Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЗАНЯТИЕ 3. Гнев , удивление .

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕБЕНКА

Предложенные задания позволят исследовать эмоциональное развитие детей 5-7 лет (в пределах обозначенных эмоций), а также определенные изменения (если после проведения иг­ровых и познавательных занятий еще раз выполнить с деть­ми эти же задания).

Наличие у детей во время выполнения заданий и последую­щей работы большой степени замкнутости, резкой смены на­строений, частых вспышек раздражения, гнева требует осо­бого подхода и внимания к ним.

ЗАДАНИЕ 1.

Изучение особенностей использования детьми мимики и пан­томимики при демонстрации заданной эмоции. (Проводит­ся индивидуально, в двух сериях.)

Первая серия. Ребенку предлагают продемонстрировать весе­лого, печального, испуганного, сердитого, удивленного маль­чика (девочку). Каждое эмоциональное состояние называют по мере выполнения.

Выразительное средство, используемое ребенком при демон­страции указанного эмоционального состояния, обозначают знаком "+" в соответствующей графе таблицы 1.

Таблица 1

М — мимика, П — пантомимика.

Втирая серия. Ребенку предлагают назвать и изобразить ге­роя сказки или мультфильма, который был веселым, груст­ным, испуганным, сердитым, удивленным. Эмоциональное со­стояние героя называют по мере выполнения задания или от­каза от выполнения предыдущего.

В таблицу 2 записывают, какой персонаж выбрал ребенок. Знаком "+" обозначают используемое ребенком выразитель­ное средство во время изображения предъявленного героя.


 





Ответы детей записывают в таблицу 4.


Таблица 2


Таблица 4


М — мимика, П — пантомимика, Пр— персонаж.

Обработка данных. Анализируют использование детьми вы­разительных средств при показе каждого эмоционального со­стояния. Сравнивают результаты первой и второй серии ис­следования.

ЗАДАНИЕ 2.

Изучение выразительности речи. (Проводится индивидуаль­но.)

Ребенку предлагают произнести фразу "У меня есть собака" радостно, грустно, испуганно, сердито, удивленно. Адекватно переданную эмоцию обозначают знаком "+" в со­ответствующей графе таблицы 3.

Таблица 3

Обработка данных. Делают сравнительный анализ вырази­тельности речи у детей при передачи разных эмоциональных состояний

ЗАДАНИЕ 3.

Изучение восприятия детьми графического изображения эмоций. (Проводится индивидуально.)

Ребенку предлагают карточки с графическим изображением радости, горя, страха, гнева, удивления. Предъявляют их по одной с вопросом: "Какое это лицо?"


Обработка данных. Выясняют, как воспринимают дети гра­фические изображения эмоциональных состояний. Сравнива­ют графические изображения по сложности восприятия их детьми.

ЗАДАНИЕ 4.

Изучение понимания детьми эмоциональных состояний лю­дей. (Проводится индивидуально, в двух сериях.)

Первая серия. Ребенку предлагают ответить на вопросы:

— Когда бывает интересно?

— Когда человек удивляется?

— Когда человек получает удовольствие?

— Когда бывает стыдно?

— Когда бывает страшно?

— Когда человек злится?

— Когда бывает радостно?

— Когда у человека горе?

Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу 5.

Таблица 5


8

Вторая серия. Ребенку предлагают ответить на вопросы:

— Как ты думаешь, почему детям больше нравятся книги с
картинками?

— Что произойдет с человеком, если он увидит на березе
груши?

— Что ты чувствуешь, когда ешь любимую конфету?

— Как ты думаешь, почему покраснела девочка, когда ей
сделали замечание?

— Что чувствует кошка, когда за ней гонится собака?

— Что чувствует собака, когда другая собака утащила у нее
кость?

— Что почувствует мальчик, если ему подарят "Денди"?

— Что почувствует человек, если у него пропадет любимая
собака?

Каждый следующий вопрос задают после ответа ребенка на предыдущий. Ответы заносятся в таблицу 6.

