный и бессистемный характер природопользования по­рождает все более острые экологические проблемы.

Современные темпы экономического развития, особенно во второй половине ХХ столетия, обострили проблему ограниченности и истощения природных ресурсов, в связи с чем возникла необходимость учета экологических требований к экономике — растут мировые цены на топливно-энергетические ресурсы за счет роста экологических издержек в ценах, увеличиваются платы за загрязнения среды и за использование ресурсов, совершенству­ется экологическое регулирование и нормативно-правовая база в природопользовании. Начиная с 1980-х гг. особый приоритет в будущем приобретает понятие устойчивого развития.

Впервые это понятие было введено в лесном хозяйстве. На протяжении 200 лет в этой отрасли стремятся к тому, чтобы вы­рубка деревьев не превышала темпов их естественного прироста.

Широко распространенное сегодня понятие устойчивого развития берет свое начало от Brundtland-комиссии. По пору­чению ООН, эта комиссия увязала понятия «развитие» и «эко­логия» в одно целое. Главной задачей мирового сообщества про­возглашена необходимость обеспечения устойчивого развития.

В 1987 г. комиссия ООН сформировала суть понятия ус­тойчивого развития как «длительное непрерывное развитие, обеспечивающее потребности живущих сегодня людей без ущер­ба удовлетворению потребностей будущих поколений».

Проблема устойчивого развития стала ведущей темой Международной конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро (1992 г.). 179 стран отметили необходимость поддержания условий жизни на Земле и выработали програм­му на XXI в., где экология, экономика и социальная безопас­ность должны слиться в неразделимый монолит.

^ Устойчивое развитие — это развитие, которое сочетает в себе неуклонное улучшение экономических и социальных условий жизни с долговременным сохранением природных основ этой жизни.

Устойчивое развитие включает два понятия:

 


  • понятие «потребностей», в частности важнейших потреб­ностей бедных слоев населения мира, которые должны быть предметом первостепенного внимания;

  • понятие «ограничений», которые накладывает уровень технологического развития и организации общества на спо­собность окружающей среды удовлетворять нынешние и буду­щие потребности.


Таким образом, устойчивое развитие призвано ориенти­ровать экономическую деятельность на удовлетворение нынешних экономических и социальных потребностей, не ставя под угрозу возможности удовлетворения потребностей в будущем. Идея связи стратегии будущей безопасности России и ее перехода к устойчивому развитию исходит из того, что обеспечение безопасности «неустойчивого развития», модель которого пока реализуется в нашей стране (и в мире в це­лом), в принципе невозможно. Переход к устойчивому раз­витию предполагает обеспечение безопасности во всех отно­шениях, а всеобщая безопасность также реализуется на пути устойчивого развития.

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

В МИРЕ И В РОССИИ

(принципы, критерии, аспекты, направления)

Концепция устойчивого развития разработана в 1980-е гг. специальным комитетом ООН во главе с премьер-министром Норвегии госпожой Брундтланд.

^ Устойчивое развитие — такое развитие, при котором спо­собы производства и уровень потребления осуществляются без ущерба для природы и человечества в настоящем и будущем.

Основные принципы устойчивого развития определены в Декларации Рио-92:

 

  1. Признание человека как высшей ценности и его права на здоровую жизнь в гармонии с природой.
  2. Осуществление такого развития, которое обеспечивает удовлетворение эколого-социально-экономических потребно­стей нынешнего и будущего поколений.
  3. Охрана окружающей природной среды как неотъемле­мый элемент развития.
  4. Уменьшение разрыва в уровнях жизни между богатыми и бедными (на 1/5 населения — 3/4 мирового дохода).


ООН определила четыре критерия устойчивого развития на длительную перспективу (для мира в целом, и они приме­нимы в России):

1. В потреблении природных ресурсов (земля, лес) должен быть обеспечен режим простого воспроизводства (сохранение лесов, земель, поголовья скота, зверей, птиц).

 

  1. Максимально возможное замедление темпов исчерпа­ния невозобновимых природных ресурсов с перспективой за­мены на другие виды ресурсов (замена нефти, газа, угля сол­нечной, ветровой, биоэнергией).
  2. Возможность минимизации отходов на основе внедре­ния малоотходных, ресурсосберегающих технологий.
  3. Загрязнение окружающей природной среды в перспек­тиве не должно превышать современный уровень («нулевое заг­рязнение» нереально).


