Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Национальная система аккредитации Российской Федерации




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

Об аккредитации в Российской Федерации

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, юридическими и физическими лицами при аккредитации в обязательной и добровольной сфере.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на отношения, связанные с осуществлением аккредитации:

представительств и филиалов иностранных юридических лиц;

журналистов и корреспондентов;

медицинских организаций на право проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения;

общероссийских спортивных и региональных спортивных федераций;

арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций;

образовательных учреждений и образовательных организаций, созданных в иных организационно-правовых формах, реализующих в соответствии с законодательством Российской Федерации основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные образовательные программы, в отношении которых установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования, а также образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные стандарты;

научных организаций, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и дополнительные профессиональные образовательные программы, в отношении которых установлены федеральные государственные требования;

организаций по управлению правами на коллективной основе;

организаций технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства;

в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;

экспертов и экспертных организаций, осуществляющих экспертизу информационной продукции;

юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в целях осуществления деятельности по проведению технического осмотра;

организаций, оказывающих услуги по осуществлению функций службы охраны труда или специалиста по охране труда работодателя, численность работников которого не превышает 50 человек;

организаций, оказывающих услуги по обучению работодателей и работников вопросам охраны труда;

органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия в отношении продукции (работ, услуг) и объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии;

специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности.

 

Статья 2. Законодательство Российской Федерации об аккредитации

1. Законодательство Российской Федерации об аккредитации состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

 

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) аккредитация - подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица либо индивидуального предпринимателя установленным критериям аккредитации, служащее официальным свидетельством его компетентности;

2) аттестат аккредитации - документ, выдаваемый национальным органом по аккредитации и подтверждающий аккредитацию в определенной области;

3) аттестация экспертов по аккредитации - подтверждение соответствия физического лица установленным требованиям и признание его компетентности участвовать в работах по аккредитации в определенной области;

4) заявитель - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, претендующие на аккредитацию либо на расширение области аккредитации;

5) аккредитованное лицо - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в порядке, установленном настоящим Федеральном законом;

6) критерии аккредитации - совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации;

7) область аккредитации - сфера деятельности юридического лица либо индивидуального предпринимателя, на выполнение которой подано заявление и (или) предоставлен аттестат аккредитации;

8) национальный орган по аккредитации – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по аккредитации в Российской Федерации;

9) эксперт по аккредитации – физическое лицо, аттестованное в установленном порядке национальным органом по аккредитации, привлекаемое национальным органом по аккредитации для проведения экспертизы в определенной области аккредитации;

10) технический эксперт – физическое лицо, обладающее специальными знаниями в определенной области аккредитации и привлекаемое национальным органом по аккредитации для консультирования по специальным областям знаний в определенной области аккредитации;

11) реестр аккредитованных лиц – система учета сведений об аккредитованных лицах;

12) реестр экспертов по аккредитации – система учета сведений об экспертах по аккредитации;

13) знак аккредитации – символ, который свидетельствует, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, применяющее этот знак, аккредитовано в национальной системе аккредитации Российской Федерации.

 

Статья 4. Цели и принципы аккредитации

1. Аккредитация на территории Российской Федерации осуществляется в целях:

1) обеспечения доверия к деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении ими деятельности по оценке соответствия;

2) создания условий для признания результатов деятельности аккредитованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по оценке соответствия внутри страны и за рубежом.

2.Аккредитация осуществляется на основе следующих принципов:

осуществление полномочий по аккредитации единым национальным органом по аккредитации;

компетентность и независимость национального органа по аккредитации;

добровольность;

открытость и доступность правил аккредитации;

недопустимость совмещения полномочий национального органа по аккредитации и полномочий учредителя;

недопустимость совмещения национальным органом по аккредитации полномочий по аккредитации и полномочий по оценке соответствия;

единство правил аккредитации и обеспечение равных условий заявителям, претендующим на получение аккредитации;

обеспечение конфиденциальности сведений, полученных в процессе осуществления деятельности по аккредитации, составляющих государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну, и использование таких сведений только в целях, для которых они предоставлены;

недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий для пользования услугами аккредитованных лиц;

создание условий для взаимного признания результатов оценки соответствия государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества, а также государствами - торговыми партнерами Российской Федерации;

обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации, недопустимость установления пределов действия аттестатов об аккредитации на отдельных территориях Российской Федерации и для определенных субъектов хозяйственной деятельности.

