Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспоминания детства и юности 11 глава




Случай с сыном заставил меня более внимательно отнестись к вопросам воспитания трезвости у детей. Поэтому, когда мне и Г.А.Шичко пришло приглашение принять участие в конференции, посвященной противоалкогольному воспитанию молодежи, мы, несмотря на большую занятость, поехали в Ригу с докладами.

Конференция прошла очень интересно. Необычна была сама организация конференции и ход обсуждения вопросов. Нас приятно удивило, что помещение, где происходили заседания, было украшено национальными украшениями, узорами, картинами. Гостей встречали юноши и девушки из клуба трезвости, одетые в национальные костюмы. На конференции, помимо делегатов, присутствовали учителя, члены клубов трезвости, представители городской и республиканской администрации.

Мой доклад, а также доклад Г.А.Шичко, в которых мы призывали к трезвости и подвергали критике сторонников "культурного" и "умеренного" винопития, был встречен абсолютным большинством участников конференции не только положительно, но буквально с энтузиазмом. Все полностью солидаризировались с установками на абсолютную трезвость как обязательное условие сохранения жизни и здоровья детей.

Нас поразил тот живейший интерес, который проявили все делегаты к обсуждаемым вопросам. Обычно на конференциях не любят долго слушать выступающих в прениях. Здесь же, когда было внесено предложение прекратить прения, весь зал восстал и потребовал, чтобы всем желающим предоставили возможность выступить. Такого живого интереса я не наблюдал при обсуждении каких-либо других проблем.

В своем заключительном слове я сказал, что энтузиазм и озабоченность проблемой трезвости очень ценны. Это явится залогом того, что делегаты и после конференции будут продолжать борьбу за трезвость. И в этой борьбе решающее значение будет иметь личный пример. Коллектив кафедры, который я возглавляю, взял на себя обязательство соблюдать трезвый образ жизни. И я предложил, чтобы делегаты также объявили для себя обязательную трезвость. Это означало бы, что они сами не будут пить ни дома, ни в гостях и никого не будут угощать у себя дома никакими алкогольными напитками. После этого я попросил поднять руки тех, кто с этого дня объявляет для себя закон трезвости. Почти все делегаты дружно подняли руки. И я не сомневаюсь, что большинство из них выполнят взятое ими обязательство.

В тот же вечер после конференции состоялась встреча представителей всех клубов трезвости республик с товарищеским ужином. Такие клубы здесь имеются почти во всех районных центрах и более или менее крупных городах. Несколько клубов работают в Риге, в том числе молодежные клубы, клубы школьников и т.д.

По всему видно, что в этой республике культурная часть населения, обеспокоенная ростом пьянства, всерьез включилась в антиалкогольную борьбу. Мы уезжали оттуда с чувством уверенности, что Латвия покажет хороший пример борьбы за трезвость другим нашим республикам. Об этом, в частности, говорит деловая резолюция, принятая на конференции, она может служить хорошим пособием для всех людей, так или иначе занимающихся воспитанием подрастающего поколения.

Приведу некоторые выдержки из рекомендаций, которые были утверждены 20 января 1983 года на заседание, комиссии по борьбе с пьянством при Рижском горисполкоме:

"Несмотря на принятые меры по выполнению основополагающих постановлений, направленных на борьбу с пьянством и алкоголизмом, уровень потребления спиртных напитков населением не снижается, а увеличивается.

Спиртные напитки, вызывая привыкание к ним, не только разрушают здоровье человека, гармонию его характера в интеллект, но и калечат его наследственность, обрекая следующие поколения на разные нервно-психические и другие дегенеративные заболевания.

Употребление алкоголя опасно своими социальными последствиями, способствует росту преступности, в том числе и среди несовершеннолетних, порождает трудовую и общественную пассивность. Продажа и употребление спиртных напитков наносит большой урон экономике республики, приводя к понижению производительности труда, прогулам, браку, хищению социалистической собственности, несчастным случаям и повышению заболеваемости, а также смертности людей в самом работоспособном возрасте, что еще больше создает нехватку рабочей силы.

