Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ результатов и направлений и проблем развития национальной экономики РБ




 

Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы (далее - программа) является важнейшим документом, определяющим социально-экономическое развитие страны в текущем пятилетии. В ней определены цели и задачи, основные направления и приоритеты развития страны, обоснована система мероприятий правового, организационно-экономического и экологического характера и даны предложения по совершенствованию механизмов их реализации, определены необходимые ресурсы и возможные социально-экономические последствия.

Последовательно проводимая Правительством Республики Беларусь экономическая политика, направленная на достижение основной цели социально-экономического развития республики в 2011-2015 годах - дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения, позволила сохранить в 2012 году положительную динамику основных макроэкономических показателей, обеспечить рост реальных денежных доходов населения, достаточно низкий уровень безработицы, социальную стабильность белорусского общества. [14, с. 3]

В 2013 году Правительство продолжало работать над достижением параметров и решением задач, определенных Программой социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.

Рассмотрим основные показатели национальной экономики Республики Беларусь, которые были достигнуты в 2013 году.

Согласно данным Национального статистического комитета Республики Беларусь, осуществлена первая оценка валового внутреннего продукта за январь-октябрь 2013 г. Объем ВВП в январе-октябре 2013 г. составил в текущих ценах 505,9 трлн. рублей и увеличился по сравнению с январем-октябрем 2012 г. в сопоставимых ценах на 1,1%. Прогнозом на 2013 год в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2012 г. №418 предусмотрен его рост на 8,5%.

Влияние основных видов экономической деятельности на формирование темпа роста ВВП (в процентах) для большей наглядности представим на рисунке 3.1.

 


Рисунок 3.1 - Влияние основных видов экономической деятельности на формирование темпа роста ВВП в процентах

 

Далее рассмотрим данные по инвестициям в Республике Беларусь.

Сложившаяся в практике Беларуси политика медленного обновления основных фондов привела к тому, что более половины из них изношены. Кроме того, Беларусь технически отстает во многих отраслях и сферах экономики от мирового уровня.

Стимулирование инвестиционного и инновационного процесса для национальной экономики становится жизненно важной стратегической задачей по причине экспорта более 60% продукции и услуг за рубеж.

В этих условиях Республика Беларусь проводит политику стимулирования инноваций путем:

• финансирования проектов из Фонда фундаментальных исследований, инновационных фондов;

•предоставления налоговых льгот на прибыль организаций, направляемую на реконструкцию и техническое перевооружение;

• финансирования и субсидирования из госбюджета базовых и стратегически важных производств.

Данные о валовом поступлении иностранных инвестиций по видам экономической деятельности представлены в Приложении 3.

В январе-октябре 2013 г. использовано 159 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 108,8% к уровню января-октября 2012 г.

В январе-октябре 2013 г. строительно-монтажные работы выполнены на 83,5 трлн. рублей, что в сопоставимых ценах составляет 106% к уровню января-октября 2012 г. Удельный вес строительно-монтажных работ составил 52,5% от общего объема инвестиций в основной капитал.

За этот период инвестиции на приобретение машин, оборудования, транспортных средств составили 59,2 трлн. рублей (37,2% общего объема инвестиций), или 109,8% к уровню января-октября 2012 г.

На долю импортных машин, оборудования, транспортных средств приходится 60,9% этих инвестиций. Из импортного оборудования 28,1% приобретено на территории Республики Беларусь.

В январе-октябре 2013 г. организациями государственной формы собственности использовано 71,5 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, или 119,8% к уровню января-октября 2012 г., в том числе организациями республиканской собственности - 35,2 трлн. рублей (117,2%), коммунальной собственности - 36,2 трлн. рублей инвестиций (122,4%).

В январе-октябре 2013 г. на жилищное строительство использовано 26,4 трлн. рублей инвестиций, что составляет 16,6% к их общему объему и 123,8% к уровню января-октября 2012 г.

На строительство объектов инженерной и транспортной инфраструктуры к районам жилой застройки использовано 5,1 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, или 68% к предусмотренному объему на 2013 год.

В январе-октябре 2013 г. для граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, введено в эксплуатацию 2 220,8 тыс. квадратных метров общей площади, или 53,2% от общего объема введенного жилья.