Таблица 6

Обработка данных. Оценивают соответствие ответов детей заданным вопросам. Сравнивают понимание детьми эмоцио­нального состояния людей в ситуациях, обозначенных в вопро­сах первой и второй серии исследования.

ЗАДАНИЕ 5.

Изучение понимания детьми своего эмоционального состо­яния. (Проводится индивидуально или группой в течение не­скольких дней. За один раз дети рисуют две - три эмоции.)

Детям предлагают вспомнить и нарисовать ситуацию, когда они испытывали интерес, удивление, удовольствие, стыд, страх, злобу, горе, радость.

Обработка данных. Оценивают содержательную сторону дет­ских работ, расположение изображения на листе бумаги, ве­личину изображения, использование цвета.


9 РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ

У детей уже в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех в неподходящей ситуации (по разу­мению взрослых), запрет на слезы (особенно для мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Для многих детей таких запретов на определенные виды поведения, за которыми сле­дует наказание, довольно много. Контроль со стороны взрос­лых в воспитании детей, конечно, необходим, но он не дол­жен преследовать исключительно интересы родителей. Согласно А. Лоуэну, чрезмерные запреты в выражении чувств влекут за собой ограничение жизненности, спонтанности и обаяния, т.е. потерю той природной естественности, грации, которой обладает ребенок с рождения.

Частично справиться с этой проблемой помогут игры, направ­ленные на развитие эмоциональной  сферы. Эти игры можно проводить с детьми в любое свободное вре­мя по одной или несколько за один раз. Игры можно использовать для систематических занятий с под­группой детей (7-10 человек). Занятия рекомендуется прово­дить 1-2 раза в неделю  продолжительностью в среднем 30 минут. Необходимый минимум для достижения ощутимых результатов — 11-14 занятий.

Этапы игровых занятий:

1 этап. 3-4 занятия по 3-4 игры в каждом.

2 этап. 6-7 занятий по 3 игры в каждом. Одна игра, предло­
женная детьми из уже известных, другая — придуманная деть­
ми, третья — предложенная воспитателем.

3 этап. 2-3 занятия по 3-4 игры, предложенные детьми.

На 4-5-ом занятии у детей обычно появляется желание са­мим придумывать игры. Этим и обусловлено использование таких игр на втором этапе работы. Придуманные детьми игры способствуют развитию воображения, творчества. Они помо­гают в решении коррекционных задач, так как дети включают в содержание игр проблемы, которые их волнуют. Для того чтобы легче было ориентироваться, игры сгруппи­рованы. Каждая группа получила свое символическое назва­ние.

Игры, в которых используются природные образы, обознача­ются названием "Природа". Образы, подсмотренные в при­роде и включенные в игру, позволяют задействовать все тело ребенка. Они способствуют его свободному выражению себя. С этих игр мы и начинаем данный раздел.


 

10

В следующую группу входят игры, в которых фигурируют, в основном, персонажи сказок. Поэтому и названа эта группа "Сказка". Сказочные герои привлекают детей своей яркостью, выразительностью, эмоциональной насыщенностью, что об­легчает детям задачу перевоплощения в этих героев.

Далее идут игры под названием "Профессия". В них обыгры-ваются различные профессии и ситуации, связанные с тем или иным видом деятельности.

Игры, в которых используются схематические изображения эмоций, называются "Пиктограмма". Эти игры помогают фор­мированию у детей экспрессивных эталонов.

Игры, которые не вошли в перечисленные группы, но достой­ны Вашего внимания, получили название "Сюрприз". Мы хо­тим, чтобы каждая игра этой группы, да и все остальные игры, были для Вас приятным сюрпризом.

ПРИРОДА

МАМА И ДЕТЕНЫШ

Цель: развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности дви­жений и речи.

Описание игры. Дети разбиваются на пары. Один в паре вы­полняет роль мамы, другой — детеныша. Затем меняются ролями. Воспитатель говорит, что мамы могут ласкать, отчи­тывать, наказывать, жалеть, спасать детенышей, а детены­ши — реагировать на эти действия. Животных называет вос­питатель. Это может быть семья кошек, обезьян, лошадей, ворон, собак, кур и т.п.

