Местное самоуправление в Красноярском крае
В соответствии с Уставом Красноярского края на территории края граждане реализуют свое право на осуществление местного самоуправления в муниципальных образованиях. Организация местного самоуправления осуществляется в соответствии с общими принципами, установленными федеральным законом. В муниципальных образованиях город Норильск и Северо-Енисейский район местное самоуправление осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных федеральным конституционным законом. В целях решения вопросов местного значения в соответствии с законодательством и уставом муниципального образования органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями. Право граждан на местное самоуправление осуществляется непосредственно - путем участия в местных референдумах, муниципальных выборах, в иных допускаемых федеральными законами формах. Условия обладания гражданами правами на участие в местных референдумах и выборах не должны быть более ограниченными, чем условия обладания правами на участие в краевых референдумах и выборах. Полномочия муниципальных образований осуществляются опосредованно через соответствующие выборные и другие органы местного самоуправления. Порядок формирования представительных органов муниципальных образований определяется уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами края. Число депутатов, избираемых в представительный орган муниципальных образований, определяется уставом муниципального образования в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании и других местных особенностей в соответствии с федеральным законом. В муниципальных образованиях с численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек полномочия представительного органа осуществляет сход граждан.
Образование иных органов местного самоуправления, в том числе выборных, может быть предусмотрено уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами. В пределах отдельных частей территорий муниципальных образований может осуществляться территориальное общественное самоуправление в соответствии с федеральными законами и законами края. Органы государственной власти края и иные государственные органы края обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления. Органы государственной власти края вправе осуществлять правовое регулирование местного самоуправления только в случаях и порядке, установленных федеральными законами, а исполнительно-распорядительные и контрольные полномочия — только в случаях и порядке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами края. Участие органов государственной власти края и их должностных лиц в формировании органов местного самоуправления, назначении на должность и освобождении от должности должностных лиц местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами края. Органы государственной власти края не могут принимать решения, которые ущемляют закрепленные федеральными законами и законами края за муниципальными образованиями, а также органами местного самоуправления права, ограничивают предусмотренные для них гарантии. Органы государственной власти края при принятии решений, непосредственно касающихся муниципальных образований, могут проводить мероприятия по выявлению мнения населения и консультации с соответствующими органами местного самоуправления и учитывать их предложения.
Федеральными законами, законами края органы местного самоуправления на территории края могут наделяться отдельными государственными полномочиями. Органы государственной власти края должны передавать органам местного самоуправления необходимые для выполнения государственных полномочий материальные и финансовые ресурсы. В целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований образуются Совет муниципальных образований Красноярского края и Ассоциация по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края. Органы государственной власти края содействуют Совету муниципальных образований Красноярского края и Ассоциации по взаимодействию представительных органов государственной власти и местного самоуправления Красноярского края в реализации ими своих функций, направленных на представление интересов муниципальных образований в федеральных органах государственной власти и органах государственной власти края, организацию сотрудничества с общественными объединениями. Органы государственной власти края при решении вопросов бюджетной обеспеченности муниципальных образований, наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями и других, касающихся местного самоуправления и отнесенных к ведению этих органов, должны учитывать особый статус Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского районов. Губернатор края определяет орган исполнительной власти края и (или) должностное лицо края, обеспечивающие взаимодействие с муниципальными образованиями, находящимися на территории Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского районов, и учет интересов данных муниципальных образований.
5. Законы Российской Федерации в системе правовых основ местного самоуправления.
6. Земское и городское самоуправление в дореволюционной России.
