Организация констатирующего и формирующего экспериментов по формированию нравственных взаимоотношений между супругами
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4
В ходе констатирующего эксперимента мы поставили перед собой цель выявить уровни сформированности нравственных взаимоотношений между супругами. Для этого использовали тест «Самооценка». По результатам тестирования получили следующие результаты: а) Низкий уровень - 13% б) Ниже среднего - 0% в) Средний уровень - 15% г) Выше среднего - 22% д) Высокий уровень - 15% е) Неадекватно высокая - 35% Диаграмма 1. Уровни сформированности нравственных взаимоотношений между супругами
По тесту Тимоти Лири мы определили причины личностных и межличностных конфликтов супругов. Причинами личностных конфликтов были названы: 1. Шкала 4 - Негативное лидерство (подозрительность, обидчивость, самодурство, неудавшееся стремление лидировать) - 48%. 2. Шкала 1 - Желание доминировать (иметь успех, значение в глазах других, распоряжаться) - 20%. . Шкала 3 - Консерватизм (раздражительность, достижение цели любыми средствами; если встречает сопротивление, проявляет агрессию) - 25%. . Шкала 7 - Конформизм (внушаемость, боязнь общественного мнения) - 7%.
Диаграмма 2.Причины личностных конфликтов между супругами
Было отмечено, что консерватизм, стремление доминировать свойственны людям с завышенной самооценкой, в то время как негативное лидерство и конформизм проявляются людьми с низким и ниже среднего уровнем самооценки. Причины межличностных конфликтов супругов: 1. Шкала 4 - Негативное лидерство (подозрительность, обидчивость, самодурство, неудавшееся стремление лидировать) - 58%. 2. Шкала 1 - Желание доминировать (иметь успех, значение в глазах других, распоряжаться) - 23%. . Шкала 5 - Уступчивость (комплекс неполноценности, социальная неприспособленность, ущербная самооценка) - 15%.
. Отрицают наличие конфликта - 4%.
Диаграмма 3.Причины межличностных конфликтов супругов
В сфере межличностных конфликтов так же прослеживается прямая зависимость от самооценки участников. В супружеских парах возникает конфликт, а) когда оба партнера имеют высокую самооценку и стремятся доминировать в отношениях; б) когда оба партнера имеют заниженную самооценку, слишком неуверенны и не находят поддержку друг в друге; в) когда один из партнеров имеет высокую, а другой партнер - низкую самооценку (первый недоволен излишней уступчивостью второго, не желает опекать его, ищет сотрудничества, а не подчинения). По методике «РОП» мы получили, что 56% супругов придают значимость сексуальным отношениям в супружестве, установка на личностную идентификацию с партнером диагностирована только у 23%. Низкий показатель по данной шкале может свидетельствовать об установке супругов на личностную автономию, что является следствием межличностного конфликта. Установка супруга (ги) на реализацию хозяйственно-бытовых функций семьи диагностирована у 38% опрошенных. Это свидетельствует о наличии требований мужа (жены) к участию супруга в организации быта, о большом значении имеют хозяйственно-бытовых умений и навыков партнера. 67% супругов, принимавших участие в исследовании, придают большое значение родительским обязанностям, считают родительство основной ценностью, концентрирующей вокруг себя жизнь семьи. Наличие установки супруга(и) на значимость внешней социальной активности (профессиональной, общественной) для стабильности брачно-семейных отношений мы констатировали у 42% опрошенных. Это показатель значимости для мужа (жены) внесемейных интересов, являющихся основными ценностями в процессе межличностного взаимодействия супругов. Установку супруга(и) на значимость эмоционально-психотерапевтической функции брака мы констатировали у 18% опрошенных. Этот показатель может обозначать значимости для супруга (и) взаимной моральной и эмоциональной поддержки членов семьи, ориентация на брак как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации. Низкий показатель по данной шкале свидетельствует о наличии конфликта в семье. Установку мужа (жены) на значимость внешнего облика, его соответствия стандартам современной моды мы выявили у 59% опрошенных. Это показатель показатель ориентации супруга (и) на современные образцы внешнего облика.
