Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тем не менее, реализация этой реформы намечена на сентябрь-октябрь 2017 года.

ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Дорогие выпускники, студенты Томского политехнического университета и все неравнодушные лица. Руководство университета в лице Чубика П.С. затеяло глобальную реорганизацию ТПУ (текст предлагаемой реформы приведен в Приложении 1). По нашему мнению, первыми результатами этой уже четвертой с 2010 года реформы будет накаленная обстановка и озлобление трудового коллектива, массовые увольнения профессорско-преподавательского и учебно-вспомогательного персонала, что, как следствие, приведет к полному разрушению ТПУ как инженерного университета со 120-летней историей. Эта реорганизация, призванная скрыть просчёты в руководстве вузом, затрагивает интересы абсолютно всех сотрудников и студентов ТПУ и существенно ухудшает условия их работы и учёбы. Речь идёт о двадцати тысячах томичей.

Сформулированная ректором ТПУ программа направлена на масштабные преобразования структуры ТПУ и сравнима только с разделением в двадцатых годах прошлого века Томского технологического института на специализированные институты. Из текста программы следует, что предлагаемые преобразования соответствующим образом не обоснованы: во-первых, не сформулированы проблемы, которые эти преобразования призваны решить; во-вторых, не продумана структура и средства преобразований; в-третьих, не проведено сравнение предложенных подходов с существующими российскими и мировыми аналогами; в-четвертых, не обосновано достижение требуемого результата, наконец, не доказано, что предложенный ректором подход является единственно возможным и оптимальным по сравнению с существующими аналогами.

По нашему мнению, большинство существующих в ТПУ проблем является прямым следствием неудачной работы нынешней администрации ТПУ. Недостаточная, отстающая от запланированной и утвержденной Минобрнауки России, динамика продвижения ТПУ в мировых университетских рейтингах – ожидаемый результат проводимых в ТПУ административных действий (главное из них – введение крайне неудачной системы эффективного контракта). Далее, за последние три года штатное расписание профессорско-преподавательского состава в ТПУ сократилась на 600 ставок. Получение ТПУ льготного государственного финансирования (соотношение 1:4) – одно из главных достижений предыдущей администрации ТПУ, соответственно, его потерю мы рассматриваем как серьёзный провал действующей администрации. Отрицательная динамика роста доходов из всех источников в расчете на одного научно-педагогического работника (НПР) и неспособность полностью компенсировать выпадающие бюджетные доходы внебюджетными средствами вызваны, очевидно, просчетами в управлении ТПУ.

Скажем несколько слов и об образовательной деятельности в университете. Предлагаемые ректором к отмене профили магистерской подготовки утверждались ранее Ученым советом ТПУ, как правило, только после личного одобрения ректором их названий. Низкий конкурс в магистратуру ТПУ в 2017 году свидетельствует о несостоятельности концепции «аспирантско-магистерского университета», которой придерживается ректор, и об общих недоработках со стороны администрации.

Наше возмущение вызывает схематичность и приблизительность проработки будущей структуры ТПУ. Она содержит множество логических противоречий. Во-первых, создание всего двух Исследовательских школ (химической и биомедицинской технологии, физики высокоэнергетических процессов) предполагает объединение в одной структуре разноуровневых и слабо взаимодействующих научных групп, научные тематики которых никоим образом не пересекается, а, следовательно, никакого синергетического эффекта невозможно и не предвидится. Непонятно, почему «пересадка точек роста» из одной структуры в другую приведет к их росту, а не к уничтожению. Непонятно, почему интегрированность магистерско-аспирантских образовательных программ важна, а бакалавро-магистерских образовательных программ не важна, поскольку привлекать студентов к научной работе следует начинать с первых курсов. Во-вторых, уничтожение кафедр как основных составляющих элементов университетского научно-образовательного процесса является абсурдным, так как только в рамках кафедры ведущие специалисты высшей квалификации осуществляли отбор и привлечение перспективных бакалавров, магистрантов, аспирантов для занятий научной деятельностью, проводили прорывные и перспективные научные изыскания, собирая для этого команду профессионалов. В-третьих, при подготовке реформы была упущена образовательная и научная подготовка бакалавров 3, 4 курсов, а также защита выпускных работ бакалаврами и магистрами. В-четвертых, в структуру ТПУ вводится понятие многофункционального центра, связанного с операционным функционированием университета: деканаты всех подразделений университета сливаются в один. В-пятых, система административного управления подразделениями ТПУ подменяется различными советами (например, советом руководителей основных образовательных программ), что не только не сократит бюрократических процедур, но и увеличит общие затраты рабочего времени на обеспечение образовательных процессов. Кроме того, любой такой совет является коллегиальным совещательным органом, председатель которого не несет персональной ответственности (в отличие от проректоров и начальников управлений, директоров институтов) за качество подготовки студентов, содержание образовательных программ, подбор преподавателей и пр. В-шестых, в программе реформы отсутствует сравнение предлагаемых подходов с уже существующими аналогами, например, ТГУ, у которого динамика продвижения в мировых университетских рейтингах выше, чем у ТПУ, а упразднения институтов, факультетов и кафедр не произошло.