Научно-практическая конференция "Актуальные проблемы противоалкогольного воспитания молодежи" рекомендует:

1) Единственным научно обоснованным направлением противоалкогольного воспитания детей и молодежи считать воспитание в духе трезвости, абсолютного отказа от алкоголя, так как любое употребление алкоголя входит в непримиримое противоречие с социальным прогрессом личности и выполнением требований морального кодекса строителя коммунизма.

Пропаганда "умеренных" доз и "культурного" винопотребления приносит большой вред, создавая иллюзию безопасности "умеренных" доз алкоголя и игнорируя опасность привыкания к нему. Культура и употребление алкоголя несовместимы".

Затем в резолюции дается целый ряд конкретных, деловых предложений, и заканчивается она словами:

"Учитывая огромную роль личного примера учителей, преподавателей, медицинских работников и работников культуры в антиалкогольном воспитании молодежи, конференция призывает их в будущем отказаться от употребления алкогольных напитков".

Эти рекомендации, составленные с глубоким знанием дела, могут служить хорошей основой для проведения антиалкогольного воспитания среди детей и подростков по всей стране.

Однако без отрезвления взрослого населения защита детей и подростков от алкоголя будет крайне затруднена, а может быть, и невозможна. Нельзя оторвать детей от взрослых, нельзя исключить влияние на них родителей. Поэтому ради детей, ради будущего нашего народа мы должны повести решительную борьбу за трезвость. Основной нашей задачей является не борьба с алкоголизмом и алкоголиками, это дело врачей, психиатров. Наша задача - сделать все возможное, чтобы все люди стали трезвенниками.

Дети своей чуткой, открытой добру натурой интуитивно ощущают, что алкоголь - это зло. Слышал я об одном случае. В семье, где рос маленький Павлик, отец, тридцатилетний шофер, работавший на грузовой машине, был человеком непьющим. Но когда сыну исполнилось семь лет, начал выпивать. Павлик недоумевал, почему его папа, всегда такой ласковый и добрый, вдруг стал другим: кричит на маму, часто ругается, после ссор резко хлопает дверью и надолго исчезает, а когда возвращается, их большая двухкомнатная квартира становится для него неимоверно тесной, он натыкается на вещи, роняет стулья. Отец дома не пил, но однажды в субботу принес бутылку, к обеду ее располовинил, к ужину довершил и опять стал ссориться с мамой, громко кричать. Эти сцены теперь повторялись часто.

Павлик ненавидел эти бутылки с разными этикетками, прятал их в свои нехитрые детские "кладовые". Отец находил их там, недоумевал: "Нашел чем играть". Потом прозрел. Вернувшись домой вечером после очередного шумного скандала, он застал Павлика на балконе и оторопел: сынишка взобрался на стремянку и стоял на самом краю балкона, в руках его была недопитая поллитровка и молоток. Увидел отца, побледнел, затрясся весь и закричал: "Я сейчас разобью эту гадину и выброшусь". И действительно - стукнул по бутылке молотком, брызнула влага, зазвенели стекла. Отец молниеносно рванулся вперед, успел схватить Павлика и прижал его к себе. "Прости, сын! Все, все, - шептал он исступленно, - не прикоснусь больше к вину. Прости". И слово свое сдержал.

Пока пьют взрослые, любые наши разговоры и даже дела, направленные на охрану детей, их защиту от алкоголя, будут малоэффективны. Алкоголь, коснувшись детей, прямо или косвенно сделает для них больше вреда, чем принесет пользы вся наша забота о них.

Во всяком случае, в доме, где есть дети, любой прием алкоголя должен быть предупрежден: "ОСТОРОЖНО, ДЕТИ!!!"

Не могу не вспомнить о своей матери. Если отец приходил в дом под хмельком и начинал громко говорить или как-то проявлять свой характер, она ему тихо, но твердо говорила: "Григорий, дети!" И он моментально замолкал, тихо раздевался и спокойно шел в свою комнату. За всю нашу жизнь мы ни разу не слышали каких-нибудь грубых слов или перебранок, когда папа был нетрезвый. Мама охраняла нас от всякой скверны, которую могла нести водка. Может быть, этим и объясняется, что все мы, а нас было шестеро детей, выросли непьющими.