В доктрине муниципального права нет единого мнения о времени зарождения российского самоуправления. Например, Н.В. Постовой относит зарождение общинного самоуправления в России ко времени становления и развития общинного строя у славян, объединения производственных общин в союзы общин и городские поселения, разделения власти на центральную и местную.[1]
Важнейший этап реформирования местного самоуправления, связан с деятельностью Александра II. Это и крестьянская реформа (Манифест и Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, 1861 г.), и земская реформа (Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 1 января 1864 г.), а также городская реформа (Городовое положение 1870 г.). Необходимость образования особых местных органов возникла в 50-х гг. XIX в. одновременно с разработкой положений об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Реформы были направлены на децентрализацию управления и развитие начал местного самоуправления.[2] В развитии земского периода местного самоуправления можно выделить три этапа: первый этап - с принятия названного Положения о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г. до принятия Положения о земских учреждениях 1890 г., а также от Городового положения 1870 г. до Городового положения 1892 г.; второй этап - с принятия Положений 1890 и 1892 гг. до реформ местного самоуправления Временного правительства (март 1917 г.); третий этап - реформы Временного правительства. Правовой анализ Положения 1864 г. свидетельствует о том, что реформа носила двойственный характер. С одной стороны, институт всесословных земств, т.е. выборных земских органов, в которых были представлены все сословия, стал значительным шагом в развитии буржуазной демократии, с другой стороны, были предприняты меры по сохранению доминирующего положения власть имущих. В соответствии с реформами в систему учрежденных земских органов входили: избирательные съезды (выборы гласных по куриям), уездные и губернские земские собрания (распорядительные органы), уездные и губернские управы (исполнительные органы).
Земские органы избирались различными сословиями местного общества. В соответствии со ст. 16 Положения 1864 г. уездные земские собрания состояли из выборных лиц - гласных. Выборы уездных гласных проводились по трем куриям: 1) на съезде уездных землевладельцев; 2) на съезде городских избирателей - в городах, входивших в состав уездов; 3) на съезде выборных от сельских обществ.[3] Организация городского самоуправления определялась Городовым положением от 16 июня 1870 г. и была основана на тех же принципах, что и земское самоуправление. После реформы городского управления 1870 г. были созданы органы городского самоуправления: городская дума и городская управа. Городовое положение 16 июня 1870 г. заменило сословно-бюрократические органы управления городом всесословными, основанными на принципе имущественного ценза, органами. Систему органов городского общественного управления составляли: городское избирательное собрание для избрания гласных через каждые 4 года; городская Дума (распорядительный орган); городская управа (исполнительный орган). Право голоса в избрании гласных имели все городские обыватели, достигшие 25 лет, являющиеся русскими подданными и уплачивающие прямой городской налог с недвижимости, торгов или промыслов. Все избиратели делились на три курии. Они вносились в общий список по убыванию уплачиваемых сборов, затем список делился на три разряда, каждый из которых платил 1/3 общей суммы городских сборов. Все разряды избирали равное число гласных, что обеспечивало преимущество крупнейших налогоплательщиков. В задачи городского самоуправления входила забота о местных культурно-хозяйственных делах: внешнее благоустройство города (согласно утвержденному плану), содержание городских коммуникаций, благосостояние городского населения (попечение о народном продовольствии, здравоохранении, принятие мер против пожаров, содержание на средства города благотворительных учреждений, больниц, театров, библиотек, музеев, а также забота о народном образовании и т.п.). Городское самоуправление выполняло также ряд возложенных на него функций по содержанию правительственной администрации (чинов городской полиции, пожарной команды, тюрем), обеспечению воинского постоя, предоставляло правительству сведения о местных пользах и нуждах. Городская дума состояла из председателя - городского головы, гласных, а также председателя уездной земской управы и представителя духовного ведомства. Обязанности председателя думы и управы возлагались в городском самоуправлении на одно лицо, в нарушение принципа разделения исполнительной и распорядительной властей. Основной целью при этом было получение дополнительной гарантии от возможных противозаконных постановлений думы. С той же целью городскому голове предоставлялось право останавливать исполнение определений думы, признанных им незаконными. Отметим, что в земских учреждениях такое совмещение должностей хотя и допускалось, но не было обязательным.
Земские и городские органы самоуправления не подчинялись местной правительственной администрации. В пределах своих полномочий земские и городские органы самоуправления были самостоятельны. Таким образом, существовало две системы управления на местах: 1) государственное управление; 2) земское и городское самоуправление.
7. Иные органы местного самоуправления (контрольный орган муниципального образования, избирательная комиссия муниципального образования). 8. Конституционные основы местного самоуправления. 9. Межмуниципальное сотрудничество.