Наконец, мы хотим отметить, что в предлагаемой программе преобразований отсутствует проработка конкретных механизмов её реализации, зато она изобилует общими словами: «специализация, концентрация, кооперация, внедрение новой техники и технологий, совершенствование организации и стимулирования труда», которые автор называет «принципами», но не обосновано то, что следование этим принципам гарантирует достижение положительного результата реформы.

Тем не менее, реализация этой реформы намечена на сентябрь-октябрь 2017 года.

С уважением, сотрудники ТПУ.


Приложение 1

Текст предлагаемой реформы

 

«Вы можете не изменяться.
Выживание не является обязанностью».

 

Уважаемые политехники!

Из приведенной выше цитаты следует, что в моем обращении к вам речь пойдет о грядущих в нашем университете изменениях. Да, за последние годы их и так произошло немало, особенно после того, как в 2009 г. Томскому политехническому была установлена категория «национальный исследовательский университет». За этим последовали создание научно-образовательных институтов, объединивших многочисленные факультеты и НИИ при ТПУ, серьезные инвестиции в развитие научно-образовательной и социальной инфраструктуры, наше вхождение в число ведущих российских вузов-участников Проекта 5-100, во все мировые университетские рейтинги.

Так что же заставляет нас вновь меняться?

Причин несколько:

1. Необходимость перемен в нашей главной деятельности – образовательной. Ведь если посмотреть правде в глаза, то после массового перехода в 2010 г. на уровневую подготовку, мы не только сохранили «перегородки» в виде кафедр внутри направлений бакалавриата, но и позволили кафедрам «нагородить» в магистерских программах многочисленные профили, подменившие собой специалитет и обеспечившие тем самым самозанятость части преподавателей. При этом целый ряд профилей магистерской подготовки, если судить по предварительным результатам идущей приемной кампании, популярностью, мягко говоря, не пользуются.

2. Изменения условий и объемов финансирования вуза, вызванные переходом на нормативно-подушевое финансирование сферы образования и отменой в связи с этим, начиная с 2015 г., индивидуальных (льготных) соотношений численности работников профессорско-преподавательского состава (ППС) и обучающихся, которые имели 17 российских вузов, включая ТПУ. К концу 2020 г. мы поэтапно обязаны довести соотношение численности преподавателей и студентов до 1:12 и этот процесс регулируется извне ежегодным уменьшением размера субсидии на выполнение государственного задания «Образование». Поэтому, даже исходя только из этого, изменения неизбежны.

3. Недостаточная, отстающая от запланированной и утвержденной Минобрнауки России, динамика продвижения ТПУ в мировых университетских рейтингах. Кроме этого - отрицательная динамика роста доходов из всех источников в расчете на 1 научно-педагогического работника (НПР) и пока неспособность полностью компенсировать выпадающие бюджетные доходы внебюджетными.

Имитация определенной частью НПР научной деятельности, что выражается в высокой доле публикаций в низкосортных журналах и наносит серьезный урон академической репутации университета не только в глазах рейтинговых агентств, но и других ведущих российских вузов. Для оправдания имитации научной деятельности обычно называют две причины. Первая – якобы чрезмерно напряженные планы, связанные с участием ТПУ в Проекте 5-100. Тем не менее, по итогам 2016/2017 учебного года эффективный контракт (ЭК) выполнили почти две трети НПР. При этом ТПУ, увы, не самый ведущий из всех ведущих вузов в стране, а это означает, что у идущих впереди нас планы более напряженные. Второй причиной сложностей с ЭК называют слабый учет индивидуальных способностей НПР, что отчасти справедливо, и мы это постарались учесть в планируемых изменениях.

