Какие из перечисленных утверждений является ошибочным? Укажите номер ответа.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 1) 21 предложение текста является выводом рассуждения, представленного в предложениях 18-20. 2) В предложении 22-27 представлено повествование. 3) Предложения 16-21 содержат рассуждение и описание. 4) В предложениях 35-37 представлено описание.
Из предложений 9-12 выпишите контекстные антонимы. 23. Среди предложений 39—44 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения и контекстного синонима. Напишите номер этого предложения.
24. Известный философ И. Ильин использует в размышлениях такой троп, как _______ (предложение 42). Противопоставляя ________ (предложения 14 и 15), Ильин выявляет своё отношение к шуму, способному прогнать и музу, которая изображена с помощью такого приёма, как _______ (предложение 41). ___________ («экстравертная установка» в предложении 24) помогает дополнить отношение автора к шуму. Список терминов: 1) риторический вопрос 2) ряды однородных членов 3) лексический повтор 4) термин 5) эпитеты 6) олицетворение 7) цитирование 8) сравнительный оборот 9) риторическое восклицание
Ответ
ВАРИАНТ 3 Прочитайте текст и выполните задания 20-24. Нужны ли хорошие манеры? (1)Если бы новейшие кибернетические машины могли подсчитать, во что обходится стране сумма плохого настроения, раздражённости, порождаемых грубым или просто нелюбезным поведением людей, они, эти машины, сообщили бы нам совершенно сенсационные цифры. (2) Человек, чувствующий себя спокойно и уютно в обществе своих сограждан, во много раз работоспособнее того, который должен всегда, каждую минуту быть начеку, чтобы предотвратить незаслуженное оскорбление, грубость и хамство. (3)Хорошие манеры, как проявление внутренней деликатности и культуры, — необходимый атрибут человеческого общества. (4)Основы дурных манер лежат, как правило, в психологии и взглядах человека. (5)Что же это за основы? (6)Во-первых, заниженное представление о своих обязанностях — убеждение, поселившееся в некоторых, душах, что «всё сойдёт»... (7)Во-вторых, притуплённое чувство справедливости. (8)Понятие о справедливости возникает у человека в самом раннем возрасте, если его терпеливо и заботливо воспитывают. (9)Ребёнок с развитым чувством справедливости, по существу, овладевает очень многим. (10)Прежде всего, он приучается к мысли, что не имеет никаких привилегий, никаких преимуществ перед своими товарищами. (11)3атем он постигает полезнейшее для его дальнейшей жизни умение поставить себя на место соседа и с этих позиций оценивать свои поступки. (12)Если заглянуть в душу каждого хамящего, грубящего или хулиганящего человека, то можно обнаружить, что его поступки никогда не бывают случайными, а опираются на вполне конкретные взгляды. (13) Это, прежде всего, наплевательское отношение к своему ближнему и ко всему роду человеческому, к его мнению и удобствам. (14)Твёрдая уверенность в том, что все другие никаких прав не имеют. (15)И в результате — вместо веры в справедливость — убеждение: урвать от жизни как можно больше, не считаясь с чужими интересами.
(16)Подобный взгляд на жизнь может проявляться в большом и малом. (17)Крупные поступки, вытекающие из этой «идеологии», называются уголовными преступлениями. (18)Мелкие — дурными манерами. (19)Нередко и хорошие люди обижают своих близких. (20)И происходит это обычно без всякого злого умысла, без намерения обидеть, унизить, оскорбить, а так просто — по недосмотру, недомыслию, невниманию. (21)Потому что эти хорошие люди, занятые часто большими и важными делами, не нашли времени продумать форму своего поведения, не выработали тех простых и полезных правил, которые при прочих равных условиях делают жизнь приятнее, нервы здоровее и улучшают настроение всего коллектива. (22)Два очень важных вывода следует сделать каждому молодому человеку. (23)Первое: любезное отношение к окружающим не требует больших расходов, не изнуряет человека. (24)Это в полном смысле слова бесплатное приложение к жизни, причём позже, когда оно входит в привычку, производится уже автоматически и не теряет при этом своего благотворного воздействия. (25)Второе: человек, научившийся хорошо обращаться со своими ближними, не только доставляет радость им, но и сам получает от такого поведения громадное удовольствие. (26)Следовательно, хорошие манеры и правильно выработанное поведение не только большой вклад человека в общество. (27)Этот вклад приносит самому вкладчику ценнейший в мире доход — хорошее расположение духа и оптимистическое настроение. (По Н. Акимову) 20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Хорошие манеры — необходимый атрибут человеческого общества. 2) Хорошие люди часто обижают своих близких с намерением унизить или оскорбить. 3) Хорошее отношение к окружающим доставляет человеку большое удовольствие. 4) Люди с дурными манерами убеждены, что им всё сойдёт с рук. 5) Хорошие манеры требуют больших усилий. 21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 1-4 представлено рассуждение. 2) Предложения 23-25 объясняют суждение, высказанное в предложении 22 текста.
