Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программно-целевой метод в прогнозном обосновании и его оценка




Программно - целевой метод в управлении региональным развитием — это система научно-методических мероприятий, которое обеспечивает решение проблем межотраслевого и межрегионального характера путем увязывания целей с ресурсами. Его применение предусматривает:

· наличие проблемы и определение цели;

· выделение системы, которая реализует цели; разработку комплексной программы развития системы;

· создание механизма организационной формы реализации комплексной программы.

Применение программно-целевого метода в управлении региональным развитием связанное, прежде всего с фиксацией и анализом системы долгосрочных целей социально-экономического развития региона. Определение, анализ и учет целей всех взаимодействующих организаций в ходе разработки программы социально-экономического развития региона — обязательное условие сбалансированного согласования интересов разных хозяйственных звеньев, выявление местных резервов и инициатив. Необходимость усиления целевого подхода в управлении региональным развитием обусловленная и таким важным фактором, как развитие социальной сферы.

В территориальном управлении программно-целевой метод предусматривает складывание структуры целей развития хозяйственного комплекса региона. Общей в этой структуре есть цель «развитие социально-экономической системы региона». Она включает такие под целые:

· удовлетворение потребностей жителей района;

· усовершенствование социально-экономической структуры региона;

· развитие природно-хозяйственного потенциала региона;

· эффективное выполнение государственных заказов,

· которые касаются развития областей специализации региона.

Любая из перечисленных подцелей детализируется подцелями соответственно содержанию деятельности региона. Например, подлежащего «координация развития капитального строительства» включает: обеспечение согласованного развития мощностей подчинительных строительно-монтажных организаций, которые действуют на территории; обеспечение согласованного развития мощностей предприятий промышленности строительных материалов и конструкций; обеспечение согласованного развития мощностей проектных организаций, которые обслуживают капитальное строительство. Подлежащего «рациональное использование трудовых ресурсов района» конкретизируется в направлениях обеспечения: рационального распределения и перераспределения трудовых ресурсов по областям и сферам деятельности в зависимости от хозяйственного и социального значения; прироста трудового потенциала территории за счет проведения согласованной профориентации среди молодые, а также за счет внешних источников.

· Условием принятия управленческих решений на региональном уровне есть наличие:

· внешних связей территориальной единицы «по входам»,то есть по выполнению государственных заказов и по ресурсам;

· разнородных объектов управления и показателей, которые их характеризуют;

· достаточно тесных взаимосвязей между объектами управления, то есть межотраслевых взаимодействий;

· организационно-хозяйственных систем на территории которые относятся к разный ведомствам, которые часто выполняют однородные функции производства или реализации одних и одних и тех же продуктов.

Принятие решения из тех или других вопросов предусматривает разработку мероприятий, которые гарантируют согласованность:

· между потребностями населения в предоставлении услуг и фактическом обеспечении соответствующим видом конечной продукции;

· между потребностями предприятий и организаций, которые действуют на территории, в услугах строительно-монтажных организаций и суммарной мощностью последних;

· между суммарными потребностями предприятий и организаций, которые действуют на территории, в тепло энергоснабжении и мощностями предприятий и источников тепло энергоснабжение;

· между объемами производства сельскохозяйственной продукции и мощностями предприятий по ее сохранению и переработке;

· между потребностями территории в трудовых ресурсах определенного качества и количества и их фактическим наличием;

· между капитальными вложениями в производственную и непроизводственную сферы данной территориальной единицы; дои на стадии реализации плана развития территории.

Важное значение имеет также преодоление ведомственного подхода к развитию объектов производственной инфраструктуры с целью предотвратить распылению средства.

Этот перечень мероприятий характеризует направления дальнейшего усовершенствования территориального управления. Его реализация и есть по сути целью применения программно-целевого метода в управлении природопользованием и социально-экономическим развитием региона.

Формы реализации программно-целевого метода в территориальном управлении могут быть разными. Использование метода в период прогнозных исследований в разработках дает возможность:

· обеспечить комплексность анализа проблем развития территорий;

· учесть перспективные целевые установки и приоритеты очередности развития регионов;

· определить наиболее эффективные варианты размещения производств и движения трудовых ресурсов в административно-территориальных единицах.

Практической формой применения программно-целевого метода в управлении есть разработка и реализация целевых комплексных программ по проблемам природопользования и социально-экономического развития регионов. Разработку региональной программы начинают из постановки целей развития региона. Поскольку цели неразрывно связанные со средствами, то они являются взаимозаменяемыми: цель, которая достигнута, становится средством достижения следующей цели. Определяя цель, надо предусмотреть результат от ее достижения с помощью определенных средств и в определенные сроки. При определении цели уточняют реальные возможности ее достижения и имеющиеся ресурсы.

Главная составная региональной программы — ресурсы. Они характеризуют затраты, связанные с реализацией программы, и есть ее внешними параметрами. Наименьшие структурные компоненты программы, которые обеспечивают интеграцию ресурсов, видов деятельности за признаком общности их целевого назначения и образование логически законченного объекта, называют его элементами.