 

Статья 5. Особенности аккредитации в сфере обороны и безопасности государства

1. Аккредитация организаций и подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов на выполнение поверки средств измерений военного и специального назначения, аттестации эталонов единиц величин и обязательной метрологической экспертизы вооружения, военной и специальной техники и технической документации на них выполняется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными в области обороны и безопасности государства, в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Особенности аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия в отношении оборонной продукции (работ, услуг), поставляемой по государственному оборонному заказу, продукции (работ, услуг), используемой в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством Российской Федерации иной информации ограниченного доступа, продукции (работ, услуг), сведения о которой составляют государственную тайну, авиационной техники и объектов гражданской авиации, морских и речных гражданских судов, устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами управления в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

ГЛАВА 2. НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА АККРЕДИТАЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 6. Национальная система аккредитации Российской Федерации

Национальная система аккредитации Российской Федерации (далее – национальная система аккредитации) включает в себя:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации;

2) национальный орган по аккредитации;

3) совет по аккредитации при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации;

4) экспертов по аккредитации и технических экспертов;

5) аккредитованных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

6) государственную информационную систему в области аккредитации.

 

Статья 7. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации

К полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, относятся:

1) утверждение критериев аккредитации и требований к аккредитованным лицам;

2) утверждение формы аттестата аккредитации и свидетельства об аттестации эксперта по аккредитации;

3) утверждение форм заявления об аккредитации, заявления о переоформлении аттестата аккредитации, заявления о расширении (сокращении) области аккредитации, заявления о прекращении действия аттестата аккредитации;

4) утверждение порядка аттестации экспертов по аккредитации, квалификационных требований к экспертам по аккредитации;

5) утверждение порядка подтверждения компетентности привлекаемых национальным органом по аккредитации технических экспертов;

6) утверждение порядка привлечения, отбора экспертов по аккредитации и технических экспертов для выполнения работ в области аккредитации;

7) установление изображения знака национальной системы аккредитации и порядка его применения;

8) утверждение положения о совете по аккредитации;

9) установление порядка представления аккредитованными лицами в национальный орган по аккредитации информации о результатах своей деятельности, а также информации об изменениях состава персонала и его компетентности, технической оснащенности;

10) установление порядка проведения межлабораторных сравнительных испытаний одноименных видов продукции (материалов);

11) подготовка и представление в Правительство Российской Федерации ежегодных докладов о состоянии национальной системы аккредитации в Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

12) установления порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие) аккредитованных лиц.

 

Статья 8. Полномочия и обязанности национального органа по аккредитации

1. К полномочиям национального органа по аккредитации относятся:

1) осуществление аккредитации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

2) осуществление контроля деятельности аккредитованных лиц;

3) проведение аттестации экспертов по аккредитации;

4) формирование и ведение реестра аккредитованных лиц и реестра экспертов по аккредитации;

5) создание и обеспечение функционирования государственной информационной системы в области аккредитации;

6) предоставление заинтересованным лицам информации из государственной информационной системы в области аккредитации;

7) представление Российской Федерации в региональных и международных организациях по аккредитации;

8) взаимодействие с национальными органами по аккредитации иностранных государств;

9) заключение международных соглашений в пределах своей компетенции;

10) разработка программ профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки физических лиц, претендующих на аттестацию в качестве экспертов по аккредитации;

11) организация межлабораторных сравнительных испытаний.

2. Национальный орган по аккредитации обязан обеспечивать объективность и беспристрастность при осуществлении аккредитации.

3. Сведения, составляющие государственную, коммерческую и иную охраняемую в соответствии с законодательством Российской Федерации информацию, и полученные национальным органом по аккредитации при осуществлении своих полномочий, не подлежат разглашению, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

 

Статья 9. Совет по аккредитации

1. При федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, создается совет по аккредитации, формируемый из представителей федеральных органов исполнительной власти, общероссийских общественных организаций, объединений предпринимателей и потребителей, научных и экспертных организаций.

Представители общероссийских общественных организаций, объединений предпринимателей и потребителей, научных и экспертных организаций должны составлять не менее двух третей от общего числа членов совета по аккредитации.

2. Совет по аккредитации осуществляет следующие полномочия:

1) участвует в выработке политики и нормативном правовом регулировании в области аккредитации;

2) участвует в подготовке предложений и рекомендаций по гармонизации правил и процедур аккредитации в Российской Федерации с международными обязательствами, международными стандартами, рекомендациями международных организаций;

3) участвует в подготовке предложений по созданию условий для признания результатов деятельности аккредитованных лиц;

4) осуществляет иные функции в соответствии с положением о совете по аккредитации.

3. Совет по аккредитации действует на основании положения.

 

Статья 10. Эксперты по аккредитации и технические эксперты

1. Эксперты по аккредитации и технические эксперты привлекаются национальным органом по аккредитации к деятельности по аккредитации на договорной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Экспертами по аккредитации могут быть физические лица, отвечающие установленным квалификационным требованиям, аттестованные национальным органом по аккредитации.

