Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные макроэкономические показатели




 

Национальная экономика (НЭ) представляет собой единство хозяйствующих субъектов и их отношений, структурированных в правовом и институциональном полях. [1, с. 24]

Общество в лице государства определяет основные цели экономики, которые она реализует через свои институты и функции. Главная цель экономики - обеспечение жизнедеятельности нации, удовлетворение ее растущих материальных и духовно - культурных потребностей, повышение уровня благосостояния. В связи с этим базовыми функциями экономической системы страны являются производство, распределение, обмен, потребление материальных благ и услуг. [3, с 14]

Экономику как целое изучает макроэкономика. Она охватывает общую структуру и характеристики национальной экономики, ее межотраслевых комплексов и потенциалов, а также такие агрегаты, как правительственный сектор, домашние хозяйства и частный сектор. (Агрегат - совокупность профильных экономических единиц, рассматриваемая как одна институциональная единица - субъект хозяйствования.) [1, с.24]

Объектом изучения макроэкономики являются сводные, обобщающие показатели по хозяйству страны в целом: национальное богатство, валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход (НД), суммарные государственные и частные инвестиции, общее количество денег в обращении. Одновременно макроэкономика исследует средние по стране экономические показатели, такие как доходы, заработная плата, занятость, производительность труда. Кроме того, для анализа макроэкономической ситуации используются показатели темпа инфляции, уровня занятости, безработицы, валютный курс и др.

В ежегодный Прогноз социально-экономического развития Республики Беларусь включаются 16 важнейших параметров: ВВП, продукция промышленности, продукция сельского хозяйства, инвестиции в основной капитал, производство потребительских товаров, в том числе продовольственных и непродовольственных, объем внешней торговли. В том числе экспорт и импорт, реальные денежные доходы населения, розничный товарооборот, платные услуги населению, уровень рентабельности реализованной продукции промышленности, энергоемкость валового внутреннего продукта, ввод в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования. [3, с. 15]

Количественную (цифровую) информацию об уровне и возможностях развития экономики страны в целом предоставляет социально-экономическая статистика, которую разрабатывают в теоретико-методологическом плане и подготовляют в рамках информационных систем государственные статистические службы - в Беларуси их возглавляет Министерство статистики и анализа (Минстат).

Современная статистическая система Беларуси отражает ключевые явления и процессы, происходящие в экономической и социальной жизни страны, содержит информацию о населении, его занятости, уровне жизни, данные о национальном богатстве, национальных счетах, финансах, ценах и тарифах, инвестиционной деятельности, о положении в основных отраслях экономики, в том числе в промышленности, сельском хозяйстве.

Цифровые данные предоставляются с установленной для каждого показателя периодичностью потребителям статистической информации: всем субъектам хозяйствования - для выработки рыночной стратегии, научным организациям - для научных исследований и прогнозирования, государственным структурам - для формирования экономической политики. [1, с 25]

Основные статистические показатели рассчитываются в системе национальных счетов (СНС), или системе взаимоувязанных показателей, применяемых для описания и анализа макроэкономических процессов. Ключевым показателем является ВВП. В аналитических целях могут рассчитываться ВНП и НД. [3, с.15]

Валовой внутренний продукт (ВВП) - обобщающий экономический показатель, который в рыночных ценах выражает совокупную стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта.

Валовой внутренний продукт может быть рассчитан тремя методами: производственным, методом использования доходов и методом формирования ВВП по источникам доходов.

Валовой внутренний продукт при расчете производственным методом получают как разность между выпуском товаров и услуг в целом по стране и промежуточным потреблением или как сумму добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики. При этом объемы добавленной стоимости по отраслям рассчитываются в основных ценах, т.е. не включают налоги на продукты, но включают субсидии на них. Для расчета ВВП в рыночных ценах необходимо добавить чистые (за вычетом субсидий) налоги на продукты.

Валовой внутренний продукт, рассчитанный методом использования доходов, представляет собой сумму расходов на конечное потребление товаров и услуг, валового накопления и чистого экспорта.

Метод формирования ВВП по источникам доходов не является самостоятельным, поскольку в соответствии с принятой методологией не все показатели доходов получают путем прямого счета, часть из них исчисляется балансовым методом.

