США и стратегия устойчивого развития
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ — ПРИОРИТЕТ XXI в. (понятия, критерии, принципы, концепции и стратегии)
Сохранение биосферы Земли в условиях растущего антропогенного воздействия на экосистемы — одна из глобальных проблем современности. В современных условиях обнажились глубокие противоречия между экономическим ростом и состоянием окружающей среды. Мировой и российский опыт в 1990-е гг. показал, что, с одной стороны, невозможно обеспечить устойчивое экономическое развитие общества за счет разрушения природной среды и истощения природных ресурсов, а с другой стороны, без сильной экономики невозможно сохранить необходимые для выживания человека параметры качества окружающей среды. В последние годы экологический фактор стал реально лимитировать народное благосостояние: ухудшается здоровье населения, сокращается продолжительность жизни, а расточительный и бессистемный характер природопользования порождает все более острые экологические проблемы. Современные темпы экономического развития, особенно во второй половине ХХ столетия, обострили проблему ограниченности и истощения природных ресурсов, в связи с чем возникла необходимость учета экологических требований к экономике — растут мировые цены на топливно-энергетические ресурсы за счет роста экологических издержек в ценах, увеличиваются платы за загрязнения среды и за использование ресурсов, совершенствуется экологическое регулирование и нормативно-правовая база в природопользовании. Начиная с 1980-х гг. особый приоритет в будущем приобретает понятие устойчивого развития. Впервые это понятие было введено в лесном хозяйстве. На протяжении 200 лет в этой отрасли стремятся к тому, чтобы вырубка деревьев не превышала темпов их естественного прироста.
Широко распространенное сегодня понятие устойчивого развития берет свое начало от Brundtland-комиссии. По поручению ООН, эта комиссия увязала понятия «развитие» и «экология» в одно целое. Главной задачей мирового сообщества провозглашена необходимость обеспечения устойчивого развития. В 1987 г. комиссия ООН сформировала суть понятия устойчивого развития как «длительное непрерывное развитие, обеспечивающее потребности живущих сегодня людей без ущерба удовлетворению потребностей будущих поколений». Проблема устойчивого развития стала ведущей темой Международной конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро (1992 г.). 179 стран отметили необходимость поддержания условий жизни на Земле и выработали программу на XXI в., где экология, экономика и социальная безопасность должны слиться в неразделимый монолит. ^ Устойчивое развитие — это развитие, которое сочетает в себе неуклонное улучшение экономических и социальных условий жизни с долговременным сохранением природных основ этой жизни. Устойчивое развитие включает два понятия:
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ В МИРЕ И В РОССИИ (принципы, критерии, аспекты, направления) Концепция устойчивого развития разработана в 1980-е гг. специальным комитетом ООН во главе с премьер-министром Норвегии госпожой Брундтланд. ^ Устойчивое развитие — такое развитие, при котором способы производства и уровень потребления осуществляются без ущерба для природы и человечества в настоящем и будущем. Основные принципы устойчивого развития определены в Декларации Рио-92:
1. В потреблении природных ресурсов (земля, лес) должен быть обеспечен режим простого воспроизводства (сохранение лесов, земель, поголовья скота, зверей, птиц).
С другой стороны, концепция экологически устойчивого развития предполагает экологизацию всей жизни общества — экологизацию культуры и науки, промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, городского хозяйства, демографической политики и, самое главное, экологизацию нравственности и формирование новой этики природопользования.
Всемерная экологизация хозяйственной деятельности должна стать основой перехода регионов и России к устойчивому развитию. В регионах страны ведутся разработки эколого-эко-номических механизмов хозяйственной и природоохранной деятельности («зеленого» ВНП), призванных обеспечить устойчивое развитие. Экономические методы управления природопользованием следует дополнить экологическим менеджментом, обеспечивающим как повышение эффективности производства, так и охрану окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов. Стратегия экологического оздоровления страны и регионов требует в первую очередь усиления государственного регулирования природопользования, реализации принципов разумной достаточности как по отношению к природе, так и по отношению к человеку. Устойчивое развитие должно опираться на систему достаточно жестких мер государства с одновременным использованием рыночных факторов в системе экологического регулирования. Законами РФ «Об охране окружающей среды» и «Об экологической экспертизе» предусмотрены обязательная оценка воздействия действующих и проектируемых производств на окружающую среду (ОВОС) и экологическая экспертиза, без которой никакие проекты не подлежат реализации. ^ Экологическая структурная политика означает приоритетное развитие чистых производств, абсолютный и относительный рост капитальных и текущих природоохранных затрат на воспроизводство природных ресурсов, опережающий ввод в эксплуатацию очистных и других сооружений, развитие экологической инфраструктуры, непрерывное экологическое образование всего населения. ^ Экономическое стимулирование природоохранной деятельности — важное направление экологизации производства (льготное налогообложение, льготное кредитование выпуска экологически чистой продукции и внедрение малоотходных и безотходных технологических процессов).
