Формирование знаний, умений, навыков.
Гидролиз – реакция обмена между солью и водой, в результате которой наблюдается сдвиг равновесия диссоциации молекул воды, приводящий к –накоплению в растворе избытка ионов водорода или гидроксид ионов, меняющих реакцию среды.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вспомните, какой характер имеет среда при гидролизе: 1) Соли, образованной сильным основанием и слабой кислотой? 2) Соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой? 3) Соли, образованной слабым основанием и слабой кислотой? 4) Что можно сказать о взаимодействии с водой солей, образованных сильным основанием и сильной кислотой? Ответ правильный. | Среда щелочная. Среда кислая. Среда нейтральная, или близкая к ней. Гидролиз идет полностью до конца. В этом случае реакция не идет, т.е. эти соли гидролизу не подвергаются. |
3. Формирование способов умственных и практических действий с новыми знаниями.
Деятельность учителя | Деятельность ученика | |||||
(время 15 минут) Мы с вами выдвинули гипотезу и доказали ее. Теперь давайте ее подтвердим на других примерах. Перед вами на столе находится растворы следующих солей: KJ; K2S; AlCl3; (NH4)2S. С помощью индикатора, определите среду каждого раствора, дайте характеристику природе соли. Результаты сведите в следующую таблицу: | ||||||
Соль | Природа соли | Среда |
Механизм процесса | |||
KJ | Образована сильным основанием и сильной кислотой | нейтральная | KJ «K+ + J
KOH «K+ + OH HJ «H+ + J | |||
K2S | Образована сильным основанием и слабой кислотой | щелочная | K+ + J + НОН «K+ + OH + H+ + J ¾¾¾¾ K2S «2K+ + S2 S2 + HOH «HS + OH K2S + HOH «KHS +KOH | |||
AlCl3 | Образована слабым основанием и сильной кислотой | кислая | AlCl3 «Al3+ + 3Cl Al3+ + НОН «Al(OH)2+ + H+ AlCl3 + НОН «Al(OH)Cl2 + HCl | |||
(NH4)2S | Образована слабым основанием и слабой кислотой | нейтральная | (NH4)2S «2NH4+ + S2 2NH4+ + S2 + HOH «NH4OH + H2S (NH4)2S + 2HOH «2NH4OH + H2S | |||
Задание на дом:
Ф.Г. Фельдман, Г.Е. Рудзитис. Химия. 9-й класс. М. Просвещение. 1999.с.18-20
§ 6, упражнения 1, 2, 3, 8 и подготовить ответы на следующие вопросы:
1) Почему не подвергается гидродлизу хлорид калия?
2) Почему в таблице растворимости солей в некоторых случаях стоят прочерки?
3) Как определить гидролизуется или нет данная соль?
4) Можно ли применить принцип Ле Шателье в случае реакции гидролиза?
5) Используется ли гидролиз в быту?
6) Возможны ли случаи гидролиза в природе?
7) О чем должен подумать агроном, прежде чем внести удобрения в почву?
Практическая часть.
1. Напишите уравнение реакций взаимодействия с водой следующих солей:
СaC2; Al4C3; Ca3N2; Mg3P2; CaH2; NaH.
Объясните причину этого процесса, по возможности определите характер среды.
2. В раствор сульфата меди внесите небольшой кусочек металлического лития и объясните причину образования осадка черного цвета.
3. В демонстрационный штатив поместите две пробирки с растворами хлорида магния, хлорида железа (III). В каждую из пробирок поместите по кусочку лития. Проанализируйте наблюдаемые явления и сделайте выводы.
4. В раствор хлорида меди (II) внесите тщательно зачищенный кусочек каль- ция. Опишите наблюдаемые явления.
5. В демонстрационный штатив поместите пробирку с раствором хлорида железа (III) и внесите зачищенный кусочек кальция. Опишите наблюдение и сравните их с опытом (1) и (4). Дайте объяснения результатам эксперимента.
6. Проведите опыты по взаимодействию магния и алюминия с растворами солей:
а) В пробирку налейте примерно 15 мл раствора сульфата железа (III) и внесите магний.
б) В две пробирки налейте по 15 мл раствора сульфата меди (II) и в каждую внесите кусочек алюминия. Наблюдайте за ходом процесса. Через 3 минуты внесите в одну из пробирок раствор хлорида натрия. Что вы наблюдаете?
Проведите анализ опытов а) и б).
|
|