Национализм, как один из основных факторов, вызывающих дестабилизацию внутреннего положения в Российской Федерации
Национальные движения и национальные идеологии в современной России отчётливо подразделяются на два основных вида: первые апеллируют к интересам угнетённой нации или подавляемой этнической группы, вторые защищают право на господство или доминирующее положение (имперские или великодержавные идеологии). Те и другие объединяются термином «национализм». Национализм первого вида, так или иначе, ставит вопрос о равенстве по отношению к другой - доминирующей или господствующей нации. В этом и заключается близость таких движений к демократической идеологии, которая выдвигает на первый план идею борьбы против национального угнетения и национальной несправедливости. Лозунг демократии, взятый в абстрактном выражении, предполагает сочувствие каждому, кто заявляет о несправедливости: уже само по себе такое заявление рассматривается как достаточное. Действительно, что есть равенство и справедливость в отношениях между нациями не только в России, но и в мире? В чём состоят отношения угнетения и зависимости? Современный мир насчитывает около 200 наций, организованных в виде моноэтничных или полиэтничных государств. Этнология утверждает, что Землю населяют около 3000 национальных и этнических групп со своими языками и культурными традициями. Значит, большая часть национально-этнических групп не своей государственности, и в этом факте уже заключается неравенство между ними. В России мы сталкиваемся с проблемой, которая оказывается одной из наиболее чувствительных: чуть ли не каждый субъект федерации выдвигает требование государственности или, по меньшей мере, самоуправлением. Такая ситуация стала возможна с принятием в 1993 году Конституции Российской Федерации, где в статье 5 республики названы государствами. Но повсеместное удовлетворение этого требования ведёт к реализации известного националистического принципа: одна нация - одно государство. Кроме того идея равенства между нациями, даже не доведённая до своей абсурдной формы, вряд ли может быть охарактеризована иначе, как утопическая. Историческая и политическая реальность свидетельствует о глубоком своеобразии национально-этнических типов, об их уникальности и, следовательно, об их неравенстве между собой.
Очевидно, что вопрос о равенстве наций и суверенитете субъектов Российской Федерации (который активно выдвигается различными новыми губернаторами и президентами республик Северного Кавказа, Татарстана, Башкирии и т.д.) должен получить цивилизованное решение несколько в иной плоскости: необходимо рассматривать представителей разных национальностей в качестве лиц, обладающих равными правами в юридическом плане, дабы граждане нашего государства не дискриминировались по национально-этническим признакам. В принятии этой нормы и проведении её в жизнь состоит одна из наиболее существенных характеристик демократического общества. Кроме того, идея равенства между нациями, даже не доведенная до абсурдной формы, вряд ли может быть охарактеризована иначе, как утопическая. Историческая и политическая реальность свидетельствуют о глубоком своеобразии национально-этнических типов, об их уникальности и, следовательно, об их неравенстве между собой, о невозможности привести к единому знаменателю. Здесь мы сталкиваемся с другим парадоксом: демократизация нашего общества, породившая «парад суверенитетов» бывших союзных республик, а теперь уже и субъектов Российской Федерации, предполагает нивелирование национальных особенностей: тот, кто хочет быть суверенным (значит и современным), не должен постоянно демонстрировать национальное своеобразие.