Экологизация производства является в перспективе прибыльной. «Зеленый» бизнес в развитых странах всегда выгоден и обществу, и государству. Предприятия приобретают привлекательный имидж в глазах общественности и получают выход на мировой рынок. На повестку дня XXI в. поставлен вопрос о внедрении новой, экологически ориентированной стратегии предпринимательства — экологического менеджмента, главной задачей которого является достижение оптимального соотношения между экономическими и экологическими показателями деятельности предприятий. Для эффективного внедрения в жизнь экологического менеджмента нужны специалисты, обладающие новым, экологическим мышлением, экологической культурой, сознанием и поведением. Приоритетная мера — опережающее экологическое образование и воспитание человека, эффективная реализация программы «Экологическое образование населения России». ^ Основные направления перехода России на модель устойчивого развития Профессор В.И. Данилов-Данильян сформулировал четыре направления перехода России к устойчивому развитию: 1. Сохранение уцелевших естественных экосистем, восстановление части утративших экосистем так, чтобы в конечном счете биота Земли не утратила способность поддерживать экологическое равновесие на планете и обеспечивать приемлемую для человека хозяйственную емкость биосферы
Российские технологии производства сегодня зачастую неудовлетворительны не только экологически, но и экономически. Только на обновленной по экологическим параметрам технологической базе возможен устойчивый экономический рост в России. ^ Технико-экологические направления реализации устойчивого развития
Стратегия НТП в природопользовании ориентирована на ресурсосбережение, совершенствование экономического механизма, разработку научно обоснованных экологических нормативов и увеличение продукции, выпускаемой по мало- и безотходной технологии к 2005 г. более чем в 2 раза. Для этого необходимо (опираясь на собственный опыт и помощь развитых стран):
Выход из кризиса в стране возможен только при изменении курса государственной политики, направленной на возрождение своего сельского хозяйства, экологизации всей экономики России. Правительство РФ в 2000 г. приняло 10-летнюю программу (до 2010 г.) социально-экономического развития, в которой предусмотрены крупные мероприятия по социальной политике и модернизации экономики с поддержкой ежегодных устойчивых темпов экономического развития в среднем по 5 % в год. ^ Таблица 3.1 Схема выхода на модель устойчивого развития в России Действ. Результат
[Рациональное природопользование] -
Учет и оценка, прогноз развити., разработка системы управлени. и использовани. Обеспечение качества Поддержание продуктивности (воспроизводство) Эффективность Комплексность и экономичность добычи и переработки Улучшение и оп-тимизаци. Обогащение (количественное и качественное)
Анализ развития экономической и экологической безопасности страны показывает, что они тесно взаимосвязаны. Приоритет в политике государства всегда отдавался и впредь будет отдан развитию ведущих отраслей, обеспечивающих наполнение бюджетов, удовлетворение потребностей в сырье, энергии. Но в бюджетах всех уровней особое внимание должно придаваться социальным показателям: увеличению расходов на социальные нужды, качеству жизни населения, снижению заболеваемости, оздоровлению окружающей среды. Несмотря на кризис в России, при рациональном ресурсном потреблении и реальном финансировании экологических программ, страна может достичь качества жизни населения на уровне развитых стран. А качество жизни профессор М.М. Гузев определил по следующим показателям [5]:
Главные направления хорошо известны и заключаются в энергосбережении, техническом перевооружении, в осуществлении комплекса экономических, административных, правовых и технологических мер на ближайшие 15—20 лет для достижения Россией уровня экономического развития 1990 г. (до начала «реформ»).
США И СТРАТЕГИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Разработка концепции и стратегии устойчивого развития США напрямую связана с глубокими и чрезвычайно быстрыми сдвигами в системе международных отношений последних десятилетий. Разрыв между развитием индустриальных и развивающихся стран сегодня воспринимается как угроза международной стабильности на всей планете Земля. Высокоразвитые страны стали рассматривать устойчивое развитие как стратегию. Первая долгосрочная цель американской стратегии устойчивого развития заключается в сохранении гарантированного доступа к ресурсному и экологическому потенциалу Земли в условиях растущего дефицита, уязвимости и обостряющейся в мире борьбы за более справедливое распределение прав на использование этих ресурсов. Вторая цель — в подключении внутригосударственного потенциала к укреплению конкурентных позиций США в мировой торговле и использование этого курса на экологизацию сфер производства приоритетов. Третья — в интернационализации американских приоритетов. Четвертая — в сохранении глобальной системы жизнеобеспечения посредством сокращения антропогенной нагрузки на планетарную биосферу и решение этой проблемы с помощью роста населения в развивающихся странах и сведения к минимуму обязательств США по контролю потребления ими ресурсного и экологического потенциала планеты. Одним из исходных принципов концепции является тезис о том, что граждане США имеют возможность получить хорошее образование. Это позволит им понять взаимосвязь между экономическим процветанием, состоянием окружающей среды и социальной справедливостью. Гражданская вовлеченность — одна из важнейших национальных задач в области устойчивого развития. Она формируется как предоставление полноценных возможностей отдельным гражданам, коллективам и деловым кругам для участия в выработке решений, касающихся природных ресурсов, окружающей среды, экономики.