Е.В.Борисов и Л.П.Василевская в своей брошюре "Алкоголь и дети" пишут: "Повсеместная беспощадная борьба с пьянством и алкоголизмом, ломка старых варварских по своей сущности традиций "ритуального" употребления алкоголя - это главный путь ограждения детей и подростков от его влияния".

Первое, что определяет все дальнейшие взаимоотношения ребенка с алкоголем, это отношение к спиртному в семье, семейные традиции, в которых ребенок воспитывается. В процессе воспитания в семье дети должны проникнуться уважением к трезвости, трезвым, непьющим людям и отвращением к пьянству, потреблению спиртных напитков. Первостепенное значение приобретает здесь пример родителей.

Частые застолья, угощение спиртными напитками гостей за праздничным столом, особенно в присутствии детей, оказывает на них вредное влияние. Родители, близкие родственники, друзья родителей - это, как правило, самые уважаемые и. любимые детьми люди. На их действия и поступки ребенок часто смотрит восторженными глазами, старается им подражать. Если он часто видит дорогих, любимых людей с рюмкой вина или водки, то у него в руках также появится рюмка, сначала "понарошку", в детских играх, а затем и реально, в жизни.

Сделаем некоторые выводы.

Опыт врачей-наркологов показывает, что чем раньше человек знакомится со вкусом спиртных напитков, тем больше шансов, что он к ним пристрастится. Вся педиатрическая наука единогласна, что алкоголь в любом виде и в любых дозах является опаснейшим ядом для детей и подростков.

Мировая статистика показывает, что рост пьянства и алкоголизма среди взрослых приводит к увеличению числа случаев потребления и злоупотребления алкогольными напитками среди детей и подростков.

Детство и подростковый возраст - это время формирования личности человека, его жизненных установок, его отношения к окружающему, время накопления знаний и развития основных морально-этических навыков. Ребенок находится в стадии постоянного развития, и алкоголь, как самый безжалостный яд, поражает самое лучшее, самое высокое в его личности, оставляя только наиболее примитивное и низкое. Поэтому, если употребление алкоголя взрослыми разрушает нравственные, моральные устои общества, то любое поощрение винопития детьми, даже косвенное, будь то в семье, в кино, на вечерах или по телевидению, должно рассматриваться как тяжкое преступление перед человечеством, перед его будущим.

И конечно, в авангарде борьбы за трезвость должна быть наиболее просвещенная и образованная часть народа - интеллигенция, если она всерьез, на деле озабочена судьбами народа, страны, ее будущим. Интеллигенция должна показывать в этом пример. А медики должны сыграть здесь роль первой скрипки.

Коллектив нашей кафедры и академической группы в количестве ста человек постановил, что все мы объявляем для себя закон трезвости, то есть ни дома, ни в гостях сами не пьем и никого не угощаем никакими алкогольными напитками. Все подписали коллективное обязательство, послали в пашу институтскую газету и призвали через нее другие коллективы последовать нашему примеру. Вскоре нас поддержал коллектив кафедры факультетской хирургии, которую возглавляет профессор Л.В.Лебедев.

Ради будущих поколений, ради наших детей мы должны подняться все вместе против пьянства и сделать все, чтобы в нашей жизни главенствовали и утверждались ценности трезвого быта.

 

 

ВНИМАНИЕ - ПОДРОСТКИ!

 

Удивительно быстро бежит время. Не успеют родители оглянуться, а их ребенок уже стал подростком. Отрочество - особая пора в жизни человека. В этот период возникают сложнейшие и еще неосознанные связи его с миром, другими людьми, формируется характер, зреет будущий мужчина или женщина. Внутренний мир подростка становится значительно богаче, глубже, интереснее, именно в эти годы он мучительно и упорно пытается решить для себя множество вопросов. А откуда у него берутся знания для таких решений? От людей, которые его окружают, от взрослых и сверстников, а также из того, что он постоянно видит и слышит, из книг и кинофильмов, радио и телевидения. Подростки - самая многочисленная аудитория кинематографа и телевидения.

Увы, не всегда знания, полученные из этих источников, оказываются необходимыми и полезными.

