Проблемы и направления развития внешнеторговой политики России
Внешняя торговля по-прежнему выступает главным источником несанкционированного оттока капитала за рубеж. Чрезвычайно высокая концентрация поставок на узкой группе топливно-сырьевых товаров и материалов делает экономику страны очень чувствительной к колебаниям мировой конъюнктуры и ограничивает возможности эффективного участия в международном разделении труда. Закономерное и нормальное для стадии экономического подъема расширение импорта в России в отсутствие достаточного числа конкурентоспособных отечественных поставщиков сопровождается усилением позиций зарубежной продукции на внутреннем рынке, в том числе по многим чувствительным для страны позициям. Кроме того, отмечается высокая зависимость благополучия финансовых, бюджетных и внешнеэкономических показателей от цен на топливно-сырьевой комплекс. Их колебания делают стабильность экономики крайне неустойчивой. Перспективные направления развития внешнеэкономических связей реализует Министерство экономики РФ, участвующее в разработке предложений по внешнеэкономической политике, развитию и совершенствованию механизма государственного регулирования внешнеэкономических связей, взаимовыгодному экономическому сотрудничеству с зарубежными странами и международными организациями. Внешнюю торговлю необходимо контролировать, поэтому государство выделяет следующие направления в развитии и регулировании внешней экономической деятельности: 1) необходимо укрепить платежный баланс страны. Единственный критерий поддержки и стимулирования экспорта - это его эффективность. Предприятия- экспортеры, взаимодействуя между собой, должны оперативно откликаться на изменение спроса, воздействовать на внешние рынки и каналы сбыта;[3]
2) осуществить максимальное стимулирование отраслей экспортной специализации при сохранении общей поддержки все эффективного экспорта и определить направления импортной специализации страны; 3) расширение мероприятий, направленных на поддержку отраслей экспортной специализации; 4) расширить функции внешнеторгового обмена продукцией в материально- вещественной форме в процессе социально- экономического развития страны. Внешнеторговая деятельность выполняет в ней свою основную задачу- повышение национального дохода. В последние годы роль российской таможенной системы возросла в связи с тем, что значимость таможенного контроля и регулирования по мере развития интеграционных процессов усиливается. Таможенная граница является первым местом оценки соответствия стоимости и потребительской стоимости, цены и качества товаров. Отсюда актуальность наиболее точной оценки таможенной стоимости и товарной экспертизы товаров, что важно также и для экспортируемых отечественных товаров, к более высокому мировому рейтингу, которых должно стремиться государство. Федеральный закон № 311-ФЗ (ред. от 23.07.13) «О таможенном регулировании в Российской Федерации». гл. 1, ст. 4. Итак, в целях осуществления государственного регулирования внешнеторговой деятельности используется богатый набор инструментов, под которыми понимаются различные типы государственных мероприятий во внешнеторговой сфере. Следует отметить, что нетарифные методы государственного регулирования способны не только обеспечить экономически оправданный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, но и создать благоприятные предпосылки для эффективного развития экспортных производств, проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей.
Заключение
В соответствии с ФЗ “ Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности” нетарифное регулирование – это метод государственного регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем введения количественных ограничений и иных запретов и ограничений экономического характера. Как известно, в мире действуют официальные классификационные схемы нетарифных мер регулирования внешнеторговой деятельности, разработанные ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД, Международным валютным фондом, Мировым банком, МБРР, Международной торговой палатой (МТП) и рядом других авторитетных организаций. Классификацию нетарифных ограничений можно представить в унифицированной форме: Меры финансового воздействия (сборы, налоги, пошлины). Административные меры (количественные, скрытые, финансовые меры) Особенность применения нетарифных мер заключается в том, что они, как правило, не связаны какими-либо международными обязательствами; более удобны в достижении искомого результата во внешнеэкономической политике; позволяют учесть конкретную ситуацию, складывающуюся в мировой экономике; не являются дополнительным налоговым бременем для населения. Применение нетарифных методов государственного регулирования международной торговли обусловлено тем, что на национальной территории государство может устанавливать специальный порядок проникновения в страну иностранных производителей товаров и услуг, а также создавать благоприятные условия для эффективного развития экспортных производств и проводить специальные мероприятия, направленные на защиту отечественных производителей и потребителей. Наиболее эффективно систему нетарифного регулирования применяют в рамках внешнеторговой политики развитые страны. Важным принципом внешнеторговой деятельности является активное вмешательство государства. С помощью валютной, денежной, налоговой политики, субсидий, лицензированием внешнеторговых операций государство осуществляет регулирование экспорта и импорта для успешного развития национальной политики. С помощью указанных мер государство обеспечивает национальным производителям наиболее благоприятные условия на внутреннем и внешнем рынках.
Список литературы
1. Абрамов, В.Л. Мировая экономика: Учебное пособие / В.Л. Абрамов. - М.: Дашков и К, 2015. - 312 c. 2. Антохина, Ю.А. Мировая экономика и регионы: экономика Невского края и императорского Санкт-Петербурга. IX - начало XX вв / Ю.А. Антохина, А.А. Оводенко, Е.Э. Платова. - СПб.: ГУАП, 2015. - 60 c. 3. Антохина, Ю.А. Мировая экономика и регионы: экономика Петрограда - Ленинграда - Санкт-Петербурга. XX-XXI вв.: Учебное пособие / Ю.А. Антохина, Е.Э. Платова. - СПб.: ГУАП, 2016. - 80 c. 4. Букирь, М.Я. Мировая экономика.Учебное пособие для ВУЗов / М.Я. Букирь. - М.: КноРус, 2016. - 640 c. 5. Васильева, Т.Н. Мировая экономика: Конспект лекций / Т.Н. Васильева, Л.В. Васильев. - М.: Флинта, МПСУ, 2016. - 160 c. 6. Воронин, В.П. Мировая экономика: Конспект лекций / В.П. Воронин, Г.В. Кандакова, И.М. Подмолодина. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2015. - 184 c. 7. Гладков, И.С. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / И.С. Гладков. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2015. - 341 c. 8. Гордеев, В.В. Мировая экономика и проблемы глобализации. / В.В. Гордеев. - М.: Высшая школа, 2014. - 407 c. 9. Грибов, В.Д. Мировая экономика и международный бизнес / В.Д. Грибов. - М.: КноРус, 2015. - 688 c. 10. Григорьева, Е.М. Мировая экономика. Краткий курс для бакалавров: Учебное пособие / Е.М. Григорьева. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 192 c. 11. Гурова, И.П. Мировая экономика.: Учебник для студентов / И.П. Гурова. - М.: Омега-Л, 2012. - 400 c. 12. Делен, С.А. Шпаргалка студенту. Мировая экономика. / С.А. Делен. - М.: А-Приор, 2014. - 32 c.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|