Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Продолжительность олимпиады: 120 минут

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников по экологии

Учебный год

Класс

Продолжительность олимпиады: 120 минут

Задание 1. Вам предлагаются десять заданий в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. Максимальное количество баллов – 10 (по одному баллу за каждый правильный ответ). Укажите выбранный ответ «да» или «нет» в матрице ответов.

1. Правило экологической пирамиды определяет прогрессивное увеличение в 10 раз массы каждого последующего звена в цепях питания.

2. Одни и те же живые организмы могут входить в состав сразу нескольких пищевых цепей.

3. В агроценозе отсутствует саморегуляция.

4. Вода является самой заселённой средой обитания.

5. Свойство вида адаптироваться к изменяющимся факторам среды обитания называется экологической пластинчатостью.

6. Если для почвенной среды обитания кислород не играет существенно роли, то для водной – это важнейший экологический фактор.

7. В тундре наиболее заметно антропогенное влияние.

8. Для повышения улова рыбы в северных морях необходимо увеличить диаметр ячеек орудий лова.

9. Стратегия жизни паразита всегда направлена на гибель хозяина – как промежуточного, так и окончательного.

10. Северные олени предохраняют таёжные леса от пожара.

 

Задание 2. Вам предлагается двадцать тестовых заданий, которые требуют выбора одного правильного ответа из четырёх возможных. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, максимальное количество баллов – 20.

1. Влияние растений, животных, грибов и бактерий на живые организмы в экосистеме называют факторами:

А) абиотическими; Б) биотическими; В) антропогенными; Г) лимитирующими.

2. Сочные плоды некоторых растений поедаются животными. Семена при этом не только распространяются в различных местах, но даже повышают свою всхожесть под воздействием желудочного сока. Подобные отношения между растениями и животными называются:

А) эндозоохория; Б) экзозоохория; В) синойкия; Г) сотрапезничество.

3. В симбиотических взаимоотношениях находятся:

А) лев и шакал; Б) акула и рыба-прилипала; В) росянка и муха; Г) рыба и дождевой червь.

4. Кто является основными поставщиками энергии в сосновом бору?

А) бактерии; Б) белки; В) сосны; Г) насекомые.

5. В каком направлении осуществляются пищевые и энергетические связи?

А) консументы – продуценты – редуценты; Б) редуценты – консументы – продуценты;

В) редуценты – продуценты – консументы; Г) продуценты – консументы – редуценты.

6. Для каких растительных сообществ на севере Европы периодическое выжигание – необходимое условие существование?

А) сосновый лес; Б) торфяное болото; В) пойменный луг; Г) заросли вереска.

7. Наиболее точными показателями (индикаторами) состояния среды являются виды, которые:

А) существуют в широком диапазоне условий среды;

Б) требуют строго определённых условий существования;

В) приспосабливаются к влиянию антропогенных факторов;

Г) проявляют пластичность к действию факторов среды.

8. Ослабленные, больные деревья выделяют вещества, которые привлекают насекомых-вредителей, то есть первые оказывают на последних:

А) аттрактивное действие; Б) репеллентное действие;

В) аллелопатическое действие; Г) гомеопатическое действие.

9. Появление новых паразитов наряду со старыми:

А) положительно влияет на жизнь популяции;

Б) стимулирует появление у старых паразитов новых адаптаций;

В) всегда приводит к гибели хозяина;

Г) не вызывает изменений в популяции.

10. Стабильные популяции характеризуются численностью, которая:

А) изменяется нерегулярно с большой амплитудой колебаний;

Б) находится на уровне поддерживающей ёмкости среды;

В) изменяется регулярно в зависимости от условий среды;

Г) определяется скоростью миграционных процессов.

11. Исторические этапы взаимоотношений человека и природы можно выстроить в следующей последовательности:

А) «неолитическая революция», «палеолитическая революция», «промышленная революция»; «зелёная революция»;

Б) «палеолитическая революция», «зелёная революция», «неолитическая революция», «промышленная революция»;

В) «промышленная революция», «зелёная революция», «палеолитическая революция», «неолитическая революция»;

Г) «палеолитическая революция», «неолитическая революция», «промышленная революция», «зелёная революция»;

12. Какую форму имеет «кривая выживания» у млекопитающих?