Для решения всех перечисленных выше проблем есть один общий рецепт - повышение производительности труда. Производительность – это показатель, характеризующий результативность труда, т.е. степень достижения запланированных результатов.

Известно, что наиболее действенными способами повышения производительности труда являются специализация, концентрация, кооперация, внедрение новой техники и технологий, а также изменение отношения работников к труду (совершенствование организации и стимулирования труда).

Специализация – форма организации производства, основанная на разделении труда. Достигается созданием специализированных структурных подразделений, сосредоточенных на производстве определенных видов продукции или услуг.

В ТПУ планируется обеспечить специализацию путем создания двух Исследовательских школ, шести Инженерных школ, Школы инженерного предпринимательства и Школы базовой инженерной подготовки.

Исследовательские школы (химических и биомедицинских технологий, физики высокоэнергетических процессов) базируются на имеющихся научных заделах и достигнутых результатах, в том числе в ответах на большие вызовы (см. Стратегию научно-технологического развития Российской Федерации) и в предметных мировых университетских рейтингах, и будут сосредоточены на подготовке кандидатов наук путем реализации интегрированных магистерско-аспирантских образовательных программ и прорывных научных проектов фундаментального характера, финансируемых преимущественно из федерального бюджета, с обязательным участием в них обучаемых.

Основная задача Исследовательской школы – подготовка исследователей (кандидатов наук, а не просто выпускников аспирантуры). Исследователи как научно-техническая элита общества нужны:

  • самому ТПУ (остепененность НПР должна быть близкой к 100 %);
  • другим университетам, прежде всего, не относящимся к числу ведущих, каковыми считаются МГУ, СПбГУ, вузы-участники Проекта 5-100, федеральные и национальные исследовательские университеты;
  • институтам Федерального агентства научных организаций;
  • центрам исследований и разработок государственных и частных компаний.

ТПУ, входящий в пул ведущих вузов страны, просто обязан быть «фабрикой» по подготовке научно-технической элиты (кто, если не мы?). Но чтобы стать таковой, нам нужно повысить эффективность аспирантуры с нынешних 35 до 80 и более процентов. Как этого можно добиться?

1) Существенным повышением качества приема в аспирантуру. Для этого нужно либо обеспечить высокий конкурс (до 3-5 человек на место), что позволит отобрать лучших из лучших, либо гарантировать себе качественный набор, ориентируясь преимущественно на «своих» абитуриентов, прошедших предварительную подготовку в виде исследовательской магистратуры. В связи со сложностью обеспечения по целому ряду причин высокого общего конкурса в аспирантуру представляется целесообразным, привлекая в аспирантуру ТПУ «чужих» выпускников магистратуры с хорошим научным заделом, основную ставку все же делать на выпускников исследовательской магистратуры ТПУ.

Исследовательская магистратура это:

  • магистратура с отдельным набором в пределах выделенных контрольных цифр приема (КЦП) или конкурсным отбором из общего приема в первый месяц обучения в магистратуре;
  • отдельная образовательная программа, интегрированная с программой аспирантской подготовки;
  • особые требования к выпускной квалификационной работе (магистерской диссертации), в которой, как минимум, должны быть тема и обзорная глава будущей кандидатской диссертации, ссылки на собственные публикации, апробация в виде докладов на научных конференциях и др.

2) Существенным повышением качества научных исследований, которое определяется концентрацией талантов (НПР как научных руководителей магистрантов и аспирантов и их самих), концентрацией ресурсов и научной средой, в которой те и другие (таланты и ресурсы) работают. Талантов и ресурсов всегда недостаточно, поэтому во всем мире их принято концентрировать на точках роста (в центрах превосходства). Для ТПУ два таких центра превосходства в виде Исследовательских школ названы выше.

Научная среда формируется научным коллективом и его многонациональностью, исследовательским протоколом, регулярными научными семинарами, междисциплинарностью, диссертационными советами, научным оборудованием и рабочими помещениями, доминирующим языком научного общения, входящей и исходящей академической мобильностью, публикационной и конференционной активностью, объемами финансовой поддержки из доступных общеуниверситетских и привлекаемых средств, социальными условиями проживания на кампусе и др.