Формирование ВВП по источникам доходов отражает первичные доходы, получаемые хозяйственными единицами, непосредственно участвующими в производстве, а также государственными учреждениями и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. Такая валовая прибыль (валовой смешанный доход) является балансирующей статьей и определяется как разница между ВВП, рассчитанным производственным методом в рыночных ценах, с одной стороны, оплатой труда работников и чистыми налогами на производство и импорт - с другой. Данный метод используется только для анализа стоимостной структуры ВВП, а не для определения его номинального объема или динамики. [1, с. 25-26]

Анализ показателя ВВП по добавленной стоимости (или отраслям) за ряд лет дает полное представление об отраслевойструктуре валового внутреннего продукта, ее динамике, эффективности структурной политики.

 


 

Рис.2.3 - ВВП в Республике Беларусь за период 2004-2014 гг.

 

Начиная с 1996 г. в стране стали проводится экономическая политика, направленная на стимулирование экономического развития, через прирост спроса и государственных расходов, что позволило добиться устойчивых темпов роста ВВП с 2000 г., в среднем 5-10% в год. В 2009 году темп роста ВВП замедлился и составил 0,2%, что является последствием негативного влияние внешнеэкономических факторов. В 2010 году темп роста ВВП составил 7,6%, а в 2011 году - 5,5%. Снижение темпа роста ВВП в 2011 году связано с валютным кризисом в стране. Объем ВВП в 2013 г. составил в текущих ценах 636,8 трлн. рублей и увеличился по сравнению с 2012 г. в сопоставимых ценах на 0,9%. Объем ВВП в Республике Беларусь за I квартал 2014 г. составил 155,7 трлн. руб. и увеличился по сравнению с I кварталом 2013 г. в сопоставимых ценах на 0,7%.

 

Рис.2.4 - ВВП надушу населения в Республике Беларусь за период 2004-2014 гг.


 

Если рассматривать динамику ВВП на душу населения, то здесь также просматривается тенденция роста. Так, по сравнению с 1990 годом ВВП на душу населения составило в 2011 году 180,1%. Среднемесячный размер ВВП на душу населения в I полугодии 2013 года - 579 $/чел. Максимальный показатель полугодичного периода - 601 $/чел. - был в 2008 году.

Валовой национальный продукт (ВНП), в отличие от ВВП, отражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, созданных не только внутри страны, но и за ее пределами. ВНП рассчитывается так же, как и ВВП, но отличается от него на величину, равную сальдо расчетов с зарубежными странами. Если к показателю ВВП добавить разницу между поступлениями от первичных доходов из-за границы и первичными доходами, полученными зарубежными инвесторами в данной стране, это и есть размер ВНП.

Важным макроэкономическим показателем является национальный доход (НД). С точки зрения собственников ресурсов он измеряет их доходы от участия в производстве за текущий период. НД определяется как сумма доходов всех владельцев факторов производства, т.е. оценивается по факторной стоимости за вычетом косвенных налогов. Как и ВНП, он может быть рассчитан по производству, распределению и использованию. Произведенный НД представляет собой основную часть ВНП, которая остается после вычета из него амортизации, т.е. составляет сумму чистой продукции (а не добавленной стоимости) всех предприятий и отраслей, производящих товары и услуги. Распределенный НД - это сумма первичных доходов (заработная плата, прибыль, рента, процент), полученных резидентами данной страны. Использованный НД - это произведенный национальный доход за вычетом потерь от стихийных бедствий, ущерба при хранении, внешнеторгового сальдо и представляет собой сумму фондов потребления и чистого накопления. Фонд потребления обеспечивает удовлетворение материальных и культурных потребностей населения и потребностей общества в целом (оборона, государственное управление, образование и др.); фонд накопления - потребностей развития производства. [1, с. 26-27]

Одним из основных показателей уровня благосостояния и экономического развития страны служит личный располагаемый доход (ЛРД). Он представляет собой доходы населения (или домашних хозяйств), т.е. заработную плату, дивиденды, проценты, пособия за вычетом налогов и добавлением субсидий.

