ЗАНЯТИЕ 3. Гнев , удивление .
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА Предложенные задания позволят исследовать эмоциональное развитие детей 5-7 лет (в пределах обозначенных эмоций), а также определенные изменения (если после проведения игровых и познавательных занятий еще раз выполнить с детьми эти же задания). Наличие у детей во время выполнения заданий и последующей работы большой степени замкнутости, резкой смены настроений, частых вспышек раздражения, гнева требует особого подхода и внимания к ним. ЗАДАНИЕ 1. Изучение особенностей использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции. (Проводится индивидуально, в двух сериях.) Первая серия. Ребенку предлагают продемонстрировать веселого, печального, испуганного, сердитого, удивленного мальчика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения. Выразительное средство, используемое ребенком при демонстрации указанного эмоционального состояния, обозначают знаком "+" в соответствующей графе таблицы 1. Таблица 1 М — мимика, П — пантомимика. Втирая серия. Ребенку предлагают назвать и изобразить героя сказки или мультфильма, который был веселым, грустным, испуганным, сердитым, удивленным. Эмоциональное состояние героя называют по мере выполнения задания или отказа от выполнения предыдущего. В таблицу 2 записывают, какой персонаж выбрал ребенок. Знаком "+" обозначают используемое ребенком выразительное средство во время изображения предъявленного героя.
М — мимика, П — пантомимика, Пр— персонаж. Обработка данных. Анализируют использование детьми выразительных средств при показе каждого эмоционального состояния. Сравнивают результаты первой и второй серии исследования.
ЗАДАНИЕ 2. Изучение выразительности речи. (Проводится индивидуально.) Ребенку предлагают произнести фразу "У меня есть собака" радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно. Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком "+" в соответствующей графе таблицы 3. Таблица 3 Обработка данных. Делают сравнительный анализ выразительности речи у детей при передачи разных эмоциональных состояний ЗАДАНИЕ 3. Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций. (Проводится индивидуально.) Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: "Какое это лицо?" Обработка данных. Выясняют, как воспринимают дети графические изображения эмоциональных состояний. Сравнивают графические изображения по сложности восприятия их детьми. ЗАДАНИЕ 4. Изучение понимания детьми эмоциональных состояний людей. (Проводится индивидуально, в двух сериях.) Первая серия. Ребенку предлагают ответить на вопросы: — Когда бывает интересно? — Когда человек удивляется? — Когда человек получает удовольствие? — Когда бывает стыдно? — Когда бывает страшно? — Когда человек злится? — Когда бывает радостно? — Когда у человека горе? Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу 5. Таблица 5 8 Вторая серия. Ребенку предлагают ответить на вопросы: — Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с — Что произойдет с человеком, если он увидит на березе — Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету? — Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей
— Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака? — Что чувствует собака, когда другая собака утащила у нее — Что почувствует мальчик, если ему подарят "Денди"? — Что почувствует человек, если у него пропадет любимая Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу 6. Таблица 6 Обработка данных. Оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравнивают понимание детьми эмоционального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопросах первой и второй серии исследования. ЗАДАНИЕ 5. Изучение понимания детьми своего эмоционального состояния. (Проводится индивидуально или группой в течение нескольких дней. За один раз дети рисуют две - три эмоции.) Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу, горе, радость. Обработка данных. Оценивают содержательную сторону детских работ, расположение изображения на листе бумаги, величину изображения, использование цвета. 9 РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ У детей уже в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех в неподходящей ситуации (по разумению взрослых), запрет на слезы (особенно для мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Для многих детей таких запретов на определенные виды поведения, за которыми следует наказание, довольно много. Контроль со стороны взрослых в воспитании детей, конечно, необходим, но он не должен преследовать исключительно интересы родителей. Согласно А. Лоуэну, чрезмерные запреты в выражении чувств влекут за собой ограничение жизненности, спонтанности и обаяния, т.е. потерю той природной естественности, грации, которой обладает ребенок с рождения. Частично справиться с этой проблемой помогут игры, направленные на развитие эмоциональной сферы. Эти игры можно проводить с детьми в любое свободное время по одной или несколько за один раз. Игры можно использовать для систематических занятий с подгруппой детей (7-10 человек). Занятия рекомендуется проводить 1-2 раза в неделю продолжительностью в среднем 30 минут. Необходимый минимум для достижения ощутимых результатов — 11-14 занятий.