Возьмем для примера вопрос профилактики пьянства. Сколько здесь проблем! Сколько невероятных парадоксов... Находится ли подросток дома или в гостях, сидит ли он у экрана кино или телевизора, ему приходится являться зрителем и, увы, соучастником одного и того же действа: бутылки с яркими этикетками, звенящие бокалы, бойкие речи-тосты. Люди с энтузиазмом пьют после этих тостов, почти мистически уповая на то, что опорожненный бокал или стопка - самый верный способ для исполнения заветных желаний.

Подросток жадно впитывает в себя эти картины, они занимают и волнуют его воображение. И правы те, кто утверждает: алкоголизм в подростковом возрасте начинается не с первой выпитой, а с первой увиденной рюмки. Подростки наиболее склонны к подражанию. Их легко можно увлечь высоким, героическим и добрым примером, но можно научить и злому, дурному.

Вследствие незрелости нервных клеток, повышенной рефлекторной возбудимости коры больших полушарий, слабости тормозных процессов в ответ даже на небольшие дозы алкоголя у подростка возникают тяжелые отравления и различные заболевания. Но именно в подростковом возрасте дети легко приобщаются к вину. И это объяснимо.

Мозг и вся нервная система подростка находятся в стадии функционального развития. В этот период жизни в организме человека происходят серьезные эндокринные сдвиги, связанные с половым созреванием, что стимулирует неустойчивость нервных процессов, которая у подростков проявляется в виде эмоциональной возбудимости. Интенсивное развитие и совершенствование центральной нервной системы ведет к их необычным реакциям на воздействие факторов внешней среды (различные психические перегрузки, травмы, случайное или умышленное потребление алкоголя).

Подростковый возраст наиболее подвержен резким колебаниям психических реакций. Как показали специальные психологические наблюдения над детьми этого возраста, у них в 6-7 раз чаще имеет место упрямство, в 10 раз - бравирование своими недостатками и в 102 раза - недостаточно мотивированные поступки, то есть действия, причины которых они сами не могут объяснить.

Эти особенности характера и психики подростков вызваны как физиологическими, так и психологическими причинами. Период бурного развития организма характеризуется иногда несогласованным развитием отдельных органов и систем. Например, быстрое созревание эндокринной системы перегоняет соответствующее развитие мозга, сердце иногда развивается быстрее сосудов и т. д. Это приводит к повышенной утомляемости подростка, а отсюда и росту его немотивированных поступков.

Изучение 126 отрицательных поступков подростков показало, что все они были совершены во второй половине дня, то есть в период большего утомления. Из 114 случаев упрямства - 72 были проявлены также во второй половине дня. Задиристость же, наоборот, из 124 случаев в 102 имела место в первую половину дня.

Одна из психологических особенностей подростков - это ярко выраженная потребность в признаний их личности. Ради самоутверждения они и совершают нередко отрицательные поступки. Дети в этом возрасте не уверены в своих достоинствах и в то же время очень хотят показать себя достойными. У них в резкой степени выражена зависимость от других людей, от их мнений, и в то же время им очень хочется показать себя независимыми и самостоятельными в решении тех или иных вопросов. Они проявляют удивительную настойчивость в удовлетворении своих желаний и ищут различные пути для осуществления своих планов.

Совершенно ясно, что при таком неустойчивом характере требуется исключительное внимание к воспитанию подростка. Он должен самостоятельно избрать правильный путь, а тактично и ненавязчиво сориентировать его действия должны мы, взрослые: книгами, театром, кино, телевидением, примерами родителей, друзей, учителей, врачей и т. д.

Главными воспитателями, наставниками и учителями для подростка являются родители. А чему они могут его научить?

Не секрет, что почти все взрослое население в той или иной степени употребляет алкоголь, не видя в этом ничего предосудительного.

К употреблению алкоголя многие относятся чуть ли не благосклонно. Устоявшаяся традиция превращает почти любое дружеское застолье или вечеринку в состязания по части винопития. Т. Шапошникова писала по этому поводу в "Известиях":

"Вокруг потребления алкоголя сложилась порочная система отношений, ставшая привычной, втихомолку признанная общественной моралью. Во все эпохи были свои ритуалы, и сила их была чрезвычайно велика. Скажем, во времена Пушкина эталоном, средоточием культурного общения были балы. Танцы служили стержнем вечера, задавали стиль и ритм занимательности и остроты разговора...

