Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные стили руководства группой




Лекция 3. Основные положения групповой психотерапии

6. Психотерапевтическая группа и законы ее функционирования.

7. Руководство группой.

Вопрос 6. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГРУППА. Малая целевая группа, относительно немногочисленная общность пациентов, находящихся между собой в непосредственном личном общении и взаимодействии, созданная для достижения определенных психотерапевтических целей.

На практике число членов П. г. колеблется от 3 до 30 человек. Возможно создание малых П. г. (до 10 человек), средних (от 11 до 20 человек) и больших (от 21 до 30 человек). Классическая П. г. находится на границе малой и средней и насчитывает обычно от 8 до 12 участников.

Классификация П. г. чаще всего основывается на критерии состава. При этом учитывается не только (и не столько) численный состав, сколько принцип однородности—неоднородности (гомогенности — гетерогенности). Проблема однородности— неоднородности охватывает такие параметры, как нозология, пол, возраст, образование, социокультурный уровень, синдромология, личностные особенности, основные типы конфликтов и пр. В настоящее время отмечается большое число сторонников однородности группы по нозологии. Вместе с тем имеются многочисленные данные, свидетельствующие об эффективности неоднородных в нозологическом отношении П. г.

П. г. подразделяются на открытые и закрытые группы, т. е. периодически обновляющиеся или имеющие постоянный состав участников.

В групповой психотерапии П. г. — это малая группа, в которой в лечебных, психотерапевтических целях используется групповая динамика.

Групповая динамика – это движение и развитие группы во времени, обусловленное взаимодействиями и взаимоотношениями ведущего с участниками, участников между собой и данной группы с другими группами (Кратохвил С., 2008).

Стадии развития группы (Коттлер Дж., Браун Р., 2001):

1. Стадия формирования. Группа начинает развитие в процессе подбора будущих участников, которые делятся ожиданиями, чувствами по поводу будущих встреч.

2. Начальная стадия. Намечена цель работы группы, установлены правила и осуществлена предварительная работа по проблеме доверия.

3. Переходная стадия. В работе появляется сопротивление, замешательство, противостояние.

4. Рабочая стадия. Решение конкретных проблем и противоречий, раскрытие друг перед другом.

5. Стадия завершения. Итоги работы группы, перенос нового опыта в реальность.

Вопрос 7. Тренер – это эксперт в определенной области, который благодаря умению обобщать и передавать свой опыт помогает другим людям освоить и создать эффективные концепции и технологии действия (Сидоренко Е., 2008).

Роли ведущего группы (Кратохвил С., 2008):

ü активный руководитель (инструктор, учитель, режиссер, инициатор и опекун);

ü аналитик (чаще – психоаналитик, характеризующийся дистанцированием от участников, личной нейтральностью);

ü комментатор;

ü посредник (эксперт, не берущий на себя ответственность за происходящее в группе, но периодически вмешивающийся в групповой процесс);

ü член группы.

Основные стили руководства группой

Авторитарный Демократичный Попустительский
Все аспекты политики определяет руководитель   Политика вырабатывается на основе направляемых руководителем дискуссий и принимаемых в группе решений Полная свобода членов группы в принятии решений при минимальном участии руководителя  
Все шаги в деятельности группы последовательно диктует руководитель   В процессе дискуссии опре­деляются общие этапы пути к стоящей перед группой цели. Руководитель часто предлагает выбор из двух или более возможностей Руководитель предоставляет материалы для работы и отвечает на вопросы, если они есть
Индивидуальные задания и пары для их выполнения определяет руководитель Распределение обязанностей и выбор партнеров отдаются на усмотрение группы Руководитель никак себя не проявляет
Руководитель хвалит или критикует того, кого сочтет нужным, но сам в работе не участвует, кроме случаев, когда надо что-либо пока­зать Руководитель хвалит или критикует других, старается быть объективным и принимает участие в работе группы, не беря на себя слишком много Деятельность членов групп­пы редко комментируется руководителем, который не пытается оценивать или регулировать ход событий

Личностные черты группового тренера (Вачков И., 2008):

ü концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь;

ü открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость, терпимость;

ü эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта;

ü аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания;

ü энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию;

ü уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции;

ü уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов;

ü богатое воображение, интуиция;

ü высокий уровень интеллекта

Виды компетентности тренера (Кроль Л.М., Михайлова Е.Л., 2002):

1. техническая компетентность – умение трансформировать цель, поставленную перед тренером (обычно в терминах необходимого результата) в систему конкретных учебных задач, подобрать отвечающие им интерактивные упражнения, применить их практически;

2. межличностная коммуникативная компетентность – развитые коммуникативные навыки, вербальные и невербальные, чувствительность к групповым процессам и умение их интерпретировать, высокий уровень осознавания собственных личностных характеристик, установок; понимание мотивов поведения других людей;

3. контекстуальная компетентность – владение социальным контекстом, в котором существует профессия; иными словами, тренер-профессионал должен понимать, где и кого он обучает, не в меньшей степени, чем владеть самим предметом;

4. адаптивная компетентность – способность предвидеть и перерабатывать изменения в профессии, приспосабливаться к изменяющимся условиям тренерской практики в динамичных (а не заданных раз и навсегда) условиях организационной культуры;

5. концептуальная компетентность – владение теми общепринятыми основами знания, на которых базируется тренерская практика;

6. интегративная компетентность предполагает умение давать информированные профессиональные оценки (в том числе относительно собственной работы), мыслить в логике профессии, принимать обоснованные решения, решать возникающие проблемы и расставлять приоритеты так, как это принято в данной профессии.

Супервизорство (наставничество) – корректирующая консультация обучающегося стажера опытным специалистом (Вачков И., 2008).

Балинтовские группы (по имени основателя – М. Балинта) – группы, объединяющие тренеров с целью проработки в кругу коллег своих чувств к участникам тренинга (Вачков И., 2008).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...