Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнения для развития голоса




Атака звука — момент смыкания голосовых связок и начало звучания голоса

Регистр — это набор или группа звуков, сходных по звучанию, т. е. наиболее близких друг другу по высоте и тембру (окраске)

Таблица характеристик голосов человека
Регистр Группа Мужские голоса Женские голоса Детские голоса Характеристика
Высокий (головной) Очень высокий Тенор Альтино Колоратурное сопрано мягкий, лёгкий, подвижный — лирический: созерцание, задумчивость, нежность
Высокий Тенор Сопрано Дисконт
Средний (микст) Средний Баритон Меццо-сопрано тембристый, яркий, экспрессивный — лирико-драматический
Низкий (грудной) Низкий Бас Альт густой, выразительный, мощный —драматический: переживание, трагедия, ликование
Очень низкий Бас Профундо Контральто

Упражнения данного раздела основаны на голосовых сигналах доречевой коммуникации и нацелены на включение естественных режимов голосообразования.

Комплекс № 1

Горячее дыхание

Змея

Говорящая змея

Вампир

Маска

Проверка микрофона

Комплекс № 2

Волчонок

Ослик

Заблудились

Карлсон

Лошадка

6. Испуг ( NB. Только для женщин и детей!)

Комплекс № 3

1. Скрипучая дверь. ХХХ → ХХХ → ХХХ…

2. Дверь открывается. ХХХ → р. «А»

3. Волна. ХХХ → ш. «А» → ХХХ → т.р. «А» → ХХХ → р.с.г. «А» → ХХХ → г.р. «А»

4. Горилла. Рупор → г.р. «А!!» (то же — со звуками: Э, Ы, О, У)

5. Страшные сказки:

a. У! — УО! — УОА! — УОАЭ! — УОАЭЫ! — УОАЭЫ → и! — ЫЭАОУ!

b. Ы! — ЫЭ! — ЫЭА! — ЫЭАО! — ЫЭАОУ! — ЫЭАОУ! → у! — УОАЭЫ!

6. Канючки:

a. ХХХ → А → ХХХ → АО → ХХХ → АОУ

b. ХХХ → А → ХХХ → АЭ → ХХХ → АЭЫ

Комплекс № 4 «Псевдослоги»

(с сонорными согласными звуками)

1. У → му ’ у → МУ / у → МО / у → МА / у → МЭ / у → МЫ

2. У → ну ’ у → НУ / у → НО / у → НА / у → НЭ / у → НЫ

3. У → лу ’ у → ЛУ / у → ЛО / у → ЛА / у → ЛЭ / у → ЛЫ

4. У → ру ’ у → РУ / у → РО / у → РА / у → РЭ / у → РЫ

5. У → йю ’ у → ЙЮ / у → ЙЁ / у → ЙЯ / у → ЙЕ / у → ЙИ

Развитие артикуляционного аппарата

И дикционных навыков

Артикуляция (лат. articulare — расчленять) — работа органов речи для произношения определённых звуков

Дикция (лат. dictio — произношение) — степень точности произношения звуков, слов, фраз, определяющая разборчивость речи и её восприятие другими людьми

Звуки речи образуются с помощью выдыхаемого воздуха благодаря активной работе языка, губ и голосовых связок.


Звуки русского языка
Гласные Согласные Йотированные
голосовые шумовые шумо-голосовые
А О У Э Ы И Х, К, Г Й Щ, Ч Ш, Ж Р Т, Д Н, М, Л С, Ц, З Ф, В П, Б Я Ё Ю Е
       

 

При произношении основных гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот совершенно свободно — голос не встречает никаких преград.

Образование всех звуков, кроме [ н ] и [ м ], сопровождается выдыханием воздуха через рот. Формирование сонорных звуков [ н ] и [ м ] основано на носовом выдыхании.

При артикуляции согласных звуков воздушная струя встречает те или иные препятствия, и от этого образуется шум. Согласные звуки — шумовые. В зависимости от того, что является препятствием, которое должен преодолеть воздух, — гортань, нёбо, язык или губы, различаются такие группы согласных — губные, язычные, нёбные, гортанные.