Сегодня тоже приходишь в гости с желанием подвигаться, потанцевать. Однако в гостях все меньше танцуют, все больше подымают рюмки. По качеству и количеству выпитого, съеденного оценивается уровень приема, степень уважения к гостям. Здесь уж горячит не легкое кружение в вальсе, а степень крепости напитка. Находясь подшофе, легче, считают, выразить мысль, ибо в таком состоянии пошлость приобретает оттенок оригинальности, разнузданность принимается за смелость".

Первое, что видит подросток: самые дорогие и авторитетные для него люди пьют! Неужели он, будучи в подростковом возрасте, окажется умнее своих родителей и не будет им следовать? Подросток, конечно же, рано начинает им подражать. А что из этого получается, можно судить по таким данным: среди злоупотребляющих алкоголем, то есть среди пьяниц и алкоголиков, 31,8 процента впервые начали потреблять алкоголь в возрасте до 10 лет (!), 64,4 процента - в возрасте от 11 до 15 лет и только 3,8 процента - от 16 до 19 лет! (Лисицын Ю. П., Копыт Н. Я. Алкоголизм. М., 1978, с. 150). Следовательно, большинство пьяниц и алкоголиков начали пить подростками. Эти цифры не должны оставлять нас равнодушными.

Согласно выборочным обследованиям 36,7 процента мужчин злоупотребляют алкоголем, то есть являются пьяницами и алкоголиками (см.: там же, с 106). Жизнь подростков с такими отцами становится тяжелым испытанием. Если, к счастью, мать окажется непьющей, она может оказать влияние на ребенка и образумить его. В этом случае и для него, и для матери начинается полная трагизма борьба с пьяницей-отцом.

В сибирском городе спокойной и счастливой жизнью жила семья мастера металлического завода Ивана Матвеевича. Жена его, Елена Васильевна, опытная медицинская сестра, обладала удивительно добрым сердцем, которое завоевало ей любовь и уважение многих людей. Дочь Таня и сын Ваня росли в семье, в которой царило взаимное уважение и любовь. Отец был трезвенником и гордился этим. Трезвенниками росли и дети.

Однажды Иван Матвеевич сделал очень ценное рационализаторское предложение, которое принесло заводу большие выгоды. Все его поздравляли, чествовали. За торжественным праздничным столом его посадили рядом с директором. Тот предложил выпить за здоровье виновника торжества. Все выпили, за исключением самого "виновника". Директор нахмурился.

- Ты что же, Иван Матвеевич, коллектив не уважаешь, пренебрегаешь дирекцией, которая оказывает тебе такую честь. - Назревал скандал, и Иван Матвеевич сдался.

Домой он пришел, что называется, "чуть тепленький". Спал плохо, утром так разламывало голову, что он впервые за всю свою трудовую жизнь не вышел на работу. В то же время и врача к себе не вызвал. Неудобно же было беспокоить его из-за плохого самочувствия после перепоя.

Этот прогул недругами Ивана Матвеевича был сильно раздут, и без наказания дело обошлось только благодаря личному вмешательству директора. Иван Матвеевич тяжело переживал случившееся. "Друзья-приятели" использовали это, чтобы выпить вместе с ним еще раз. Он выпил, и ему показалось, что на "сердце отлегло". После этого он начал прибегать к "помощи" спиртного все чаще и постепенно втянулся так, что пить стал постоянно.

Вначале все шло нормально. Мастер "как все" выпивает, но дело от этого не страдает. Однако постепенно стало страдать и дело. Его участок перестал быть передовым, а затем перешел и в отстающие: выпивая, Иван Матвеевич не мог, да и не хотел уже бороться с пьянством других.

Неполадки в работе приводили к конфликтам с начальством. У Ивана Матвеевича появились выговоры, снизилась зарплата, он не стал получать премиальных. Все это создавало непривычно мрачное настроение, которое сразу же было перенесено и на семью. Жена и дети очень тяжело восприняли пьянство любимого отца и мужа. Начались скандалы, ссоры. Тихая и добрая Елена Васильевна просила, уговаривала, умоляла своего всегда покладистого мужа, чтобы он не пил. Но ничего не помогало. Семейные неурядицы становились постоянным явлением. Таня и Ваня тяжело переживали за отца, часто плакали. Им не шли на ум уроки, они стали учиться хуже.

Однажды отец, придя с работы сильно расстроенный и уже подвыпивший, открыл принесенную с собой бутылку водки и, налив себе подряд два стакана, выпил их залпом. В ответ на урезонивание со стороны жены он накинулся на нее с кулаками. Двенадцатилетний Ваня, всегда так обожавший отца, бросился защищать мать. Он встал между отцом и матерью со сжатыми кулаками, с глазами, полными слез. Отец, опешив от неожиданности, сначала остановился, а затем, отбросив Ваню в сторону, стал вымещать на бедной женщине свою пьяную обиду. Жизнь в семье превратилась в ад. Об этой печальной истории я узнал из письма Тани, которая прислала его мне как автору книги "Человек среди людей". Вот строки из этого взволнованного письма:

"Мне 14 лет, брату 12. Мы живем в постоянном страхе, что отец опять придет пьяный и будет бить маму. Ваня с каждым разом становится все злее. Я очень люблю маму и ненавижу отца. Ваня также его ненавидит. Недавно Ваня пришел домой, глаза красные, сам как-то весь напряжен. Я спросила, что с ним. Он говорит: "Каждого из нас попросили рассказать о своем отце. Когда дошла до меня очередь, я встал, но не сказал ни слова: мне поставили двойку. А что я мог сказать? Что мой отец - пьяница, что он бьет маму и нас? Этого я сказать не мог, а врать не хотел".

Скажите, что нам делать?

Я читаю много книг, там говорится, что дети - наше будущее и взрослые должны проявлять заботу о них. Но о какой заботе может идти речь, когда существует пьянство? Скажите мне, зачем продают водку? Ведь во всех книгах сказано, что это яд. Зачем же людям продавать яд?"

Алкоголь, поражая в первую очередь нервную систему подростка, одновременно действует на другие его органы и ткани в значительно большей степени, чем у взрослых. Сердечно-сосудистая система в период роста и развития детей функционирует в условиях повышенной нагрузки. На протяжении всего периода созревания она претерпевает значительные изменения. Сердце ребенка растет пропорционально его общему росту, то есть наиболее интенсивно в раннем и подростковом возрасте. При интенсивном росте само оно обильно снабжается кровью, что увеличивает действие на него различных токсических веществ и, в частности, алкоголя. Под влиянием этого яда у подростков усиливается сердцебиение, появляется одышка, возникают боли в сердце.

Алкоголь, понижая содержание кислорода в крови, тем самым действует на сердечную мышцу, заставляя сердце ребенка работать в еще более напряженном ритме. В период полового созревания как у мальчиков, так и у девочек наблюдаются нарушения сердечной деятельности, сопровождающиеся неорганическими шумами, повышением кровяного давления, изменением сердечного ритма. При приеме спиртных напитков все эти явления резко усугубляются, что может закончиться серьезными поражениями сердца. Эти поражения в период роста тканей и формирования внутрисердечных нервных связей могут легко стать необратимыми.

Дыхательная система детей и подростков в различные возрастные периоды также имеет свои особенности. В течение длительного времени у них наблюдается высокая возбудимость дыхательного центра. Даже непродолжительное напряжение и отрицательные эмоции сказываются на дыхании детей.

Употребление алкоголя детьми младшего и подросткового возраста может привести к нарушениям ритма и даже остановке дыхания. При частом употреблении спиртных напитков в небольших дозах у них раздражаются более нежные, чем у взрослых, слизистые оболочки верхних дыхательных путей. Даже пары алкоголя, выделяющиеся через легкие из крови, способствуют повреждению органов дыхания. Это приводят к воспалительным процессам в носоглотке, гортани, легких, бронхах, развитию бронхита, который у подростков принимает более затяжной характер и плохо поддается лечению.

Алкоголь вызывает у подростков серьезные необратимые изменения в органах пищеварения, печени, почках. Он резко ослабляет секрецию желудочного сока и ферментов, мешает усвоению питательных веществ, нарушает обменные процессы, влияя на рост и общее развитие подростков. Употребление спиртных напитков способствует появлению у них тяжелых заболеваний желудка: гастритов, язв и даже злокачественных опухолей.