Этапы игровых занятий: 1 этап. 3-4 занятия по 3-4 игры в каждом. 2 этап. 6-7 занятий по 3 игры в каждом. Одна игра, предло 3 этап. 2-3 занятия по 3-4 игры, предложенные детьми. На 4-5-ом занятии у детей обычно появляется желание самим придумывать игры. Этим и обусловлено использование таких игр на втором этапе работы. Придуманные детьми игры способствуют развитию воображения, творчества. Они помогают в решении коррекционных задач, так как дети включают в содержание игр проблемы, которые их волнуют. Для того чтобы легче было ориентироваться, игры сгруппированы. Каждая группа получила свое символическое название. Игры, в которых используются природные образы, обозначаются названием "Природа". Образы, подсмотренные в природе и включенные в игру, позволяют задействовать все тело ребенка. Они способствуют его свободному выражению себя. С этих игр мы и начинаем данный раздел.
10 В следующую группу входят игры, в которых фигурируют, в основном, персонажи сказок. Поэтому и названа эта группа "Сказка". Сказочные герои привлекают детей своей яркостью, выразительностью, эмоциональной насыщенностью, что облегчает детям задачу перевоплощения в этих героев. Далее идут игры под названием "Профессия". В них обыгры-ваются различные профессии и ситуации, связанные с тем или иным видом деятельности. Игры, в которых используются схематические изображения эмоций, называются "Пиктограмма". Эти игры помогают формированию у детей экспрессивных эталонов. Игры, которые не вошли в перечисленные группы, но достойны Вашего внимания, получили название "Сюрприз". Мы хотим, чтобы каждая игра этой группы, да и все остальные игры, были для Вас приятным сюрпризом. ПРИРОДА МАМА И ДЕТЕНЫШ Цель: развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движений и речи. Описание игры. Дети разбиваются на пары. Один в паре выполняет роль мамы, другой — детеныша. Затем меняются ролями. Воспитатель говорит, что мамы могут ласкать, отчитывать, наказывать, жалеть, спасать детенышей, а детеныши — реагировать на эти действия. Животных называет воспитатель. Это может быть семья кошек, обезьян, лошадей, ворон, собак, кур и т.п.
Я И ЖИВОТНОЕ Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи. Описание игры. Дети представляют, что рядом с ними названное воспитателем животное, и эмоционально реагируют на него. Это могут быть кошка, собака, змея, медведь, еж, крыса, хомяк и т.п. БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений и речи. Описание игры. Дети, по заданию воспитателя, изображают детеныша животного, а затем г- самого взрослого животного ШКОЛА ЗВЕРЕЙ Цель: развитие произвольности, наблюдательности, выразительности движений, чувства единения. Описание игры. На уроке учитель (выбранный ребенок) отгадывает животных, которых изображали дети на перемене. Учитель должен отгадать всех животных. В случае затруднения учитель может попросить ученика продемонстрировать, как его животное ест, пьет, ходит, бегает, т.е. одно из названных или подобных им действий. Каждый следующий урок ведет новый учитель, и на каждой перемене дети изображают новое животное. ДЖУНГЛИ Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений, сплоченности. Описание игры. 1-й вариант. Дети изображают стадо животных, которые v живут в джунглях, выполняя различные действия. Животные гуляют по джунглям, едят, отдыхают, ухаживают за детенышами, ходят на водопой и т.п. 2-й вариант. Дети выбирают любое животное, которое живет в джунглях, и изображают его, гуляя по воображаемым джунглям. Затем дети рассказывают, какие животные им встретились и как они догадались, что это именно те животные, которых они назвали. ОЖИВИ КАМЕШКИ! Цель: развитие наблюдательности, выразительности движений. Описание игры. На берегу воображаемой реки лежат "камешки" (силуэты животных). Их можно оживить, если дети точно покажут выразительными движениями, кого символизирует выбранный ими "камешек", а остальные дети отгадают это животное.