Комплекс элементов программы реализуется с помощью разных вариантов программных мероприятий. Эта вариантность отображается в структуре программной матрицы. Она дает возможность взаимно ввязывать ресурсы, элементы, подпрограммы, подать в унифицированном виде содержание и результаты программы, осуществлять сравнение, оценку и выбор наиболее эффективного ее варианта за разными критериями. Наиболее обобщающими из этих критериев есть:

· минимум времени на реализацию программы при заданных ограничениях на ресурсы и фиксированных конечных показателях;

· минимум затрат на реализацию программы при фиксированных ее конечных показателях и времени реализации;

· минимум отклонения конечных программных показателей от установленных нормативов при фиксированных затратах и времени реализации.

Для отображения детальных взаимосвязей между целями и ресурсами составляют ресурсно-целевые матрицы, в которых сравнивают программные показатели с целевыми нормативами и потребностями в ресурсах.

Программно - целевой метод применяют при разработке комплексных программ развития областей, административных районов, больших и средних городов.

Метод прогнозирования. На основе прогноза разрабатывают стратегию улучшения характеристики объекта управление. Прогноз это предусмотрения, нужны для формирования программы дои на перспективу.

Главные задачи прогнозирования:

· анализ и оценка социальных, экономических, экологических и научно-технических процессов и тенденций;

· определение узловых проблем социально-экономического развития и экологической ситуации и оценка действия этих тенденций в будущем,

· предусматривание новых социально-экономических ситуаций и новых проблем;

· выявление возможных альтернатив развитию в перспективе и обоснование выбора той или другой возможности с целью принятия рационального управленческого решения.

В практике управления используют прогнозы:

· демографические по стране в целом и по регионам;

· естественных ресурсов по основным группам;

· изменений в биосфере как естественной среде жизнедеятельности человека;

· развития науки и научно-технического прогресса, возможностей реализации их достижений на практике для решения комплексных межотраслевых проблем;

· изменения социальной структуры население, оценки социального становления и социальной активности разных групп населения, основных изменений образа жизни людей;

· экономические;

· воспроизведение национального богатства, прежде всего основных фондов (производственных и непроизводственных и необходимых для этого капитальных вложений);

· формирование непроизводственных потребностей населения и пути их удовлетворения, повышение материального и культурного уровней жизни население;

· развитие сфер хозяйства страны и взаимосвязанных комплексов а также отдельных областей производства;

· хозяйственной динамики, хозяйственных пропорций;

· развития экономического механизма и системы управления хозяйственным комплексом страны;

· развития экономических районов страны и межрайонных экономических связей;

· развития мирового хозяйства и внешнеэкономических связей страны. Указанные направления прогнозирования взаимосвязанные и взаимообусловленные.

Прогноз в целом — это поиск ответа на вопрос: которыми будут наиболее возможные изменения определенного показателя или данной экономической системы в целому при определенных условиях? Относительно региона речь идет об определении условий, параметров развития, характеристик внешнего для региональной системы среды. Задача состоит в разработке сценария социально-экономического развития, которое грунтуется на системе гипотез относительно целей и задач развития региона с определением ресурсов и сроков достижения целей. В соответствии с сценарием, система регионального прогнозирования должна быть целостной и иметь сложную структуру. Последняя состоит из взаимосвязанных и подчиненных определенной иерархии блоков и компонентов естественного, экономического, социального и технического характера.

Любой региональный прогноз должен выходить из изменений соотношений. Поэтому важно определить явления, которые происходят в времени. Прогнозирование использует триединую временную систему анализа явлений: тех, что были в прошлом, наблюдаются теперь и предполагаются в будущем. Анализ минувших явлений дает возможность установить постоянные тенденции изменения естественной среды, а также некоторые главнейшие социально-экономические тенденции развития региона. За явлениями, которые наблюдаются теперь, оценивают современное состояние региона. На будущее прогнозируют, прежде всего, обеспечения потребностей региона в ресурсах.

Вторым важным в региональном прогнозировании шагом есть преодоление барьера много измеримости. Для этого следует использовать:

· декомпозиционные приемы, то есть деление целого на части, которые более простое изучать, рассчитывать;

· простые показатели, которые характеризуют определенную сумму важных прогнозных факторов;

· агрегованние, то есть сведение нескольких показателей до одного.

Региональное прогнозирование может опираться на постоянные связи — пространственные, структурные и временные.

· Сценарий регионального прогнозирования сводится:

· к определению целей, объекта, территории прогноза, типов прогнозных систем и функционального назначения составных их блоков;

· к выбору прогнозных факторов;

· к определению плотности связей и типа зависимостей между факторами и объектами прогноза, значение и силы влияния побочных факторов;

· к региональному анализу локализации объектов, явлений и процессов,

· к определению соотношений их площадей, отличий в интенсивности и направленности развития процессов и явлений;

· к определение расчетных сроков прогноза;

· к выбору методов прогнозирование и количества прогнозных вариантов для обоснования оптимального варианта; проверки достоверности прогноза.