Учет этих критериев в разработке концепции устойчивого развития позволит сохранить окружающую природную среду для следующих поколений и не ухудшит экологию.

С другой стороны, концепция экологически устойчивого развития предполагает экологизацию всей жизни общества — экологизацию культуры и науки, промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, городского хозяйства, де­мографической политики и, самое главное, экологизацию нрав­ственности и формирование новой этики природопользования.

Всемерная экологизация хозяйственной деятельности дол­жна стать основой перехода регионов и России к устойчивому развитию. В регионах страны ведутся разработки эколого-эко-номических механизмов хозяйственной и природоохранной де­ятельности («зеленого» ВНП), призванных обеспечить устой­чивое развитие. Экономические методы управления природо­пользованием следует дополнить экологическим менеджмен­том, обеспечивающим как повышение эффективности произ­водства, так и охрану окружающей среды, рациональное ис­пользование природных ресурсов.

Стратегия экологического оздоровления страны и регио­нов требует в первую очередь усиления государственного регу­лирования природопользования, реализации принципов разум­ной достаточности как по отношению к природе, так и по от­ношению к человеку.

Устойчивое развитие должно опираться на систему доста­точно жестких мер государства с одновременным использовани­ем рыночных факторов в системе экологического регулирования.

Законами РФ «Об охране окружающей среды» и «Об эко­логической экспертизе» предусмотрены обязательная оценка воздействия действующих и проектируемых производств на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза, без ко­торой никакие проекты не подлежат реализации.

^ Экологическая структурная политика означает приоритет­ное развитие чистых производств, абсолютный и относитель­ный рост капитальных и текущих природоохранных затрат на воспроизводство природных ресурсов, опережающий ввод в эксплуатацию очистных и других сооружений, развитие эколо­гической инфраструктуры, непрерывное экологическое обра­зование всего населения.

^ Экономическое стимулирование природоохранной дея­тельности — важное направление экологизации производства (льготное налогообложение, льготное кредитование выпуска экологически чистой продукции и внедрение малоотходных и безотходных технологических процессов).

Экологизация производства является в перспективе при­быльной. «Зеленый» бизнес в развитых странах всегда выгоден и обществу, и государству. Предприятия приобретают привле­кательный имидж в глазах общественности и получают выход на мировой рынок. На повестку дня XXI в. поставлен вопрос о внедрении новой, экологически ориентированной стратегии пред­принимательства — экологического менеджмента, главной зада­чей которого является достижение оптимального соотношения между экономическими и экологическими показателями деятель­ности предприятий.

Для эффективного внедрения в жизнь экологического менеджмента нужны специалисты, обладающие новым, эко­логическим мышлением, экологической культурой, созна­нием и поведением. Приоритетная мера — опережающее эко­логическое образование и воспитание человека, эффектив­ная реализация программы «Экологическое образование на­селения России».

^ Основные направления перехода России на модель устойчивого развития

Профессор В.И. Данилов-Данильян сформулировал четы­ре направления перехода России к устойчивому развитию:

1. Сохранение уцелевших естественных экосистем, восста­новление части утративших экосистем так, чтобы в конечном счете биота Земли не утратила способность поддерживать экологическое равновесие на планете и обеспечивать приемлемую для человека хозяйственную емкость биосферы

  1. Экологизация производства: переход к экологически бе­зопасным технологиям, минимизирующим экологический риск и негативное воздействие на окружающую среду.
  2. Нормализация потребления, предполагающая постепен­ное сокращение, а со временем — прекращение бессмысленного потребления, приносящего вред человеку и окружающей среде.
  3. Нормализация демографических процессов на основе планирования семьи при обязательном соблюдении гуманис­тических принципов: каждый родившийся имеет право на дос­тойную жизнь.


Для России первые два направления являются главными на данный момент (в современный период перехода к новым преобразованиям).

Российские технологии производства сегодня зачастую неудовлетворительны не только экологически, но и экономи­чески. Только на обновленной по экологическим параметрам технологической базе возможен устойчивый экономический рост в России.