3) В предложениях 12-15 представлено повествование. 4) Предложения 10-11 являются аргументами к мысли, высказанной в предложении 9. 5) В предложениях 19-21 представлено описание. 22. Из предложений 14-16 выпишите антонимы (антонимическую пару).
23. Среди предложений 7-12 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью вводного слова и личного Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами. 24. «Психологию хамящего человека передают в лексике и (А) ___ «урвать», «наплевательское отношение», и (Б) ___ (предложение 16), которые показывают, в чём это поведение проявляется. А ведь «любезное отношение к окружающим» творит чудеса, и это подчёркнуто тропом — (В) ___ «благотворное воздействие», «громадное удовольствие». Согласитесь, испытывать радость от общения с окружающими гораздо лучше, чем находиться в том состоянии, которое передано выразительным лексическим средством — (Г) ___ (предложение 2)». Список терминов: 1) разговорные слова 2) анафора 3) диалектизмы 4) антонимы 5) эпитеты 6) цитирование 7) синонимы 8) сравнительный оборот 9) фразеологизм
ВАРИАНТ 4 Прочитайте текст и выполните задания 20-24. Костёр возле речки (1) Всё-таки я встретил тех, кто не только сорит, но и убирает. (2) Нет, не на родине встретил, не в Сибири. (3)В Подмосковье встретил. (4) Ехал из аэропорта Домодедово и возле берёзовой рощи увидел седого, легко одетого мужчину с полиэтиленовым мешком, в резиновых перчатках, и женщину, одетую в спортивные штаны, в рубашку мужского покроя, тоже в перчатках и тоже с мешком.
(5) Они неторопливо двигались по опушке рощи, о чём-то беседуя, время от времени наклонялись и складывали в мешок бумагу, коробки от сигарет и папирос, фольгу, обрывки полиэтилена, окурки, раскисшие куски хлеба, старые обутки, лоскутьё — всё, чем сорит вокруг себя человек. — (6)Видал чокнутых? — почему-то со злобой воскликнул шофёр-таксист, вёзший меня в Москву. (7)Я поглядел на него вопросительно. — (8)Академик с бабой своей. (9)Дача у них тут недалеко. (10)Как идут на прогулку, прихватывают с собой мешки и лопату. (11)Какой мусор приберут, так сожгут возле речки, чё где выправят, чё где закопают. (12)Цветки рвать не дают, прямо за грудки берут, и-иы-ди-и-о-оты-ы! (13)Да разве за нами, за поганцами, всё приберёшь? (14)И-и-ы-ы-ди-и-о-о-оты-ы-ы!.. (15)Он резко крутанул руль. (16)Двое пожилых людей исчезли за поворотом. ...(17)Всякий раз, как еду в аэропорт Домодедово и вижу дымок костерка над речкой Пахрой, с тихой радостью думаю: это они, терпеливые люди, делают посильную добровольную работу, так необходимую уставшей земле, — жгут мусор возле речки. (По В. Астафьеву) 20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Шофёр с гордостью показал рассказчику семейную пару, убирающую мусор в берёзовой роще. 2) Семейная пара возвращается домой после уборки мусора в роще с большими букетами полевых цветов. 3) Рассказчика порадовала семейная пара, убирающая мусор в роще. 4) Таксист убеждён, что невозможно за человеком убрать мусор. 5) Нашей уставшей от мусора земле необходима уборка. 21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложении 4 представлен описательный фрагмент. 2) Предложения 10-14 объясняют суждение, высказанное шофёром в предложении 6 текста. 3) В предложениях 1-3 представлено повествование. 4) В предложениях 15-16 представлено рассуждение. 5) Предложение 3 противопоставлено по содержанию предложению 2. 22. Из предложений 1-3 выпишите антонимы (антонимическую пару). 23. Среди предложений 6-12 найдите такие, которые связаны с предыдущими с помощью личных местоимений. Напишите номера этих предложений. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами. 24. «Эпизод, о котором рассказывает автор, очень нетипичен: гораздо чаще можно встретить тех, кто, лихо погуляв, оставляет после себя помойку: в синтаксисе — (А) ___ (предложение 5) позволяют увидеть эту неприглядную картину. Но есть и такие, кто не может смотреть спокойно на подобное, и лексическое средство — (Б) ___ (предложение 1) — позволяет убедиться в этом. Однако на тех, кто свой отдых проводит так, как академик с женой, смотрят порой, мягко говоря, как на чудаков, и в лексике (В) ___ (предложение 6) отражают это обывательское отношение. Наверное, что-то с нами происходит, если мы нормальные поступки стали воспринимать как что-то ненормальное, не укладывающееся в наши «перевёрнутые» представления о себе и окружающих. Автору же радостно сознавать, что есть люди, которым небезразличен мир, в котором они живут, и его радость передана приёмом — (Г) ___ («встретил», предложения 1-3)». Список терминов:
