Названия и характерные особенности
Стр 1 из 3Следующая ⇒ СОДЕРЖАНИЕ Введение………………………………………………………………………….. Материалы и инструменты, используемые в картографическом черчении….. Композиционное оформление карт……………………………………………… Основные понятия цветоведения……………………………………………….. Список источников……………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ Практические навыки черчения и теоретические знания принципов оформления карт необходимы в учебной и профессиональной деятельности географов-экологов, географов-преподавателей. На географическом факультете университета изучение базовых курсов специальности предваряется изучением основ картографического черчения. В данном учебном пособии предлагается материал, который может быть полезен для развития необходимых навыков черчения, так и при использовании в практической деятельности. Рассматривается теория использования цвета на карте, компоновки и графического оформления карт. Учебное пособие составлено по изданным литературным источникам (см. список в конце пособия) с учетом практического опыта автора. В пособии рассматривается, в основном, содержательная сторона отдельных тем курса. Ниже даны определения основных терминов, встречающихся в тексте. Карта географическая – построенное в картографической проекции уменьшенное, обобщенное изображение поверхности Земли, поверхности другого небесного тела или внеземного пространства, показывающее расположенные на них объекты в определенной системе условных знаков (К.А. Салищев). Карта топографическая – подробная карта местности, позволяющая определять как плановое, так и высотное положение точек. Карта синтетическая - дает целостную интегральную характеристику изображаемых явлений (пространственных систем), полученную с учетом слагающих их элементов или частей и связей между ними (карты типов климата).
Карта аналитическая – содержит лишь конкретные показатели явлений (систем). Карта комплексная – показывает несколько взаимосвязанных явлений или их элементов. План – изображение горизонтальной проекции участка в уменьшенном и подобном виде. План топографический - картографическое изображение ограниченного участка местности на плоскости в ортогональной проекции в крупном масштабе, в пределах которого кривизна уровенной поверхности пренебрежимо мала.
МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КАРТОГРАФИЧЕСКОМ ЧЕРЧЕНИИ 1,6 Принадлежности и материалы для картографического черчения весьма разнообразны. Однако известно, что легче учиться работать хорошим инструментом. Поэтому при выборе материалов и инструментов, рекомендуемых для работы, прежде всего внимание должно уделяться их качеству. Бумага Бумага состоит из растительных волокон (хлопок, лен, целюлоза, синтетические волокна и т.п.), наполнителей (каолин, мел, сернистый барий, отбеливатели и т.п.) и клеящих веществ (клей, смолы, канифоль и т.п.). Качество черчения зависит и от качества бумаги. Различают следующие виды бумаги: Чертежная бумага – используется для создания карт, отличается хорошей проклейкой, прочностью, белизной. В настоящее время для картографических работ применяется чертежная бумага марки В (высшего качества) и марки О (обыкновенная) – имеет более низкие чертежные свойства. Высшие сорта чертежной бумаги по традиции называются ватманом.