Диаграмма 4.Показатели взаимоотношений между супругами
Вывод: В результате проведенной диагностики, были выявлены «зоны конфликта» каждой семьи. Сравнительный анализ данных по тесту «Самооценка» и личностному блоку теста Т. Лири показал, что большинство внутриличностных конфликтов связано с заниженной или неадекватно высокой самооценкой участников. В свою очередь, внутриличностные конфликты часто порождают межличностные конфликтные ситуации, семейные конфликты. Так, человек с неадекватно высокой самооценкой «подавляет» своего партнера, мало интересуется его мнением, склонен недооценивать его положительные качества. 48% участников эксперимента причиной семейных конфликтов считали «негативное лидерство» своего партнера, 20% - стремление доминировать в отношениях. Люди с заниженной самооценкой склонны к самобичеванию, безынициативны и несамостоятельны. Такой супруг не способен оказать поддержку своему партнеру в сложной ситуации, часто находится в подавленном состоянии, что также приводит к сложностям в семейной жизни. Результаты диагностики по методике «РОП» подтверждают результаты теста Т. Лири. Лишь небольшое количество опрошенных супругов стремятся к личностной идентификации с брачным партнером (23%), расценивают семью, как среду, способствующую психологической разрядке и стабилизации (18%). Все это свидетельствует о наличие семейных конфликтов. Супруги придают большое значение родительским обязанностям, сексуальным отношениям в браке и реализации хозяйственно-бытовых функций. Также, значимыми являются для супругов внешняя, внесемейная социальная активность и соответствие внешнего облика современным образцам.
Итак, проведенное нами исследование подтвердило особую роль нравственно-психологических основ в супружеских отношениях. Для коррекции выявленных в нашем исследовании зон семейных конфликтов, мы разработали программу психологической коррекции нравственных взаимоотношений между супругами (см. стр.39) Цель программы: Психологическая коррекция семейных отношений. Задачи программы: ) исследование психологической проблемы каждой семьи и оказание ей помощи в ее решении; ) изменение неадаптивных стереотипов поведения и достижение адекватной социальной адаптации; ) приобретение знаний о закономерностях жизни семьи как основы для белее эффективного и гармоничного общения; ) содействие процессу личностного роста, реализации человеческого потенциала; ощущению счастья; ) устранение болезненных симптомов; соответствующих различным эмоциональным проблемам.
Таблица 1.Программа психологической коррекции нравственных взаимоотношений между супругами
Примеры упражнений «Кто я?». Инструкция: Возьмите лист бумаги и ответьте на вопрос «Кто я?» несколько раз. После этого участники зачитывают написанное и дают пояснения.
«Контраргументы». Возьмите лист бумаги и поделите его вертикальной чертой на 2 части. Слева в колонку «недовольство собой» запишите все то, чем вы недовольны в, себе именно сегодня, сейчас. Затем, на каждое недовольство приведите контраргументы, т. е. то, что можно противопоставить, чем вы и окружающие вас люди довольны уже сейчас и запишите в колонку «принятие себя». По-окончании задания - совместное обсуждение. «Настроение». Инструкция: «Пусть каждый из вас по очереди займет такую позу, которая отражает его настроение в настоящий момент. «Слепой и поводырь». Эта игра позволяет почувствовать играющему, насколько он может доверять другому человеку и насколько он может брать ответственность на себя. Между двумя, играющими в паре, могут измениться прежние впечатления друг от друга и улучшиться отношения. Инструкция: «Разбейтесь по двое. Один из вас двоих надевает повязку на глаза так, чтобы ничего не видеть. Второй будет ведущим. Когда ты ведущий - ты должен провести «слепого» по помещению так, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно. Это упражнение выполняется молча, без слов». После выполнения упражнения участники меняются ролями. Обсуждение: Как ты чувствовал себя, когда был «слепым»? Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно? Знал ли ты все время, где ты? Как ты себя ощущал в роли поводыря? Что ты делал, чтобы вызвать и укрепить доверие своего партнера? Когда тебе было лучше: когда ты вел или когда тебя вели? Скульптура «Недоверие-доверие». Выбирается один участник, по желанию, который будет «глиной», из которого другой участник - «скульптор» лепит скульптуру под названием «Недоверие». Затем ведущий обращается к участникам: «Что в скульптуре говорит нам о недоверии и что можно сделать, чтоб она стала скульптурой «Доверие»?» Участники группы показывают на «глине», какие изменения они предполагают сделать для этого. «Подарок». Участники встают в круг. Инструкция: «Сейчас мы будем делать подарки друг другу. Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, ежика, гирю, цветок и т. п.)». «Испуганный ежик». Участники работают в паре. Один участник изображает испуганного ежика, свернувшегося в клубок. Задача другого - пытаться соответствующими жестами, словами установить контакт с «ежиком», успокоить его и заслужить доверие, чтобы он развернулся. Обсуждение: Что вы чувствовали, когда были ежиками, а когда были людьми? Как пытались установить контакт, вызвать доверие ежика? Что было трудным? Что помогло? В каких ситуациях ты ведешь себя подобно ежику? Что тебе помогает установить контакт в реальных ситуациях?
«Линии». Упражнение позволяет потренироваться в выражении своих эмоций в символической, образной форме. Инструкция: «Сейчас мы попробуем передавать свои чувства не рисуя ничего конкретного, только простые линии. Нарисуйте счастливые линии…грустные линии…злые линии…усталые линии…тревожные линии». «Живые руки». Это невербальное упражнение исследует чувства, возникающие в результате прикосновений. В комнате расставляются стулья в 2 ряда. Все рассаживаются по парам с завязанными глазами. (Чтобы лучше сосредоточиться на ощущениях). Сидя лицом к партнеру, нужно познакомиться с ним только руками, касаясь ими его рук. Боритесь руками, миритесь руками. Затем попрощайтесь руками и снимите повязку с глаз. Обменяйтесь друг с другом в течении нескольких минут своими впечатлениями. «Материализация нежности». Инструкция: «Представьте себе, что нежность живая, - что бы она делала с вами? Пусть каждый подумает, если бы нежность меня гладила, то как бы она это делала?.. Если бы она держала меня за руку?.. Если бы она обнимала меня?.. Если бы она смотрела мне в глаза?.. Участники работают в паре. Одна пара встает в центр круга. Ведущий объясняет: «Пусть твой партнер будет твоей нежностью и сделает то, что ты сейчас представлял. Научи свою «нежность», где должна быть ее рука, смотрит ли она в глаза, если она тебя гладит, то как движутся ее руки? Правильно ли она делает, нежность ли это? Покажи ей сам как нужно, как ты себе представляешь нежность». Участники по очереди становятся «нежностью» друг друга. Затем в центре круга может быть другая пара. «Старые фотографии». Для данного упражнения заранее отбираются старые фотографии участников (связанные с их совместными мероприятиями, праздниками…). Все фотографии перемешиваются. Ведущий берет фотографии по одной и предлагает участникам, которым они принадлежат, вспомнить, когда они были сделаны, в связи с чем, их чувства в тот момент… Ролевая игра «Разрешение конфликта». Обыграйте данные