Цели и задачи функционирования национальной экономики
Национальные экономики представляет собой множество хозяйственных систем со своими закономерностями и особенностями. В богатой палитре национальных экономик обнаруживаются устойчивые закономерности, повторяющиеся в общих чертах в однотипных хозяйствах. Закономерности, внедряемые искусственно в страну с экономикой иного типа, могут не прижиться и приносить немалые потери. [10, c. 66] Предположим, планируется очередная космическая экспедиция на Луну. Стратегической целью данной экспедиции выступает достижение лунной поверхности, сбор в заданном районе необходимой информации и ее передача в центр управления полетом. Чтобы достичь данной стратегической цели, нам придется решить ряд задач разной сложности. Прежде всего необходимо подготовить экипаж, спроектировать и построить надежный корабль, вывести на орбиту и обеспечить его жизнеспособность, наконец, вернуть в целости и сохранности корабль и экипаж на Землю. Решая данные стратегические задачи, нам придется потрудиться и над решением многочисленных тактических задач. Потребуется изыскать необходимые материальные и финансовые ресурсы, привлечь к работе квалифицированных проектировщиков, рассчитать оптимальную орбиту полета. После выхода корабля на траекторию полета необходимо контролировать функционирование всех его систем, а при необходимости вносить соответствующие коррективы. Генеральная цель, а также стратегические и тактические задачи образуют единое «дерево целей». С подобной ситуацией приходится сталкиваться и в национальной экономике. Главной стратегической целью функционирования национальной экономики выступает наиболее полное удовлетворение всевозрастающих потребностей общества.
При этом достижение стратегической цели также предполагает решение ряда стратегических задач, которые в свою очередь опираются на решение тактических задач. Что касается тактических задач, то их число обычно на порядок выше, нежели стратегических задач. Между стратегической целью, стратегическими и тактическими задачами функционирования национальной экономики всегда существует тесная взаимосвязь. Сбой в решении любой тактической задачи ставит под угрозу решение стратегической задачи, что тут же затруднит достижение стратегической цели. [4, c. 53] Стратегическими задачами функционирования национальной экономики выступают: 1) стабильный и устойчивый экономический рост; ) высокий уровень рациональной занятости населения, отсутствие безработицы. ) стабильный уровень цен, подавление инфляции; 4) сохранение равновесия в отношениях с внешним миром,
Стратегические задачи функционирования национальной экономики [4, с. 52] На рис. 1.3 обозначены четыре стратегические задачи, которые образуют вершины известного «золотого квадрата». При этом надо помнить, что внутри любой совокупности стратегических задач всегда существует противоречивое взаимодействие. Во-первых, решение одной стратегической задачи чаще всего предполагает достижение положительных сдвигов в решении другой задачи (например, инфляция - девальвация; экономический рост - денежные доходы населения). Во-вторых, не столь уж редко приходится сталкиваться с ситуацией, когда решение одной задачи тормозит решение других задач (инфляция - безработица, и т. п.). Конечно, в реальной действительности таких «золотых» вершин может быть больше. Здесь лишь условно обозначена так называемая программа-минимум. Поворот «золотого квадрата» по часовой стрелке на определенный градус означает, что возникла необходимость конкретизировать ранее обозначенные стратегические задачи, пополнить их первоначальный список. Тогда как бы из-за кадра выходят и предстают перед общественностью еще четыре дополнительные стратегические задачи. К ним можно отнести:
5) защиту окружающей среды, улучшение среды обитания человека; ) своевременное осуществление в национальном производстве структурных сдвигов; 7) экономическую безопасность страны; 8) обеспечение приемлемого уровня эффективности национальной экономики. Проблема национального целеполагания. Приведенные выше рассуждения о единстве цели и задач развития национальной экономики определяют лишь общую схему такого взаимодействия. Вместе с тем экономика каждой страны есть результат взаимодействия внешних и внутренних (специфических) национальных факторов развития. Поэтому в рамках конкретной страны имеет место национальное целеполагание, в процессе которого определяются четкие ориентиры развития национальной экономики с учетом комплекса реальных условий. Прежде всего уточняются количественные параметры достижения главной цели. Оказывается, что проблема обеспечения экономической безопасности более актуальна для малой, нежели для большой открытой экономики, и. т. д. Может случится и так, что повышение актуальности отдельной проблемы приводит к тому, что второстепенная тактическая задача неожиданно становится задачей стратегической, а некая стратегическая задача трансформируется в особую национальную цель социально-экономического развития. Экономический рост - центральная задача любой национальной экономики. В первом