12 ХОРОВОД Цель: развитие чувства общности, выразительности движений, снятие напряжения. Описание игры. Дети встают в круг и по команде воспитателя показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку. ОБЛАКА Цель: развитие воображения, выразительности движений.
Описание игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом. По небу плыли облака, А я на них смотрел. И два похожих облачка Найти я захотел. Я долго всматривался ввысь И даже щурил глаз, А что увидел я, то вам Все расскажу сейчас. Вот облачко веселое Смеется надо мной: — Зачем ты щуришь глазки так? Я тоже посмеялся с ним: — Мне весело с тобой! А вот другое облачко Расстроилось всерьез: Его от мамы ветерок Вдруг далеко унес. И каплями-дождинками Расплакалось оно... И стало грустно-грустно так, А вовсе не смешно. И вдруг по небу грозное Страшилище летит И кулаком громадным Сердито мне грозит. Ох, испугался я, друзья, Но ветер мне помог: Так дунул, что страшилище Пустилось наутек.
А маленькое облачко Над озером плывет, И удивленно облачко Приоткрывает рот: — Ой, кто там в глади озера Пушистенький такой, Такой мохнатый, мягенький? Летим, летим со мной! Так очень долго я играл И вам хочу сказать, Что два похожих облачка Не смог я отыскать. НА. Екимова. НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА Цель: развитие выразительности движений и речи, раскованности, воображения, произвольности, групповой сплоченности. Описание игры. Дети присаживаются на корточки лицом в круг, наклонив голову и прижав руки, согнутые в локтях, к телу. В центре сидит воспитатель, изображая наседку. Воспитатель говорит: — Долго сидела наседка на яйцах. И вот пришла пора появиться цыплятам на свет. Первый цыпленок (к нему прикасается воспитатель) появился на свет и удивился: "Как просторно вокруг, а в скорлупке было так тесно!". { Ребенок поднимается и изображает этого цыпленка.) Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие брови: он так хотел родиться первым, но его опередили. (Ребенок, на которого указывает воспитатель, передает состояние этого цыпленка.) Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в яичной скорлупе, а тут так много места и всюду опасности. (Этот ребенок и следующие, выбранные дети изображают то настроение цыплят, которое описывает воспитатель.) Четвертый цыпленок очень обрадовался своему появлению на свет и воскликнул: "Какой чудесный, какой яркий мир вокруг!"