Я И ЖИВОТНОЕ

Цель: развитие вообра­жения, выразительнос­ти движений и речи.

Описание игры. Дети представляют, что ря­дом с ними названное воспитателем живот­ное, и эмоционально реагируют на него. Это могут быть кошка, со­бака, змея, медведь, еж, крыса, хомяк и т.п.


БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движе­ний и речи.

Описание игры. Дети, по заданию воспитателя, изображают детеныша животного, а затем г- самого взрослого живот­ного

ШКОЛА ЗВЕРЕЙ

Цель: развитие произвольности, наблюдательности, вырази­тельности движений, чувства единения.

Описание игры. На уроке учитель (выбранный ребенок) отга­дывает животных, которых изображали дети на перемене. Учитель должен отгадать всех животных. В случае затрудне­ния учитель может попросить ученика продемонстрировать, как его животное ест, пьет, ходит, бегает, т.е. одно из на­званных или подобных им действий.

Каждый следующий урок ведет новый учитель, и на каждой перемене дети изображают новое животное.

ДЖУНГЛИ

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движе­ний, сплоченности.

Описание игры.

1-й вариант. Дети изображают стадо животных, которые v живут в джунглях, выполняя различные действия. Животные гуляют по джунглям, едят, отдыхают, ухаживают за детены­шами, ходят на водопой и т.п.

2-й вариант. Дети выбирают любое животное, которое живет в джунглях, и изображают его, гуляя по воображаемым джунглям. Затем дети рассказывают, какие животные им встретились и как они догадались, что это именно те живот­ные, которых они назвали.

ОЖИВИ КАМЕШКИ!

Цель: развитие наблюдательности, выразительности движе­ний.

Описание игры. На берегу воображаемой реки лежат "камеш­ки" (силуэты животных). Их можно оживить, если дети точно покажут выразительными движениями, кого символизирует выбранный ими "камешек", а остальные дети отгадают это животное.


 

12

ХОРОВОД

Цель: развитие чувства общности, выразительности движе­ний, снятие напряжения.

Описание игры. Дети встают в круг и по команде воспитателя показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, винова­тую лису, счастливую ласточку.

ОБЛАКА

Цель: развитие воображения, выразительности движений.

Описание игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.

По небу плыли облака, А я на них смотрел. И два похожих облачка Найти я захотел. Я долго всматривался ввысь И даже щурил глаз, А что увидел я, то вам Все расскажу сейчас.

Вот облачко веселое Смеется надо мной:

— Зачем ты щуришь глазки так?
Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

— Мне весело с тобой!
И долго-долго облачку
Махал я вслед рукой.

А вот другое облачко

Расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес.

И каплями-дождинками

Расплакалось оно...

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно.

И вдруг по небу грозное Страшилище летит И кулаком громадным Сердито мне грозит. Ох, испугался я, друзья, Но ветер мне помог: Так дунул, что страшилище Пустилось наутек.


 

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот:

— Ой, кто там в глади озера

Пушистенький такой,

Такой мохнатый, мягенький?

Летим, летим со мной!

Так очень долго я играл И вам хочу сказать, Что два похожих облачка Не смог я отыскать.

НА. Екимова.

НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА

Цель: развитие выразительности движений и речи, раско­ванности, воображения, произвольности, групповой сплочен­ности.

Описание игры. Дети присаживаются на корточки лицом в круг, наклонив голову и прижав руки, согнутые в локтях, к телу. В центре сидит воспитатель, изображая наседку. Воспитатель говорит:

— Долго сидела наседка на яйцах. И вот пришла пора по­явиться цыплятам на свет.

Первый цыпленок (к нему прикасается воспитатель) появился на свет и удивился: "Как просторно вокруг, а в скорлупке было так тесно!".