приближении выступает как процесс увеличения количества экономических благ, а т. ж. повышения их качества в соответствии с объемом и структурой возрастающих потребностей общества. При выборе моделей развития важно обеспечивать устойчивый и долговременный экономический рост. В условиях, когда национальная экономика переживает период трансформации, вполне допустимо ограничиваться «нулевым» экономическим ростом. В современной экономической политике признается наличие проблемы «качества роста». Важнейшая материальная предпосылка тому - обновление производственного потенциала, наращивание экономической мощи страны. Значит, в центре внимания должны оставаться не прирост любой ценой физических объемов производства, а совершенствование и техническая модернизация производства, создание высокотехнологичных производственных мощностей. [4, c. 53-54]
Экономический рост - увеличение реального объема ВВП на протяжении определенного периода. [2, c. 470] Экономический рост - это стабильное и длительное наращивание (совершенствование) производственного потенциала национальной экономики, увеличение ее способности производить в ближайшей перспективе необходимые блага в достаточном объеме. Возрастание общественных потребностей, прирост населения, возникающие и усиливающиеся внешние геополитические возмущения и другие обстоятельства обусловливают необходимость непрерывно увеличивать размеры «национального пирога». Занятость населения. Проблема занятости населения постоянно является объектом экономического анализа, так как безработица ведет к недоиспользованию трудового ресурса общества, грозит обернуться рядом негативных социальных последствий. Ставится вопрос, во-первых, о достижении эффективной занятости, когда обеспечиваются и высокая производительность труда, и его достойное денежное вознаграждение. Во-вторых, о ритмичной замене в обществе трудовых поколений и об обеспечении воспроизводства рабочей силы в соответствии с требованиями научно-технического прогресса. В-третьих, о регулировании объема резервной армии труда, так как появление безработицы всегда крайне болезненно воспринимается в любом обществе. [4, c. 55] Безработица - это превышение предложения труда над спросом на труд. Взаимодействие спроса на труд с его предложением определяет уровень занятости. [15, c. 66] Безработица не только существенно снижает уровень жизни населения, ограничивает материальные возможности домашних хозяйств, но и обесценивает имеющиеся профессиональные навыки, ущемляет человеческое достоинство, усиливает социальные противоречия.
Подавление инфляции. Прямым следствием инфляции выступают снижение реальных денежных доходов домашних хозяйств, обесценение накоплений и уменьшение склонности населения к сбережениям, вытеснение из оборота национальных денег, дестабилизация национальной платежной системы, вымывание оборотных средств у предприятий, свертывание инвестиционной деятельности. При инфляции нарастает социальная и политическая нестабильность. Инфляция выступает как своеобразный скрытый налог, который платить вынужден каждый член общества. В условиях инфляции непрерывно изменяются пропорции обмена, включаются механизмы скрытого перераспределения денежных доходов. Предприятия, чтобы защититься от инфляции, начинают закладывать в цены скрытые резервы. В итоге инфляционные процессы существенно затрудняют экономическое развитие, тормозят национальное воспроизводство. Поэтому подавление инфляции, удерживание ее в жестких границах выступает как актуальная задача, связанная с обеспечением жизнеспособности национальной экономики. Устойчивость обменного курса национальной валюты. Если инфляция отражает процесс обесценения национальной денежной единицы на внутреннем рынке, то девальвация есть процесс ее обесценения на внешнем рынке, т. е. по отношению к другим иностранным валютам. В качестве основных предпосылок обеспечения устойчивого обменного курса национальных денег выступают: а) высокая конкурентная способность отечественной продукции; б) положительное сальдо торгового баланса; в) наличие достаточных валютных резервов; г) приток в страну иностранного капитала; д) внешние валютные займы и т. д. С этих же позиций внутри страны спрос на иностранную валюту должен быть меньше объемов ее предложения. Защита окружающей природной среды. В современных условиях окружающая природная среда все чаще рассматривается не как «свободное благо», а как «редкое благо». Окружающая природная среда используется как: а) потребительское благо (воздух, вода, место для проведения свободного времени); б) производственный фактор (производственная площадь, полезные ископаемые); в) место накопления вредных веществ (излучения, сточные воды, мусор, шум, излишнее тепло). [12, с. 749] Нагрузку на окружающую среду определяют два основных фактора: развитие национальной экономики и социально-экономические причины. В первом случае выделяются рост численности населения, наращивание производственного потенциала, технические изменения в национальном производстве, принятый стандарт потребления, увеличение в крупных городах концентрации населения.