Для пересчета макроэкономических показателей из текущих цен в неизменные, или сопоставимые, используются специальные дефляторы или индексы цен, в том числе дефляторы ВВП и индексы потребительских цен (ИПЦ). Последние выражают относительное изменение среднего уровня цен широкой группы товаров за определенный период. Номинальный ВВП (в текущих ценах), деленный на ИПЦ, дает реальный ВВП. Отношение же номинального ВВП к реальному показывает его увеличение за счет роста цен и называется дефлятором ВВП. Дефлятор ВВП характеризует изменение оплаты труда, прибыли (включая смешанные доходы) и потребления основного капитала в результате изменения цен, а также чистых налогов. [1, с.27]

Система национальных счетов (СНС) возникла в 40-х гг. ХX в. в западных странах в результате интеграции двух направлений исследований:

.   работ в области статистики НД (чистой продукции);

.   анализа экономического цикла - получение общей и систематизированной картины состояния и развития экономики на макроуровне.

Обновленный вариант СНС ООН 1992 г. послужил методологической основой создаваемой в республике системе СНС. Назначением СНС является обеспечение эффективного учета, анализа, прогнозирования и государственного регулирования экономики на всех уровнях, исходя из реально сложившихся связей, фактической организации производства и распределения продукта и дохода. [3, с. 15-16]

СНС применима не только на уровне экономики в целом, но и на более низких уровнях агрегирования, которыми являются ее отдельные секторы. Экономика в соответствии с СНС подразделяется на пять секторов:

•  нефинансовые корпоративные и квазикорпоративные предприятия;

•  финансовые учреждения;

•  государственное управление;

•  частные некоммерческие учреждения, обслуживающие домашние хозяйства (население);

•  домашние хозяйства.

К ним добавляются данные по отдельным странам мира. К каждому из этих секторов относятся соответствующие институциональные единицы. Группировка экономики по секторам - центральная в статистической модели рыночной экономики. Она осуществляется с целью изучения потоков доходов и расходов, изменения активов и пассивов в институциональной единице.

Система национальных счетов в узком смысле охватывает счета, которые выявляют основные показатели экономического развития. СНС в широком смысле - система макроэкономических расчетов, включающих также запасы ресурсов, межотраслевой баланс, платежный баланс и др. В международной СНС в настоящее время приняты следующие группы счетов:

·   для секторов экономики;

·   отраслей экономики;

·   отдельных экономических операций;

·   экономики в целом, или консолидированные счета.

В Беларуси переход от системы БНХ (Баланс народного хозяйства) к СНС осуществляется с начала 90-х гг. XX в. в связи с отказом от командно-административной системы управления экономикой и переходом к рыночной системе, где активную роль играют товарно-денежные отношения. Последние не находили должного отражения в системе БНХ. В соответствии с республиканской программой в стране был осуществлен комплекс мероприятий, обеспечивающих переход от системы БНХ (действовавшей в большинстве бывших социалистических стран) к системе национального счетоводства. Обновленный вариант СНС ООН 1992 г. послужил методологической основой создаваемой СНС Республики Беларусь.

В ходе реализации мероприятий программы была разработана республиканская Система национальных счетов 1993 г. (СНС-93), которая представляет собой свод обобщенных показателей экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также всех видов финансовых и нефинансовых активов, держателями которых эти субъекты являются. Система отражает сквозное движение стоимости продуктов и услуг на всех стадиях - от производства до конечного потребления и накопления через систему счетов для отраслей, институциональных секторов, наиболее важных экономических процессов (операций) и экономики страны в целом. В ней предусмотрены также счета для других стран мира, с которыми наше государство осуществляет экономические операции.

Система национальных счетов включает показатели объема, динамики, структуры производства ВВП, счет товаров и услуг, счет производстве, счет образования доходов, счет распределения первичных доходов, счет вторичного распределения доходов, счет использования национального располагаемого дохода, счет операций с капиталом и др. Завершается СНС построением балансовых таблиц, отражающих итоговое изменение национального богатства за отчетный период, и межотраслевого баланса, в котором производство и использование стоимости продуктов и услуг показывается в детальном отраслевом разрезе.

Статистическая система Беларуси продолжает совершенствоваться как в контексте международных процессов в этой области, так и с учетом опыта создания в стране статистической базы, адекватной углублению рыночного характера экономики и позволяющей более эффективно использовать косвенные регуляторы экономических процессов. Информация, которую обеспечивает система национальных счетов, позволяет комплексно анализировать макроэкономическую конъюнктуру, формулировать экономическую стратегию, вести международные сопоставления, оценивать изменение национального богатства и платежного баланса и определять на этой основе цели и инструменты экономического развития страны. [1, с. 29-31]

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...