^ Технико-экологические направления реализации устойчивого развития

 

  1. Инвентаризация и реальный учет всех природных ре­сурсов, создание кадастров, банка данных ресурсов в регио­нах (с учетом количества и качества, их динамики, прогноз­ных запасов).
  2. Разработка технологических и экологических нормати­вов на все виды ресурсов на основе лучшего отечественного и зарубежного опыта (США, Германия).
  3. Достижение максимально возможной степени исполь­зования ресурсов и комплексной переработки сырья (нефть, руда, древесина и др.).
  4. Широкая переработка и использование отходов как вто­ричных ресурсов (лом металлов, бумага, стекло, резина, плас­тмассы и др.).
  5. В сельском хозяйстве — переход на биологическое (орга­ническое) земледелие и внедрение биометодов борьбы с вре­дителями и болезнями растений
  1. Разработка и использование более совершенных средств защиты окружающей среды от выбросов и сбросов загрязняю­щих веществ, шумов, излучений и др.
  2. Экономия энергии и постепенная замена невозобно-вимых источников энергии на экологически чистые, нетра­диционные: энергии Солнца, ветра, геотермики, приливов, водорода и др.
  1. Решение экологических проблем авто-, авиатранс­порта (разработка безопасного топлива, дожигание топли­ва — очистка выхлопов, создание новых двигателей, защи­та от шума).
  2. Переход на новые экономические механизмы в приро­допользовании, стимулирующие природоохранную деятельность предприятий, развитие рыночных методов (продажа прав, квот и лицензий на загрязнение окружающей среды по опыту США и Евросоюза).


^ Научно-технические резервы экономической эффективности природопользования

Стратегия НТП в природопользовании ориентирована на ресурсосбережение, совершенствование экономического меха­низма, разработку научно обоснованных экологических нор­мативов и увеличение продукции, выпускаемой по мало- и бе­зотходной технологии к 2005 г. более чем в 2 раза.

Для этого необходимо (опираясь на собственный опыт и помощь развитых стран):

 

  1. осуществить перевод промышленности в основном на качественно новые энерго- и ресурсосберегающие технологи­ческие процессы;
  2. принять меры по полному удовлетворению потребнос­ти в оборудовании и приборах, обеспечивающих ускорение НТП в природопользовании и охране окружающей среды;
  3. повысить гибкость действующих производств и техно­логий с целью экологически и экономически эффективной пе­реработки сырьевых ресурсов;
  4. осуществить широкое внедрение мембранных техноло­гических процессов для хозяйственного и питьевого водоснаб­жения, обезвреживания газовых выбросов, очистки сточных вод с выделением из них ценных веществ.

  5. ^ Необходимые новые экономические инструменты для разрешения экологических противоречий

  1. Важной составляющей концепции экологически устойчи­вого развития является экологическая экспертиза проектов хо­зяйственного развития и экоаудит действующих предприятий.
  2. Одним из основных экономических инструментов прак­тического осуществления концепции устойчивого экологичес­кого развития в России является совершенствование ценовой политики на готовую товарную продукцию, услуги и природ­ные ресурсы. Реальная ценность экологических ресурсов долж­на находить отражение в ценах. Бесплатных, даровых ресурсов не может быть!
  3. Внедрить рентные платежи во всех отраслях природо­пользования и в корне изменить существующую в стране нало­говую систему, что позволит удвоить бюджеты всех уровней и обеспечить финансирование экологических программ.


Ростовскими учеными-экологами В.Г. Игнатовым, А.В. Кокиным (1997 г.) предложена перспективная модель вы­хода на устойчивое развитие России и определены критерии устойчивого развития для регионов страны:

 

  • Снижение уровня давления на окружающую среду.
  • Повышение уровня жизни населения.
  • Улучшение качества окружающей природной среды по основным параметрам показателей чистоты атмосферы, гид­росферы, почвы, снижения объемов отходов.
  • Увеличение средней продолжительности жизни населения.
  • Сохранение биоты.


В таблице 3.1 представлена схема выхода на модель устой­чивого развития в России.

Выход из кризиса в стране возможен только при измене­нии курса государственной политики, направленной на воз­рождение своего сельского хозяйства, экологизации всей эко­номики России.