Ответ:
ВАРИАНТ 5 Прочитайте текст и выполните задания 20—24. (1)В юности узнать о жизни из книг можно гораздо больше, чем из самой жизни. (2)Это чуткая пора, когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответа на извечные гамлетовские вопросы, — так где же, как не в литературе, искать в эту пору молодому человеку ответа, как жить ему в обществе, как обрести счастье, как научиться любить. (3)Ведь любовь доступна не каждому. (4)Это чувство требует духовной тонкости, психологической гибкости и, если хотите, определённой эмоциональной культуры. (5)Когда всеведущий обыватель бубнит, что «дурацкое дело нехитрое», то, как вы сами понимаете, речь идёт не о любви, а совсем о другом. (6)Любовь — прекраснейшее состояние в нашей жизни, помогающее понять себя и других, природу в движении, красоту добра и самоотверженности — целый мир. (7)А прекрасному надо учиться и ценить его, подобно тому, как надо научиться чувствовать высокую музыку, философскую или лирическую глубину художественного полотна, рвущуюся в небо стрельчатую готику соборов или причудливые раковины архитектуры рококо, пластический язык скульптуры. (8)Наверное, раз в год в Москве исполняют «Реквием» Моцарта. (9)Совершенно незнакомые между собой, но объединённые единым чувством люди откровенно льют слёзы в том эпизоде, где оборвалась нить жизни великого композитора, эта часть так и называется — «слёзная». (10)Но есть среди слушателей и такие, что пришли сюда из побуждений суетных либо престижных и с душевной мукой скуки ждут не дождутся окончания вещи, искусственно выдерживая на лице подобающее моменту выражение сосредоточенной скорби. (11)Дело не в том, что они лгут себе и окружающим, дело в их драматичной эмоциональной необразованности. (12)Бойтесь, панически бойтесь этой духовной пустоты, ибо она страшно обедняет нас, отнимает у жизни половину красок, половину красоты, как, впрочем, порождает и равнодушие к литературе. (13)И Лев Толстой говорил о музыке, после которой «необходимо совершать необыкновенные поступки». (14)3десь обнажается причинно-следственная связь между нашими действиями и нашим сознанием. (15)Красота и культура формируют и лепят душу, чистое и здоровое миропонимание, не могут вести к дурным поступкам и никогда не смирятся с серой и бездеятельной жизнью. (16)Но поступки — это следствие. (17)Поэтому с младых лет надо самому заботиться о строительстве своего духовного «я», и среди других «строительных материалов», создающих одухотворённый континент мысли и чувства (формы, линии, цвета, музыкальной фразы), полновесное и животрепещущее Слово стоит, безусловно, на первом месте: именно оно как проводник, готовый всегда прийти на помощь, осуществляет связь времён, пространств и поколений. (18)И пониманию прекрасного надо учиться. (19)Ещё Сократ сказал: «Прекрасное — трудно». (Ю. Бондарев) 20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Прекрасному нужно учиться и ценить его. 2) Существуют такие зрители, которые посещают концерты только из суетных побуждений. 3) Духовная пустота обедняет человека, делает его жизнь серой. 4) В юности человек не ищет ответы на вечные вопросы бытия. 5) Красота и культура могут смириться с серой и бездеятельной жизнью. 21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 1-3 представлено повествование. 2) В предложении 17 содержится вывод из утверждения, сформулированного в предложении 15 текста. 3) В предложениях 10-12 представлено рассуждение. 4)В предложении 12 содержится вывод к мысли, высказанной в предложениях 10-11. 5) Предложения 1-2 противопоставлены по содержанию. 22. Из предложений 7-9 выпишите любой фразеологизм. 