Право местных органов самоуправления вступать в ассоциации с другими органами местного самоуправления для осуществления задач, представляющих общий интерес, установлено в ст. 10 Европейской Хартии местного самоуправления, которая предписывает каждому государству признавать это право. Также в ст. 10 это право было закреплено в Федеральном законе от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который утратил юридическую силу. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уделяет значительное большее внимание, чем прежнее законодательство о местном самоуправлении вопросам правового регулирования форм межмуниципального сотрудничества, статуса объединений муниципальных образований, о чем непосредственно указывается в ст. 8 и гл. 9. Указанный выше закон предусматривает: а)образование в каждом субъекте РФ совета муниципальных образований (органы государственной власти субъектов Федерации до 1 июня 2006 г. в соответствии с рассматриваемым законом должны были обеспечить проведение съездов муниципальных образований субъектов РФ в целях создания советов муниципальных образований); б)возможность образования единого общероссийского объединения муниципальных образований, а также с учетом особенностей территориальной и организационной основы муниципальных образований — иных объединений муниципальных образований; в)возможность образования межмуниципальных объединений, учреждения хозяйственных обществ и других межмуниципальных организаций в целях объединения финансовых средств, материальных и иных ресурсов для решения вопросов местного значения. Указанные межмуниципальные объединения не могут наделяться полномочиями органов местного самоуправления. Четкого правового разграничения понятий «ассоциация» и «союз» в законодательстве Российской Федерации нет. Однако для ассоциации характерен однотипный состав участников, а для союза — общность целей объединения. Создание ассоциаций и союзов муниципальных образований осуществляется в соответствии со ст. 121-123 Гражданского кодекса РФ по решению учредителей с согласия их представительных органов. Учредительными документами ассоциаций и союзов являются учредительный договор, заключенный их учредителями, и утвержденный ими устав. Правоспособность их как юридических лиц возникает с момента государственной регистрации в порядке, установленном для некоммерческих организаций. В уставе должны быть определены наименование ассоциации (союза); место нахождения постоянно действующего исполнительного органа; предмет и цели деятельности ассоциации (союза); структура ассоциации (союза), состав, компетенция, порядок формирования руководящих исполнительных и контрольно-ревизионных органов, порядок принятия ими решений, сроки их полномочий; условия и порядок приема в члены ассоциации (союза) и выхода из нее; порядок внесения изменений в устав; источники формирования имущества; порядок реорганизации и ликвидации ассоциации (союза). Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциациям (союзам) не могут передаваться полномочия органов местного самоуправления их членов. Ассоциация (союз) не отвечает по обязательствам своих членов. Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по ее обязательствам в размере и в порядке, предусмотренных учредительными документами. В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях организации взаимодействия органов местного самоуправления, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований в каждом субъекте РФ образуется совет муниципальных образований субъекта РФ. Организация и деятельность таких советов муниципальных образований осуществляются в соответствии с требованиями Федерального закона от 12 января 1996г. «О некоммерческих организациях», применяемыми к ассоциациям. Высшим органом совета является съезд (собрание членов) совета муниципальных образований субъекта РФ, который: 1) утверждает устав совета муниципальных образований субъекта РФ; 2) определяет размеры и порядок уплаты членских взносов на осуществление деятельности совета муниципальных образований субъекта РФ и содержание его органов 3) избирает органы управления совета муниципальных образований субъекта Федерации; 4) осуществляет иные полномочия, определенные уставом совета муниципальных образований субъекта РФ. Совет муниципальных образований субъекта РФ не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, ограничивать их деятельность. Советы муниципальных образований субъектов РФ могут образовать единое общероссийское объединение муниципальных образований, которое считается созданным при условии, если в его состав входят советы муниципальных образований не менее двух третей субъектов РФ. В его состав могут входить иные объединения муниципальных образований. Единое общероссийское объединение муниципальных образований образовывается в целях организации взаимодействия муниципальных образований, советов муниципальных образований субъектов РФ, выражения и защиты общих интересов муниципальных образований Российской Федерации, в том числе в целях представления указанных интересов в федеральных органах государственной власти и организации сотрудничества муниципальных образований Российской Федерации с международными организациями и иностранными юридическими лицами. Объединения муниципальных образований, существующие в России, делятся на общероссийские, межрегиональные, региональные и специализированные объединения. В настоящий период времени существуют следующие объединения. На общероссийском уровне — Конгресс муниципальных образований Российской Федерации, Ассоциация малых и средних городов России, Союз российских городов, Российский союз местных властей. На межрегиональном уровне - Ассоциация городов юга России, Ассоциация сибирских и дальневосточных городов, Союз городов Заполярья и Крайнего Севера, Союз городов Северо-Запада России. На региональном уровне - Ассоциация местного самоуправления Республики Карелия, Ассоциация муниципальных образований Алтайского края, Союз местных властей Свердловской области, Ассоциация сельских муниципальных образований Челябинской области. К числу специализированных ассоциаций относится: Союз развития наукоградов России, Ассоциация шахтерских городов, Ассоциация ЗАТО Минатома России, Ассоциация ЗАТО Минобороны России.