Правительство РФ в 2000 г. приняло 10-летнюю програм­му (до 2010 г.) социально-экономического развития, в ко­торой предусмотрены крупные мероприятия по социальной политике и модернизации экономики с поддержкой ежегод­ных устойчивых темпов экономического развития в среднем по 5 % в год.

^ Таблица 3.1 Схема выхода на модель устойчивого развития в России

Действ. Результат

Мониторинг темпов экономи­ческого развити., использова-ни. природных ресурсов, со-сто.ни. окружающей природ­ной среды на всех уровн.х управлени. экономикой Мотивированное управление состо.-нием экономики и природопользова-ни. на всех уровн.х власти
Временна. активизаци. экс­порта природных ресурсов Накопление оборотного капитала, сокращение давлени. на окружаю­щую природную среду
Сворачивание «гр.зных» про­изводств Уменьшение расхода природных ре­сурсов, снижение темпов давлени. на окружающую природную среду, оз­доровление населени.
Закупка, создание новых, ре­сурсосберегающих технологий производства, его модерниза-ци.. Повышение качества вы-полнени. и контрол. экологи­ческих стандартов всех уров­ней. Увеличение использовани. возобновл.емых ресурсов, ис­пользование атомной и других нетрадиционных видов энергии Выход на средние мировые темпы развити. экономики, улучшение тех­нологии водо-, лесо-, недро- и земле-пользовани. Укрепление экологических фондов за счет улучшени. налоговой политики за использованные ресурсы
Проблему окружающей при­родной среды сместить в плос­кость устойчивого развити. Создание единого Министерства по устойчивому развитию. Ликвидаци. социальных проблем. Переход в ноо­сферу


Последние годы для России были благоприятными — объем экспорта возрос до 100—120 млрд долл., а активное сальдо внешней торговли составляет 50—60 млрд долл. За счет экспор­та нефти и газа и сложившейся благоприятной для страны конъ­юнктуры цен, ВВП растет на 4—5 % в год. Это вселяет надежду у населения на то, что усилится внимание правительства и к экологическим проблемам при рассмотрении бюджетов всех уровней и Россия выйдет на модель устойчивого развития. Уменьшение природоемкости и ресурсосбережение — необхо­димые условия перехода к устойчивому развитию. Основные аспекты устойчивого развития для России определены веду­щими экономистами и экологами [4, 5, 8]:

 

  1. Политико-правовой (народовластие, правовое государ­ство, разумное законодательство и налогообложение, соци­альная справедливость, свобода и равенство всех людей перед законом, дружба народов, патриотизм и интернационализм).
  2. Экономический (сочетание государственной, обще­ственной и частной собственности, цивилизованные рыноч­ные отношения, удовлетворение основных жизненных по­требностей населения).
  3. Экологический (коэволюция общества и природы, не-истощительное природопользование, экологизация производ­ства и быта).
  4. Социальный (искоренение голода и нищеты, забота о детях, пожилых, инвалидах, дошкольное, школьное и высшее образование за счет государства).
  5. Международный (борьба за мир, помощь слаборазви­тым странам, повышение роли ООН в охране природы, актив­ное участие России в международном сотрудничестве).
  6. Информационный (обмен информацией, ноу-хау, тех­нологиями между развивающимися и развитыми странами).


В заключение заметим, что все беды и сложившиеся про­тиворечия между экономикой и экологией в России идут от нерационального природопользования, несоблюдения основ­ных принципов — неистощительного использования ресурсов и рациональных, приемлемых для биосферы, отходов произ­водства. На рисунке 3.1 приведена структура рационального при­родопользования, на которой должен строиться весь хозяйствен­ный механизм управления природопользованием России.

[Рациональное природопользование] -
Охрана Освоение


Изучение


Преобразование

Учет и оценка, прогноз развити., разработка систе­мы управлени. и использовани.