ситуации, используя один из вариантов выхода из конфликтной ситуации. Жена просит Вас выйти в магазин за хлебом, а по телевизору идет Ваш любимый фильм. Вы увидели свою жену в кафе с другим мужчиной. Вы узнали, что Ваш муж Вам солгал и уличаете его во лжи. Вы считаете, что Ваша жена тратит слишком много денег. Вы считаете, что Ваш муж больше времени проводит с друзьями, чем с Вами. По окончании - совместное обсуждение. «Сравнение ценностей». Данная методика, основанная на системном, подходе, предполагает, что любые взаимоотношения в семье могут быть рассмотрены как целостные. Методика определяет ценности и социальные роли как неотъемлемую часть социально-психологического процесса и построена на восприятии и взаимных объяснениях членов супружеской пары или семьи. Она направлена на выявление ценностей, влияющих на внутрисемейные взаимоотношения, и дает возможность как психологам, так и клиентам получить доступ к проблемам, сходствам, различиям и взаимодополняющим позициям, существующим в данной семье. Данная методика наиболее эффективна для помощи членам семьи в эффективном общений друг с другом; прояснения подозрений по поводу того, что кто-то кого-то не ценит; подозрений в манипуляции. Каждому из членов группы дается индивидуальное домашнее задание, которое затем обсуждается на последующих встречах. Он должен подумать, какие ценности наиболее значимы для данного человека, и приготовить два списка ценностей. Один список - собственные ценности клиента, другой список представляет ценности партнера с точки зрения клиента. Ценности необходимо расположить в порядке их важности. Не существует никаких ограничений по содержанию ценностей. Клиенты не должны обсуждать списки до того, как клиенты встретятся у психолога. На последующей встрече клиентов просят прочитать составленные ими дома списки вслух» а затем психолог записывает их на один лист для того, чтобы они были удобны для сравнения. Затем участники сравнивают представленные списки и размышляют над следующими вопросами: возможный источник ценностей, противоречия между списками и внутри каждого списка, различия в содержании списков, как клиенты воспринимают ценности других и т. д. После составления общего списка и его обсуждения клиентов просят рассказать о своих впечатлениях, которые сформировались от знакомства со списками партнера. Клиенты не должны критиковать позиции друг друга, их задача - посмотреть на ценности другого человека с его точки зрения и со своей. «Строим город». Лист ватмана или стекло покрывается слоем пластилина. Участники, разбившись на пары, выбирают себе на ватмане небольшую территорию и обводят ее. Это их дом. Они что-то строят на своей территории из пластилина. Затем эти территории соединяются в один город. Цель этого этапа - активизация взаимодействия между участниками группы. Дороги строятся компактно, с заходами в соседние дома, таким образом создавая единую сеть коммуникаций, социальных связей. Такой навык строить взаимодействие, создавать круг друзей поможет им в будущем получать поддержку друг друга и строить новые связи. Таким образом, после проведения занятий с супругами мы провели повторную диагностику с экспериментальной группой (10 человек). Выводы: по тесту «Самооценка» мы видим снижение неадекватно высокой самооценки с 35% до 3%,значительным показателем становится средний уровень самооценки - 45% (см. диаграмму 5). В результате сравнительного анализа результатов I и II этапов диагностики по тесту Тимоти Лири на выявление причин личностных и межличностных конфликтов супругов видно снижение доминирования (10%), зависимости (0%), конформизма (3%), наблюдается повышение уверенности в себе (30%), консерватизма (30%), уступчивости (5%), отзывчивости (22%) (см. диаграмму 6). После проведения формирующего эксперимента по методике «РОП» наметилось снижение шкалы, позволяющей судить об отношении супруга (и) к родительским обязанностям (58%), а также шкал, отражающей установку супруга(и) на значимость внешней социальной активности (профессиональной, общественной) для стабильности брачно-семейных отношений (32%) и шкалы, отражающей установку мужа (жены) на значимость внешнего облика, его соответствия стандартам современной моды (20%). Мы видим увеличение шкалы, отражающей установку мужа (жены) на личностную идентификацию с брачным партнером (43%), а также шкалы, измеряющей установку супруга (ги) на реализацию хозяйственно-бытовых функций семьи (45%) и шкалы, отражающей установку супруга(и) на значимость эмоционально-психотерапевтической функции брака (43%) (см. диаграмму 7).