Ситуацию в межнациональных отношениях в мире, сложившуюся в настоящее время, достаточно чётко описывает английский политолог и юрист Э. Смит: «Сказать, что современный мир является «миром наций» означает констатацию реальности, и выражение надежд на будущее. Даже федерации - это всегда федерации национальностей. В то же время, сегодня почти не существует «нации-государства» в полном смысле слова. Дело не только в том, что этнический состав населения большинства государств является «смешанным» в силу того, что большинство государств включают в свой состав значительные этнические меньшинства, а многие из этих меньшинств оказываются разделенными государственными границами. Вообще границы современных государств редко совпадают с территорией моноэтнического распространения. В рамках этих государств живут как этнические группы, так и нации. Очень трудно провести чёткую линию между этнической группой и нацией» [26, с. 20]. Вопрос об укреплении нынешнего Российского государства самым тесным образом связан с пониманием оснований его целостности. Речь идёт о таком понимании этой проблемы, которая обосновывает юрисдикцию государственной деятельности в пределах данной территории и одновременно - роль данного государства в качестве субъекта международного права. На территории современной Российской Федерации проживает более 140 наций народов и народностей. Однако разгорающиеся и тлеющие очаги межнациональной конфронтации на Кавказе создают серьезную опасность ее расширения и распространения вглубь стран Закавказья и России. В ряде вышедших в последнее время западных монографий достаточно подробно описан процесс реанимации исламских и этнических (прежде всего тюркских) ориентаций советских окраин. В связи с событиями в Чечне и в Дагестане возможность исламской угрозы существует и в России. Здесь имеются религиозные противоречия на Северном Кавказе (суннитский и суфийский ислам), и эти исламизированные районы и республики Северного Кавказа обладают наибольшим потенциалом конфликтности, связанным с этноплеменными историческими разделами, завоеваниями, обидами и претензиями. Максимальная концентрация таких претензий наблюдается в Дагестане, который был очень легко дестабилизирован со стороны Чечни. У руководства чеченских сепаратистов существовал план «Большой Чечни», включающей значительную часть Дагестана с выходом к Каспию. Среди методов радикальный исламизм использует и террористические акты. Многие события последнего времени, в том числе на Северном Кавказе, заставили еще более пристально взглянуть на проблему международного терроризма, из-за которой в настоящее время происходит интернационализация и даже глобализация терроризма.
Религия, выступающая важным фактором сохранения и даже усиления межэтнической подозрительности в северокавказском регионе России, влияет на развитие отношений между православными и приверженцами ислама. Взаимная подозрительность многих приверженцев обеих конфессий обусловлена как историей противоборств, так и многими политическими событиями. Об исламе большинство русского населения знает мало и, к сожалению, неадекватность информации на эту тему усиливается. Афганская, а затем чеченские войны, а также постоянно появляющиеся в прессе сообщения о радикальных исламских организациях ваххабитов, поддерживающих чеченских террористов, сформировали у многих русских отношение к исламистам как к о опасному экстремистскому течению. В то же время, в глазах исповедовавших ислам православие выглядит не привлекательно, прежде всего, тем, что это доминирующая религия, поддерживаемая федеральной властью, и уже только этим ущемляющая интересы других религий. Имеют место масштабный перелив вооружений и спецтехники посредством нелегальных поставок, приток боевиков, осуществление их подготовки в спецлагерях, обмен опытом и т.д. Антитеррористические действия России на территории Чечни проводятся методами выдавливания чеченских боевиков. Используются и силы оппозиционные нынешней власти в Чечне. Чеченский кризис, повторно переросший в вооруженные действия, окончательно решить можно только политическими методами, найдя решение трудным проблемам: установление статуса Чечни, окончательной ликвидации террористических бандформирований, организации власти на территории Чечни.
Мировая практика показывает, что контроль военными какой-либо территории не гарантирует наведение порядка, так как территория лояльная днем и ночью контролируется боевиками. Необходимо провести демилитаризацию, организовать власть на местах, вернуть беженцев, наладить всю социальную и экономическую жизнь. Все это можно сделать только путем переговоров с представителями власти, местного населения, всех политических и конфессиональных организаций. Наряду с оперативными методами (организация временного порядка решения социальных вопросов) необходимо решать вопросы долговременного планирования действий по изменению объективных обстоятельств приведших к конфликту. Весной 2010 года Президент России Дмитрий Медведев принял решение о создании нового федерального округа - Южного, в состав которого вошли регионы Северного Кавказа. Данное решение было принято с целью концентрации усилий по борьбе с основными внутренними проблемами местных субъектов Российской Федерации, прежде всего, такими как терроризм, коррупция, преступность, наркобизнес и теневая экономика. Западные страны (США, Европейский Союз) имеют расхождение с Россией по вопросу урегулирования чеченского кризиса. В свое время они настаивали на переговорах федерального центра с Асланом Масхадовым. Именно эта фигура устраивала Запад и совершенно не устраивала Россию. Российское руководство предпочло опереться на другие возможности, в том числе и на взаимодействие с оппозицией (бывшие депутаты, бывший мэр Грозного, муфтий Чечни и другие). В разное время появлялись мнения в Европейском Союзе о необходимости введения экономических санкций против России, Международный валютный фонд даже отказывался выделить России очередной транш займа в 1999 году. Тогдашний президент США Билл Клинтон выразил сожаление, что Россия - эта великая страна, увязла в Чечне, однако ни о каких санкциях против Москвы не упомянул. Збигнев Бжезинский бывший помощник президента США по национальной безопасности требовал не только морального осуждения Москвы, но и санкций - прессинга по всему международному полю. Победа в чеченской резне, как он выразился, приведет к нестабильности не только на Северном Кавказе, но и в Закавказье и в Средней Азии, в результате чего международное сообщество потеряет доступ к этим регионам и к нефтяным месторождениям в России. Другие представители политической элиты, близкие к администрации считают, что именно нерешенность чеченской ситуации может привести к развалу Российской Федерации. А просчитать трагические последствия такого развала просто невозможно, так как по их выражениям многие чеченцы, говорящие, что они хотят независимости, не очень-то приятные люди, они заняты интенсивным наркобизнесом и являются исламскими фундаменталистами наихудшей разновидности. Кроме того, угроза, а тем более санкции не повлияют на Россию, но могут отрицательно повлиять на американо-российские отношения, на проблемы ядерной безопасности, на будущее демократии в России.