{ Ребенок поднимается и изображает этого цыпленка.) Второй цыпленок рассердился, нахмурив свои желтенькие бро­ви: он так хотел родиться первым, но его опередили. (Ребенок, на которого указывает воспитатель, передает состоя­ние этого цыпленка.) Третий цыпленок появился на свет и сразу расплакался: ему

так хорошо и уютно было в яич­ной скорлупе, а тут так много места и всюду опасности. (Этот ребенок и следующие, выб­ранные дети изображают то на­строение цыплят, которое описы­вает воспитатель.) Четвертый цыпленок очень обра­довался своему появлению на свет и воскликнул: "Какой чудес­ный, какой яркий мир вокруг!"


 

14

Пятому цыпленку, как только он родился, все было интерес­но, и он сразу же стал рассматривать своих братьев и сес­тер, заглядывать им в глаза, дотрагиваться до них. Шестой цыпленок открыл глаза и увидел, что все уже вылупи­лись и ждут его. Ему стало стыдно, что он всех задерживал.

Далее воспитатель-"наседка" предлагает деткам поискать червячка.

МАСКИ

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообрази­тельности, выразительности движений.

Описание игры. На одного ребенка, который стоит перед ос­тальными детьми, надевают маску животного, но он не знает какого Чтобы догадаться, чья эта маска, ребенок предлагает кому-либо из детей изобразить это животное. Если животное будет угадано, водящим становится тот ребенок, который его изображал.

ЗООПАРК

Цель: развитие воображения, выразительности движений, со­образительности.

Описание игры. Дети делятся на две группы: первая группа — дети, изображающие животных в зоопарке; вторая группа — дети, гуляющие по зоопарку и отгадываю­щие, какое животное перед ними.

После того, как все животные будут угаданы, дети меняются ролями.

САДОВНИК

Цель: развитие воображения, выразительности движений. Описание игры.,Воспитатель или ребенок играет роль садов­ника, который сажает, поливает, рыхлит цветы. Дети изобра­жают цветы, которые растут от хорошего ухода садовника и тянутся к солнышку.

Дети могут изображать конкретные цветы, которые они вы­берут.


ДОКТОР АЙБОЛИТ

Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, эмпатии, снятие напряжения.

Описание игры. Воспитатель или ребенок выполняет роль док­тора Айболита. Остальные изображают больных обезьян. Доктор подходит к каждой обезьянке лечит ее, жалеет. После того, как доктор Айболит обойдет всех, обезьянки выздорав­ливают и радуются, что у них ничего больше не болит.

БАБОЧКИ И СЛОНЫ

Цель: развитие воображения, выразительности движений, ком­муникативных навыков.

Описание игры. Воспита­тель предлагает детям превратиться в слонов. Дети ходят по комнате, изображая слонов, при встрече общаются друг с другом.

Затем воспитатель пред­лагает детям стать бабоч­ками. Дети, изображая ба­бочек, легко порхают по комнате и общаются.

ДОЖДИ

Цель: развитие выразительности движений, пластики, вооб­ражения.

Описание игры. Дети встают в круг и, двигаясь друг за дру­гом, по заданию воспитателя, изображают дождь. Он может быть веселым, с солнышком, страшным ливнем с грозой, грустным, бесконечно моросящим и т.п.

/
БЕРЕЗКИ                     '

Цель: развитие выразительности движений, наблюдательнос­ти, воображения.

Описание игры. Дети изображают деревья в разное время года, следуя словам воспитателя:

"Лето. Березки разговаривают друг с другом, шелестя лис­точками, помахивая веточками.

Осень. Облетают листья на березах. Все чаще дует сильный, порывистый ветер, который качает деревья из стороны в сто­рону.


16

Зима. Веточки на березах дрожат от холода. Снег пригибает их к земле.

Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и из них появляются нежные листочки"

ЗКАЗКА

ХОРОВОД СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ

Цель: развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплоченности.

Описание игры. Дети, двигаясь по кругу, подражают ребенку, который находится в центре и изображает какого-либо ска­зочного героя, выбранного им по собственному желанию или по подсказке педагога (например, Буратино).