Обеспечение

качества

Поддержание

продуктивности

(воспроизводство)

Эффективность Комплексность и экономичность добычи и пере­работки

Улучшение и оп-тимизаци. Обогащение (количественное и качественное)

 


^ Различные типы ресурсов окружающей природной среды Рис. 3.1. Структура рационального природопользования

 

Анализ развития экономической и экологической безо­пасности страны показывает, что они тесно взаимосвязаны. Приоритет в политике государства всегда отдавался и впредь будет отдан развитию ведущих отраслей, обеспечивающих на­полнение бюджетов, удовлетворение потребностей в сырье, энергии. Но в бюджетах всех уровней особое внимание долж­но придаваться социальным показателям: увеличению рас­ходов на социальные нужды, качеству жизни населения, снижению заболеваемости, оздоровлению окружающей сре­ды. Несмотря на кризис в России, при рациональном ресур­сном потреблении и реальном финансировании экологичес­ких программ, страна может достичь качества жизни населе­ния на уровне развитых стран.

А качество жизни профессор М.М. Гузев определил по следующим показателям [5]:

 

  1. степень чистоты среды обитания: воды, воздуха, по­чвы и др.;
  2. экологически чистые продукты питания (в пределах нормативов страны, мира);
  3. личная, экологическая, экономическая и юридичес­кая безопасность;
  4. здоровье населения и гарантии его поддержания;
  5. обеспеченность жильем, личными благами и имуществом;
  6. возможность иметь здоровых детей и дать им образование;
  7. свобода выбора профессии, места работы;
  8. возможность культурного отдыха и лечения;
  9. прямая зависимость личного благополучия от трудовых усилий и др.


Поскольку современное природопользование в России находится в противоречии с требованиями безопасности насе­ления и природы, то нужны срочные антикризисные меры во всех отраслях экономики: в ТЭКе, АПК, промышленности, ЖКХ и др.

Главные направления хорошо известны и заключаются в энергосбережении, техническом перевооружении, в осуществ­лении комплекса экономических, административных, право­вых и технологических мер на ближайшие 15—20 лет для дос­тижения Россией уровня экономического развития 1990 г. (до начала «реформ»).

 

США И СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Разработка концепции и стратегии устойчивого развития США напрямую связана с глубокими и чрезвычайно быстры­ми сдвигами в системе международных отношений последних десятилетий.

Разрыв между развитием индустриальных и развивающихся стран сегодня воспринимается как угроза международной ста­бильности на всей планете Земля. Высокоразвитые страны ста­ли рассматривать устойчивое развитие как стратегию.

Первая долгосрочная цель американской стратегии устой­чивого развития заключается в сохранении гарантированного доступа к ресурсному и экологическому потенциалу Земли в условиях растущего дефицита, уязвимости и обостряющейся в мире борьбы за более справедливое распределение прав на ис­пользование этих ресурсов.

Вторая цель — в подключении внутригосударственного потенциала к укреплению конкурентных позиций США в ми­ровой торговле и использование этого курса на экологизацию сфер производства приоритетов.

Третья — в интернационализации американских при­оритетов.

Четвертая — в сохранении глобальной системы жизнеобес­печения посредством сокращения антропогенной нагрузки на планетарную биосферу и решение этой проблемы с помощью роста населения в развивающихся странах и сведения к мини­муму обязательств США по контролю потребления ими ресур­сного и экологического потенциала планеты.

Одним из исходных принципов концепции является те­зис о том, что граждане США имеют возможность получить хорошее образование. Это позволит им понять взаимосвязь между экономическим процветанием, состоянием окружающей сре­ды и социальной справедливостью.

Гражданская вовлеченность — одна из важнейших нацио­нальных задач в области устойчивого развития. Она формиру­ется как предоставление полноценных возможностей отдель­ным гражданам, коллективам и деловым кругам для участия в выработке решений, касающихся природных ресурсов, окру­жающей среды, экономики.
Принципы и цели в предлагаемых концепциях позволяют выделить четыре ключевых блока:

 

  • Во-первых, обеспечение экономического роста как осно­вы процветания американской нации и поддержания эконо­мических, социальных и экологических условий улучшения ка­чества жизни американцев.
  • Во-вторых, укрепление позиций США в мировой эконо­мике и повышение конкурентоспособности американских то­варов и услуг.
  • В-третьих, удержание лидирующих позиций по руко­водству процессами, разработками и осуществление политики устойчивого развития, стандартов поведения, торговли и внеш­ней политики, ответственности государств перед мировым со­обществом.
  • В-четвертых, обоснование правомерности использова­ния двойного стандарта в системе международных отношений, связанных с переходом к устойчивому развитию.