Ситуация на российском Северном Кавказе тесно связана с ситуацией на Кавказе в целом.Кавказ имеет для России особое экономическое и геополитическое значение. От состояния дел на Кавказе во многом зависит ее целостность и положение Российской Федерации в мире. Границы между Россией и государствами Закавказья остаются прозрачными. Существуют угрозы со стороны внешних границ соседних государств. Россия выходит в Закавказье наиболее уязвимым регионом - Северным Кавказом, где существует межнациональная напряженность, тяжелая социально-экономическая ситуация, вооруженный конфликт в Чечне. Кавказ (учитывая его геополитическое положение на стыке цивилизаций Европы и Азии, на стыке мировых религий, огромных ресурсов Кавказа и т.д.) становиться ареной столкновения геополитических, экономических и религиозных интересов многих государств. Свой отпечаток на ситуацию в этом регионе накладывает: многовековая история, связанная с многонациональным и многоконфессиональным составом и столкновением этих народов в прошлые века, изменения государственного деления и территориально-административного деления, депортации народов в сталинские времена и их возвращение на прежние места без выработки механизма урегулирования этого возвращения; геноцид армян в начале века со стороны Турции; запутанные межгосударственные и внутригосударственные территориальные споры, современность с ее обострением борьбы за власть ресурсы, финансы, рынки сбыта и пути транспортировки нефти и газа, окрашенная этническими спорами и конфликтами. Ситуация на Кавказе взрывоопасная как на Южном Кавказе (Закавказье), так и на Северном Кавказе (территория России), осложняется следующим. Раньше считалось, что Кавказ - это треугольник с вершинами в Москве, Тегеране (Иран) и Анкаре (Турция), только при сохранении мирного существования интересов этих стран - тяжеловесов может быть достигнута стабильность на Кавказе, где точек нестабильности более чем достаточно. То на сегодняшний день стабильность на Кавказе зависит и от политики новых государствах Закавказья, образованных после распада СССР - Армении, Азербайджана и Грузии. Межнациональные конфликты, борьба за передел территории выливаются в вооруженное противостояние сторон в Закавказье. Последствием этого стало возникновение непризнанных (самопровозглашенных) государств: Абхазии и Юго-Осетинской республики в Грузии, Нагорно-Карабахской Республики в Азербайджане. Результат возникшего карабахского конфликта - отсутствие урегулированных армяно-азербайджанских и армяно-турецких отношений, блокирование границ Армении этими государствами с 1991 года, не установление дипломатических отношений. Абхазский конфликт осложняет отношения Грузии и России. На международной арене существуют государства, имеющие проблемы, аналогичные проблемам Российской Федерации. Например, Турция является членом НАТО, однако в ЕС ее не принимают из-за нарушения прав человека (курды) и оккупации (с 1976 года) северной части Кипра; Иран этнически и конфессионально близкий Азербайджану (треть населения Ирана - азербайджанцы) находится в международной изоляции после исламской революции, произошедшей двадцать лет назад, он стал врагом США; после Косовского конфликта Россия - страна с переходной экономикой заморозила все контакты с НАТО в рамках программы «Партнерство ради мира». Исторически нестабильные регионы Северный Кавказ (Россия), Закавказье, Южный Иран и Восточная Турция на протяжении веков являлись ареной соперничества. Сегодня к трем тяжеловесам (Турции, Ирану, России) присоединились США. Налицо попытки усиления в этом регионе влияния Запада (США и западноевропейских стран). Помимо преследования военно-стратегических целей эти страны стремятся к контролю над экономическим и политическим развитием Кавказа. Попытки усиления американского влияния на Кавказе затрагивают интересы безопасности, как России, так и Ирана. Вашингтон стремится нарушить на Кавказе баланс сил, обеспечить себе более активную роль по сравнению