СКАЗОЧНЫЕ ЗАЙЦЫ

Цель: развитие воображения, наблюдательности, выразитель-

ности движении и речи.

Описание игры. Воспитатель предлага­ет детям вспомнить сказки, в которых есть зайцы. Желающие рассказывают, какие это зайцы, или изображают, как они себя ведут, не называя сказки. Ос­тальные дети отгадывают, из какой сказки заяц.

Дети должны быть знакомы со сказка­ми: "Лиса, заяц и петух", "Заяц-хвас-та", "Сказка про храброго зайца", "Ко­лобок", "Теремок", "Заяц и еж" и др.

ВЫБЕРИ ДЕВОЧКУ

Цель: развитие произвольности, наблюдательности, вообра­жения.

Описание игры. Дети выбирают из предложенных карточек с изображениями веселой, грустной, испугавшейся, злой де­вочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложен­ных стихотворений А. Барто.

1. Зайку бросила хозяйка. — Под дождем остался зайка. Со скамейки слезть не смог, Весь до ниточки промок.


1 /

— Какая девочка бросила зайку? — задает вопрос воспитатель после чтения стихотворения.

2. Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:

— Ох, доска кончается, Сейчас я упаду!

— Какая девочка испугалась за бычка?

3. Уронили мишку на пол.
Оторвали мишке лапу.

Все равно его не брошу — Потому что он хороший.

— Какая девочка пожалела мишку?

4. Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

—• Какая девочка любит свою лошадку"7

КОЛОБОК

Цель: развитие коммуникативных навыков, воображения, вы­разительности речи

Описание игры. Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч-"Колобок". Тот, к кому попадет "Колобок", должен сказать ему несколько слов или задать вопрос. Например:

— Как тебя зовут?

— Колобок, я знаю, из какой ты сказки.

— Колобок, давай с тобой дружить.

— Приходи ко мне в гости, колобок.

После сказанной фразы ребенок передает "Колобка" соседу или кому захочет.

Как вариант можно предложить каждому ребенку роль како­го-либо животного, и дети должны обращаться к "Колобку" в этой роли.

ДЖИНН

Цель: развитие выразительных движений, групповой сплочен­ности.

Описание игры. Дети встают в круг с поднятыми вверх и на­правленными к центру руками и изображают бутылку, в кото­рой живет Джинн. Ребенок, выбранный на роль Джинна, на­ходится в центре круга. После волшебных слов "Крибле! Краб-


 


18

ле! Буме!", которые произносят все дети хором, они рассту­паются и выпускают Джинна. Он выбегает и просит, чтобы дети загадали три желания, которые он должен выполнить. Желания должны заключать в себе выражение конкретных эмоциональных состояний с использованием выразительных движений и фраз, подтверждающих данное состояние.

ПРОФЕССИЯ

ФАНТАЗИИ

Цель: развитие коммуникативных способностей, эмпатии, во­ображения.

Описание игры. Воспитатель говорит детям: "Представьте себе, что вы включаете телевизор, а там ваша мама отвечает на вопросы журналиста".

Далее воспитатель исполняет роль журналиста, а ребенок, кто пожелает, — роль мамы. Журналист может попросить маму рассказать о сыне (дочери), о том, что ей больше всего нра­вится в ее ребенке и чем она не довольна, об увлечениях ее ребенка и о том, как она относится к ним и т.п.

ПРОФЕССИИ

Цель: развитие воображения, наблюдательности, эмпатии, вы­разительности движений.

предъявлению.


Описание игры. Дети, разбившись на пары, показывают выра­зительными движениями друг другу, по заданию воспитателя, веселого и грустного художника, танцора, дирижера, воспи­тателя, дворника, строителя, имитируя движения, характер­ные для людей данной профессии. Один ребенок в паре по­казывает грустного человека, другой — веселого, и каждыйраз присмене ролей дети меняются по эмоциональному


НА РЫБАЛКЕ

Цель: развитие произвольности, воображения, выразительно­сти движений и речи.

