Факторы и группы риска наркомании
(употребления наркотических веществ)
Среди причин, вызывающих употребление наркотиков и развитие наркомании, можно выделить две группы факторов, которые и носят название факторов риска: 1) социально – экономические (объективные, внешние); 2) психологические и социально- психологические (субъективные, внутренние). Людей, попадающих под действие этих факторов, и относят к группам риска употребления наркотиков и развития наркоманией. Факторами социально- экономическими являются: -доступность ПАВ, в том числе наркотиков; - «мода» на наркотическое вещество; - степень грозящей ответственности, в первую очередь в семье (чем меньше ответственность, тем выше опасность); - самостоятельный заработок, бесконтрольные карманные деньги; - степень распространенности в обществе и регионе; - неблагоприятное окружение (употребление и злоупотребление ПАВ в семье, в подростковой группе); - проживание в районах с вокзалами, общежитиями и т.п., характеризующихся высоким уровнем преступности, частой сменой жильцов; - частые смены жительства семьи, переезды, переводы подростка в другую школу; - доступность наркотиков в семье или по роду профессиональной деятельности; - пребывание в местах лишения свободы; - рост многообразия и объемов наркотиков на рынке, их доступность; - малая информированность о последствиях употребления наркотиков в разных возрастных группах населения, в частности, полная не информированность взрослого населения и искаженная информированность молодежных групп и субкультур. «Отстраненность», неграмотность, малая осведомленность населения о проблеме наркомании, в частности из-за дефицита серьезной антинаркотической пропаганды;
- избирательность (фрагментарность), противоречивость и даже «неграмотность» профилактических мероприятий, что нередко приводит к прямо противоположному эффекту (заинтересовывает молодежь). Таким образом, можно констатировать факт, что внешнее, «объективное» давление среды в нашем сегодняшнем обществе испытывает на себе большое число граждан. Однако вероятность приобщения к наркотикам резко повышается в случае наличия при этом факторов социально-психологических и психологических и связанных с ними особенностей личности вероятного потребителя ПАВ. К таким факторам в семье относятся, в частности, следующие: - неумелость и непоследовательность воспитания детей. Например, такие дисгармоничные типы воспитания в семье, как безнадзорность, когда родители обнаруживают малую осведомленность о жизни, увлечениях, интересах, занятиях подростка; либо, напротив, гиперопека (сверхопека), когда за ребенка все время думают и решают взрослые; противоречивое воспитание - каждый из родителей придерживается различных воспитательных подходов, и за один и тот же поступок ребенка могут то хвалить, то наказывать. Итог – формирование социально пассивной, безответственной личности, ориентированной преимущественно на потребление и удовольствие, с отсутствием адекватной самооценки, четкого представления о социальных нормах поведения, неспособной адекватно строить свое будущее; - так называемая семейная предрасположенность, это в первую очередь алкогольные традиции в семье и наличие в ней алкоголика или наркомана; - неполная семья, т.е. отсутствие одного из родителей, чаще всего – мужчины, когда оставшиеся члены вынуждены приобретать «суррогатные» роли: например, мать в воспитании юноши должна одновременно выполнять и роль матери (мягкой, доброй, заботливой, любящей) и роль отца, так необходимого в воспитании сына (справедливый, мужественный, способный постоять за себя, если нужно – и силой, хозяин в доме и кормилец семьи и т.п.). При этом ряд женщин пытается возложить роль мужа и отца на сына, что чаще всего оказывается не под силу подростку и юноше;
- положительное или безразличное отношение родителей к наркотикам, а также связанное с этим попустительство при первом знакомстве с ПАВ; - утрата психологической, в первую очередь эмоциональной привязанности между родителями и детьми, не вовлеченность членов семьи в жизнь и дела друг друга (когда все рядом, но не все вместе). Напротив, отношения в семье, основанные на любви, понимании и взаимной поддержке, формируют барьеры, предотвращающие тягу подростка к алкоголю и наркотикам; - отсутствие братьев и сестер; - низкий образовательный уровень родителей. Среди других социально- психологических факторов риска надо отметить: - общение с пьющими и употребляющими наркотики сверстниками. Это один из надежных индикаторов, указывающих на возможность употребления алкоголя и наркотиков подростками, независимо от того, имеют ли место другие факторы риска; - неуспеваемость и отсутствие желания продолжить обучение. Начиная с 5-6 класса неудачи в учебе усиливают риск потребления наркотиков, алкоголя, ингалянтов. Подростки, которым школа ненавистна, молодые люди, которые не стремятся к продолжению обучения, имеют больше шансов пристраститься к употреблению наркотиков; - раннее (12-13 лет) начало самостоятельной жизни; - легкий и неконтролируемый доступ к деньгам и непонимание того, как они достаются; Субъективными, индивидуально- психологическими (внутренними) и индивидуально- биологическими факторами риска являются: - наличие психических заболеваний и аномалий: эмоциональных расстройств (расстройств настроения – депрессивных или противоположных, маниакальных, состояний), шизофрении, аномалий личности и характера, делающих невозможной нормальную адаптацию человека в обществе, в семье, на работе и т.п.; - антисоциальное поведение и гиперактивность (мало контролируемое субъективно, в большей мере импульсивное, часто с разрушительными тенденциями поведение). Если гиперактивность сопровождается агрессивным поведением в раннем возрасте (от 5-7 лет), существует большая вероятность того, что в юности будут проблемы со злоупотреблением ПАВ;
- отсутствие социально одобряемой активности и социально значимых установок, пустое времяпрепровождение, бродяжничество, уходы из дома, проживание у знакомых и приятелей и т.д.; - узкий круг и неустойчивость интересов, отсутствие увлечений и духовных запросов; - неопределенность в вопросах профессиональной ориентации, отсутствие установки на трудовую деятельность; - уход от ответственных ситуаций и решений; - утрата «перспективы жизни», видения путей развития собственной личности; - низкая устойчивость к эмоциональным нагрузкам, повышенная тревожность, импульсивность (взрывчатость); - тяжелые заболевания и мозговые инфекции в раннем возрасте (менингиты, энцефалиты и т.д.); - органические поражения головного мозга (например последствия перенесенных черепно - мозговых травм), умственная отсталость и психический инфантилизм (недоразвитие, «детскость», несоответствие психического и биологического возраста).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|