23. Среди предложений 1-6 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью частицы и однокоренного слова. Напишите номер этого предложения. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами. 24. «Что ждёт человека, не научившегося ценить прекрасное? Троп — (А) ___ «серая жизнь» воссоздаёт это будущее. Отчего это может случиться? В лексике (Б) ___ «эмоциональная необразованность» — «духовная пустота» (предложения 11, 12) называют эти причины. Поэтому, наверное, автор особую роль в воспитании чувств отводит Слову в литературе, и троп — (В) ___ «оно как проводник, готовый всегда прийти на помощь, осуществляет связь времён, пространств и поколений» (предложение 17) точно отражает его назначение. И учиться прекрасному нужно в юности, в ту пору, которая так образно передана тропом — (Г) ___: «когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответа на извечные гамлетовские вопросы». Список терминов: 1) развёрнутое сравнение 2) развёрнутая метафора 3) анафора 4) контекстные синонимы 5) эпитет 6) фразеологизм 7) контекстные антонимы 8) парцелляция 9) риторический вопрос
ВАРИАНТ 6 Прочитайте текст и выполните задания 20-24. (1)От застенчивости страдают в основном те, у кого неуверенность в себе — свойство личности. (2)Такой человек больше всего в жизни боится неуспеха: лучше ничего не делать, чем делать плохо, и для него очень сложно сделать выбор. (3)Разнообразие не радует, а напрягает его: при множестве вариантов он не уверен, что сможет сделать оптимальный выбор. (4)Происходит это потому, что застенчивым свойственно изначально подвергать всё сомнению, в том числе и свои собственные слова и поступки. (5)Представьте себе школьный класс. (6)Идёт урок, на доске написана задача. (7)Ученик Петров видит, что он легко решил бы эту задачу сразу несколькими способами. (8)И тут его вызывают к доске. (9)Петров понимает, что учителю нужен только один способ решения. (10)Но какой из всех найденных способов лучший? (11)Он этого не узнает, пока не испробует все. (12)В уме это сделать трудно. (13)Поэтому Петров медленно идёт к доске, медленно берёт мел, вертит этот мел в руках... и как воды в рот набрал. (14)Ему нужно выбрать из всех способов один, самый лучший. (15)А тем временем потерявший терпение учитель ставит ему два и вызывает Сидорова, который в это время играл с соседом по парте в «морской бой» и, только услышав собственную фамилию, вскочил, не понимая, чего от него хотят. (16)Однако тут же сориентировался в обстановке, быстро посмотрел в тетрадь соседа, увидел там начало решения задачи. (17)И, стараясь не забыть увиденное (разумеется, абсолютно не понимая смысла), Сидоров пулей летит к доске и быстро записывает то, что запомнил. (18)Тут звенит звонок, учитель довольно смотрит на доску и говорит: «Молодец, Сидоров, пять! А ты, Петров, учись!» (19) У таких людей, как Петров, всегда есть в запасе несколько вариантов действия, но в силу особенностей их личности им трудно остановиться на одном, особенно когда на выбор мало времени. (20)Особенно остро проявляется застенчивость в новой компании, где опять придётся оказаться в тяжёлой ситуации выбора в дефиците времени. (21)Нет уж, лучше побыть одному. (22)Пусть уж лучше сочтут застенчивым, чем тугодумом... (23)Но давайте зададимся вопросом: почему? (24)Почему человек так боится ошибиться в выборе — ведь никакого наказания за это не последует? (25)Оказывается, у всех застенчивых людей есть свой, личный «контролёр», под чьим влиянием они так или иначе находятся. (26)Это или родители, или учителя, или старший товарищ (подруга)... (27)И значимость этой — такой уверенной во всём — личности в жизни несчастного застенчивого, которого постоянно раздирают сомнения, настолько высока, что он постоянно словно бы чувствует рядом присутствие своего «экзаменатора»... (28)А поскольку «экзаменатор» в итоге всегда ставит неудовлетворительную оценку («Как ты вырядилась!», «Что за глупости ты несёшь!», «Да что только из тебя, такого тупого, вырастет!»), выбор любого варианта действия становится сущей мукой: что бы человек ни сделал, «экзаменатор» всегда