14 Пятому цыпленку, как только он родился, все было интересно, и он сразу же стал рассматривать своих братьев и сестер, заглядывать им в глаза, дотрагиваться до них. Шестой цыпленок открыл глаза и увидел, что все уже вылупились и ждут его. Ему стало стыдно, что он всех задерживал. Далее воспитатель-"наседка" предлагает деткам поискать червячка. МАСКИ Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений. Описание игры. На одного ребенка, который стоит перед остальными детьми, надевают маску животного, но он не знает какого Чтобы догадаться, чья эта маска, ребенок предлагает кому-либо из детей изобразить это животное. Если животное будет угадано, водящим становится тот ребенок, который его изображал. ЗООПАРК Цель: развитие воображения, выразительности движений, сообразительности. Описание игры. Дети делятся на две группы: первая группа — дети, изображающие животных в зоопарке; вторая группа — дети, гуляющие по зоопарку и отгадывающие, какое животное перед ними. После того, как все животные будут угаданы, дети меняются ролями. САДОВНИК Цель: развитие воображения, выразительности движений. Описание игры.,Воспитатель или ребенок играет роль садовника, который сажает, поливает, рыхлит цветы. Дети изображают цветы, которые растут от хорошего ухода садовника и тянутся к солнышку. Дети могут изображать конкретные цветы, которые они выберут. ДОКТОР АЙБОЛИТ Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, эмпатии, снятие напряжения. Описание игры. Воспитатель или ребенок выполняет роль доктора Айболита. Остальные изображают больных обезьян. Доктор подходит к каждой обезьянке лечит ее, жалеет. После того, как доктор Айболит обойдет всех, обезьянки выздоравливают и радуются, что у них ничего больше не болит. БАБОЧКИ И СЛОНЫ Цель: развитие воображения, выразительности движений, коммуникативных навыков. Описание игры. Воспитатель предлагает детям превратиться в слонов. Дети ходят по комнате, изображая слонов, при встрече общаются друг с другом. Затем воспитатель предлагает детям стать бабочками. Дети, изображая бабочек, легко порхают по комнате и общаются. ДОЖДИ Цель: развитие выразительности движений, пластики, воображения. Описание игры. Дети встают в круг и, двигаясь друг за другом, по заданию воспитателя, изображают дождь. Он может быть веселым, с солнышком, страшным ливнем с грозой, грустным, бесконечно моросящим и т.п. / Цель: развитие выразительности движений, наблюдательности, воображения. Описание игры. Дети изображают деревья в разное время года, следуя словам воспитателя: "Лето. Березки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками. Осень. Облетают листья на березах. Все чаще дует сильный, порывистый ветер, который качает деревья из стороны в сторону. 16 Зима. Веточки на березах дрожат от холода. Снег пригибает их к земле. Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и из них появляются нежные листочки" ЗКАЗКА ХОРОВОД СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ Цель: развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплоченности. Описание игры. Дети, двигаясь по кругу, подражают ребенку, который находится в центре и изображает какого-либо сказочного героя, выбранного им по собственному желанию или по подсказке педагога (например, Буратино). СКАЗОЧНЫЕ ЗАЙЦЫ Цель: развитие воображения, наблюдательности, выразитель- ности движении и речи. Описание игры. Воспитатель предлагает детям вспомнить сказки, в которых есть зайцы. Желающие рассказывают, какие это зайцы, или изображают, как они себя ведут, не называя сказки. Остальные дети отгадывают, из какой сказки заяц. Дети должны быть знакомы со сказками: "Лиса, заяц и петух", "Заяц-хвас-та", "Сказка про храброго зайца", "Колобок", "Теремок", "Заяц и еж" и др. ВЫБЕРИ ДЕВОЧКУ Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения. Описание игры. Дети выбирают из предложенных карточек с изображениями веселой, грустной, испугавшейся, злой девочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А. Барто. 1. Зайку бросила хозяйка. — Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок. 1 / — Какая девочка бросила зайку? — задает вопрос воспитатель после чтения стихотворения. 2. Идет бычок, качается, — Ох, доска кончается, Сейчас я упаду! — Какая девочка испугалась за бычка? 3. Уронили мишку на пол. Все равно его не брошу — Потому что он хороший. — Какая девочка пожалела мишку? 4. Я люблю свою лошадку, —• Какая девочка любит свою лошадку"7 КОЛОБОК Цель: развитие коммуникативных навыков, воображения, выразительности речи Описание игры. Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч-"Колобок". Тот, к кому попадет "Колобок", должен сказать ему несколько слов или задать вопрос. Например: — Как тебя зовут? — Колобок, я знаю, из какой ты сказки. — Колобок, давай с тобой дружить. — Приходи ко мне в гости, колобок. После сказанной фразы ребенок передает "Колобка" соседу или кому захочет. Как вариант можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, и дети должны обращаться к "Колобку" в этой роли. ДЖИНН Цель: развитие выразительных движений, групповой сплоченности. Описание игры. Дети встают в круг с поднятыми вверх и направленными к центру руками и изображают бутылку, в которой живет Джинн. Ребенок, выбранный на роль Джинна, находится в центре круга. После волшебных слов "Крибле! Краб-
18 ле! Буме!", которые произносят все дети хором, они расступаются и выпускают Джинна. Он выбегает и просит, чтобы дети загадали три желания, которые он должен выполнить. Желания должны заключать в себе выражение конкретных эмоциональных состояний с использованием выразительных движений и фраз, подтверждающих данное состояние. ПРОФЕССИЯ ФАНТАЗИИ Цель: развитие коммуникативных способностей, эмпатии, воображения. Описание игры. Воспитатель говорит детям: "Представьте себе, что вы включаете телевизор, а там ваша мама отвечает на вопросы журналиста". Далее воспитатель исполняет роль журналиста, а ребенок, кто пожелает, — роль мамы. Журналист может попросить маму рассказать о сыне (дочери), о том, что ей больше всего нравится в ее ребенке и чем она не довольна, об увлечениях ее ребенка и о том, как она относится к ним и т.п. ПРОФЕССИИ Цель: развитие воображения, наблюдательности, эмпатии, выразительности движений.