Инженерные школы (природных ресурсов, энергетики, информационных технологий и робототехники, новых производственных технологий, неразрушающего контроля и безопасности, ядерных технологий) создаются в границах нынешних научно-образовательных институтов и будут сосредоточены, главным образом, на подготовке элитных инженеров через спецбакалавриат (3-4 курс бакалавриата) и технологическую магистратуру, а также на реализации научных проектов прикладного характера, финансируемых преимущественно индустриальными партнерами университета, с максимальным участием в них обучающихся в технологической магистратуре и прикладной аспирантуре (условное название для аспирантуры в Инженерных школах).

Основная задача Инженерной школы – подготовка инженерной элиты («рядовых» инженеров готовят более чем в 450 российских вузах). Подготовка элиты возможна только через магистратуру, в нашем случае - через технологическую магистратуру. Поскольку ТПУ является опорным вузом и участвует в программах инновационного развития целого ряда госкорпораций, а также тесно сотрудничает со многими другими крупными индустриальными партнерами, программы технологической магистратуры должны максимально учитывать их интересы, для чего в каждой Инженерной школе предусмотрено создание Совета индустриальных партнеров, прежде всего, как заказчиков подготовки специалистов высокой квалификации.

Нужно ли интегрировать образовательные программы технологической магистратуры с программами предшествующего им спецбакалавриата (3-4 курса бакалавриата)? Учитывая, что после окончания бакалавриата у его выпускников появляется много развилок (исследовательская, технологическая, предпринимательская магистратура), в том числе возможность продолжить обучение по иному, нежели в бакалавриате направлению, в такой интеграции программ смысла нет. Напротив, обучение в спецбакалавриате должно быть не привязанным к последующей образовательной программе, а «свободным» с тем, чтобы выпускник бакалавриата мог осознанно и ответственно («прицельно») выбрать свою дальнейшую образовательную траекторию. «Свободное» образование – это возможность для обучаемого выбирать дисциплины из других направлений как своей, так и любой другой Инженерной школы (1-2 дисциплины в семестр), Школы инженерного предпринимательства, а также возможность под руководством наставников заниматься исследованиями и разработками. Последнее крайне важно для выбора выпускником технологической магистратуры дальнейшей образовательной траектории в виде прикладной аспирантуры. Еще одной важной особенностью «свободного» образования является то, что оно реализуется преимущественно не через лекции, а через семинары (через процесс взаимодействия студента с дисциплиной под руководством преподавателя).

Школа инженерного предпринимательства будет объединять основные (через бакалавриат и магистратуру направления «Инноватика») и дополнительные образовательные программы подготовки как технологических, так и социальных предпринимателей из числа обучающихся в ТПУ и сторонних лиц. Дополнительные образовательные программы могут быть обязательными («зажигающий» курс по вовлечению в предпринимательство обучающихся в бакалавриате через оценку и развитие их предприимчивости) и по выбору: профессиональная переподготовка, повышение квалификации, дополнительный к основному профиль магистратуры, отдельные углубленные курсы по предпринимательству.

Школа базовой инженерной подготовки (преимущественно 1-2 курсы бакалавриата) будет напрямую подчиняться Управлению по образовательной деятельности. Главной задачей Школы является фундаментальная, социально-гуманитарная и языковая подготовка, а также формирование важнейших навыков для работы будущего. К таким навыкам относят критическое мышление и решение проблем, межсетевое (в сети Internet) сотрудничество и лидерское влияние, гибкость и адаптивность, инициатива и предприимчивость, эффективное устное и письменное общение, оценка и анализ информации, любознательность и воображение.

Если сформулировать главную задачу Школы предельно кратко – то это «подготовка широко образованного человека будущего» настолько, насколько это возможно сделать в течение 2-х лет через так называемую «ядерную программу» с набором обязательных для всех дисциплин. Чрезвычайно важную роль здесь играет именно набор этих дисциплин, их объемы; последовательность, формы и методы освоения; профессиональные и личностные качества преподавателей и др. На выходе из Школы базовой инженерной подготовки результаты обучения планируется оценивать с помощью «ЕГЭ для бакалавров».