Описание игры. Все дети изображают рыбаков, сосредото­ченно глядя на воображаемый поплавок. Периодически дети вытаскивают удочку и эмоционально реагируют на улов. Это может быть большая или маленькая рыбка, которой дети рас­поряжаются по своему усмотрению (кладут в ведро с водой, отдают кошке, отпускают на свободу и т.п.), пустая банка или крючок без червяка.

ЦИРК

Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплоченности, произвольности.

Описание игры. Воспитатель объявляет, кто выходит на аре­ну. Дети играют роль тех, кто был объявлен Все организа­ционные вопросы, от которых зависит выступление, дети решают сами.

На арену могут выходить клоуны, дрессировщики, фокусни­ки, канатоходцы и др.

ПИКТОГРАММА

ПРОЧИТАЙ ПИСЬМО

Цель: развитие способности определять эмоциональное со­стояние по схематическим изображениям и объединять раз­ные изображения единым сюжетом.

Описание игры. Почтальон (им может быть подготовленный взрослый или ребенок) приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать. Каж­дому ребенку вручается по письму, и дети друг за другом рассказывают, что они "прочитали" в своем письме.

Когда дети хорошо научатся сочинять рассказы по коротким письмам, можно увеличить количество изображений, а также можно предложить им самим сочинить и написать письма и затем, обменявшись ими, расшифровать послания товарищей.



 


3

Варианты писем и примерная их расшифровка:


Варианты шаров:


Шел мелкий дождь. Коля сидел у окна и грустил. Но вот
выглянуло солнышко, дождь прекратился, и Коля радостно
побежал на улицу.
>                                                                       _                      

Ранним утром Алеша пошел на рыбалку. Закинул удочку и стал ждать, когда же рыбка попадется на крючок. Долго он сидел и внимательно смотрел на поплавок, но рыба не клевала, и ему было очень грустно. Но вдруг леска натя­нулась и постепенно стала уходить вниз. Что такое? Але­ша потянул за удочку, но она только прогнулась, вот-вот сломается. Он испугался и стал звать на помощь. Прибе­жали рыбаки и помогли ему вытащить большую щуку. Алеша даже запрыгал от радости.

ВОЛШЕБНЫЕ ШАРЫ

Цель: развитие воображения, наблюдательности, выразитель­ности речи.

Описание игры.

1-й вариант. Детям предъявляются картинки с изобра­жением воздушных шаров разнообразной формы. Каждый ребенок выбирает тот шарик, который ему больше понравил­ся, и выразительно рассказывает о его настроении, ориенти­руясь на форму (а также на цвет, если шары цветные).

В случае затруднения воспитатель начинает первым. И его рассказ может быть таким: "Держала девочка за веревочку круглый шарик, и ему было хорошо с такой хозяйкой. Он радостно кружился в воздухе. Вдруг шарик заметил на небе облако, похожее на себя, и от удивления вытянулся".

2-й вариант. Детям предъявляются картинки с изобра­жением воздушных шаров разнообразной формы. Каждый ребенок выбирает себе шар и схематически изображает на нем эмоцию, которая, на его взгляд, больше подходит к форме этого шара.


СНЕЖИНКИ

Цель: развитие внимания, наблюдательности, способности определять эмоции по схематическим изображениям.

Описание игры.

1-й вариант. Детям раздаются снежинки, вырезанные из бумаги, в центре которых схематично изображены эмоции. Предлагается каждому рассмотреть свою снежинку и расска­зать, что она чувствует.

2-й вариант. Детям раздаются снежинки, вырезанные из бумаги, и предлагается схематически изобразить любую эмо­цию на своей снежинке; затем рассказать, что снежинка чув­ствует.

НАРИСУЙ ОБЛАКО

Цель, развитие воображения, сосредоточенности.

Описание игры. Детям предлагается нарисовать облако, каж­дому свое, с определенным настроением. Настроение облака может быть таким, как у автора рисунка.