Согласные звуки не образуют слога; без сопровождения гласных звуков они плохо слышны и трудно различаются в словах. Чтобы получилось слово, согласные звуки следует произносить отрывисто (чеканно): [ м ], [ с ], [ р ], а не [ мэ ], [ сэ ], [ рэ ].

Буквы «е», «я», «ё», «ю» имеют двойное значение в зависимости от их положения в слове. В начале слова, после гласных и после «ь» и «ъ» знаков они выступают как йотированные гласные:

Е – [йэ] Я – [йа] Ё – [йо] Ю – [йу]

После мягких согласных они обозначают соответствующий основной гласный звук.

Аппаратно-технические упражнения


Забор

Заяц

Бурдюк

Домкрат


Артикуляцио-дикционные упражнения

Методика постановки основных гласных звуков

1. А —

¾ А. А..А. // А. А. А.

2. О —

3. У —

4. Э —

5. Ы –

6. И –

Постановка отдельных согласных звуков

П. П. П. П. П. П. // Б. Б. Б. Б. Б. Б.

Звуки [ П ] — [ Б ] образуются при смыкании верхней и нижней губы, напор воздуха разрывает это смыкание, язык лежит свободно, мягкое нёбо поднято

Т. Т. Т. Т. Т. Т. // Д. Д. Д. Д. Д. Д.

Звуки [ Т ] — [ Д ] образуются при поднятии кончика языка к верхним передним губам. Мягкое нёбо поднято.

К. К. К. К. К. К. // Г. Г. Г. Г. Г. Г. // Х. Х. Х. Х. Х. Х.

При образовании звуков [ К ] — [ Г ] спинка языка вытянута и касается твёрдого нёба, звук возникает при отрыве струёй воздуха спинки языка от твёрдого нёба.

Если между нёбом и спинкой языка образуется щель, то получается звук [ Х ].

При произнесении звуков [ К ] — [ Г ] — [ Х ] мягкое нёбо поднимается.

В. В. В. В. В. В. // Ф. Ф. Ф. Ф. Ф. Ф.

Звуки [ В ] — [ Ф ] возникают при следующем положении: верхние зубы находятся на краях нижней губы, язык свободен, мягкое нёбо поднято.

М, М, М, М, М, М // Н, Н, Н, Н, Н, Н

Звук [ М ] — губы сомкнуты, язык свободен, выдыхаемый при произношении воздух выходит через нос.

Звук [ Н ] — язык поднят к нёбу и передней частью прижат к верхним передним зубам, выдыхаемый воздух проходит через нос.

С. С. С. С. С. С. // З. З. З. З. З. З.

При правильном произнесении звука [ С ] губы растянуты, зубы сближены, кончик языка лежит у нижних резцов, согласный звучит легко.

При правильном произнесении звука [ З ] артикуляция такая же, как при произнесении [ С ], но звучит с голосом, остро, как бы процеживаясь через зубы.

Ш. Ш. Ш. Ш. Ш. Ш.// Ж. Ж. Ж. Ж. Ж. Ж.

При правильном произнесении звуков [ Ш ] и [ Ж ] губы растянуты, зубы сближены, кончик языка лопатообразно поднят к альвеолам, но не касается их.

Ч. Ч. Ч. Ч. Ч. Ч. // Щ. Щ. Щ. Щ. Щ. Щ.

Звуки [ Ч ] и [ Щ ] — сложные.

Звук [ Ч ] состоит из [ ТЬ ] + [ Ш ], произносимых одновременно.

Звук [ Щ ] состоит из [ ШЬШЬШЬ ] — долгое мягкое [ Ш ]

Ц. Ц. Ц. Ц. Ц. Ц.

Звук [ Ц ] — сложный, он состоит из двух звуков [ Т ] + [ С ], произносимых одновременно. При произнесении звука [ Ц ] кончик языка прижимается к нижним резцам, а передняя его часть прижимается к верхним альвеолам.

Л. Л. Л. Л. Л. Л. // Р. Р. Р. Р. Р. Р.

При правильном произнесении звука [ Л ] рот открыт, а кончик языка упирается в альвеолы верхних резцов.

При произнесении звука [ Р ] рот открыт, кончик языка, поднимаясь к верхним резцам, вибрирует, ударяясь и отскакивая.

P.S. Все согласные звуки произносятся чётко, чеканно, без прибавления гласных и без примеси шумного выдоха.