Концентрация – это сосредоточение производства одного или нескольких аналогичных видов продукции или услуг в крупных структурных подразделениях (объединениях).

Концентрация применительно к ТПУ – это формирование:

  • Исследовательских школ, Инженерных школ и Школы инженерного предпринимательства как безкафедральных междисциплинарных структур.
  • Школы базовой инженерной подготовки как безкафедральной структуры с 7 отделениями (математики и информатики, естественных наук, социально-гуманитарных наук, общетехнических дисциплин, физической культуры, английского языка, русского языка).
  • Внутри (!) каждой Исследовательской школы – Центра перспективных исследований, объединяющего укрупненные (!) по тематике научно-исследовательские лаборатории и исполнителей прорывных научных проектов фундаментального характера, финансируемых преимущественно из федерального бюджета.
  • Внутри (!) каждой Инженерной школы – Инжинирингового центра, объединяющего укрупненные (!) по тематике научно-производственные лаборатории и исполнителей научных проектов прикладного характера, финансируемых преимущественно индустриальными партнерами университета.
  • Внутри Школы инженерного предпринимательства – Центра, объединяющего всю инновационную инфраструктуру университета, направленную на создание, продажу, покупку стартапов и малых инновационных предприятий (МИП), а также на коммерциализацию разработок ТПУ и превращение его в центр доходов.

Коллективов НПР с преобладанием разных компетенций: в Исследовательских школах - исследователи, в Инженерных школах - разработчики, в Школе инженерного предпринимательства - предприниматели, в Школе базовой инженерной подготовки – преподаватели.

Кооперация – это установление длительных производственных связей по совместному изготовлению продукции или оказанию услуг на различном уровне: внутрипроизводственном, внутриотраслевом, региональном, национальном, международном. Ни одно современное предприятие не может обойтись без развитой сети кооперационных связей.

Кооперационные связи планируется усилить через создание:

  • В каждой Исследовательской школе – Экспертного совета из числа внешних выдающихся ученых, работающих в данном Совете на общественных началах, и Совета руководителей основных (а не всех!) образовательных программ (ООП) с вводом позиции председателя Совета руководителей ООП Школы. Председатель Совета ООП в любой Школе – это идеолог образовательного процесса, ответственный за качество подготовки выпускаемых специалистов, а, следовательно, за содержание образования, используемые образовательные технологии, подбор преподавателей и др.
  • В каждой Инженерной школе – Совета индустриальных партнеров (на общественных началах) и Совета руководителей ООП с вводом позиции председателя Совета руководителей ООП Школы с организацией регулярных совместных заседаний этих Советов.
  • В Школе инженерного предпринимательства – Совета бизнес-партнеров из числа известных российских предпринимателей, работающих в данном Совете на общественных началах, и Совета руководителей ООП с вводом позиции председателя Совета руководителей ООП Школы с организацией регулярных совместных заседаний этих Советов.
  • В Школе базовой инженерной подготовки – Совета руководителей отделений с вводом позиции председателя этого Совета.
  • Исследовательских школ совместно (в сетевом взаимодействии) с РАН, вузами г. Томска, России, зарубежных стран.
  • Инженерных школ совместно с ключевыми индустриальными партнерами.

Внедрение новой техники и технологий как наиболее действенного способа экономии затрат труда (рабочего времени) на производство единицы продукции и сокращения непроизводительных затрат времени планируется сосредоточить, прежде всего, на создании:

  • Центра цифровых образовательных технологий на базе ИнЭО и НТБ для производства (отбора лучших из числа имеющихся) цифровых образовательных продуктов и обеспечения доступа к знаниям и информации обучающихся и сотрудников ТПУ, в том числе с целью снижения аудиторной нагрузки (экономии затрат труда) за счет широкого использования онлайн обучения.
  • Многофункционального центра (МФЦ) по типу «одного окна» для обучающихся, сотрудников и внешних партнеров ТПУ с целью минимизации бюрократических процедур (непроизводительных затрат времени). Создание МФЦ дает возможность сократить число проректоров, управлений, административно-управленческий аппарат в целом и привести соотношение фонда оплаты труда основного персонала (НПР) и всех остальных - к нормативному (60:40).

Стимулирование – это воздействие на работника с целью побуждения его к высокопроизводительной (результативной) деятельности.