недоволен... (29)И даже когда говорят, что застенчивость связана с боязнью получить отказ, это лишь частный случай такой ситуации: человек боится получить лишнее подтверждение того, что он действительно никуда не годится и не может ничего добиться... (30)Именно поэтому застенчивые люди так переживают любые свои промахи, даже случайные и от них не зависящие. (31)Но каждому застенчивому человеку следует прежде всего понять, что его контролёр никогда не одобрит его действия. (32)И присутствие в его жизни постоянной неадекватной оценки, даваемой «значимым» человеком, постепенно развивает у бедняги самый настоящий комплекс неудачника и, соответственно, усиление проявлений застенчивости. (33)Такой человек действительно начинает думать, что из него на самом деле ничего не получится, и путей-выходов из этого кризиса нет... (34)А ведь ему просто-напросто нужно выйти из-под ненужного давления... (По Н. Нарицыну) 20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1)Застенчивым людям свойственно подвергать сомнению собственные поступки. 2)Застенчивые люди не зависят от мнения окружающих. 3)Застенчивость делает человека одиноким. 4)Мысли о собственной несостоятельности — основная причина застенчивости. 5)Застенчивые люди равнодушно относятся к собственным неудачам. 21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 6-13 представлены повествование и рассуждение. 2) Предложения 25-27 поясняют суждение, высказанное в предложении 24 текста. 3) В предложениях 15-17 представлено повествование. 4) В предложениях 19-22 представлено описание. 5) В предложениях 31-33 представлено повествование и 22.Из предложений 13-15 выпишите любой фразеологизм. 23. Среди предложений 29-34 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью частицы и наречия. Напишите номер этого предложения. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами. 24. «Застенчивость — положительное или отрицательное свойство личности? Троп — (А) ___ «несчастный застенчивый» в предложении 27 передаёт авторский взгляд на эту проблему. А как иначе можно назвать человека, постоянно находящегося в «тяжёлой ситуации выбора»? Различные приёмы помогают автору передать своё видение проблемы. Так, (Б) ___ (предложения 21, 22) даёт возможность понять, что испытывает застенчивый в такие минуты, а (В) ___ «медленно» в предложении 13 — увидеть его манеру действовать в подобных случаях. В синтаксисе психологический вариант формирования комплекса застенчивости передают (Г) ___ (предложение 28)». Список терминов: 1) риторическое обращение 2) эпитет 3) гипербола 4) лексический повтор 5) несобственно-прямая речь 6) фразеологизм 7) антонимы 8) метонимия 9) восклицательные предложения Ответ:
ВАРИАНТ 7 Прочитайте текст и выполните задания 20—24. (1)Часто говорят, что насилие родит насилие — это, наверное, правда. (2)К сожалению, непротивление насилию делает насильников ещё более наглыми. (3)В мире много людей, которых всех вместе можно назвать силами зла. (4)Это маньяк-одиночка, без всякой причины открывающий огонь из автомата по толпе, это мелкие и большие тираны, фанатики, помешанные на национальной, религиозной или ещё какой-то почве. (5)Они сделали нашу жизнь опасной и беспокойной, они убивают людей, уничтожают природные ресурсы, принадлежащие следующим поколениям. (6)Мы с ужасом вспоминаем уничтоженные во время Второй мировой войны Лидице, Хатынь или Гернику, но уже в наши времена, считавшиеся мирными, превращались в руины многие города. (7)Насилие тлеет везде и может вспыхнуть огнём в самом неожиданном месте. (8)3ащищая себя, мир должен создать систему глобальной защиты от всех насильников, больших и малых. (9)Сила должна противостоять насилию. (10)Когда заходит об этом речь, многочисленные умники во всём мире вступают в спор: (11)«Если вы примените силу, чем же вы будете отличаться от тех, против кого её примените»? (12)Но ответ, помоему, очевиден: между Сооружённым бандитом и полицейским есть большая и принципиальная разница. (13)Мы спасём себя от произвола насильников только тогда, когда лишим их соблазна достижения целей разбойным путём, когда во всём мире