Диаграмма 5
Диаграмма 6
Диаграмма 7
. Шкала значимости сексуальных отношений в супружестве 56% . Шкала, отражающая установку мужа (жены) на личностную идентификацию с брачным партнером 43% . Шкала, измеряющая установку супруга (ги) на реализацию хозяйственно-бытовых функций семьи 45% . Шкала, позволяющая судить об отношении супруга (и) к родительским обязанностям 58% . Шкала, отражающая установку супруга(и) на значимость внешней социальной активности (профессиональной, общественной) для стабильности брачно-семейных отношений 32% . Шкала, отражающая установку супруга(и) на значимость эмоционально-психотерапевтической функции брака 43% . Шкала, отражающая установку мужа (жены) на значимость внешнего облика, его соответствия стандартам современной моды 20%
Заключение
Проблема супружеских отношений, иначе говоря семейная проблематика, в последние десять лет занимает в отечественной психологической науке весьма заметное место. Из года в год растет число выполняемых исследований и публикаций, проводятся специальные симпозиумы, успешно защищаются диссертации, делаются доклады на конференциях самой разной направленности. Научная и практическая значимость семьи как объекта психологического исследования и воздействия предопределяет и дальнейший рост внимания к этой теме. Конечно, крайне трудно предвидеть, какие именно аспекты института семьи и семейных отношений окажутся в ближайшее время в центре внимания исследователей. Предсказания достаточно авторитетных международных источников указывает в качестве наиболее вероятных, с точки зрения приоритетности, на темы, связанные с нетрадиционными формами семейной организации (подростковые браки, браки по расчету, браки по контракту), с обеспечением качества брака и на ряд других. Такие прогнозы вызваны определенными изменениями, происходящими сейчас с самим институтом семьи. Наиболее важным, с точки зрения многих исследователей является факт изменения отношений между семьей и личностью. Если раньше включенность в семью была необходимым фактором социального и даже физического выживания, то сейчас это обеспечивает удовлетворение других, более высоких потребностей. Относительная свобода индивида от семьи, особенно в случае осознания этой свободы, приводит к изменению характера восприятия человеком своих семейных отношений - наиболее важными как субъективно, так и объективно, становятся не родственные, как бы заданные, не зависящие от воли субъекта связи, а отношения между супругами, являющиеся результатом свободного выбора. Именно супружеские отношения становятся центральными с точки зрения оценки своей семьи как успешной или неспешной, они в максимальной степени влияют на качество брака. Принципиальным для семьи является вопрос семейной индивидуализации, то есть выработки своего собственного стиля супружеского общения, включающего в себя способы контактов с окружающими, принятия решений, методов преодоления разногласий и выхода из кризиса и т. д. В последнее время, когда обсуждаются основные изменения, которые должны быть достигнуты в нашем обществе, одним из главных из них называется гуманизация отношения людей друг к другу[9]. Гуманизация должна охватить как официальные, так и неофициальные взаимосвязи людей на производстве, в сфере обслуживания, в учебных и лечебных учреждениях и еще в большей степени - в семье, супружеских отношениях. И в этом плане на психологическую науку ложится большая ответственность. Она должна через все доступные ей каналы (участие в подготовке и переподготовке врачей, педагогов, руководителей различных рангов, работников сферы обслуживания, народные и родительские университеты, службу семьи и т. п.) давать знания людям всех возрастов о личности, о характере человека, о закономерностях межличностного взаимодействия. Исследования межличностных супружеских отношений, проведенные как отечественными, так и зарубежными специалистами, убеждают нас в одном: невозможно насильно сделать людей счастливыми, но разработанные специалистами и апробированные методики психодиагностики супружеских отношений убеждают в главном: можно помочь супружеским парам уцелеть в семье, которой они еще дорожат, дать друг другу еще один шанс начать все сначала.