Во втором случае обозначаются причины, связанные с тем, что в отношении природных благ не работает ценовой механизм. Возникающие отрицательные внешние эффекты не отражаются в совокупных издержках производства, что провоцирует избыточное использование бизнесом благ такого рода. Принцип устойчивого развития национальной экономики с учетом экологических требований означает, что обеспечивается такой экономический рост, который удовлетворяет потребности сегодняшних поколений и не несет риска того, что будущие поколения не смогут удовлетворить свои нужды. Чтобы не ставить будущие поколения в худшее положение, необходимо соблюдать следующие правила: а) добыча невозобновляемых ресурсов допускается только тогда, когда грядущим поколениям предоставляется возможность обращения к их альтернативным заменителям; б) экологическая нагрузка на природу не должна превышать ее возможности по нейтрализации негативного воздействия человека на окружающую среду; в) возобновляемые ресурсы используются в объеме, не превышающем норму их восстановления (регенерации). Своевременность структурных сдвигов. Чтобы иметь возможность своевременно и в полном объеме решать задачи социально-экономического развития, требуется непрерывно совершенствовать структуру национальной экономики. Проводимые структурные сдвиги есть прямое свидетельство тому, что ликвидируются хронически убыточные, экологически вредные, высокозатратные и бесперспективные виды производств. Экономическая безопасность страны - совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики и исключающих любое проявление внешнего диктата, ее стабильное и устойчивое развитие, а также способность к постоянному обновлению и совершенствованию. Обратим внимание на то, что экономическая безопасность державы исключает навязывание стране невыгодных условий интеграции в систему международных экономических отношений, доминирование неэквивалентного обмена во внешнеэкономических отношениях, а также системы ценностей, противоречащей национальным экономическим интересам. Решение таких задач в свою очередь предполагает сохранение экономического суверенитета страны, обеспечение устойчивого и долговременного экономического роста. При этом важно иметь необходимые экономические резервы, сохранять способность к саморазвитию. На достижение экономической безопасности направлены мероприятия, препятствующие «старению населения» и сокращению численности титульной нации. Для этого необходимо последовательно реализовывать социальные программы, иметь научно обоснованную концепцию экономического развития - источника новых идей и стратегических решений. [7, c. 56] Таким образом, национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение некоторых целей, а именно: . Стабильности роста национального объема производства; . Высокого и стабильного уровня занятости; . Стабильного уровня цен; . Поддержанию равновесного внешнего баланса. А задачами функционирования национальной экономики в свою очередь выступают: 1. Стабильный и устойчивый экономический рост; . Высокий уровень рациональной занятости населения; . Стабильный уровень цен, подавление инфляции; 4. Сохранение равновесия в отношениях с внешним миром.
2. СТРУКТУРА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
Разновидность структуры национальной экономики
Разновидности структуры национальной экономики. Анализ структуры (от лат. structura - строение, расположение) предполагает выделение составных частей объекта в соответствии с принятым критерием. В курсе «Макроэкономика» принято обозначать: а) воспроизводственную; б) отраслевую; в) территориальную; г) институциональную; д) внешнюю; е) экономическую; ж) социальную структуру (табл. 2.1).