Известно, что экономический рост связан с потреблением ресурсного и экологического капитала. А США и другие индустриальные страны вышли за пределы емкости своих ресурсов и потребляют глобальную хозяйственную емкость. Как показали исследования, человечество переступило порог этой емкости и стоит перед лицом экологической катастрофы, предотвратить которую можно лишь при условии его возврата на уровень допустимых антропогенных нагрузок на биосферу. Существует три направления, способные обеспечить такой возврат:
существует и она обусловлена антропогенными нагрузками, США рассчитывают переложить бремя сокращения такой нагрузки на развивающиеся страны. На этом основании в систему национальных целей США введен пункт об уменьшении прироста населения в мире; усилия в области охраны окружающей среды и помощь развивающимся странам в этой области возведены в ранг высшего приоритета. В концепции говорится, что если каждый человек станет использовать меньше ресурсов и создавать меньше отходов, то и воздействие на окружающую среду уменьшится. Американские специалисты указывают на необходимость исправления ситуации, при которой мировой рынок диктует такую технологию — создавать и использовать ресурсы, не считаясь с наносимым экологическим ущербом. США стремятся: во-первых, использовать экологический императив глобальной стратегии устойчивого развития для экологизации производимых товаров и услуг; во-вторых, превратить уровень их экологичности в ключевой критерий доступа к ресурсам. Но менее других разработана идея концепции, которая посвящена обеспечению США лидирующих позиций в мире в области перехода к устойчивому развитию. Авторы концепции считают, что США должны быть лидером в разработке и проведении глобальной политики устойчивого развития. Одним из ключевых аспектов концепции является разработка двойных стандартов в отношении прав и обязанностей США, с одной стороны, и остального мира — с другой, по глобальному переходу к социально-экономико-экологической устойчивости. В концепции не содержится никаких обязательств США перед мировым сообществом, но есть указания на обязательства остальных стран по контролю демографических процессов, уровню загрязнения окружающей среды и принятию мер по сохранению глобальной природной среды. Участие США во всех международных природоохранных договорах и соглашениях — наилучший способ защиты американских экономических и экологических интересов. Международная помощь развивающимся странам с подключением Всемирного банка, Глобального экофонда — это эффективный инструмент американского лидерства в управлении переходом мирового сообщества к устойчивому развитию (УР). Противоречивость американской стратегии УР очевидна: 1) США — самый большой загрязнитель природы на Земле (25—27 %), но не желает сокращать антропогенную нагрузку до среднего уровня стран и платить за загрязнение окружающей среды слаборазвитым странам; 2) позитивная позиция США лично для своей нации заключается в отрыве от международной ситуации, в отстаивании своих интересов, мобилизации человеческого капитала и природных ресурсов развивающихся стран для обеспечения устойчивого развития американского общества. Ключевой тезис доклада по УР США: «Страна, охраняющая свои экосистемы и разумно распоряжающаяся своими природными ресурсами, закладывает более прочную базу для будущего процветания, чем та, которая небрежно транжирит «свое наследие и разрушает природный капитал». Национальная стратегия США по захвату лидирующих позиций в формировании глобальной стратегии УР не находит поддержки в странах третьего мира, что наглядно было выражено на Йоханнесбургском саммите (2002 г.), когда выступления американских политиков освистывались. ВЫВОДЫ 1. На пути к устойчивому развитию планеты необходимо
^ Стратегия действенности и эффективности ориентирует на повышение соотношения между входом и выходом, то есть на повышение эффективности использования ресурсов. С помощью новых технологий и оборудования решение стоящих задач становится эффективнее, что сказывается на экономии природных ресурсов и сохранении состояния окружающей среды. ^ Стратегия последовательности и связанности рекомендует внедрение замкнутых циклов хозяйственной деятельности с рециклингом образующихся отходов по аналогии с процессами, протекающими в природе. Все материальные потоки должны быть замкнуты в производственные, изолированные от биосферы, оборотные системы и лишь в небольших объемах выбрасываться в глобальные потоки природного круговорота, не вызывая каких-либо негативных воздействий на них. Только оптимальное сочетание этих стратегий дает хорошие результаты, и ни от одной из них нельзя отказываться. Интенсивный переход к замкнутым циклам хозяйственной деятельности, пересмотр понятий благосостояния в богатых, промышленно развитых странах, технические инновации и усовершенствованные технологии необходимы всем для преодоления экономических, экологических и социальных проблем в условиях возрастающей численности населения Земли. 3. Для реализации стратегий перехода к устойчивому развитию могут быть использованы следующие методы управления:
Основу устойчивой России должны составлять устойчиво работающие регионы, поэтому сегодня в России нужна понятная всему народу концепция устойчивого развития и госстратегия, которые должны придать стабильность жизни и обеспечить безопасность граждан всей страны, каждого региона и города. Для реализации концепции УР нужны взаимодействие и согласованные действия ученых, исполнительной власти на всех уровнях по вопросам экологической безопасности и устойчивому развитию России (моделирование, планирование и финансирование, новые законы, указы, постановления и программы). ^ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|