В сельских населенных пунктах и малых городских поселениях в январе-октябре 2013 г. введено в эксплуатацию 1 685,9 тыс. квадратных метров общей площади жилья, что на 380,2 тыс. квадратных метров больше, чем в январе-октябре 2012 г.

В сельских населенных пунктах введено в эксплуатацию 1 113,1 тыс. квадратных метров общей площади жилья, или 26,7% от общего ввода по республике (в январе-октябре 2012 г. - 22,3%).

Экспорт строительных услуг за январь-сентябрь 2013 г. составил 589,7 млн. долларов США, что в 2,4 раза больше, чем за январь-сентябрь 2012 г. Импортировано строительных услуг на сумму 742,3 млн. долларов, что в 1,8 раза больше, чем за январь-сентябрь 2012 г.

Сальдо внешней торговли строительными услугами в январе-сентябре 2013 г. сложилось отрицательное в размере 152,6 млн. долларов (в январе-сентябре 2012 г. величина отрицательного сальдо составляла 172,4 млн. долларов).

Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг организаций строительства за январь-сентябрь 2013 г. по сравнению с январем-сентябрем 2012 г. увеличилась на 36,7% при росте цен на строительно-монтажные работы за этот период на 35,9% (по данным Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь). Выручка от реализации за сентябрь составила 7,9 трлн. рублей, или на 0,7% меньше, чем за август текущего года.

Следует отметить, что Беларусь достигла одних из самых высоких и устойчивых темпов экономического роста среди стран СНГ, добилась успехов в борьбе с инфляцией, а следовательно, имеет все возможности для снижения ставки банковского процента и применения других мер стимулирующей ДКП с целью повышения инвестиционной активности.

Динамику изменения индекса потребительских цен представим на рисунке 3.2.

 

Рисунок 3.2 - Динамика изменения индекса потребительских цен

 

Индекс потребительских цен на товары и услуги в октябре 2013 г. по сравнению с сентябрем 2013 г. составил 101,9%, с декабрем 2012 г. - 112%. Рост цен на продовольственные товары в октябре 2013 г. по сравнению с сентябрем 2013 г. дал 0,91% прироста сводного индекса потребительских цен, на непродовольственные товары - 0,22%, на платные услуги - 0,72%.

Базовый индекс потребительских цен, исключающий изменения цен на отдельные товары и услуги, регулируемые государством, а также на товары сезонного характера, в октябре 2013 г. по сравнению с сентябрем 2013 г. составил 101%, с декабрем 2012 г. - 109,3%.

Индекс цен на продовольственные товары в октябре 2013 г. по отношению к сентябрю 2013 г. составил 101,9%, к декабрю 2012 г. - 109,6%. Изменение цен на продовольственные товары в октябре 2013 г. по сравнению с предыдущим месяцем дало 0,91% прироста сводного индекса потребительских цен. Индекс цен на непродовольственные товары в октябре 2013 г. по сравнению с сентябрем 2013 г. составил 100,7%, с декабрем 2012 г. - 106,2%. Изменение цен на непродовольственные товары в октябре 2013 г. по сравнению с предыдущим месяцем дало 0,22% прироста сводного индекса потребительских цен.

В октябре 2013 г. по сравнению с сентябрем 2013 г. наибольший рост цен наблюдался в обрабатывающей промышленности. Наибольшими темпами росли цены на нефтепродукты. Цены на топливо дизельное выросли на 10,2%, бензин автомобильный - на 8,4%.

В прочих отраслях промышленности цены на кухонную мебель выросли на 11,8%, матрасы - на 4,9%, игры и игрушки - на 4,6%, столы, спички - на 4,2%. В производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака цены на муку увеличились на 11,5%, макаронные изделия - на 7,9%, пиво - на 5,6%, водку - на 3,9%, хлеб и хлебобулочные изделия, мороженое, крупы - на 3,6-3,8%, рыбу приготовленную и консервированную - на 2,8%.