Список литературы
1. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. - М.: Политиздат, 1985. - 263 с. 2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. - М.: Мысль, 1993. - 175 с. 3. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни: Дисс…. канд. психол. наук. - М., 1995. - 250 с. 4. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1987. - N2. 5. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Проспект, 1996. - 355 с. 6. Антонюк Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи: Автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 1992. - 24 с. 7. Бейкер К. Теория семейных систем М. Боуена //Вопросы психологии. - 1991. - N6. 8. Бендлер Р., Гриндер Дж., Сатир В. Семейная терапия. - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1993. - 128 с. 9. Бодалев А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения // Вопросы психологии. - 1989. - N6. С. 74-75. 10.Бойко В.В. Малодетная семья (социально-психологический аспект). - М.: Мысль, 1988. - 24 с. 11.Боуэн М. Духовность и личностно-центрированный подход // Вопросы психологии. - 1992. - №3 - 4. С. 24 - 33. 12.Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. - СПб.: Речь, 2001. - 144 с. 13.Витек А. Проблемы супружеского благополучия. - М.: Наука, 1988. - 266 с. 14.Волкова А.Н., Трапехникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений // Вопросы психологии. - 1985. - N5. 15.Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 1999. - 224 с. 16.Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е. Социально-психологические исследования семьи: проблемы и перспективы // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. - 1985. - № 4. С. 10 - 20. 17.Голод С. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. - Л.: Мысль, 1984. - 325 с. 18.Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи \\ Социологические исследования. - 1982. - №2. С. 88-93. 19.Гуслякова Л.Г. Кувшинникова В.А. Семья в представлениях молодежи: Семья как объект социальной работы // Социальная работа. - Вып. 7. - 1993. С. 24. 20.Елизаров А.Н. Введение в психологическое консультирование: Учебное пособие. - М.: МГОПУ им. М.А. Шолохова, Институт сферы социальных отношений, 2002. - 284 с. 21.Игровая семейная психотерапия / Под ред. Шеффер Ч., Кэри Л. - СПб.: Питер, 2000. - 384 с. 22.Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Вопросы психологии. - 1983. - № 3. С. 83 - 89. 23.Кернберг О. Отношения любви: Норма и патология. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2000. - 278 с. 24. Клочко В.Е. Персонификация ценностей как механизм нравственного воспитания // Пути формирования нравственных основ личности школьника. Проблемы. Методика. Опыт: Тезисы конференции. - Барнаул, 1997. С. 234 - 236. 25. Клочко В. Саморегуляция мышления и ее формирование. - Караганда: Изд-во КГУ, 1987. - 94 с. 26. Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Самореализация личности: системный взгляд. - Томск: ТГУ, 1999. - 154 с. 27.Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Синергетика как новое мировоззрение: диалог с И. Пригожиным // Вопросы философии. - 1992. - № 12. С. 3 - 20. 28.Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информационно-методические материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - 164 с. 29.Котовская М.Г., Шалыгина Н.В. Сделает ли российская женщина счастливым своего мужа? // Социологические исследования. - 1995. - № 4. 30.Крайг Г. Психология развития. - СПб.: ВЕЧЕ, 2000. - 422 с. 31.Кратохвил С. Психология семейно-сексуальных дисгармоний. - М.: СФЕРА, 1998. - 256 с. 32.Крыгина Н.Н. Диагностика супружеских и детско-родительских отношений. Учебное пособие. - Магнитогорск, 1999. - 88 с. 33.Куликова Н.И. и др. Молодая семья: пути решения проблем // Материалы и научные доклады 1 международной научно-практич. Конференции, посвященной 10-летию становления профессиональной соц. работы в России. Т. 1. - Новосибирск, 2001. - 454 с. 34.