будут установлены правила и законы цивилизованного поведения, обязательные для всех народов и государств. (14)Спрашивают: а кто же такой порядок может установить? (15)Цивилизованные страны, соблюдающие права человека, с демократически избираемыми и сменяемыми правительствами, со свободной прессой и независимым судом. (16)Эти государства, будучи наиболее сильными и разумными, должны взять на себя обязанность по установлению на земле гуманного порядка. (17)Нормы цивилизованного поведения не должны признавать никакого насилия над человеческой личностью, никаких форм убийства и — в будущем — никаких войн. (18)Надо исходить из того, что жизнь человека священна, природа неделима, а исторические памятники принадлежат всему человечеству. (19)Должен быть такой порядок, при котором государства, грубо нарушающие права человека, признаются незаконными и враждебными человечеству. (20)На них оказываются все меры воздействия: политические, экономические и, когда нужно, военные. (21) Мировой порядок будущего должен быть основан на международных законах, которые соответствуют внутренним законам цивилизованных государств, здравому смыслу и общечеловеческому представлению о гуманности. (22)Создание мира без насилия является целью гуманной, реалистичной и — неизбежной. (23)Стремление к добру на планете может объединить миллиарды людей, все организации, уважающие права человека, защищающие природу и вообще жизнь на земле. (24)Силы зла обступают нас со всех сторон, и человечеству не остаётся иного выхода, как применять ответную силу. (25)Цивилизованный мир выиграл холодную войну против тоталитаризма. (26)Теперь он вступил в войну против насилия. (27)Эта война будет идти долго, и ошибки в ней неизбежны. (28)Но не вести эту войну — значит развязать руки насильникам. (29)А уж те ни перед чем не остановятся, пока не погубят весь мир. (По В. Войновичу) 20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) Насилие может вспыхнуть в любом месте. 2) Мир должен создать глобальную защиту от всех видов насилия. 3) В мире мало людей, которых всех вместе можно назвать силами зла. 4) Стремление к миру может объединить миллиарды людей. 5) Нормы цивилизованного поведения могут признавать некоторые формы локальных войн и насилия над человеческой личностью. 21. Какие из перечисленных утверждений являются верны- 1) Предложения 4-5 поясняют суждение, высказанное в предложении 3 текста. 2) Предложения 15-16 содержат ответ на вопрос предложения 14. 3) В предложениях 10-12 представлено повествование. 4) В предложениях 19-22 представлено рассуждение. 5) В предложениях 26-29 представлено описание. 22. Из предложений 26-28 выпишите любой фразеологизм. 23. Среди предложений 13-17 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью указательного местоимения и синонима. Напишите номер этого предложения. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами. 24. «Об опасности и коварстве насилия свидетельствует троп — (А) ___ (предложение 7). Насилие может обретать любые размеры, и в лексике предложения 8 (Б) ___ заставляют задуматься о том, что необходимо срочно что-то противопоставить этим силам зла. Автор видит решение проблемы в установлении на земле гуманного порядка. Для этого нужно воздействовать на насилие любыми мерами, и в синтаксисе (В) ___ (предложение 20) позволяют представить масштабы этого воздействия. Иначе и не может быть: бездействие цивилизованного мира станет роковой ошибкой (яркое лексическое средство — (Г) ___ в предложении 28 усиливает эту мысль)». Список терминов: 1) развёрнутая метафора 2) однородные члены предложения 3) синтаксический параллелизм 4) глаголы в повелительном наклонении 5) эпитет 6) фразеологизм 7) антонимы 8) метонимия 9) риторический вопрос