Основные форматы листов бумаги А5 148 х 210 А4 210 х 297 А3 297 х 420 А2 420 х 594 А1 594 х 840
Требования к чертежной бумаге: -она должна иметь белую или голубоватую поверхность (с серым или желтым оттенком применять не рекомендуется);
-должна обладать достаточной плотностью на разрыв, которая проверяется числом двойных перегибов. Хорошая чертежная бумага выдерживает 15-40 таких перегибов. Плотность бумаги должна допускать 1-3 исправления чертежа путем подчисток и вычерчивания по выскобленному месту; -не должна пропускать тушь и краски и вступать с ними в химическую реакцию (расплыв края); -поверхность должна быть слегка бугристой, так как на такой бумаге лучше держатся акварельные краски и тушь. Хранят бумагу в местах, закрытых от света, влаги, пыли. Для исключения деформации чертежную бумагу при создании оригиналов карт обычно наклеивают на жесткую основу (лист алюминия толщиной около 1 мм, фанеру и т.п.). Деформируемость в условиях камерального хранения 0,1-0,5 мм на 50 см. -бумага с синтетическим наполнителем, обладающая малой деформацией (СБ-1 пленочного типа); - специальная бумага с баритовым слоем и желатиновым покрытием или матовая, предварительно отфиксированная фотобумага, наклеенная на жесткую основу. - рисовальная бумага имеет меньшую плотность и прочность. Ее поверхность сильно лохматится от стирательной резинки (ластика) и скальпеля. Поверхность может быть гладкой, шероховатой, бугристой. - миллиметровая бумага – отпечатана цветная сетка квадратов (1мм х 1мм). - фотобумага – применяется для изготовления фотопланов и др.; -пропускная (промокательная) бумага – отличается рыхлой структурой, что способствует быстрому впитыванию влаги – применяется при работе с акварельными красками; - наждачная бумага - для оточки и полировки инструментов; - переводная – для копирования – делается карандашом; - калька (прозрачная бумага) для изготовления копий: бумажная (восковка), полотняная. Сильно деформируется, поэтому используются пластики.
Карандаши черные (графитные) 2М-2Т – при черчении в сырую и холодную погоду – на бумаге низшего качества, на фотобумаге. 3Т-6Т – на чертежной бумаге высшего качества и при работах в сухую, жаркую погоду. Марки «Конструктор», «Архитектор», KOH-I-NOOR. Процесс очинки карандаша: очинка-заточка-шлифовка. На конус высотой 30 мм, из них графит – 8-10 мм.
Чертежные перья № 41, 291, 2350.
Перьевые ручки-вставки пластмассовые или деревянные с металлической вставкой для пера.
Акварельные кисти круглые беличьи или колонковые №1,3,5.
Акварельные краски в наборах «Нева», «Ленинград», «Акварель», медовые. Акварельные краски относятся к группе клеевых красок. Название происходит от латинского слова akva - вода, т.к. вода является растворителем для этого вида красок. Связующим акварельных красок является растительные прозрачные клеи – гуммиарабик и декстрин, легко растворимые водой. Акварель – единственный вид красок, отличающийся особой прозрачностью, чистотой и яркостью цвета. Это достигается высокой дисперсностью пигментов, получаемой специальным перетиранием порошков.
Названия и характерные особенности некоторых акварельных красок 4 Охра светлая – краска холодного тона, прозрачная, несколько глуховатого оттенка. Сиена натуральная – краска желто-коричневого цвета. Охра красная – краска красно-коричневого цвета. Сиена жженая – красно-коричневого цвета теплого тона. Железная красная – красно-коричневого цвета холодного тона. Алая – ярко красного цвета, имеет темный тон с киноварным оттенком. Краплак красный красно-малинового цвета. Кармин − интенсивная краска красно-малинового цвета, более холодного оттенка, чем краплак. Ультрамарин – из группы синих, наиболее теплого тона – разводить дождевой или дистиллированной водой. Кобальт синий − свеженанесенная краска имеет нежный синий цвет, неинтенсивная. Изумрудно-зеленая и зеленая травяная – интенсивные зеленые краски. Умбра натуральная – холодного (табачного) оттенка Умбра жженая – теплого(шоколадного) оттенка Марс коричневый – теплого тона, но более холодная, чем умбра жженая, интенсивная. Киноварь − яркая, чистая, оранжево-красная. Сепия − цветовое изменение - в насыщенном слое она темно-коричневая, с холодным оттенком; в тонких лессирующих слоях – коричнево- серая. Сажа газовая – интенсивная черная теплого тона, в разбеле – холодного серого тона.
Готовальня −набор инструментов для черчения должна содержать циркуль, циркуль-измеритель, рейсфедер, крон-циркуль.
Линейки для черчения карандашом и тушью (со скошенным краем). Треугольники с углами 90° 30° 60° и 90° 45° и 45°.
КОМПОЗИЦИОННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ КАРТ 2,5,6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|