КУБИК

Цель: развитие выразительности движений, внимания, произ­вольности.

Описание игры.

1-й вариант. Воспитатель бросает ку­бик на каждой грани которого схемати­чески изображено лицо, выражающее ка­кое-либо эмоциональное состояние. Дети изображают соответствующую эмоцию. Тот, кто удачнее других выполнит задание, будет бросать кубик следующим.

2-й вариант. Ребенок бросает кубик, предварительно указав, кто будет имити-

ровать эмоциональное состояние, изображенное на его гра­ни. Далее кубик бросает тот, кто выполнял задание.


 

&

22 СЮРПРИЗ

\    ЛЮБЛЮ - НЕ ЛЮБЛЮ

Цель: развитие воображения и мимических движений.

Описание игры. Воспитатель, а затем дети называют разно­образную пищу; остальные мимически реагируют, показывая свое отношение к данному продукту или блюду.

ПОВТОРИ ФРАЗУ

Цель: развитие выразительности речи.

Описание игры. Воспитатель называет фразу (например: "У меня есть котенок"), которую дети должны повторить с инте­ресом, с радостью, с удивлением, с отвращением, со стра­хом, с грустью.

ЗЕРКАЛО

Цель: развитие выразительности движений, внимания, наблю­дательности, произвольности.

Описание игры.

1-й вариант. Воспитатель, стоя перед детьми, изобража­ет разные эмоциональные состояния, а дети их повторяют.

2-й вариант. "Кривые зеркала".

Воспитатель изображает одно эмоциональное состояние, а дети — любое другое.

3-й вариант. Дети показывают и отражают эмоциональ­ные состояния, предварительно разбившись на пары.

ПАНТОМИМА

Цель: развитие произвольности, воображения, выразительно­сти движения.

Описание игры. Водящий произносит фразу, а дети изобра­жают предполагаемое эмоциональное состояние говорящего.


Фразы могут быть такими:

— О горе мне, горе...

— Ах, какой счастливый день!

— Бедная я, несчастная!
—- Ура! Я еду на море!

МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

Цель: развитие воображения, выразительнос­ти движений, снятие напряжения.

Описание игры. Воспитатель или ребенок ими­тирует выдувание мыльных пузырей, а осталь­ные дети изображают полет этих пузырей.

Дети свободно двигаются. После команды "Лопнули!" дети ложатся на пол.

СНЕГОВИК, j

Цель: развитие выразительности движений, воображения, снятие напряжения.

Описание игры. Все дети изображают снеговиков. По коман­де воспитателя "Наступила весна!" снеговики начинают таять. Дети расслабляют свое тело и постепенно опускаются на пол.

ВОЛШЕБНЫЙ КАРМАН

Цель: развитие воображения, выразительности движений, со­образительности, произвольности.

Описание игры. Водящий достает из кармана воображаемый предмет и выполняет с ним какие-либо, характерные для этого предмета действия. Остальные дети отгадывают, какой это предмет, но только после того как водящий закончит все действия. Ребенок, который назвал предмет правильно, ста­новится водящим.

ОБУВЬ

Цель: развитие воображения, выразительности движений, чув­ства юмора.

Описание игры.

1-й вариант. Воспитатель называет обувь и предлагает кому-либо из детей "пройтись" в этой воображаемой обуви.

Обувь может быть разной: туфли на высоком каблуке, вален­ки, балетные тапочки, калоши большого размера и т.п.


24

2-й вариант. Воспитатель называет обувь, и дети все вместе демонстрируют ее.

3-й вариант. Воспитатель раздает детям карточки с изоб­ражением обуви (каждому свою). Каждый ребенок должен "пройтись" в той обуви, которая изображена на карточке, а остальные дети отгадать, что это за обувь.


25 ЗАНЯТИЯ

Для развития эмоциональной сферы у детей желательно вме­сте с игровыми занятиями проводить и познавательные, на которых, используя разнообразные методические приемы, знакомить детей с эмоциями.