Описание игры. Дети, разбившись на пары, показывают выразительными движениями друг другу, по заданию воспитателя, веселого и грустного художника, танцора, дирижера, воспитателя, дворника, строителя, имитируя движения, характерные для людей данной профессии. Один ребенок в паре показывает грустного человека, другой — веселого, и каждыйраз присмене ролей дети меняются по эмоциональному НА РЫБАЛКЕ Цель: развитие произвольности, воображения, выразительности движений и речи. Описание игры. Все дети изображают рыбаков, сосредоточенно глядя на воображаемый поплавок. Периодически дети вытаскивают удочку и эмоционально реагируют на улов. Это может быть большая или маленькая рыбка, которой дети распоряжаются по своему усмотрению (кладут в ведро с водой, отдают кошке, отпускают на свободу и т.п.), пустая банка или крючок без червяка. ЦИРК Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, произвольности. Описание игры. Воспитатель объявляет, кто выходит на арену. Дети играют роль тех, кто был объявлен Все организационные вопросы, от которых зависит выступление, дети решают сами. На арену могут выходить клоуны, дрессировщики, фокусники, канатоходцы и др. ПИКТОГРАММА ПРОЧИТАЙ ПИСЬМО Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные изображения единым сюжетом. Описание игры. Почтальон (им может быть подготовленный взрослый или ребенок) приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Каждому ребенку вручается по письму, и дети друг за другом рассказывают, что они "прочитали" в своем письме. Когда дети хорошо научатся сочинять рассказы по коротким письмам, можно увеличить количество изображений, а также можно предложить им самим сочинить и написать письма и затем, обменявшись ими, расшифровать послания товарищей.
