Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проверьте, не слишком ли вы, родители, много берете на себя ответственности.

Проработав 30 лет преподавателем, решила подвести итог: Так в чем же дело? Почему дети не хотят учиться?

Да, система образования в школах не совершенна. Но, тем не менее, давайте разберемся? Ведь от нас тоже многое зависит!

Всех детей по энтузиазму к учебе можно поделить на 4 категории:

1) Учится с удовольствием
2) Отношение к учебе спокойное, нет особого энтузиазма
3) Не любят учиться, но способны терпеть
4) Отказываются учиться

Предпринимается множество попыток: уговоры, наказания, подкуп. Но чаще всего такие манипуляции не приводят к должному результату. Ведь мотивация не тоже самое, что манипуляция! И тогда в семье начинает твориться полный хаос. Постоянные крики, упреки и тщетные попытки наставить на путь истинный. Чтобы решить этот вопрос, нужно разобраться, почему ребенок избегает учебы.

Причины

В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как:

- чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);

- гиперответственность ребенка, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности; изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);

- отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;

- сложности, возникающие при общении ребенка со сверстниками (одноклассниками); негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим – рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;

- проблемы с освоением конкретного школьного предмета;

- комплексы. Часто у детей возникают различные комплексы по поводу своей внешности или речи, поведения. Это тоже может послужить причиной, почему ребенок не проявляет интереса к учебе. Так как он может испытывать множество негативных эмоций и чувств, всякий раз, когда его вызывают к доске или задают вопрос. Может возникнуть страх, что его высмеют сверстники;

- не влился в режим. Не все дети быстро привыкают к строгому режиму, необходимому для посещения школы. Вставать рано по утрам, сидеть за партой часами и внимательно слушать учителя, а затем еще и дома выполнять кучу домашней работы. Для многих это может стать сильным стрессом. Особенно, если ложатся спать далеко за полночь;

- сложные отношения с одним из педагогов;

- потеря внутренней мотивации;

- одной из причин, ведущих к нежеланию школьников учиться, является недостаток йода. Дефицит этого вещества сказывается на синтезе гормонов щитовидной железы. Это приводит к ухудшению памяти, рассеянности. Страдает наглядно-образное мышление. Особенно сложно тем детям, которые проживают вдали от моря и потребляют минимальное количество йодсодержащих продуктов.

ПРЕЖДЕ ВСЕГО-   никогда не следует давить на ребенка!

В семьях, где у детей с родителями сложились доверительные отношения, подобные ситуации разрешаются значительно быстрее и проще. Попробуйте построить свои отношения с ребенком по иному принципу – стать для него в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя. Для многих представителей старшего поколения это кажется недостижимым. Некоторые родители считают, что с чадами никогда не следует говорить на равных, поскольку дети всегда должны оставаться детьми. Если вас не смущает такой стиль общения, результаты будут заметны почти сразу. Ведь ребенок не станет ничего скрывать от лучшего друга, и вы в любой момент будете в курсе всего, что его волнует. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе. Большой плюс теплых отношений с ребенком – вы узнаете без нервотрепки, что у него что-то не ладится в школе. Он сам вам об этом расскажет. И затем нужно придумать выход из положения.

 

Подробнее о мотивации.

Как вы знаете – есть мотивация внешняя и внутренняя. И эффективнее внутренняя!

Предлагаю разобрать механизм работы мотивации в обучении.

Человеку хочется повторять то действие, при котором он испытывает сильные положительные эмоции. Этот процесс  сопровождается выделением дофамина. Дофамин - это нейромедиатор, который отвечает за мотивацию. Он выделяется в организме, когда человек предчувствует какое-то вознаграждение. А точнее – похвалу, радость от успеха, от того, что справился!! Т.е. дофаминовая система - это один из элементов системы поощрения, которая побуждает или не побуждает человека что-то делать.

Проблема в том, что люди научились искусственно стимулировать свою систему поощрения, чтобы испытывать приятные ощущения. В современный мир заявился сомнительный «дружок компьютер» с увлекательными играми. А игры очень стимулируют гормон удовольствия. Сидишь себе на диване – и оппа! Победитель! Да и мир там такой красочный! Он утыкается в экран и «наслаждается» огромным количеством цветных картинок…И уже оторваться невозможно…

Очень заметно процесс этот проявляется у наркоманов. Наркоман получает удовольствие от наркотика, который создает искусственный выброс дофамина, в несколько раз превышающий допустимую норму, общая чувствительность к дофамину без наркотиков со временем падает и в остальное время мир для наркомана становится серым и неинтересным.

Т.е. чем больше искусственной стимуляции выбросов дофамина, тем меньше у человека к нему чувствительность.

А потом оказывается, что, когда нужно заняться делом, то желания как-то нет. Мотивация пропала и хочется посмотреть очередной сериальчик, мультик, заказать пиццу или сыгрануть в игру.