В химическом производстве выросли цены на полиэтилен на 8%, искусственные и синтетические волокна - на 3,8%, топливо биодизельное - на 3,2%. В производстве транспортных средств и оборудования цены на троллейбусы увеличились на 12,8%, железнодорожный подвижной состав - на 2,6%, велосипеды - на 2%. В текстильном и швейном производстве выросли цены на сорочки мужские на 24,4%, нательное белье - на 5,9%, стеклоткань - на 3,7%. В обработке древесины и производстве изделий из дерева цены на плиты древесноволокнистые выросли на 2,8%, блоки оконные - на 2,4%. В горнодобывающей промышленности цены на торфяные брикеты выросли на 4,3%, соль - на 3,8%.

Организациями (без микроорганизаций и малых организаций без ведомственной подчиненности) в сентябре 2013 г. было принято на работу 84,5 тыс. человек (2,6% среднемесячной численности), в том числе на дополнительно введенные рабочие места - 4 тыс. человек, или 4,8% от общей численности принятых. Уволено по различным причинам 79,1 тыс. человек (2,4% среднемесячной численности), из них 7,1% было уволено за прогул и другие нарушения трудовой дисциплины, 0,9% - в связи с сокращением численности или штата работников, ликвидацией организаций.

Коэффициент замещения работников (отношение числа принятых к числу уволенных) в сентябре 2013 г. составил 1,068 (в сентябре 2012 г. - 1,086). Численность принятых работников организаций республики превысила численность уволенных на 5,4 тыс. человек (в сентябре 2012 г. - на 6,7 тыс. человек).

В январе-сентябре 2013 г. 80,9 тыс. работников организаций (2,4% среднемесячной численности) работали в режиме вынужденной неполной занятости (в январе-сентябре 2012 г. - 77,1 тыс. человек, или 2,3%). В январе-сентябре 2013 г. по сравнению с январем-сентябрем 2012 г. численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем) по инициативе нанимателя, увеличилась на 22,6% и составила 29,3 тыс. человек. Численность работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя, уменьшилась на 3,1% и составила 51,5 тыс. человек. Отпуска без сохранения заработной платы по инициативе нанимателя в сентябре 2013 г. были предоставлены 1,7 тыс. человек, или 9,7% от общей численности работников, имевших вынужденные отпуска.

Общее количество неотработанного времени по причине вынужденной неполной занятости в январе-сентябре 2013 г. составило 638,3 тыс. человеко-дней (в январе-сентябре 2012 г. - 585,4 тыс. человеко-дней), что равнозначно ежедневному невыходу на работу 3,4 тыс. человек (в январе-сентябре 2012 г. -3,1 тыс. человек). Из общего числа неотработанных человеко-дней на предприятия обрабатывающей промышленности приходилось 83,8%, на строительные организации - 7,9%. Условно рассчитанная численность ежедневно неработающих составила в обрабатывающей промышленности 2,8 тыс. человек, в строительстве - 0,3 тыс. человек.

По данным Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь численность безработных, зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите, на конец октября 2013 г. составила 21 тыс. человек, что на 21% меньше, чем на конец октября 2012 г. и на 0,2% больше, чем на конец сентября 2013 г. Уровень зарегистрированной безработицы на конец октября 2013 г. составил 0,5% от экономически активного населения (на конец октября 2012 г. - 0,6%).

В январе-октябре 2013 г. на учет было поставлено 225,5 тыс. граждан, обратившихся за помощью в трудоустройстве, из них признано безработными 134,7 тыс. человек, или 59,7% от числа обратившихся. Оказано содействие в трудоустройстве в январе-октябре 2013 г. 158,7 тыс. человек, в том числе 103 тыс. безработных, или 64,9% от числа всех трудоустроенных. На оплачиваемые общественные работы в январе-октябре 2013 г. было привлечено 58 тыс. человек, из них 29,4 тыс. безработных, или 50,6% от числа привлеченных.

Среди численности безработных женщины составляли 41,5%, лица в возрасте до 31 года - 35,8%, сельские жители - 23,4%. В общей численности безработных уволившиеся по собственному желанию и соглашению сторон составляли 38,7%, уволенные за нарушение трудовой дисциплины - 6,7%, высвобожденные при ликвидации организаций или по сокращению численности - 4,2%, лица, длительно неработающие (более года) - 15,7%. На долю выпускников общеобразовательных школ приходился 2,1% от общей численности безработных, выпускников учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования - 2,1%. На одну заявленную в органы по труду, занятости и социальной защите вакансию на конец октября 2013 г. условно приходилось 0,3 безработных (на конец октября 2012 г. - 0,4 безработных). Из общего числа вакансий 79,9% предназначены для трудоустройства рабочих. Средний размер пособия на одного безработного в октябре 2013 г. составил 118,9 тыс. рублей, или 11,4% от бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения.