Шел мелкий дождь. Коля сидел у окна и грустил. Но вот Ранним утром Алеша пошел на рыбалку. Закинул удочку и стал ждать, когда же рыбка попадется на крючок. Долго он сидел и внимательно смотрел на поплавок, но рыба не клевала, и ему было очень грустно. Но вдруг леска натянулась и постепенно стала уходить вниз. Что такое? Алеша потянул за удочку, но она только прогнулась, вот-вот сломается. Он испугался и стал звать на помощь. Прибежали рыбаки и помогли ему вытащить большую щуку. Алеша даже запрыгал от радости. ВОЛШЕБНЫЕ ШАРЫ Цель: развитие воображения, наблюдательности, выразительности речи. Описание игры. 1-й вариант. Детям предъявляются картинки с изображением воздушных шаров разнообразной формы. Каждый ребенок выбирает тот шарик, который ему больше понравился, и выразительно рассказывает о его настроении, ориентируясь на форму (а также на цвет, если шары цветные). В случае затруднения воспитатель начинает первым. И его рассказ может быть таким: "Держала девочка за веревочку круглый шарик, и ему было хорошо с такой хозяйкой. Он радостно кружился в воздухе. Вдруг шарик заметил на небе облако, похожее на себя, и от удивления вытянулся". 2-й вариант. Детям предъявляются картинки с изображением воздушных шаров разнообразной формы. Каждый ребенок выбирает себе шар и схематически изображает на нем эмоцию, которая, на его взгляд, больше подходит к форме этого шара. СНЕЖИНКИ Цель: развитие внимания, наблюдательности, способности определять эмоции по схематическим изображениям. Описание игры. 1-й вариант. Детям раздаются снежинки, вырезанные из бумаги, в центре которых схематично изображены эмоции. Предлагается каждому рассмотреть свою снежинку и рассказать, что она чувствует. 2-й вариант. Детям раздаются снежинки, вырезанные из бумаги, и предлагается схематически изобразить любую эмоцию на своей снежинке; затем рассказать, что снежинка чувствует. НАРИСУЙ ОБЛАКО Цель, развитие воображения, сосредоточенности. Описание игры. Детям предлагается нарисовать облако, каждому свое, с определенным настроением. Настроение облака может быть таким, как у автора рисунка. КУБИК Цель: развитие выразительности движений, внимания, произвольности. Описание игры. 1-й вариант. Воспитатель бросает кубик на каждой грани которого схематически изображено лицо, выражающее какое-либо эмоциональное состояние. Дети изображают соответствующую эмоцию. Тот, кто удачнее других выполнит задание, будет бросать кубик следующим. 2-й вариант. Ребенок бросает кубик, предварительно указав, кто будет имити- ровать эмоциональное состояние, изображенное на его грани. Далее кубик бросает тот, кто выполнял задание.
22 СЮРПРИЗ \ ЛЮБЛЮ - НЕ ЛЮБЛЮ Цель: развитие воображения и мимических движений. Описание игры. Воспитатель, а затем дети называют разнообразную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду. ПОВТОРИ ФРАЗУ Цель: развитие выразительности речи. Описание игры. Воспитатель называет фразу (например: "У меня есть котенок"), которую дети должны повторить с интересом, с радостью, с удивлением, с отвращением, со страхом, с грустью. ЗЕРКАЛО Цель: развитие выразительности движений, внимания, наблюдательности, произвольности. Описание игры. 1-й вариант. Воспитатель, стоя перед детьми, изображает разные эмоциональные состояния, а дети их повторяют. 2-й вариант. "Кривые зеркала". Воспитатель изображает одно эмоциональное состояние, а дети — любое другое. 3-й вариант. Дети показывают и отражают эмоциональные состояния, предварительно разбившись на пары. ПАНТОМИМА Цель: развитие произвольности, воображения, выразительности движения. Описание игры. Водящий произносит фразу, а дети изображают предполагаемое эмоциональное состояние говорящего. Фразы могут быть такими: — О горе мне, горе... — Ах, какой счастливый день! — Бедная я, несчастная! МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ Цель: развитие воображения, выразительности движений, снятие напряжения. Описание игры. Воспитатель или ребенок имитирует выдувание мыльных пузырей, а остальные дети изображают полет этих пузырей. Дети свободно двигаются. После команды "Лопнули!" дети ложатся на пол. СНЕГОВИК, j Цель: развитие выразительности движений, воображения, снятие напряжения. Описание игры. Все дети изображают снеговиков. По команде воспитателя "Наступила весна!" снеговики начинают таять. Дети расслабляют свое тело и постепенно опускаются на пол. ВОЛШЕБНЫЙ КАРМАН Цель: развитие воображения, выразительности движений, сообразительности, произвольности. Описание игры. Водящий достает из кармана воображаемый предмет и выполняет с ним какие-либо, характерные для этого предмета действия. Остальные дети отгадывают, какой это предмет, но только после того как водящий закончит все действия. Ребенок, который назвал предмет правильно, становится водящим. ОБУВЬ Цель: развитие воображения, выразительности движений, чувства юмора. Описание игры. 1-й вариант. Воспитатель называет обувь и предлагает кому-либо из детей "пройтись" в этой воображаемой обуви. Обувь может быть разной: туфли на высоком каблуке, валенки, балетные тапочки, калоши большого размера и т.