10. Местная администрация. 11. Местное самоуправление и государственная власть: правовые основы взаимодействия.
Местное самоуправление как самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения Конституцией РФ выделено в отдельную сферу публичной власти. К числу наиболее острых проблем относятся недостаточная урегулированность взаимоотношений органов государственной власти и местного самоуправления, разграничения между ними предметов ведения и полномочий. Необходимость решения этих проблем вот уже более 17 лет подчеркивается на всех уровнях, однако заметного прогресса до сих пор нет. Устанавливая самостоятельность местной власти, ее негосударственный характер, Конституция РФ и федеральное законодательство закрепляют основные параметры государственной политики в области местного самоуправления, определяющие основы взаимодействия местного самоуправления и государственной власти. Рассмотрим некоторые из них: 1. Признание и гарантированность Российским государством местного самоуправления, закрепление его самостоятельности в пределах полномочий, не вхождение органов местного самоуправления в систему органов государственной власти. 2. Установление запрета на ограничение прав местного самоуправления. 3. Конституционное закрепление возможности законодательного наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. 4. Недопущение осуществления местного самоуправления, образования органов местного самоуправления, назначения должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами. 5. Государственная поддержка местного самоуправления. 6. Установления государственных гарантий местного самоуправления. 7. Законодательное разграничение полномочий органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ. 8. Государственная регистрация органами государственной власти уставов муниципальных образований. 9. Установление ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством. 10. Временное осуществление в специально предусмотренных законом случаях органами государственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления. 11. Направление предложений и обращений органов и должностных лиц местного самоуправления в органы и к должностным лицам органов государственной власти. 12. Реализация права законодательной инициативы органов местного самоуправления в представительных органах субъектов РФ. 13. Выработка и реализация государственной политики в области местного самоуправления через органы государственной власти, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.
12. Местное самоуправление на современном этапе (1990г. – настоящее время).
