Особенности формирования цен на различные виды услуг
В этой главе мной рассмотрены тарифы на электроэнергию, ценообразование в строительстве, транспортные тарифы и тарифы на бытовые услуги. К особенностям электроэнергетики относят неравномерное потребление электроэнергии в течение суток и года и совпадение во времени производства и потребления электроэнергии. Для того, чтобы промышленные предприятия и приравненные к ним потребители были заинтересованы в снижении потребления электроэнергии в часы-пик, для них устанавливают двухставочные тарифы, которые состоят из основной платы за 1кВт заявленной мощности в часы максимальной нагрузки и дополнительной платы за 1кВт/час потребленной электроэнергии. Для электрофицированного транспорта, сельского хозяйства и бытовых потребителей применяются одноставочные тарифы, при которых плата за электроэнергию определяется пропорционально количеству потребленной электроэнергии [4, с. 14]. Цены на продукцию строительства определяются как индивидуальные цены каждого конкретного объекта. Продукция строительства определяется объемом выполненных строительных и монтажных работ, поэтому в ее стоимость включаются затраты по возведению зданий и сооружений, а также реализация по монтажу оборудования. Договорные цены формируются с учетом в качестве рекомендуемых государственных норм и расценок и устанавливаются подрядчиком и заказчиком при заключении договора подряда в договорные цены включаются сметная стоимость строительно-монтажных работ (см. прил. 1), прочие затраты, относящиеся к деятельности подрядчика, стоимость отдельных видов работ, поручаемых по договору подрядчику, резерв средств на непредвиденные работы и затраты, который определяется в процентах от стоимости строительно-монтажных работ и прочих затрат, в размерах, установленных по договору между подрядчиком и заказчиком [4, с. 14].
Транспорт является самостоятельной отраслью. В результате деятельности работников транспорта предприятиям и населению оказываются услуги. Денежным выражением этих услуг являются транспортные тарифы. При определении транспортных тарифов за базу принимается себестоимость перевозки, в которой значительный удельный вес занимает амортизация основных фондов. Себестоимость перевозки зависит от размера груза и пассажиропотока, от их структуры, от дальности перевозки. Транспортные тарифы включают и прибыль, которая определяется пропорционально себестоимости перевозки и НДС (кроме городского пассажирского транспорта). Предприятия также выполняют погрузочно-разгрузочные работы, хранение, взвешивание грузов. Цены на такие работы называются дополнительными сборами. Совокупность транспортных тарифов, дополнительных сборов, скидок и штрафов за несоответствие фактического уровня использования транспортных средств нормативным, а также правила применения тарифов образуют тарифную систему транспорта. Тарифы транспорта могут быть общими и исключительными. По форме построения – табличными и схемными. Табличные тарифы устанавливаются в виде готовой платы за 1т груза и за все расстояние перевозки. Схемные тарифы определяются путем умножения ставок за тонну и км на расстояние перевозки с добавлением ставки за начально-конечные результаты. Транспортные тарифы дифференцируются по видам грузов и по видам отправок. Тарифы пассажирского транспорта дифференцируются по классу обслуживания [4, с.15]. Свободные тарифы на услуги по предприятиям бытового обслуживания формируются этими предприятиями, исходя из конъюнктуры рынка и качества услуг. На практике цены на бытовые услуги формируются несколькими методами:
1. Метод калькуляции себестоимости + прибыль + НДС + спецналог. Для калькуляции себестоимости и определения цены необходима группировка затрат по статьям калькуляции, которая показывает, где были произведены затраты, связанные с оказанием услуги. При этом для выбора окончательной цены на товар необходимо главное выделение условно-постоянных и условно-переменных расходов, так как, чем выше в структуре затрат удельный вес условно-постоянных расходов, тем больше количественная зависимость изменения уровня себестоимости единицы продукции и цены от изменения масштабов ее выпуска и реализации [4, с. 7]. 2. Метод определения расчетного коэффициента. 3. Исходя из стоимости нормо-часа и норм времени. Задача Определить годовой план прибыли по фабрике ремонта и пошива одежды, если известны: · Выручка от реализации услуг по пошиву одежды за 1 полугодие; · Прибыль от реализации услуг по пошиву одежды за 1 полугодие; · Выручка от реализации услуг по ремонту одежды за 1 полугодие; · Прибыль от реализации услуг по ремонту одежды за 1 полугодие; · Плановый объем услуг по пошиву и ремонту одежды на год. Исходные данные для расчета:
Методические указания: 1. , где: - общий объем реализации услуг; - выручка от реализации по пошиву одежды; - выручка от реализации по ремонту одежды; 2. , где: - общая прибыль; - прибыль от пошива одежды; - прибыль от ремонта одежды; 3. , где: С – себестоимость; 4. , где: Р – рентабельность. Ход решения: 1. Находим общий объем реализации услуг за 1 полугодие. 2. Находим прибыль от реализации услуг за 1 полугодие.
3. Находим себестоимость услуг. 4. Вычисляем выручку от реализации услуг за год. 5. Определяем норматив рентабельности к себестоимости за 1 полугодие. 6. Определяем годовой план прибыли по фабрике ремонта и пошива одежды. Решение: (для 3-го варианта) Общий объем реализации услуг за 1 полугодие составил 2012,5 + 235,2 = 2247,7 тыс. руб., прибыль равна 332,5 + 31,1 = 363,6 тыс. руб., следовательно, себестоимость услуг составила 2247,7 – 363,6 = 1884,1 тыс. руб. Выручка от реализации услуг должна быть равна 3512,5 + 502,3 = 4014,8 тыс. руб. Норматив рентабельности к себестоимости за 1 полугодие определим как отношение прибыли к себестоимости 363,6 / 1884,1 = 0,19. Выручка от реализации за год может быть разложена на себестоимость и прибыль, исчисленную как произведение норматива рентабельности на себестоимость. В этом случае получаем: 4014,8 = себестоимость + 19% себестоимости, себестоимость = 4014,8 / 0,19 = 3373,8 тыс. руб. 4014,8 – 3373,8 = 641 тыс. руб.
ЛИТЕРАТУРА 1. Сфера услуг: новая концепция развития/ В. М. Рутгайзер, Т. И. Корягина, Т. И. Арбузова и др. – М.: Экономика, 1990. – 159 с. 2. Ценообразование и рынок (перевод с англ.). Общая редакция д. э. н. Е. И. Пунина к. э. н. С. Б. Рычкова. – М.: Прогресс, 1992. – 320 с. 3. И. В. Лиспиц. Коммерческое ценообразование: Учебник. – М.: Издательство БЭК, 1997. 4. Г. М. Пышкина. Методические указания по предмету «Цены и ценообразование». – Вл-к.: ВГУЭС, 1997. – 31 с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|