Таблица 2.1 Разновидности структуры национальной экономики и сферы их применения
Источник: [4, c. 46]
Обратим внимание на то, что если воспроизводственная, отраслевая, территориальная и внешняя структуры национальной экономики применимы при характеристике прежде всего технико-производственного комплекса (ТПК), то институциональная, экономическая и социальная отражают структуру именно национальной экономической системы (НЭС). Воспроизводственная структура. Известно, что общество не может перестать производить, так как не может перестать потреблять. А раз так, то национальное производство не должно рассматриваться как отдельный изолированный акт. Наоборот, национальная экономика предполагает наличие условий для непрерывного возобновления производства, т. е. обеспечения процесса воспроизводства. Поэтому есть основание рассматривать национальную экономику как исторически сложившуюся систему национального воспроизводства определенной страны. Такая система складывается под воздействием исторических, национальных и религиозных, географических и политических и экономических факторов, а также технического уровня развития производительных сил. Национальная экономика рассматривается как сложный общественно-экономический организм, функционирующий в конкретных национальных условиях под воздействием системы объективных экономических законов. Основными фазами воспроизводства выступают производство, обмен, распределение и потребление экономических благ. [3, с. 206] Нарушение взаимодействия между данными фазами (например, между производством и потреблением, сбережениями и инвестициями) означает возникновение серьезных проблем в обеспечении национального воспроизводства. Сложившаяся воспроизводственная структура национальной экономики отражает взаимодействие между данными фазами. Воспроизводственная структура - это соотношение отдельных сфер и важнейших отраслей национальной экономики с учетом обеспечения процесса национального воспроизводства. Реальный сектор экономики выступает как сфера, где создаются экономические блага (вещь, услуга, энергия) на основе целенаправленного преобразования вещества природы. Данный первичный сектор включает сельское и лесное хозяйство, рыболовство и охотоводство, все разновидности промышленности, туризм и все те отрасли, которые связаны с производством и доведением экономического блага до потребителя. Указанные отрасли создают материальные предпосылки для развития других сфер общества. [3, с. 15] Вторичный сектор национальной экономики состоит из денежно-кредитного хозяйства (монетарный сектор), социальной сферы (здравоохранение, образование), а также фундаментальной науки. Считается, что данный сектор обслуживает реальный сектор экономики, создавая для него необходимые экономические условия и социальные предпосылки. Наконец, третичный сектор - духовное производство - отражает культурную и религиозную, а также социально-политическую деятельность (табл. 2.2).
Таблица 2.2 Важнейшие сектора национальной экономики
Источник: [4, с. 48]
Отраслевая структура выступает как устойчивое соотношение между основными отраслями национальной экономики, а внутри наиболее важных отраслей между отдельными подотраслями. Отрасль есть группа предприятий, выполняющих одинаковые производственные функции и выпускающих однородную продукцию. В рамках промышленности принято выделять легкую и пищевую промышленность, машиностроение и т. д.; внутри машиностроения - тяжелое и легкое машиностроение, тракторостроение, оптическое производство и т. п. В макроэкономическом анализе особое внимание уделяется соотношению тех отраслей, которые входят в состав реального сектора экономики. Отрасли выстраиваются по ранжиру с учетом удельного веса в ВВП, в общей численности занятых, с учетом налоговых поступлений в бюджет страны и т. д. В условиях НТР целесообразно определять отраслевую структуру с учетом использования современных видов технологии. Так, выделяются передовые и отсталые, перспективные и отмирающие отрасли, отрасли капиталоемкие и трудоемкие, экспортные и работающие преимущественно на внутренний рынок, а также дотационные и самоокупающиеся, стратегические (социально значимые) и нестратегические, наконец, милитаризованные и гражданские отрасли национальной экономики. Анализ отраслевой структуры направлен на выявление состояния производственной инфраструктуры (транспорт, энергетика), которая в отличие от ее классического понимания не просто окаймляет реальный сектор, а в качестве важнейшего компонента входит в его состав, работает на его жизнеобеспечение. Наличие неблагоприятных показателей отраслевой структуры свидетельствует о необходимости проведения структурных сдвигов. Региональная структура национального производства. Регион - территориальная подсистема национальной экономики, которая функционирует на основе взаимодействия отраслевого и территориального разделения труда. В роли региона могут выступить административный и экономические районы. С учетом административного деления в условиях Беларуси выделяются 7 административных образований: Минск и соответственно 6 областей. Экономический район - это часть территории страны, которая отличается структурой и специализацией производства с учетом имеющихся природных, трудовых ресурсов, а также климатических условий. Внутри каждого района складывается своя оригинальная отраслевая структура производства. Часто экономический район функционирует как территориально-производственный комплекс. В условиях Беларуси это центральный экономический район (Минск), а также Восточно-Витебский, Западно-Прибугский и Полесский экономический районы. Основная