п. 24 2-й вариант. Воспитатель называет обувь, и дети все вместе демонстрируют ее. 3-й вариант. Воспитатель раздает детям карточки с изображением обуви (каждому свою). Каждый ребенок должен "пройтись" в той обуви, которая изображена на карточке, а остальные дети отгадать, что это за обувь. 25 ЗАНЯТИЯ Для развития эмоциональной сферы у детей желательно вместе с игровыми занятиями проводить и познавательные, на которых, используя разнообразные методические приемы, знакомить детей с эмоциями. Мы разработали серию занятий, которые являются частью работы по развитию эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста. На занятиях дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников, а также с культурным наследием человечества (литературой, живописью, музыкой). Ценность таких занятий заключается в следующем: — у детей расширяется круг понимаемых эмоций; — они начинают глубже понимать себя и других; — у них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отно При составлении занятий мы предусматривали знакомство только с пятью эмоциями. Знания, посвященные другим эмоциям, также важны для развития детей. Поэтому мы всячески приветствуем творчество практиков в составлении занятий по знакомству с другими эмоциями. Занятия желательно проводить один раз в неделю со всеми детьми. Они разбиты на разделы. В первый раздел входят занятия, на которых детей знакомят с эмоциями. На занятиях второго раздела углубляются эти знания. Занятия третьего раздела служат для закрепления знаний, полученных на предыдущих занятиях. I РАЗДЕЛ Цель занятий 1 раздела: познакомить детей с эмоциями: радостью, горем, гневом, страхом, удивлением; учить детей различать эмоции по схематическим изображениям; учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом; продолжать учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; продолжать учить слушать и понимать музыкальные произведения; развивать эмпатию. 26 ЗАНЯТИЕ 1. Радость. 1. Прослушивание пьесы П.И. Чайковского Вопросы к детям: — О чем вы думали, когда слушали му — Что чувствовали? — Что хочется делать под такую музыку? 2. Повторное прослушивание музыкального Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу или другую игрушку, и потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как они двигались. Объяснить, что так они выражали радость. 3. Беседа. Сделать акцент на том, что все дети во время танца выражали свою радость по-своему. Спросить, от чего зависит, как человек выражает свою радость. Во время беседы подвести детей к выводу о том, что степень выражения радости зависит от человека, его особенностей и от самого события. 4. Рисование на тему "Радость" Предложить желающим рассказать о своем рисунке. Придумать название альбома, который можно сделать из детских рисунков после занятия. 5. Ответы детей на вопрос: — Что такое радость? Зачитать детям варианты ответов на этот вопрос, которые дали их ровесники: — Радость — это когда все радуются. Бывает радость боль — Радость — это когда праздник. — Радость — когда никто не плачет. Ни один человек. — Радость — когда нет войны. 27 — У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с — Радость - это я! Потому что мама говорит: "Ты моя ра (М. Потоцкая " Что такое радость ") 6. Хоровод. Детям предлагается встать в хоровод и всем вместе порадоваться хорошей песне "Вместе весело шагать..." (муз. В. Шаинского, ел. М. Матусовского). ЗАНЯТИЕ 2. Горе. 1. Прослушивание двух музыкальных пьес С. Майкапара "Тре Вопросы к детям: — Каков характер этих пьес? — Похожи ли они между собой? Детям предлагается охарактеризовать первое музыкальное произведение, затем — второе. 2. Беседа по сказкам: "Теремок". "Заюшкина избушка", "Кра Предлагается вспомнить — Когда герои этих сказок переживали горе? — Как они справились с горем? 3. Чтение отрывков из сказки К.И. Чуковского "Федорино Прочитать отрывок, в котором опис
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|