Становление местного самоуправления в современной России связано с принятием Закона СССР от 9 апреля 1990 г. № 1417-1 «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» (утратил юридическую силу), который признал местное самоуправление в СССР частью социалистического самоуправления народа, призванным обеспечить реализацию прав и свобод граждан, их самостоятельность в решении вопросов социального и экономического развития территории, охраны окружающей среды. Закон РСФСР от 6 июля 1991 г. «О местном самоуправлении в РСФСР» (утратил юридическую силу) закреплял местное (территориальное) самоуправление как систему организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей. В нем непосредственно указывалось, что население осуществляет местное самоуправление через представительные органы власти - местные Советы, соответствующие органы управления - местную администрацию, местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения. Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 г. № 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» (утратил юридическую силу) вводилось в действие Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации на период поэтапной конституционной реформы. После принятия новой Конституции Российской Федерации 1993 года местное самоуправление стало одной из основ конституционного строя России. Местное самоуправление, как определяет ст. 12 Конституции Российской Федерации, в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления отделены от системы органов государственной власти. Позднее Президентом России в целях дальнейшего осуществления реформы местного самоуправления, обеспечения его государственной поддержки был издан Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» (утратил юридическую силу). Данным Указом было установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность; разграничены полномочия представительного органа местного самоуправления и местной администрации; установлено, что решения органов местного самоуправления могут быть отменены лишь в судебном порядке; установлено, что глава местного самоуправления, являясь главой соответствующей администрации, вправе выносить на местный референдум проект положения (устава) о местном самоуправлении, председательствовать на заседаниях выборного представительного органа местного самоуправления; установлено, что дата выборов в представительный орган местного самоуправления устанавливалась решением представительного (законодательного) органа власти субъекта Федерации по предложению главы исполнительной власти. Федеральный Закон от 28 августа 1995 г. № 151 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (утратил юридическую силу), представлял собой переход от советской системы местной власти к системе современного муниципального управления. В нем законодателем было закреплено понятие местного самоуправления, устанавливался круг вопросов местного значения, а также определялись формы прямого волеизъявления граждан при осуществлении местного самоуправления. К последним относились: местный референдум, муниципальные выборы, собрание (сход) граждан, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления, территориальное общественное самоуправление. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» является основным нормативным правовым актом в настоящее время. Местное самоуправление в современных условиях выступает как важный инструмент проведения широкомасштабных реформ различных сторон общественной и государственной жизни.
13. Местные Советы в системе органов государственной власти советского периода (1917-1990гг.).
После падения самодержавия в России в феврале 1917 г. Советы стали создаваться повсеместно как органы самоуправления трудового народа - именно отсюда их наименования: Советы рабочих депутатов, Советы крестьянских депутатов и даже Советы солдатских депутатов. Советы брали на себя властные функции, действуя параллельно с органами Временного правительства на местах или даже заменяя их. В основу организации власти на местах был положен принцип единства системы Советов как органов государственной власти. В итоге идея местного самоуправления, предполагающая известную децентрализацию власти, независимость и самостоятельность органов самоуправления, вступила в противоречие с практическими задачами государства пролетарской диктатуры, являющегося по своей природе государством централизованным. Конституция РСФСР 1918 г. закрепила систему местных органов государственной власти, которая включала в себя областные, губернские (окружные), уездные (районные) и волостные съезды Советов, городские и сельские Советы, а также избираемые ими исполнительные комитеты. Конституция СССР 1936 г. закрепила принцип всеобщего, равного, прямого избирательного права. Сельские, поселковые, избирались на 2 года. По Конституции СССР 1977 г. срок полномочий был увеличен до 2,5 лет, а еще позднее до 5 лет. Главной организационно-правовой формой деятельности непосредственно Советов были сессии (сессия - одно или несколько заседаний Совета, а также проводимые в тот же период заседания постоянных депутатских комиссий). На сессиях в коллегиальном порядке депутаты местных Советов рассматривали и принимали решения по наиболее значительным вопросам экономического и социального развития, формировали исполнительные и иные органы, подотчетные Совету, реализовывали принцип подотчетности и подконтрольности Совету деятельности всех расположенных на его территории организаций, учреждений, предприятий и т.д. Депутаты местных Советов осуществляли свои полномочия без отрыва от производства или службы. В своей деятельности они обязаны были руководствоваться общегосударственными интересами, учитывать запросы населения избирательного округа, добиваться воплощения в жизнь наказов избирателей. Главным организационным принципом построения и функционирования системы Советов являлся демократический централизм. Вышестоящие Советы осуществляли руководство деятельностью нижестоящих органов государственной власти. Их акты были обязательны для исполнения нижестоящими советскими органами власти. Вышестоящие Советы вправе были отменять противоречащие закону решения нижестоящих Советов, которые были им полностью подотчетны и подконтрольны. Одним из организационно-правовых выражений демократического централизма являлось двойное подчинение исполнительных органов местных Советов – исполнительных комитетов, отделов и управлений. Они были подотчетны местным Советам, которые их формировали, и одновременно подчинялись соответствующим органам аппарата вышестоящих Советов.
14. Местный референдум.