В Беларуси сегодня нет ярко выраженного разделения на «бедных и богатых», превалирует государственная собственность, и, по существу, нет должных предпосылок для экономического роста. Экономический рост определяет не политика - она создает лишь климат, атмосферу, которая может способствовать или мешать настоящему росту. По своему определению правительство не может вызвать экономический рост, оно лишь создает почву для роста и «удобряет» ее, лучше или хуже, - но сам рост происходит благодаря экономической активности отдельных личностей и фирм.

В январе-сентябре 2013 г. в экономике республики было занято 4 526,5 тыс. человек, что на 1,2% меньше, чем в январе-сентябре 2012 г. В организациях (без микроорганизаций и малых организаций без ведомственной подчиненности) численность работников составила 3 310,5 тыс. человек (73,1% общей численности населения, занятого в экономике) и по сравнению с январем - сентябрем 2012 г. уменьшилась на 1,9%.

 


Заключение

макроэкономический конкурентоспособность продукт национальный

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Термин «национальная экономика» активно вошел в научный оборот, управленческую, хозяйственную практику последнего десятилетия как синоним понятия «экономика суверенной страны» наряду с терминами «народное хозяйство» (National economi - англ., Wolkswirtschaft - нем., Gospodarka narodowa - польск.), «экономика республики».

Национальная экономика - это хозяйственная система страны, отвечающая принципам (методологическим императивам) суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Ее характерные черты и условия: - суверенитет нации и государства; - территориальная целостность; - единство экономического пространства и юридической среды; - общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности; - наличие единого платежного средства - национальной денежной единицы и целостной финансовой системы; - развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэкономических и геополитических отношений; - эффективные гарантии независимого распоряжения и приумножения национального богатства в интересах повышения благосостояния нации. Структура национальной экономики представляет собой относительно устойчивые количественные соотношения между различными ее составными частями. Различают несколько видов структуры: воспроизводственную, социальную, отраслевую, территориальную.

 


Список источников

 

1. Булгакова В.М. Пропорциональность в экономике // Директор. - 2006. - №5 - С. 12-15.

2. Киселева Е.А. Макроэкономика. - М.: ЭКСМО, 2005. - 214 с.

.   Макроэкономика / А.В. Бондарь. - Мн.: БГЭУ, 2007. - 415 с.

.   Макроэкономика / И.В. Новикова. - Мн.: АУППРБ, 2006. - 343 с.

.   Макроэкономика / П.Г. Никитенко. - Мн.: Равноденствие, 2004. - 296 с.

.   Макроэкономика / Э.А. Лутохина. - Мн.: ИВЦ Минфина, 2005. - 398 с.

.   Меньшиков С. Экономика и ее последствия // Проблемы теории и практики управления. - 2004. - №6. - С. 23-30.

.   Морищенко П.А. Структурная перестройка экономики // Экономика. Финансы. Управление. - 2007. - №1. - С. 17-19.

.   Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 г.

10. Национальные счета Республики Беларусь: Стат. сб. Мн.: Минстат Республики Беларусь, 2004. С. 15

11. Национальная экономика Беларуси / В.Н. Шимов. - Мн.: БГЭУ, 2005. - 644 с.

12. Никитенко П.Г. Модель устойчивого социально-экономического развития Беларуси. - Мн.: Право и экономика, 2000. - 310 с.

.   Осипов Г.А. Макроэкономические пропорции: свойства и последствия. - М.: Экономика, 2003. - 54 с.

.   Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 годы.

.   Статистический ежегодник Республики Беларусь за 2006 г.

.   Шимов В.Н. Экономическое развитие Беларуси на рубеже веков. - Мн.: БГЭУ, 2003. - 229 с.

.   Экономическая теория / А.С. Головачев. - Мн.: Вышэйшая школа, 2006. - 446 с.

.   Ясинский Ю.М. Основы теории экономического развития. - Мн.: АУППРБ, 2006. - 251 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...