Дети впали в зависимость от внешних стимуляторов дофамина и разучились достигать целей. Кроме того, беда современных детей в том, что им слишком легко и в большом количестве даются приятности.

Что делать? Как выйти из этого положения?

Шаг первый:

Убрать раздражители! Есть пост духовный, пищевой и ИНФОРМАЦИОННЫЙ.

Дети не умеют быть с собой наедине..они чаще тет –а- тет с телефоном)) Да, побыть с самим собой может быть страшно и необычно! Поначалу они не будут  кайфовать, как от бургера комп игры или свежего блокбастера в кино.

Здесь задача - перестать «закидывать» себя всяческими раздражителями. Это не просто, сначала будет скучновато и пресновато, но чувствительность к дофамину начнет возвращаться в норму.

Но вы должны понимать, зачем вы это делаете!

Заново учимся получать дофамин от вещей, таких, как желание сделать какой-то проект, изучить тему по школьному предмету, съездить на природу.

И сами перестаньте смотреть сериалы, различные забавные видосики в интернете, не ешьте слишком сладкую или рафинированную пищу, Ни в коем случае не принимайте алкоголь.

Задача - погрузить себя и ребенка  в покой и заново настроить свою дофаминовую систему, чтобы вы и ваши дети хотели реально создавать что-то в этом мире.

Щаг второй:

Поощряйте каждый успех ребенка похвалой, восторгом, радостью! Причем, желательно не только радость за 4 и 5, а и за то, что нового и интересного он узнал.Здесь хороши фразы «Ничего себе! Как интересно! Вот это да! Молодец! И т.д.» Кстати, Если предмет не профилирующий (у ребенка нет к нему задатков), то 3 тоже хорошо.

Шаг третий: (Если совсем сложно усадить за уроки)

Задайте себе коуч – вопрос «При каких обстоятельствай ребенку будет интересно учиться?» Почувствуйте, что может создать радостную атмосферу у ребенка..

(Мне было кайфово делать домашнее задание из-за идеального порядка на рабочем месте.)))

Шаг третий:

Применяйте знание особенностей психологии и физиологии ребенка. Например, с младшим школьником хорошо применять образное мышление: задачки прорисовывать. Их увлекает эмоциональность- проявляйте эмоции! (Конечно же радость, позитив). Ну и помните, что они любят играть. Внесите ЭЛЕМЕНТ игры. О подростках поговорим ниже.

Шаг четвертый:

Составление и соблюдение режима дня (хороший сон, прогулки, питание, отдых (не за компьютером конечно) Помогите ребенку составить удобный режим дня. После школы обязательно дайте ему отдохнуть пару часов и возможность заняться любимыми занятиями. Распределение домашнего задания лучше сделать так: сначала сделать легкое, потом сложное, потом опять легкое.

Ребенок должен понимать, что после того, как он хорошо потрудится,можно будет развлечься.

Обязательно дети должны посещать кружки, чтобы не бездельничать. Но и в то же время не допускаются сильные перегрузки.

Шаг пятый:

Проверьте, не слишком ли вы, родители, много берете на себя ответственности.

Для многих мам и пап их ребенок является центром вселенной. «Сделаю все возможное и невозможное для своего любимца» – думают они. И начинают перенимать ответственность за обучение на себя: и портфель соберут, и домашку сделают. Или же проявляют излишний контроль. И когда вроде бы школьник все делает сам, но за плечом стоит неугомонный родитель и диктует, что делать в данный момент. В такой ситуации ребенок не хочет учиться из-за потери всякой ответственности и контролем над своей жизнью.
Решение: Если Вы чересчур контролировали свое чадо, стоит как можно скорее ослабить опеку. При этом нужно быть готовым к тому, что первое время школьник совсем расслабиться. Ведь он почувствует полную свободу действий и освободиться от гнета. Поэтому потихоньку ослаблять лямку.

Он начнет заниматься тем, в чем его долгое время ограничивали. Но пройдет время и ему надоест быть двоечником. Ученик начнет предпринимать первые самостоятельные шаги. Появятся первые успехи, а затем и интерес. А если есть интерес, значит его уже не нужно будет заставлять учиться и контролировать.

 

 

Теперь о подростках.

Привить вкус к учебе можно любому человеку и в любом возрасте. Подростку необходимо предоставить спектр знаний о будущей жизни. Объяснить причинно следственные связи. Но не стоит говорить, что если он не будет учить алгебру, то будет мыть унитазы в плацкарте, хотя, и это тоже кто-то должен делать. Мы должны дать ребенку знания, ресурсы и альтернативы. Знания не сухими фактами, а как процесс познания этого мира. Альтернатива в том, что ребенок может и должен пробовать свои возможности во всем, исследовать. С ресурсами, понятно о чем речь. Конечно, это не полная свобода, но аккуратное сопровождение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...