В ТПУ принципиально новыми в плане стимулирования труда станут:

  • Дифференцированная учебная нагрузка: в Исследовательских школах – до 350 час, в Инженерных школах и Школе инженерного предпринимательства – до 650 час, в Школе базовой инженерной подготовки – до 880 час.
  • Дифференцированный подход к стимулированию НПР:

o Основные показатели ЭК НПР в Исследовательских школах и Центрах перспективных исследований: высокая публикационная активность и цитируемость, международная мобильность, знание английского языка, защиты диссертаций аспирантами, привлечение госбюджетных и др. средств на НИР.

o Основные показатели ЭК НПР в Инженерных школах и Инжиниринговых центрах: достаточно высокая для рекламирования своих научных разработок публикационная активность, выставочная деятельность, патенты, стажировки на производстве, привлечение хоздоговорных и др. средств (коммерциализация разработок) и средств за ДПОУ (профессиональную переподготовку и повышение квалификации работников индустриальных партнеров ТПУ).

o Основные показатели ЭК НПР в Школе инженерного предпринимательства и Центре при ней: число вовлеченных в предпринимательство обучаемых, количество созданных ими стартапов; обороты МИП, созданных с участием ТПУ; объемы НИОКР, выполненных ТПУ по заказам МИП, привлечение средств за подготовку предпринимателей, публикационная активность в части, касающейся развития технологического предпринимательства.

o Основные показатели ЭК НПР в Школе базовой инженерной подготовки: учебно-методическая работа, обеспечение сохранности контингента обучающихся, учебно-воспитательная работа и наставничество, занятия наукой для развития профессиональных компетенций и эффективной реализации роли наставников.

Закрепление ППС за Школами будет производиться по доминирующей учебной нагрузке на 2017/2018 учебный год. Преподавателям ничто не мешает выполнять запланированную учебную нагрузку и утвержденные в соответствии с ныне действующим регламентом эффективные контракты даже при переходе из одного структурного подразделения в другое, тем более что до окончания учебного года переход не будет сопровождаться «переселением». Более того, масштабного «переселения» и не планируется. Таким образом, для начала изменений нет необходимости выжидать до конца календарного или учебного года, они начнутся в сентябре-октябре.

Планируемые ключевые изменения заключаются в следующем:

  • в создании Школ как безкафедральных структур;
  • в специализации Школ как исследовательских, инженерных, инженерного предпринимательства и базовой инженерной подготовки;
  • в формировании Исследовательских школ как центров превосходства;
  • в индивидуализации учебных планов (в «свободном» образовании) для обучающихся в спецбакалавриате;
  • в разделении магистратуры на исследовательскую, технологическую и предпринимательскую;
  • в реализации в Исследовательских школах интегрированных магистерско-аспирантских образовательных программ;
  • в усилении роли руководителей ОПП и, особенно, - председателя Совета руководителей ООП как гаранта высокого качества подготовки специалистов;
  • в интеграции образования, исследований и разработок через создание внутри Исследовательских и Инженерных школ соответственно Центров перспективных исследований и Инжиниринговых центров;
  • в усилении инновационной составляющей деятельности ТПУ путем создания Школы инженерного предпринимательства с включением в нее всей инновационной инфраструктуры вуза;
  • в дифференциации учебной нагрузки и дифференцированном подходе к стимулированию труда (разном эффективном контракте) для работающих в разных типах Школ;
  • в создании Советов индустриальных партнеров и бизнес-партнеров;
  • в минимизации бюрократических процедур через создание единого Многофункционального центра;
  • в создании условий для широкого использования онлайн обучения;
  • в сокращении административно-управленческого аппарата.

Как следует из всего приведенного выше, нам предстоит большая, сложная, но вполне понятная и созидательная работа, результатом которой должен стать новый виток в развитии университета.

В этой связи обращаюсь лично к Вам с просьбой высказать свои конструктивные предложения по поводу предстоящих изменений по электронной почте на мой адрес [email protected]. Учет всего конструктивного позволит нам избежать ошибок и сделать планируемые изменения и реальными, и успешными. Давайте и далее, черпая в работе вдохновение, менять наш родной университет и мир к лучшему.

Ректор ТПУ

П.С. Чубик

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...