3. Эксперты по аккредитации принимают участие в аккредитации посредством:

проведения экспертизы документов и сведений, представленных заявителем;

участия в подготовке задания экспертной группе, осуществляющей проверку соответствия заявителя и аккредитованных лиц установленным критериям аккредитации;

проверки соответствия заявителя или аккредитованного лица установленным критериям аккредитации;

участия в проведении межлабораторных сравнительных испытаний одноименных видов продукции (материалов).

4. Технические эксперты привлекаются национальным органом по аккредитации для консультирования в специальных областях знаний, необходимых для проверки соответствия установленным критериям аккредитации заявителей и аккредитованных лиц в определенной области аккредитации.

Компетентность привлекаемых национальным органом по аккредитации технических экспертов должна быть подтверждена в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации.

5. Эксперты по аккредитации и технические эксперты должны быть компетентны и независимы от любого коммерческого, финансового или административного воздействия, которое оказывает или может оказать влияние на принимаемые национальным органом по аккредитации решения.

6. Эксперты по аккредитации и технические эксперты должны обеспечивать конфиденциальность сведений, полученных в процессе осуществления аккредитации, составляющих государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну, и использовать их только в целях, для которых такие сведения предоставлены.

7. Эксперты по аккредитации и технические эксперты в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за недостоверность или необъективность результатов их деятельности в качестве экспертов, а также нарушение требований, установленных частями 5, 6 и 7 настоящей статьи.

8. Оплата услуг экспертов по аккредитации и технических экспертов, привлекаемых национальным органом по аккредитации, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

 

Статья 11. Права и обязанности аккредитованных лиц

1. Аккредитованные лица обязаны:

1) соблюдать установленные критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности;

2) представлять в национальный орган по аккредитации информацию о результатах своей деятельности, а также информацию об изменениях состава персонала и его компетентности, технической оснащенности;

3) уведомлять национальный орган по аккредитации о прекращении своей деятельности в качестве аккредитованного лица в срок, не превышающий десяти дней со дня принятия соответствующего решения.

2. Аккредитованные лица имеют право:

осуществлять деятельность в соответствии с областью аккредитации;

применять знак национальной системы аккредитации в установленном порядке;

подавать заявления о расширении области аккредитации либо о сокращении области аккредитации.

 

Статья 12. Критерии аккредитации

1. Заявитель и аккредитованные лица должны соответствовать следующим общим критериям аккредитации:

1) наличие разработанной и внедренной системы менеджмента качества в области деятельности, в отношении которой осуществляется аккредитация;

2) наличие системы учета и документирования результатов деятельности, в том числе утвержденных правил организации делопроизводства и ведения архива документов;

3) наличие находящихся в собственности или на ином законном основании помещений, сооружений, оборудования, средств измерений, других технических средств, необходимых для осуществления деятельности в соответствии с установленными правилами оценки соответствия, правилами и методами (методиками) исследований (испытаний) и измерений;

4) соответствие необходимых для осуществления деятельности в заявленной области аккредитации средств измерений, стандартных образцов и эталонов единиц величин законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений;

5) соответствие необходимого для осуществления деятельности в заявленной области аккредитации испытательного оборудования требованиям, определенным в установленных правилах оценки соответствия, правилах и методах (методиках) исследований (испытаний) и измерений;

6) наличие в штате юридического лица:

не менее трех специалистов, имеющих высшее профессиональное образование по профилю, соответствующему заявленной области аккредитации, и стаж работы в заявленной области аккредитации не менее трех лет;

не менее одного специалиста, имеющего высшее профессиональное образование по профилю, соответствующему заявленной области аккредитации, и стаж работы в заявленной области аккредитации не менее трех лет, и не менее двух специалистов, имеющих среднее профессиональное образование и профессиональную подготовку по профилю, соответствующему заявленной области аккредитации, и стаж работы в заявленной области аккредитации не менее пяти лет.

7) наличие у индивидуального предпринимателя высшего профессионального образования по профилю, соответствующему заявленной области аккредитации, и стажа работы в заявленной области аккредитации не менее трех лет и не менее чем у двух работников:

высшего профессионального образования по профилю, соответствующему заявленной области аккредитации, и стажа работы в заявленной области аккредитации не менее трех лет

среднего профессионального образования и профессиональной подготовки по профилю, соответствующему заявленной области аккредитации, и стажа работы в заявленной области аккредитации не менее пяти лет, если иное не установлено законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

2. Законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности могут быть установлены отличные критерии аккредитации организаций на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.

3. Специальные критерии аккредитации и требования к аккредитованным лицам устанавливаются на основании международных стандартов федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации.

4. Аккредитованные лица и их сотрудники не должны состоять в гражданско-правовых и (или) трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых осуществляется деятельность в соответствии с областью аккредитации, и не должны являться аффилированными по отношению к лицам, в отношении которых осуществляется деятельность в соответствии с областью аккредитации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...