Куприянчик Л. Психология любви. - М.: Проспект, 1998. - 178 с. 35.Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. - СПб.: ВЕЧЕ, 1998. - 250 с. 36.Левкович В.П., Зуськова О. Э. Методика диагностики супружеских отношений. // Вопросы психологии. - 1987. - N4. 37.Мужчина и женщина в современном мире: меняющиеся роли и образы. - М.: Мысль, 1999. - 262 с. 38.Навайтис Г. Семья в психологической консультации. - М.: Московский психолого-социальный ин-т, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1999. - 224 с. 39.Обозова А.Н, Штильбанс В.И. Аксиомы супружества (Психология супружеских отношений). - Л.: Наука, 1984. - 288 с. 40.Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Диагностика супружеских затруднений // Психологический журнал. - Т. 3. - 1982. - № 2. С. 147-151. 41.Олейник Ю.Н. Исследование уровней совместимости в молодой семье // Психологический журнал. - 1986. - Т. 7. - N2. 42.Панкова Л.М. У порога семейной жизни. - М.: Просвещение, 1991. - 116 с. 43.Пезишкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. - М.: Смысл, 1993. - 332с. 44. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1996 - 512 с. 45.Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с. 46.Пэйдж С. Супружеская жизнь: путь к гармонии. - М.: Просвещение-АСТ, 1995. - 357 с. 47.Савинов Л. И. Семья и общество: история, современность и взгляд в будущее. - Саранск, 1992. - 264 с. 48.Сатир В. Вы и ваша семья. - М.: Апрель Пресс, ЭКСМО-Пресс, 2001. - 302 с. 49.Семья в представлениях современного человека. - М.: Просвещение, 1990. - 394 с. 50.Семья на пороге XXI века. - М.: Наука, 1999. - 376 с. 51.Скиннер Р., Клинз Дж. Семья и как в ней уцелеть. - М.: Прогресс, 1995. - 352 с. 52.Столин В.В. и др. Опросник удовлетворенности браком // Вестник Московского ун-та. Сер. 14. Психология. - 1984. - N2. C. 54-61. 53.Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М.: Просвещение, 1993. - 219 с. 54.Тащева А.И. Образы идеальных и реальных партнеров по браку и детей в семье // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Иваново, 2002. С. 47 - 51. 55.Трофимова Ю.В. Общепсихологический подход к изучению семьи // Социальная работа в Сибири: Материалы научно-практической конференции. - Новосибирск, 2004. - 413 с. С. 93-104. 56.Тюгашев Е.А., Попкова Т.В. Семьеведение: Учебное пособие. - Новосибирск: СибУПК, 2002. - 183 с. 57.Фримен Д. Техники семейной психотерапии. - СПб.: Питер, 2001. - 384 с. 58.Харчев А.Г. Брак и семья в СССР. - М.: Мысль, 1979. - 248 с. 59.Чудова С.. Планирование семьи: Методические рекомендации к курсу. - Барнаул, 1998. - 52 с. 60.Шапиро Б.Ю. От знакомства - к браку. - М.: Просвещение, 1989. - 166 с. 61.Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. - Л.: Медицина, 1990. - 469 с. Приложения Приложение 1
Тест Тимоти Лири Техника проведения: Данный опросник может быть применен для изучения психологической совместимости двух и более людей, анализ причин конфликтов, взаимных уступок, предпочтений, ожиданий. Испытуемый отвечает на опросник несколько раз с другими инструкциями, например: «Я», «Идеальное «Я», «Моя жена», «Мой идеал жены». Эту же работу выполняет партнер испытуемого. При индивидуальном обследовании каждому испытуемому выдается текст опросника и ответный бланк, при групповом - каждому испытуемому выдается ответный бланк, а стимульный материал зачитывается психологом, причем на каждый ответ дается 5-8 секунд. Перед проведением тестирования следует обратить внимание испытуемых на то, что утверждения опросника сформулированы в третьем лице, и от них требуется умение взглянуть на себя со стороны. Затем происходит подсчет результатов и построение профиля личности испытуемого. Пример такого профиля приведен на рисунке.