Присоединение согласных звуков к гласным

¾ ПА! ПО! ПУ! ПЭ! ПЫ! ПИ!

¾ П — ПА! П — ПО! П — ПУ! П — ПЭ! П — ПЫ! П — ПИ!

¾ П – П – ПА! П –П – ПО! П – П – ПУ! П – П – ПЭ! П – П – ПЫ! П – П – ПИ!

  1. Б, Д, Г, В, З, Ж

b. П,Т, К, Ф, С, Ш

  1. Р, Н, М, Л, Й
  2. Х, Щ, Ц, Ч

Комплексные упражнения

1. КГ – ТД – ПБ – ТД – КГ – ТД – ПБ – Z, КГ – ТД – ПБ – ТД – КГ – ТД – ПБ – Z

P.S. Z – пауза

2. Бри-брэ-бро-бру-брА-(а)-Z-(z). Бри-брэ-бро-бру-брА-(а)-Z-(z).

Бри-брэ-бро-бру-бра-брэ-бро-бру-бра-брэ-бро-бру-брА-(а)-Z-(z).


3. Говорить твёрдо, чеканно, чётко:

КПТИ — КПТЭ — КПТА — Z, КПТИ — КПТЭ — КПТА — Z.

КПТИ — КПТЭ — КПТА — КПТЭ — КПТИ — КПТЭ — КПТА — Z

4. Мерилин, Мерилин, Мерилин Монро; Мерилин Монро, Мерилин Монро.


5. ГА — ЙА — ЧА — РА — ЖА — ДА — МА — ЗА — ВА — БА — Z

6. QUA — QUE — QUA — QUO — QUA — QUE — QUA — QUO,

QUA — QUE — QUA — QUO — QUA — QUE — QUA — Z (English)


7. Ум-ба-юм-ба, ум-ба-юм-ба, ум-ба-юм-ба, умба-юмба Я-(я) - Z (2 раза)

8. Ш Э рб У р, ш Ы рб О р, ш Э рб А р, ш А рб Э р, ш О рб Ы р, ш У рб Э р, ш О р бА р, ш А рб О р.

Ш А рб О р, ш О рб А р, ш У рб Э р, ш О рб Ы р, ш А рб Э р, ш Э рб А р, ш Ы рб О р, ш Э рб У р.

9. Я-ли, е-ли, я-ли, ё-ли, ю-ли, ё-ли, я-ли, ё-ли; ю-ли, ё-ли, я-ли, е-ли, и-ли, е-ли, я-ли, Я

10. Та-ка-та-ка-тА-(а) – Z-(z), така-така-тА-(а) – Z-(z),

Та-ка-та-ка, та-ка-та-ка, така-така-тА-(а) – Z-(z).

11. Л О нд О н, Л А нд А н, Л Э нд Э н, Л Ы нд Ы н, Л Э нд Э н, Л А нд А н, Л О нд О н, Л У нд У н;

Л О нд О н, Л У нд У н, Л О нд О н, Л А нд А н, Л Э нд Э н, Л Ы нд Ы н, Л Э нд Э н, Л А нд А н.

12. Тамерл А н, Тамерл Э н, Тамерл Ы н, Тамерл Э н,

Тамерл А н, Тамерл О н, Тамерл У н, Тамерл О н, Тамерл А н.

Упражнения-дразнилки


1. Эдуард заэдуардит, переэдуардит, выэдуардит

2. Гертруда загертрудит, перегертрудит, выгертрудит

3. Никодим заникодимит, переникодимит, выникодимит

4. Ульяна заульянит, переульянит, выульянит

5. Сигизмунд засигизмундит, пересигизмундит, высигизмундит

6. Милица замилицит, перемилицит, вымилицит

7. Аверьян зааверьянит, переаверьянит, выаверьянит

8. Федора зафедорит, перефедорит, выфедорит

9. Бронислав заброниславит переброниславит выброниславит

10. Прасковья запрасковит перепрасковит выпрасковит


Упражнения-Скороговорки

Комплекс № 1

1. Г[ ъ ]в[ а ]рит(ъ) п[ ъ ]п[ у ]гай(ъ) п[ ъ ]п[ у ]гаю: «Я т[ ь ]бя, п[ ъ ]п[ у ]гай(ъ), п[ ъ ]п[ у ]гаю!»