В американской концепции устойчивого развития гово­рится, что экономический рост базируется на новых техноло­гиях и растущих мировых рынках.

Известно, что экономический рост связан с потребле­нием ресурсного и экологического капитала. А США и дру­гие индустриальные страны вышли за пределы емкости своих ресурсов и потребляют глобальную хозяйственную емкость. Как показали исследования, человечество переступило по­рог этой емкости и стоит перед лицом экологической ката­строфы, предотвратить которую можно лишь при условии его возврата на уровень допустимых антропогенных нагру­зок на биосферу.

Существует три направления, способные обеспечить та­кой возврат:

  1. Сократить потребления глобального ресурсного и эко­логического капитала.
  2. Сократить численности населения планеты.


3. Прекратить расхищать глобальную хозяйственную емкость.
Осознавая, что реальная угроза глобальной катастрофы

существует и она обусловлена антропогенными нагрузками, США рассчитывают переложить бремя сокращения такой на­грузки на развивающиеся страны. На этом основании в систему национальных целей США введен пункт об уменьшении при­роста населения в мире; усилия в области охраны окружающей среды и помощь развивающимся странам в этой области воз­ведены в ранг высшего приоритета.

В концепции говорится, что если каждый человек станет использовать меньше ресурсов и создавать меньше отходов, то и воздействие на окружающую среду уменьшится. Американс­кие специалисты указывают на необходимость исправления си­туации, при которой мировой рынок диктует такую техноло­гию — создавать и использовать ресурсы, не считаясь с нано­симым экологическим ущербом. США стремятся: во-первых, использовать экологический императив глобальной стратегии устойчивого развития для экологизации производимых това­ров и услуг; во-вторых, превратить уровень их экологичности в ключевой критерий доступа к ресурсам.

Но менее других разработана идея концепции, которая посвящена обеспечению США лидирующих позиций в мире в области перехода к устойчивому развитию. Авторы концепции считают, что США должны быть лидером в разработке и про­ведении глобальной политики устойчивого развития.

Одним из ключевых аспектов концепции является разработ­ка двойных стандартов в отношении прав и обязанностей США, с одной стороны, и остального мира — с другой, по глобальному переходу к социально-экономико-экологической устойчивости.

В концепции не содержится никаких обязательств США перед мировым сообществом, но есть указания на обязатель­ства остальных стран по контролю демографических процес­сов, уровню загрязнения окружающей среды и принятию мер по сохранению глобальной природной среды.

Участие США во всех международных природоохранных договорах и соглашениях — наилучший способ защиты амери­канских экономических и экологических интересов.

Международная помощь развивающимся странам с подклю­чением Всемирного банка, Глобального экофонда — это эффек­тивный инструмент американского лидерства в управлении пере­ходом мирового сообщества к устойчивому развитию (УР).

Противоречивость американской стратегии УР очевидна:

1) США — самый большой загрязнитель природы на Зем­ле (25—27 %), но не желает сокращать антропогенную нагрузку до среднего уровня стран и платить за загрязнение окружа­ющей среды слаборазвитым странам;

2) позитивная позиция США лично для своей нации зак­лючается в отрыве от международной ситуации, в отстаивании своих интересов, мобилизации человеческого капитала и при­родных ресурсов развивающихся стран для обеспечения устой­чивого развития американского общества.

Ключевой тезис доклада по УР США: «Страна, охраняю­щая свои экосистемы и разумно распоряжающаяся своими при­родными ресурсами, закладывает более прочную базу для бу­дущего процветания, чем та, которая небрежно транжирит «свое наследие и разрушает природный капитал».

Национальная стратегия США по захвату лидирующих позиций в формировании глобальной стратегии УР не находит поддержки в странах третьего мира, что наглядно было выра­жено на Йоханнесбургском саммите (2002 г.), когда выступле­ния американских политиков освистывались.


ВЫВОДЫ

1. На пути к устойчивому развитию планеты необходимо
соблюдать несколько общих обязательных для всех принципов:

  • Стабилизация роста численности населения.
  • Гарантированное обеспечение населения продукта­ми питания.
  • Сохранение многообразия видов.
  • Гарантированное обеспечение энергоресурсами.