Для составления профиля личности испытуемого подсчитывается количество утверждений, отнесенных к себе тестируемым, по каждой из восьми шкал в отдельности. Первая степень выраженности свойства по этой шкале характеризует адаптивный вариант поведения, третья степень - дезадаптивный вариант. Диапазон проявления свойств делится приблизительно на 3 зоны: первая от 0 до 6; вторая от 7 до 11; третья от 12 до 16. Интерпретация: Данное описание характеризует высокую степень выраженности каждого свойства, что встречается не так часто. Шкала 1. Доминирование. Экспансия власти: чем ее больше, тем лучше, желание иметь вес, значение в глазах других, иметь успех, распоряжаться. Мотивация борьбы, агрессии, завоевания. Тщеславный тип лидера. Шкала 2. Уверенность в себе; эгоцентризм, независимость, эгоистический рационализм (деловитость в отношении всего, что может принести благополучие лично ему, активный выбор себе полезного, в отношении же другого - равнодушие.) В отношениях с другими людьми - дипломатия; уступки, если это даст положительный личный результат, и сопротивление, если это угрожает личному покою и комфорту. Лидер эгоистичный, честолюбивый. Шкала 3. Консерватизм. Ригидность реакций, сила воли, настойчивость в достижении цели - любыми средствами; открыт, прямолинеен, раздражителен; если встречает сопротивление, проявляет агрессию, недружелюбие, гнев. Не идет на уступки и компромиссы, упрям из принципа. Тип лидера авторитарный. Отсутствие эмпатии, садистские тенденции. Шкала 4. Негативный, неудавшийся лидер. Всегда в оппозиции, недоверчив, сопротивляется любому влиянию, постоянно отстаивает свою позицию, даже если на нее никто не посягает. Борьба, но не активная, а оборонительная. Тайное тщеславие, подозрительность, мстительность, обидчивость, самодурство. Шкала 5. Уступчивость. Комплекс вины и неполноценности, социальная неприспособленность и ущербная самооценка. Самобичевание, неинициативность, робость. Шкала 6. Зависимость. Незрелость, инфантильность, несамостоятельность. Поиск опеки сильных лиц, руководства, помощи: ведомый, антидоминантный. Шкала 7. Конформизм. Ориентация на мнение окружающих, боязнь общественного мнения, поиск социального одобрения, внушаемость. В группе общителен, сонастраивается со всеми, активно сотрудничает с лидером; если оказывается лидером, то демократического типа. Шкала 8. Отзывчивость. Эмпатия, эмоциональная реактивность, чувствительность к поведению других. Умение сопереживать, альтруизм. Служение идеалу или идолу, самоотдача, бескорыстие - материнский тип отношений с людьми. Опека над слабыми и беззащитными. Человек совестливый, обязательный, исполнительный. Дорожит мнением окружающих. Приложение 2
Тест «Самооценка» Инструкция: Каждый человек имеет определенные представления об идеале, наиболее ценных свойствах личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа. ЭТАП I . Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, Ш, IV. . Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для Вас лично, которым Вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их каждый решает сам. . Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств - и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств. (Выписывать нужно только сами качества, а не их определения). ЭТАП II Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально. Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему я четвертому. Обработка: 1. Подсчитывается количество «реальных» качеств - Р. 2. Подсчитывается количество «идеальных» качеств - И. . Вычисляется их процентное соотношение. 4. Результат сопоставляется с оценочной шкалой.
Психодиагностическая шкала
Приложение 3
Методика «РОП» Волковой А. Н. Оснащение: . Два набора по 36 карточек из плотной бумаги, (картона). На каждую карточку наносится номер и текст суждения (см. приложение). . Два набора по 4 карточки-классификатора с одной из следующих надписей на каждой: «Полностью согласен», «В общем это верно», «Это не совсем так», «Это неверно». Порядок работы: Супругам предлагается самостоятельно ознакомиться с набором утверждений, соответствующих их полу, и со следующей письменной инструкцией: «Уважаемый товарищ! На предложенных Вам карточках напечатаны различные утверждения о браке, семье, отношениях мужа и жены. Перед Вами лежат четыре карточки с напечатанными вариантами ответов: «Полностью согласен», «В общем это верно», «Это не совсем так», «Это неверно». Внимательно читая каждое утверждение,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|