Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Сопоставление традиционного и современного урока (в контексте реализации ФГОС)
В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.
плюсы
| минусы
|
Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.
| Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель
|
На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.
| Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.
|
Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может
| Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам
|
| Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом. Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.
|
| При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности.
|
При реализации ФГОС в уроке появляются следующие плюсы:
- Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.
- Знание принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений.
- Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.
- Знание типологии урока
- Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.
- Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.
- Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока».
- Планирование воспитательной функции урока.
- Комплексное планирование задач урока (стр. 40)
- Выделение в содержание материала объекта прочного усвоения и отработка на уроке именно этого.
- Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.
- Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
- Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
- Практическая направленность учебного процесса.
- Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
- Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
- Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.
- Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.
- Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.
- Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию).
- Работа по мотивации учебной деятельности - формирование мотивации познания.
- Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
- Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.
- Включение компьютеров в педагогические технологии.
- Дифференциация домашних заданий.
- Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.
- Обеспечение благоприятных гигиенических условий.
- Обеспечение эстетических условий
- Общение - сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.
- Имидж учителя.
- Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.
- Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС
Предмет изменений
| Традиционная деятельность учителя
| Деятельность учителя, работающего по ФГОС
|
Подготовка к уроку
| Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока
| Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения
|
При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации
| При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
|
Основные этапы урока
| Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя
| Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)
|
Главная цель учителя на уроке
| Успеть выполнить все, что запланировано
| Организовать деятельность детей:
• по поиску и обработке информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи
|
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)
| Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.
| Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
|
Форма урока
| Преимущественно фронтальная
| Преимущественно групповая и/или индивидуальная
|
Нестандартное ведение уроков
| –
| Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся
|
Взаимодействие с родителями обучающихся
| Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс
| Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
|
Образовательная среда
| Создается учителем. Выставки работ обучающихся
| Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов
|
Результаты обучения
| Предметные результаты
| Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные
|
Нет портфолио обучающегося
| Создание портфолио
|
Основная оценка – оценка учителя
| Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки
|
Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ
| Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: