Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Марксистская философия. Диалектический и исторический материализм.

Марксистская философия. Предпосылки марксизма, проблема отчуждения.

Марксизм (Маркс, Энгельс): философия, ориентированная на практику - изменение мира, эталон – классическое естествознание. Материалистическая диалектика и материалистическое понимание истории (бытие определяет сознание, а в социальном бытии первичен материальный базис: производительные силы и производственные отношения). Человек, по сути, ‑ совокупность общественных отношений.

В середине XIX века, в период значительных достижений в области естествознания, открытия законов клеточного строения, происхождения видов растений и животных, сохранения и превращения энергии, зарождается новое философское течение - марксистское. В связи с радикальными изменениями в общественно-исторической практике потребовался критический философский анализ общественного бытия. В этом переосмыслении и состояло и назначение марксистской философии, благодаря которой было иначе осознано природное и общественное бытие, предприняты шаги к разрешению глобальных противоречий, возникающих в сфере общественных отношений.

Маркс начинает исследовать конкретные обстоятельства жизни людей, применяя диалектический метод Гегеля. Оказывается, основа страданий человека лежит в материальной сфере, в частной собственности, которая появилась в результате разделения труда.

Проблема человека в марксизме органически связана с теоретическим осмыслением такого общественного феномена как отчуждение. Под последним понимается сложное явление, содержанием которого являются преобразования самого процесса человеческой деятельности и ее результатов (произведений, социальных институтов и организаций, денег, духовных ценностей и др.) в силу, которая властвует над человеком, давит на нее, диктует определенные требования, силу, противоположную ее желанием и стремлением. Основоположники марксистской философии пришли к заключению, которое причиной отчуждения является эксплуатация человека человеком, в основе которой лежит частная собственность на средства производства. Они предложили и конкретный путь выхода из ситуации, которая сложилась, - уничтожение частной собственности на средства производства. Это можно осуществить, по их мнению, через утверждение нового типа собственности - собственности всех и каждого вместе с тем на те средства, которыми создаются материальные ценности, собственности, общественной по своему характеру.

 

Идея уничтожения частной собственности и преодоление отчуждения проходит красной нитью через весь марксизм. Обществом свободной работы, социального равенства, справедливости и гуманизма провозглашается коммунизм.

Марксистская философия. Диалектический и исторический материализм.

Исторический материализм.

Особенность исторического материализма состоит в том, что общественное развитие он рассматривает как естественно-исторический процесс, т. е. такой же закономерный и объективный, как и природные явления, не только не зависящий от людей, но формирующий их волю и сознание.

Его основной принцип был сформулирован еще в немецкой идеологии: «Не общественное сознание определяет общественное бытие, а наоборот общественное бытие определяет общественное сознание». Общественное бытие понимается как реальный процесс жизни людей, основу которого составляет производство материальной жизни. (Согласно К. Марксу и Ф. Энгельсу, материальное производство - это воздействие людей на природу с целью получения необходимых для жизни средств существования, в частности, пищи, жилья, одежды и т. д. Самое главное в этом процессе — трудовая деятельность людей).

Производство рассматривается исторически, как ряд исторически конкретных способов производства. Способ производства - производительные силы общества (производительные силы - созданные обществом средства производства и прежде всего орудия труда, а также люди, которые используют их для создания материальных благ) и производственные отношения (В силу того, что производство всегда было и есть общественным, люди, создавая материальные ценности, вынуждены вступать друг с другом в определенные отношения — экономические, политические, этические и т. п. Кроме того, созданные в процессе материального производства товары обмениваются, распределяются между людьми. Вот эти отношения и другие отношения, которые при этом возникают, марксизм называет производственными отношениями) в их единстве. Способ производства определяет исторически конкретный тип общества в целом - общественно-экономическую формацию.

Общественно-экономические формации:

1) Первобытно-общинный строй

2) Рабовладельчество

3) Феодализм

4) Капитализм

5) Коммунизм (общество бесклассовое)

При анализе общественно-экономической формации наряду с использованием таких понятий, как материальные и идеологические отношения, марксизм использует также понятия "базис" и "надстройка". Эти понятия соотносительные и тесно связаны друг с другом.

Под базисом подразумевается экономическая структура общества, совокупность производственных отношений данного общества. Можно сказать, что базис — это форма материальных производительных сил и производственных отношений, предназначенная для выражения социального характера производственных отношений как экономической основы общественных явлений.

Надстройка представляет собой совокупность общественных идей, учреждений и отношений, возникающих на основе существующего экономического базиса. По мере исторического развития общества активность надстройки увеличивается, и она может оказывать существенное влияние не только на функционирование своего базиса, но и на его изменение.

Поступательное развитие человеческой цивилизации, согласно марксизму, осуществляется благодаря смене общественно-экономических формаций. Преемственность истории определяется производительными силами, которые постоянно совершенствуются и развиваются. Что же касается производственных отношений, то для их развития характерна прерывность. Выполнившие и исчерпавшие свой ресурс производственные отношения отмирают или же ликвидируются, а на их месте возникают более современные и эффективные производственные отношения.

  • Чтобы ликвидировать эксплуатацию человека человеком, создать лучшие условия для развития производительных сил, марксизм считает необходимым ликвидацию частной собственности на средства производства, превращая ее в общественную.

 

Диалектический материализм.

Диалектический материализм изучает соотношение сознания и материи, мышления и бытия, законы, категории, в самой общей форме выражающие универсальные формы бытия и познания.

Диалектический материализм считает, что материя первична, а сознание вторично.

Согласно представлениям К. Маркса и Ф. Энгельса, человек и природа тесно связаны друг с другом и одновременно представляют собой две разнокачественные материальные системы. Воздействуя всеми возможными способами, и, в первую очередь, орудиями труда на явления природы, человек преобразует природу и одновременно изменяется, развивается сам. Именно такая предметная материальная деятельность людей называется практикой. Практика, понимаемая в самом широком смысле, выступает стрежневым понятием, в первую очередь, в теории познания.

Важнейшая роль в философии, согласно представлениям К. Маркса и Ф. Энгельса, принадлежит всеобщим диалектическим законам развития и категориям.

Ф. Энгельс полагал, что знание универсальных законов имеет определяющее значение в познании природы, общества и мышления, но конкретные формы их проявления возможно изучать только на основе и знании частных законов, т. е. законов, характерных только для отдельных конкретных сфер человеческой деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...