с ролью России и Ирана. В противовес этому активизировались международные контакты Ирана и России. С одной стороны происходит усиление армяно-российского военного сотрудничества, с другой стороны Грузии и Азербайджана прилагают активные усилия по вступлению в НАТО. Может возникнуть противостояние на Кавказе двух военно-оборонительных систем: ОДКБ и НАТО, куда стремятся Азербайджан и Грузия. К тому же в последние два года происходит нагнетание напряжения в Нагорном Карабахе, участились пограничные конфликты армянских и азербайджанских войск. Несмотря на то, что официально обе страны стремятся к примирению, у них нет для этого конкретной программы действий. Военные действия в Чечне, российско-грузинский конфликт 2008 года в Южной Осетии и общее напряжение на Кавказе сыграли роль своеобразной лакмусовой бумаги, проявившей отношения между Россией и государствами НАТО. Напряженность отношений стала объективной реальностью. У России, по сути, на Кавказе остается один стратегический партнер - Армения. Сегодня можно говорить о сокращение экономического, политического, военного и культурного присутствия России в государствах Закавказья, отдаляющихся от нее за исключением Армении. Интересы России в этом регионе обеспечивались триадой - военные базы, охрана внешних границ, миротворчество. Сегодня российское присутствие сокращается по всем трем направлениям - идет сокращение военного присутствия России в регионе согласно международным договорам и сокращение пограничных войск из-за экономических трудностей. В области военно-политического сотрудничества с Россией крепнут связи только с Арменией. В долгосрочной перспективе на первое место по опасности для всего демократического развития России может выйти другая проблема - нарастание русского национализма как идеи политического доминирования этнического большинства. Важным фактором роста радикального русского национализма является развитие в России массовых настроений, оценивающих весь период правления Ельцина как потерянное и пропащее десятилетие, как времена национального позора. В качестве крайне негативных явлений рассматривается утрата Россией статуса сверхдержавы и рост политической самостоятельности регионов, особенно национальных республик, что вызывает ощущение уязвленного достоинства именно в русской среде. Именно в ней все рассматриваемые явления чаще рассматриваются, не как следствие некоего исторического процесса, а как результат сознательного умысла или внешнего заговора: «русских вытесняют», «СССР - развалили, а сейчас разваливают Россию». Поэтому русский национализм имеет исключительный характер, он отталкивает от себя другие народы по принципу: «только русские являются государственно-образующей нацией» и, наконец, «Россия для русских». Существенное воздействие на рост национализма оказывает увеличение влияния представителей армии и сил безопасности в политической жизни страны и возвращение в органы управления носителей идей русского национализма (шовинизма) - той части советской номенклатуры, которая перестала стесняться своих националистических воззрений и открыто их провозглашает. Если русский национализм, как идея политического доминирования этнического большинства, утвердится в качестве государственной идеологии России, то это будет губительно для обеспечения целостности России, поскольку неизбежно будет расти национализм других народов, а, следовательно, и рост этнического сепаратизма. Россия стоит в настоящее время на перепутье. Ей свойственны черты возвращения к сложившейся еще в Российской империи модели, ориентирующейся на политическое доминирование русских и православия, но в то же время, российские власти делают шаги в сторону создания мультикультурного и полиэтнического общества, основанного на принципах равенства и партнерских отношений. Россия ищет стратегию национальной и федеративной политики, и от этого выбора, во многом, будет зависеть судьба Федерации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|