цель региональной экономики - эффективное использование имеющихся ресурсов, обеспечение высокого уровня и качества жизни проживающего там населения. Поэтому с макроэкономических позиций анализируются региональное рыночное пространство, природно-климатические условия, уровень развития и структура производительных сил, производственная специализация, состояние инфраструктуры. В силу различных обстоятельств регионы страны развиваются неравномерно. Не всегда обеспечивается рациональное использование имеющихся экономических ресурсов. Это отражается через отставание в экономическом развитии, через низкий уровень доходов местного населения. Особые проблемы региональной экономики - отсутствие комплексного развития, доминирование крупных городов, высокий уровень безработицы, обострение экологической ситуации. [4, c. 49] С макроэкономических позиций исследуются территориальное разделение труда, вопросы дотационной поддержки местных бюджетов. При разработке региональной политики ставится задача обеспечить комплексное развитие территории, создать равные возможности для получения образования, культурного роста, а также свободу выбора трудовой и предпринимательской деятельности. [14, с. 25] Институциональная структура предстает как упорядоченная совокупность специальных учреждений и организаций, усвоенных норм поведения и добровольно принятого порядка согласования экономического поведения агрегированных субъектов национальной экономики. Появление нового элемента в институциональной структуре свидетельствует об обогащении опыта хозяйствования, о том, что такой опыт фильтруется с учетом особенностей национального менталитета. Наиболее заметные изменения в институциональной структуре всегда приходятся на период проведения радикальных экономических реформ. Очень важно то, что продуманное институциональное строительство прекращает хаос и анархию, повышает степень организованности экономической жизни, формирует «культурную сеть» рыночного хозяйства. Структура отношений с внешним миром. Степень включения национальной экономики в международное разделение труда определяет степень ее открытости к внешнему миру. Открытая национальная экономика предстает как звено в системе мирового хозяйства, выступает как альтернатива замкнутой экономике. Открытая экономика в большей степени зависит от внешней среды, но тем не менее рассматривается в качестве прогрессивной формы. В качестве показателей открытости национальной экономики применяются: внешнеторговая квота в ВВП; доля экспорта в объеме национального производства; доля импорта в потреблении; удельный вес иностранных инвестиций по отношению к внутренним. При оценке степени открытости национальной экономики следует иметь в виду, что малые страны традиционно имеют более высокую степень открытости. Их внешнеторговая квота составляет обычно 55-70% от ВВП (у крупных держав - 40-45%). Поэтому есть резон различать большую открытую и малую открытую национальную экономику. Повышение степени открытости всегда сопровождается структурными сдвигами. Одновременно надо быть готовым к возрастанию ее «уязвимости» от состояния международной конъюнктуры. Структуру отношений с внешним миром всегда удачно выражает развернутая структура торгового баланса страны. Экономическая структура отражает состояние и динамику экономического строя, условия включения населения страны в трудовой процесс, характер отношений присвоения, доминирование форм собственности и предпринимательства. С учетом форм собственности выделяются частный и государственный сектор экономики. Их соотношение свидетельствует о качественном состоянии экономической системы, о наличии или об отсутствии в стране своеобразного рыночного потенциала. Поправка на отраслевую структуру окончательно позволяет определить, в чьих руках находятся «командные высоты». В переходный период, когда процесс деэтатизации экономики еще не завершен, наряду с частным и государственным выделяется так называемый «огосударствленный» сектор, частный капитал которого находится под жестким контролем со стороны государства. Определяя экономическую структуру, следует установить экономический режим функционирования государственных предприятий, степень распространения коммерческого расчета, доминирующие формы предпринимательской деятельности, присутствие в национальном производстве иностранного капитала. [4, c. 50-51] Социальная структура. По сути дела в данном случае речь идет о классах, стратах, группах и т. п. Но в первую очередь предстоит выявить удельный вес армии наемного труда в общей численности занятых, распределение населения по уровню доходов, имущественную дифференциацию. Не будет лишним и определение удельного веса зарплаты в структуре доходов населения страны, удельный вес безработных. При определении социальной структуры в качестве своеобразных точек отсчета для анализа такого рода выступают прожиточный (физиологический) минимум, минимальный прожиточный бюджет, уровень средней заработной платы и пенсий, минимальная заработная плата, тарифная ставка работника 1-го разряда и др. [4, c. 52] Таким образом, структура национальной экономики представляет собой устойчивые количественные соотношения между ее составными частями. Различают воспроизводственную, социальную, «отношение с внешним миром», территориальную, институциональную, экономическую структуры и инфраструктуру национальной экономики. Устойчивость структуры национальной экономики весьма относительна. Многообразие внешних и внутренних факторов, воздействующих на нее, способствует непрерывной модификации этой структуры.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|