2. Для реализации этих основных принципов ООН предла­
гает три основополагающие стратегии, способствующие устой­
чивости развития:

 

  • Стратегия скромности и невзыскательности.
  • Стратегия действенности и эффективности.
  • Стратегия последовательности и связанности.


Стратегия скромности и невзыскательности требует пере­смотра понятия благосостояния, которое измеряется не дохо­дами и расходами, а такими качественными характеристика­ми, как самообеспечение, солидарность, коллективность, и ведет, таким образом, к самоограничению и к отречению от материальных благ и благосостояния.

^ Стратегия действенности и эффективности ориентирует на повышение соотношения между входом и выходом, то есть на повышение эффективности использования ресурсов. С помощью новых технологий и оборудования решение стоящих задач стано­вится эффективнее, что сказывается на экономии природных ре­сурсов и сохранении состояния окружающей среды.

^ Стратегия последовательности и связанности рекоменду­ет внедрение замкнутых циклов хозяйственной деятельности с рециклингом образующихся отходов по аналогии с процесса­ми, протекающими в природе. Все материальные потоки долж­ны быть замкнуты в производственные, изолированные от био­сферы, оборотные системы и лишь в небольших объемах выб­расываться в глобальные потоки природного круговорота, не вызывая каких-либо негативных воздействий на них.

Только оптимальное сочетание этих стратегий дает хоро­шие результаты, и ни от одной из них нельзя отказываться.

Интенсивный переход к замкнутым циклам хозяйствен­ной деятельности, пересмотр понятий благосостояния в бога­тых, промышленно развитых странах, технические инновации и усовершенствованные технологии необходимы всем для пре­одоления экономических, экологических и социальных про­блем в условиях возрастающей численности населения Земли.

3. Для реализации стратегий перехода к устойчивому раз­витию могут быть использованы следующие методы управления:

 

  • нормативно-правовые и плановые (предписания и огра­ничения, планы и программы);
  • экономические (налоги, сборы, лицензии и т. п.);
  • информативные (разъяснения, обучение и повышение квалификации, информация).


При осуществлении перехода к устойчивому развитию не­обходимо реализовать весь потенциал возможностей рыночных отношений, позволяющих быстрее и эффективнее достичь по­ставленных целей. В большинстве случаев их применение более эффективно, чем применение нормативно-правовых механизмов управления. Рыночные методы управления не препятствуют, а содействуют инновациям и техническому прогрессу, в то время как предписания и ограничения часто сдерживают эти процессы.

Основу устойчивой России должны составлять устойчиво работающие регионы, поэтому сегодня в России нужна понятная всему народу концепция устойчивого развития и госстратегия, которые должны придать стабильность жизни и обеспечить безо­пасность граждан всей страны, каждого региона и города.

Для реализации концепции УР нужны взаимодействие и согласованные действия ученых, исполнительной власти на всех уровнях по вопросам экологической безопасности и устойчивому развитию России (моделирование, планирование и финансиро­вание, новые законы, указы, постановления и программы).

^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Концепция перехода РФ на модель устойчивого разви­тия. М., 1998.
  2. Акишин А.С. Управление природопользованием и ох­раной окружающей среды. Волгоград, 2001.
  3. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вы­зов и устойчивое развитие. М., 2000.

  4. Дрейер О.К., Лось В.А. Экология и устойчивое разви­тие. М., 1997.
  5. Гузев М.М. Экологические проблемы и механизмы эко­логически устойчивого развития. Волгоград, 1997.
  6. Игнатов В.Г., Кокин А.В. Экологичный менеджмент. Ростов н/Д, 1997.
  7. Касьянов П.В. Переход к УР — эколого-экономические предпосылки. М., 1998.
  8. Лотош В.Е. Направления и условия реализации кон­цепции УР // Экономика. 2001. № 2.
  9. Писарев В.Д. США и стратегия устойчивого развития // США и Канада. 1998. № 2—3

  1. Урсул В.Д. Россия на пути к устойчивому развитию. М., 1996.
  2. Концепция устойчивого развития г. Волжского (1999— 2003 гг.). Волгоград, 1999.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...