Основные стили руководства группой
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Лекция 3. Основные положения групповой психотерапии 6. Психотерапевтическая группа и законы ее функционирования. 7. Руководство группой. Вопрос 6. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ГРУППА. Малая целевая группа, относительно немногочисленная общность пациентов, находящихся между собой в непосредственном личном общении и взаимодействии, созданная для достижения определенных психотерапевтических целей. На практике число членов П. г. колеблется от 3 до 30 человек. Возможно создание малых П. г. (до 10 человек), средних (от 11 до 20 человек) и больших (от 21 до 30 человек). Классическая П. г. находится на границе малой и средней и насчитывает обычно от 8 до 12 участников. Классификация П. г. чаще всего основывается на критерии состава. При этом учитывается не только (и не столько) численный состав, сколько принцип однородности—неоднородности (гомогенности — гетерогенности). Проблема однородности— неоднородности охватывает такие параметры, как нозология, пол, возраст, образование, социокультурный уровень, синдромология, личностные особенности, основные типы конфликтов и пр. В настоящее время отмечается большое число сторонников однородности группы по нозологии. Вместе с тем имеются многочисленные данные, свидетельствующие об эффективности неоднородных в нозологическом отношении П. г. П. г. подразделяются на открытые и закрытые группы, т. е. периодически обновляющиеся или имеющие постоянный состав участников. В групповой психотерапии П. г. — это малая группа, в которой в лечебных, психотерапевтических целях используется групповая динамика. Групповая динамика – это движение и развитие группы во времени, обусловленное взаимодействиями и взаимоотношениями ведущего с участниками, участников между собой и данной группы с другими группами (Кратохвил С., 2008).
Стадии развития группы (Коттлер Дж., Браун Р., 2001): 1. Стадия формирования. Группа начинает развитие в процессе подбора будущих участников, которые делятся ожиданиями, чувствами по поводу будущих встреч. 2. Начальная стадия. Намечена цель работы группы, установлены правила и осуществлена предварительная работа по проблеме доверия. 3. Переходная стадия. В работе появляется сопротивление, замешательство, противостояние. 4. Рабочая стадия. Решение конкретных проблем и противоречий, раскрытие друг перед другом. 5. Стадия завершения. Итоги работы группы, перенос нового опыта в реальность. Вопрос 7. Тренер – это эксперт в определенной области, который благодаря умению обобщать и передавать свой опыт помогает другим людям освоить и создать эффективные концепции и технологии действия (Сидоренко Е., 2008). Роли ведущего группы (Кратохвил С., 2008): ü активный руководитель (инструктор, учитель, режиссер, инициатор и опекун); ü аналитик (чаще – психоаналитик, характеризующийся дистанцированием от участников, личной нейтральностью); ü комментатор; ü посредник (эксперт, не берущий на себя ответственность за происходящее в группе, но периодически вмешивающийся в групповой процесс); ü член группы. Основные стили руководства группой
Личностные черты группового тренера (Вачков И., 2008):
ü концентрация на клиенте, желание и способность ему помочь; ü открытость к отличным от собственных взглядам и суждениям, гибкость, терпимость; ü эмпатичность, восприимчивость, способность создавать атмосферу эмоционального комфорта; ü аутентичность поведения, т.е. способность предъявлять группе подлинные эмоции и переживания; ü энтузиазм и оптимизм, вера в способности участников группы к изменению и развитию; ü уравновешенность, терпимость к фрустрации и неопределенности, высокий уровень саморегуляции; ü уверенность в себе, позитивное самоотношение, адекватная самооценка, осознание собственных конфликтных областей, потребностей, мотивов; ü богатое воображение, интуиция; ü высокий уровень интеллекта Виды компетентности тренера (Кроль Л.М., Михайлова Е.Л., 2002): 1. техническая компетентность – умение трансформировать цель, поставленную перед тренером (обычно в терминах необходимого результата) в систему конкретных учебных задач, подобрать отвечающие им интерактивные упражнения, применить их практически; 2. межличностная коммуникативная компетентность – развитые коммуникативные навыки, вербальные и невербальные, чувствительность к групповым процессам и умение их интерпретировать, высокий уровень осознавания собственных личностных характеристик, установок; понимание мотивов поведения других людей; 3. контекстуальная компетентность – владение социальным контекстом, в котором существует профессия; иными словами, тренер-профессионал должен понимать, где и кого он обучает, не в меньшей степени, чем владеть самим предметом;
4. адаптивная компетентность – способность предвидеть и перерабатывать изменения в профессии, приспосабливаться к изменяющимся условиям тренерской практики в динамичных (а не заданных раз и навсегда) условиях организационной культуры; 5. концептуальная компетентность – владение теми общепринятыми основами знания, на которых базируется тренерская практика; 6. интегративная компетентность предполагает умение давать информированные профессиональные оценки (в том числе относительно собственной работы), мыслить в логике профессии, принимать обоснованные решения, решать возникающие проблемы и расставлять приоритеты так, как это принято в данной профессии. Супервизорство (наставничество) – корректирующая консультация обучающегося стажера опытным специалистом (Вачков И., 2008). Балинтовские группы (по имени основателя – М. Балинта) – группы, объединяющие тренеров с целью проработки в кругу коллег своих чувств к участникам тренинга (Вачков И., 2008).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|