ВАРИАНТ 8 Прочитайте текст и выполните задания 20-24. (1)Однажды вместе со съёмочной группой я улетал из Коломбо, столицы Шри-Ланки, в Москву. (2)В Дохе мы должны были делать пересадку. (3)Вечером, накануне вылета, выяснилось, что наш рейс из Дохи в Москву отменяется, а следующий — только через три дня. (4)Нам улыбалась перспектива эти три дня провести в Катаре — честно говоря, не самом весёлом и интересном месте на земле. (5)Да ещё и сидеть бы пришлось три дня в гостинице: виз у нас не было. (6)Конечно, (8)Был вечер, все авиакассы закрылись, наличных не было, только карточки, которые на Шри-Ланке принимают далеко не везде, а покупать надо было три билета... (9)Одним словом, проблемы. (10)Вместе с нами эти проблемы пытались решить все, к кому мы обращались в попытках переоформить билеты. (11)И вот через хитроумную цепочку знакомых был найден хозяин агентства, который мог отправить нас нужным рейсом и которому — о чудо! — можно было заплатить по карте. (12)Человек этот был разбужен телефонным звонком поздно ночью, сел на мотоцикл, проехал тридцать километров до своего агентства в Коломбо, открыл среди ночи свой офис и уже собрался оформить нам билеты, как вдруг обнаружилось, что бланки для билетов закончились. (13)Электронные авиабилеты авиакомпании тогда ещё не использовали. (14)В результате наш спаситель принял у меня плату, а сам позвонил своей знакомой работнице аэропорта, некой тёте Ануше, и договорился, что завтра она посадит нас на самолёт. (15)Нам надо было только найти её на регистрации. (16)Надо ли говорить, что на следующее утро мы сбились с ног, разыскивая тётю Анушу. (17)Первый же человек в форме заявил нам, что эта женщина давно уволилась из аэропорта и вообще уехала из Коломбо в неизвестном направлении. (18)Но мы не поверили — и правильно сделали, потому что через час отчаянных поисков и расспросов Ануша всё же нашлась и действительно посадила нас на самолёт. (19)Но история на этом не закончилась, ведь летели мы с пересадкой в Арабских Эмиратах и, оказавшись на регистрации в Дубае, вынуждены были рассказывать человеку за стойкой про билеты, «которые вообще-то есть, но сейчас их нет», про закончившиеся бланки и тётю Анушу. (20)Мы, как могли, клялись, что завтра, когда в шри-ланкийский офис подвезут бланки, билеты им обязательно пришлют, и умоляли зарегистрировать нас на рейс и отправить в Москву. (21)Человек за стойкой окинул меня крайне подозрительным взглядом. (22)Потом, не спуская с меня глаз, поднял трубку и пересказал всю историю своему начальнику. (23)Что именно ответил начальник, я не слышал, но регистрировать нас не стали. (24) Мы рисковали на неопределённое время застрять в аэропорту Дубая. (25)Времени до вылета московского рейса оставалось всё меньше. (26)И тут у меня включился какой-то заснувший механизм, этакое «Врёшь, не возьмёшь!» (27)Я добился, чтобы меня связали с этим строгим арабским начальником. (28)Снова объяснил ему про Анушу. (29) Настоял, чтобы он позвонил этой Ануше в Коломбо. (30) Ануша отправила ему какую-то официальную бумагу, и нас посадили на уже улетающий самолёт. (31)Мораль: нам поверили на слово, без «бумажки». (32)А ведь история эта произошла в странах «третьего мира». (33)Впрочем, только там она и могла произойти... (По М. Кожухову) 20. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов. 1) В Коломбо все помогали решать проблемы путешественников. 2) Путешественники оплатили перелёт из Коломбо в Арабские Эмираты не за наличный расчёт, а по карте. 3) Тётя Ануша не смогла помочь путешественникам. 4) Из Дубая путешественников отправили в Москву после долгих переговоров. 5) Нельзя верить людям на слово, нужно требовать необходимые документы. 21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов. 1) В предложениях 4-6 представлено рассуждение. 2) Предложение 12 содержит повествовательный фрагмент. 3) Предложение 18 содержит описательный фрагмент. 4) Предложения 27-30 объясняют суждение, высказанное в предложении 26. 5) Предложения 3-5 включают описание природы и описание состояния человека. 22. Из предложений 13-16 выпишите фразеологизм. 23. Среди предложений 1—6 найдите такое, которое соединяется с предыдущими с помощью вводного слова и указательного местоимения. Напишите номер этого предложения. Ответ: __________ Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания 24, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами. 24. «Рассказывая об одном и
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|