Мы разработали серию занятий, которые являются частью работы по развитию эмоциональной сферы ребенка старше­го дошкольного возраста. На занятиях дети проживают эмо­циональные состояния, вербализуют свои переживания, зна­комятся с опытом сверстников, а также с культурным насле­дием человечества (литературой, живописью, музыкой).

Ценность таких занятий заключается в следующем:

— у детей расширяется круг понимаемых эмоций;

— они начинают глубже понимать себя и других;

— у них чаще наблюдаются эмпатийные проявления по отно­
шению к окружающим.

При составлении занятий мы предусматривали знакомство только с пятью эмоциями. Знания, посвященные другим эмо­циям, также важны для развития детей. Поэтому мы всячески приветствуем творчество практиков в составлении занятий по знакомству с другими эмоциями.

Занятия желательно проводить один раз в неделю со всеми детьми. Они разбиты на разделы. В первый раздел входят занятия, на которых детей знакомят с эмоциями. На занятиях второго раздела углубляются эти знания. Занятия третьего раздела служат для закрепления знаний, полученных на пре­дыдущих занятиях.

I РАЗДЕЛ

Цель занятий 1 раздела:

познакомить детей с эмоциями: радостью, горем, гневом,

страхом, удивлением;

учить детей различать эмоции по схематическим изображе­ниям;

учить понимать свои чувства и чувства других людей и рас­сказывать об этом;

продолжать учить детей передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства; продолжать учить слушать и понимать музыкальные произве­дения;

развивать эмпатию.


26

ЗАНЯТИЕ 1. Радость.

1. Прослушивание пьесы П.И. Чайковского
"Новая кукла".

Вопросы к детям:

— О чем вы думали, когда слушали му­
зыку?

— Что чувствовали?

— Что хочется делать под такую музыку?

2. Повторное прослушивание музыкального
произведения.

Детям предлагается представить, что им подарили новую куклу или другую игруш­ку, и потанцевать под эту музыку. По окончании музыки обратить внимание детей на то, какие у них были лица, как

они двигались. Объяснить, что так они выражали радость.

3. Беседа.

Сделать акцент на том, что все дети во время танца выража­ли свою радость по-своему. Спросить, от чего зависит, как человек выражает свою радость. Во время беседы подвес­ти детей к выводу о том, что степень выражения радости за­висит от человека, его особенностей и от самого события.

4. Рисование на тему "Радость"

Предложить желающим рассказать о своем рисунке.

Придумать название альбома, который можно сделать из детских рисунков после занятия.

5. Ответы детей на вопрос:

— Что такое радость?

Зачитать детям варианты ответов на этот вопрос, которые дали их ровесники:

— Радость — это когда все радуются. Бывает радость боль­
шая, а бывает маленькая. Маленькая — это когда у одно­
го, а большая — когда у всех.

— Радость — это когда праздник.

— Радость — когда никто не плачет. Ни один человек.

— Радость — когда нет войны.


27

— У моей бабушки болит сердце. А когда не болит, мы с
ней вместе радуемся.

— Радость - это я! Потому что мама говорит: "Ты моя ра­
дость!"

(М. Потоцкая " Что такое радость ") 6. Хоровод.

Детям предлагается встать в хоровод и всем вместе по­радоваться хорошей песне "Вместе весело шагать..." (муз. В. Шаинского, ел. М. Матусовского).

ЗАНЯТИЕ 2. Горе.

1. Прослушивание двух музыкальных пьес С. Майкапара "Тре­
вожная минута" и "Раздумье".

Вопросы к детям:

— Каков характер этих пьес?

— Похожи ли они между собой?

Детям предлагается охарактеризовать первое музыкальное произведение, затем — второе.

2. Беседа по сказкам: "Теремок". "Заюшкина избушка", "Кра­
деное солнце". "Волк и семеро козлят".

Предлагается вспомнить

— Когда герои этих сказок переживали горе?

— Как они справились с горем?

3. Чтение отрывков из сказки К.И. Чуковского "Федорино
горе".

Прочитать отрывок, в котором опис

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...