Печень, которая принимает на себя самую большую нагрузку наркотического яда, находясь у подростков еще в стадии развития, страдает особенно резко. У ребенка возникает воспаление печени, которая увеличивается, появляются боли в правом подреберье, тошнота, рвота. При длительном приеме алкоголя развивается самое тяжелое поражение печени - алкогольный цирроз, ведущий к ранней и почти неминуемой гибели.

Под влиянием алкоголя резко нарушается деятельность почек, в которых возникают явления склероза и такие тяжелые заболевания, как нефриты, пиелонефриты и т. д.

Алкоголь поражает многие железы внутренней секреции, в первую очередь щитовидную железу, гипофиз, надпочечники, половые железы. У детей и подростков поражение этих желез ведет к необратимым изменениям в процессах роста организма. На фоне алкогольной интоксикации могут развиться сахарный диабет и другие эндокринные заболевания. Особенно опасно употребление спиртных напитков подростками в период полового созревания, так как это может привести к остановке и извращенному развитию всего организма.

Огромен вред даже одноразового приема алкоголя подростками.

Тринадцатилетняя Таня Р. приехала из Москвы на летние каникулы в деревню к родственникам. У них в сарае хранилось самодельное вино из яблок. Напиток был приятного вкуса, и Таня выпила около стакана. (Если представить, что это вино было крепостью 10-12 градусов, то девочка выпила около 20-25 граммов чистого алкоголя иди 50-60 граммов водки.) Вскоре она почувствовала резкую слабость, после чего потеряла сознание. В детской больнице, куда ее привезли, состояние девочки было крайне тяжелым. У нее наблюдались судороги, во время которых она выкрикивала бессвязные слова, билась головой о кровать. Девочку с трудом удавалось удерживать в постели. На окружающее она не реагировала, болезненности уколов не ощущала. Дыхание было шумным, клокочущим. Только через шесть часов судороги прекратились, и больная погрузилась в глубокий сон. Постепенно здоровье Тани улучшалось. Однако быстрая утомляемость, вялость, головные боли оставались у нее в течение нескольких месяцев, что говорило о глубоком и стойком поражении не только коры головного мозга, но и всей центральной нервной системы...

На прием к профессору приводят девушку 17 лет с бледным лицом, недоразвитой детской фигурой. Она не знает самых простых вещей. Ее затрудняют вопросы, легкие для 12-13-летних детей. При расспросе матери выясняется, что отец девушки пьет, в их доме часто собираются братья отца, также любители выпить. Ради забавы отец и гости угощали девочку пивом и вином начиная с восьмилетнего возраста. С годами она начала отставать в школе, стала нервной и раздражительной, боязливой, часто кричала по ночам.

Многочисленные наблюдения врачей и педагогов свидетельствуют о резко отрицательном влиянии употребления алкоголя на развитие личности подростка, на его умственные способности, на его успеваемость, дисциплину и уровень нравственных начал.

Результаты работы врачей и педагогов Вены, которые оценивали влияние алкоголя на успеваемость школьников (в процентах), оказались следующими:

 

  Очень хорошая Удовлетворительная Неудовлетворительная
Совсем не пили Получали алкоголь изредка Получали алкоголь регулярно 1 раз в день Получали алкоголь регулярно 2 раза в день Получали алкоголь регулярно 3 раза в день      

 

Французский врач Демме (1895 г.) сообщил об опыте, который был проведен двумя отцами над своими детьми.

В течение нескольких месяцев двум мальчикам во время еды давали выпить виноградного вина, разбавленного водой. Затем такой же срок они обходились без спиртного. В период приема вина дети после наступающего вначале оживления становились затем вялыми, сонливыми. В школе успеваемость у них снижалась, занимались они с трудом, снизилась их способность к заучиванию и пересказу прочитанного, испортился почерк. Значительно ухудшилась память. Мальчики стали допускать много ошибок в математических действиях. В то же время появилось нехарактерное для них равнодушие, беспечность, они не проверяли свои контрольные работы, правильность решений задач. Стали наблюдаться новые черты в характере: дерзость, заносчивость, замкнутость.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...