Любой прогноз, тем более долгосрочный, может приближаться к наилучшему сценарию перспективного периода развития региона, учитывать неопределенность будущей ситуации в зависимости от целей, ресурсов, оценок возможности того ли другого аспекта развития в отраслевом и региональном отношениях. Итак, прогноз в стратегическом управлении должен быть вариантной.

Вариантность прогноза следует понимать как разработку максимального количества гипотез относительно тех или других предложений относительно динамики и соотношений важных факторов и условий социально-экономического развития региона. Анализ разных вариантов в границах такого сценария дает возможность выбрать один из них, которое наибольшее отвечает целям общего регионального развития. Комбинация наилучших вариантов из отдельных сценариев, вероятно, и даст рациональный вариант социально-экономического развития региона на перспективу.

Горизонт прогнозирования задается сроками достижения целей. Отсюда прогнозы могут быть краткосрочными (до 3 лет), среднесрочными (5-7 лет) и долгосрочными (10 и больше лет).

С учетом особенностей прогнозирования регионального развития процесс прогнозирования можно поделить на пять относительно самостоятельных этапов:

1. Разработка основных гипотез развития региональной социально-экономической системы на перспективу соответственно его целям иd задач. Складываются сценарии, которые на следующем этапе будут предметом анализа и оценки следствий регионального развития соответственно конкретным условиям.

2. Системный анализ развития экономики региона на перспективу на основе сценариев, который дает возможность обнаружить влияние изменений определенных факторов на региональное развитие отдельных областей и хозяйства в целом.

3. Разработка прогнозов развития отдельных областей и сфер регионального хозяйства на основании показателей, определенных во время анализа. При этом совокупность областей разделяют на две группы: области общегосударственной специализации и комплектующие. Автономное прогнозирование осуществляют также для непроизводственной сферы. В результате такого прогнозирования можно определить варианты развития отдельных областей и параметры функциональных сфер в регионе.

4. Определение траекторий хозяйственного возрастания отдельных регионов. Практически задача внутренне регионального прогноза сводится к определению наилучшего варианта территориального распределения производственных ресурсов и производства отдельных видов продуктов.

Территориальное прогнозирование, осуществленное на основе отраслевых разработок с учетом местных условий, служит основой для разработки сценариев хозяйственного развития данной территории. Эти сценарии анализируются в рамках общего регионального прогноза для определения обобщенной траектории регионального развития.

Анализируется также обратная реакция территориальных траекторий на развитие всего регионального хозяйственного комплекса.

5. Определение параметров и сроков перспективного развития производства отдельных важных видов продукции в натуральном выражении. На этом этапе готовятся условия для перехода от общего прогноза развития региона в целом, отдельных административно-территориальных единиц и областей к разработке системы мер по реализации целей регионального развития.

В зависимости от направления исследования используют два общих подхода к прогнозированию — генетический (поисковый, исследовательский) и целевой (нормативный, программный). При генетическом подходе, исходя из тенденций, которые сложились, прогнозируют результаты перспективного развития. Генетическое прогнозирование означает предусматривание будущего состояния объекта изучения. Это предусматривание грунтуется на современных представлениях о возможностях его развития. Целевой подход связан с поиском рациональных направлений влияния на те или другие условия развития объекта для достижения поставленных целей. Прогнозное исследование в этом случае ведется от будущего к настоящему времени, исходя из определенных желательных результатов. Прогнозируются также средства их получения.

Сравнением результатов генетического и целевого прогнозирования можно обнаружить отличия между желательным и возможным состояниями объекта управления. Для уменьшения расхождения между данными, полученными при генетическом и целевом прогнозировании, нужный цикл итераций, в результате которых будет найден путь решения выявленной проблемы.

Метод экспертизы. Экспертиза — это научный метод проверки качества всех стадий разработки проектов и смет, методологии и методов прогнозирования, ее проводят для повышения эффективности развития производства и лучшего его размещение, определение приоритетных направлений капитальных вложений по областям, предприятиях, региональных комплексах с учетом необходимости обеспечение рационального природопользования.

Для эффективного применения метода экспертизы первоочередного значения приобретает разработка таких взаимосвязанных проблем:

а) определение дефектов понятийной базы территориальной организации хозяйства страны на основе разработанной классификации понятий. Классификация выдвигается на первый план потому, что в результате ее проведения могут быть определенные типичные недостатки пространственной информации, а также намеченные пути устранения причин их возникновение;

б) выявление погрешностей в информационной подготовке, которые возникают как результат недостатков учета взаимосвязей (взаимопереходов) понятий, на которые она опирается;

в) поиск путей развития методов экспертизы регионального развития на основе обобщения результатов, которые полученные при исследовании предшествующих проблем.

Метод экспертизы можно использовать для оценки программно-прогнозных обоснований и проектных решений развития интегральных систем типа «население — хозяйство — природа», выявление возможных «погрешностей против местности» в информации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...