В соответствии с Конституцией РФ референдум, как и свободные выборы, является высшим непосредственным выражением власти многонационального народа Российской Федерации (ч. 3 ст. 3). Местный референдум признается одной из форм местного самоуправления (ст. 130 Конституции РФ). Понятие местного референдума определяется в ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Местный референдум - голосование граждан, постоянно или преимущественно проживающих в границах муниципальных образований, по важным вопросам местного значения, которое проводится в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, а также уставами муниципальных образований. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» не допускает вынесения на местный референдум следующих вопросов: а) о досрочном прекращении или продлении срока полномочий органов местного самоуправления, о приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления либо об отсрочке указанных выборов; б) о персональном составе органов местного самоуправления; в) об избрании депутатов и должностных лиц, об утверждении, о назначении на должность и об освобождении от должности должностных лиц, а также о даче согласия на их назначение на должность и освобождение от должности; г) о принятии или об изменении соответствующего бюджета, исполнении и изменении финансовых обязательств муниципального образования; д) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения. Вопрос местного референдума должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, т. е. на него можно было бы дать только однозначный ответ, а также, чтобы исключалась неопределенность правовых последствий принятого на референдуме решения. Референдум не назначается и не проводится в условиях военного или чрезвычайного положения, введенного на территории Российской Федерации либо на территории муниципального образования или на части территории муниципального образования, а также в течение трех месяцев после отмены военного или чрезвычайного положения. Уставом муниципального образования может быть установлен срок, в течение которого местный референдум с такой же по смыслу формулировкой вопроса не проводится, но не более чем два года со дня официального опубликования результатов референдума. С инициативой по проведению местного референдума могут выступать: - граждане Российской Федерации, имеющие право на участие в местном референдуме; - избирательные объединения, иные общественные объединения, уставы которых предусматривают участие в выборах и (или) референдумах и которые зарегистрированы в - представительный орган муниципального образования и глава местной администрации совместно. Граждане, избирательные объединения, иные общественные объединения обязаны собрать в поддержку данной инициативы подписи, количество которых должно составлять не менее 5 % от числа участников референдума, зарегистрированных на территории муниципального образования в соответствии с федеральным законом. Представительный орган муниципального образования обязан назначить местный В случае если местный референдум не назначен представительным органом муниципального образования в установленные сроки, референдум назначается судом на основании обращения граждан, избирательных объединений, главы муниципального образования, органов государственной власти субъекта Российской Федерации или прокурора. В случае если местный референдум назначен судом, местный референдум организуется избирательной комиссией муниципального образования, а обеспечение проведения местного референдума осуществляется исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Подготовку и проведение местных референдумов осуществляют избирательные Итоги голосования и принятое на местном референдуме решение подлежат официальному опубликованию (обнародованию). Принятое на местном референдуме решение подлежит обязательному исполнению на территории муниципального образования и не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти, их должностными лицами или органами местного самоуправления. Решение, принятое на местном референдуме, подлежит регистрации в органе местного самоуправления в порядке, установленном для регистрации нормативных Решение, принятое на местном референдуме, действует на территории соответствующего муниципального образования. Органы местного самоуправления обеспечивают исполнение принятого на местном референдуме решения в соответствии с разграничением полномочий между ними, определенным уставом муниципального образования. Если для реализации решения, принятого на местном референдуме, дополнительно требуется издание закона, иного нормативного правового акта, соответствующий орган местного самоуправления обязан в течение 15 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия данного закона, нормативного правового акта. Указанный срок не может превышать один год. Решение, принятое на местном референдуме, может быть отменено или изменено путем принятия иного решения на местном референдуме, но не ранее чем через два года после его принятия либо признано недействительным (недействующим) в судебном порядке. В случае принятия на местном референдуме нормативного правового акта он может быть изменен в порядке, установленном указанным нормативным правовым актом. Если данный порядок не установлен, изменения могут быть также внесены в порядке, предусмотренном для внесения изменений в соответствующий нормативный акт, но не ранее чем через пять лет со дня принятия соответствующего решения на референдуме. Решение о проведении местного ре<
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|