А) вогнутую вниз; Б) вертикальную; В) выпуклую вверх; Г) горизонтальную.

13. Как называется состояние биосферы, когда её развитие управляется разумом человека? А) астросфера; Б) ноосфера; В) литосфера; Г) наносфера.

14. Наилучшим способом восстановления открытых карьеров может стать:

А) их заполнение водой; Б) вспашка склонов;

В) посадка на склонах культурных растений; Г) заполнение песком.

15. Возврат биогенных элементов в глобальный круговорот веществ осуществляется в основном:

А) продуцентами; Б) редуцентами;

В) промышленными предприятиями; Г) консументами.

16. Выберите правильную последовательность компонентов детритной цепи питания:

А) выдра-фитопланктон-карась-дафния; Б) выдра-фитопланктон-дафния-карась;

В) дафния-фитопланктон-карась-выдра; Г) фитопланктон-дафния-карась-выдра.

17. Принцип Г. Ф. Гаузе может применяться в случае:

А) описания отношений между черными и рыжими тараканами;

Б) определение типа особо охраняемой природной территории;

В) расчета рациона питания сельскохозяйственных животных;

Г) моделирования эрозионных процессов.

18. Кем был предложен термин «популяция»?

А) Г. Де Фриз; Б) И.И. Шмальгаузен; В) В. Иоганнсен; Г) А. Вольтерра.

19. Правильно составленная схема вторичной экологической сукцессия:

А) пожарище → лишайники и водоросли → травы и кустарники → ельник → березняк → дубрава;

Б) скалы → лишайники и водоросли → мхи и папоротники → травы и кустарники → березняк → смешанный лес → ельник;

В) вырубка → травы и кустарники → березняк → смешанный лес → ельник;

Г) пустошь → мхи и папоротники → травы и кустарники → смешанный лес → березняк → дубрава.

20. Укажите правильно составленную пищевую цепь:

А) клевер – ястреб –шмель –мышь; Б) клевер – шмель – мышь – ястреб;

В) шмель – мышь – ястреб – клевер; Г) мышь – клевер – шмель – ястреб.

 

Задание 3. Заключается в выборе правильного варианта ответа «да» или «нет» с письменным обоснованием своего выбора. Вы должны не только выбрать и указать в матрице правильный ответ, но и письменно обосновать его, опираясь на свои знания и опыт. Состоит из трёх заданий, каждое из которых оценивается максимум в 3 балла (максимальное количество баллов 9).

1. Возможно сохранение степной экосистемы, если в ней будут истреблены все копытные?

2. На одном ареале обитают три близких вида растений – неядовитые, слабоядовитые и ядовитые. Ими (неядовитыми и слабоядовитыми) питаются одни и те же фитофаги. Возможно ли выживание всех трёх видов растений?

3. Способен ли какой-то живой организм заселить всю поверхность планеты?

 

 

Фамилия __________________________ Шифр _____________

Имя __________________________

Школа __________________________

Класс __________________________

Шифр __________________________

Матрица ответов на задания школьного этапа
XXXIII Всероссийской олимпиады школьников по экологии.
Московская область – 2017-18 уч. год. 9 класс

Задание 1. [10 баллов]

                   
"ДА"   Х Х       Х Х   Х
"НЕТ" Х     Х Х Х     Х  

Задание 2. [20 баллов]

                     
1-10 Б А Б В Г Г Б А Б Б
11-20 Г В Б В Б Г А В В Б

Задание 3 [9 баллов]

1. Нет,так как сразу начнёт накапливаться фитомасса, которая постоянно поглощалась копытными. Степь будет зарастать и превращаться в лесостепные сообщества.

2. Да, животные будут поедать все растения равномерно, и какая-то часть их погибнет. Растения таким образом сохранятся. Скорее всего, неядовитые и слабоядовитые похожи на ядовитый вид. Кроме того, у фитофагов выработается условный рефлекс и поедать эти виды будут только молодые особи.

3. Нет, потому что неограниченный рост численности ведёт к истощению ресурсов среды, и соответственно к снижению численности самой популяции или к её гибели.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...