2. К[ у ]к[ у ]шк[ ъ ] к[ у ]к[ у ]шонк[ у ] к[ у ]пил[ ъ ] к[ ъ ]пюшон(ъ);

Надел(ъ) кукушон[ ъ ]к(ъ) к[ ъ ]пюшон(ъ) — как(ъ) в(ъ) к[ ъ ]пюшон[ ь ] он(ъ) см[ ь ]шон(ъ)!

3. Ч[ ь ]тыр[ ь ] чёрн[ ь ]ньких(ъ) ч[ у ]маз[ ь ]ньких(ъ) ч[ ь ]ртёнк[ ъ ]

Ч[ ь ]ртили чёрными ч[ ь ]рнил[ ъ ]ми ч[ ь ]ртёж(ъ)

4. Щ[ у ]к[ ъ ] щ[ ь ]к[ а ]тал[ ъ ] щётк[ ъ ]ю щ[ ь ]гла,

Щётк[ ъ ]-щ[ ь ]г[ а ]лих[ ъ ] щ[ ь ]тинн[ ъ ]ю была

5. М[ а ]роз[ ъ ] м[ а ]рж[ ь ] н[ ь ] б[ а ]я[ цца ], м[ а ]ржи н[ ъ ] м[ а ]роз[ ь ] р[ ь ]звя[ цца ]

6. В(ъ) пол[ ь ] пол[ ь ]т(ъ) Фрос[ ь ] прос[ ъ ], с[ ъ ]рн[ ь ]ки выносит(ъ) Фрос[ ь ]

7. Три[ цц ]ат(ь) три к[ ъ ]рабля лавир[ ъ ]в[ ъ ]ли, лавир[ ъ ]в[ ъ ]ли, д[ ъ ] н[ ь ] выл[ ъ ]вир[ ъ ]в[ ъ ]ли

8. Краб(ъ) кара[ п ]к[ ъ ][ ь ][ цца ] н[ ъ ] к[ а ]рабл(ь),

[ Ъ ] к[ ъ ]ракатиц[ ъ ] с(ъ) к[ ъ ]рабля кати[ цца ]

9. Н[ ъ ] дв[ а ]ре — трава, н[ ъ ] траве — др[ а ]ва;

Три др[ ъ ]в[ а ]р[ у ]б[ ъ ] на трёх(ъ) дв[ а ]рах(ъ) др[ а ]ва р[ у ]б[ ь ]т(ъ)

10. Б[ ь ]сп[ ь ]рсп[ ь ]ктивный(ъ) б[ ь ]сп[ ь ]рсп[ ь ]ктивняк(ъ)

 

Комплекс № 2


1. Ех[ ъ ]л(ъ) [ Г ]рек[ ъ ] чер[ ь ]з(ъ) рек[ у ], види[ т ](ъ) [ Г ]рек[ ъ ] в(ъ) рек[ ь ] рак(ъ);

Сун[ у ]л(ъ) Грек[ ъ ] рук[ у ] в(ъ) реку, рак(ъ) з[ ъ ] рук[ у ] Грек[ у ] цап(ъ)!

2. Йог(ъ) [ у ] йог[ ъ ] [ у ]чил[ съ ] йог[ ь ]

3. В(ъ) н[ а ]чной(ъ) тиши [ у ] ш[ ъ ]лаша чут(ь) слыш[ ь ]н(ъ) шор[ ъ ]х(ъ) к[ ъ ]мыша

4. Ж[ ъ ]лез[ ъ ] [ ъ ]т(ъ) д[ а ]ждя з[ ъ ]ржавел[ ъ ], п[ ь ]р[ ь ]ржавел[ ъ ], вырж[ ъ ]в[ ь ]л[ ъ ]

5. Д[ ь ]л[ а ]вой(ъ) д[ ь ]док(ъ) [ ъ ]бл[ а ]мал(ъ) д[ у ]бок(ъ),

Изладил(ъ) д[ ь ]док(ъ) д[ у ]бовый(ъ) б[ ъ ]т[ а ]жок(ъ)

6. Клим(ъ) из(ъ) Клин[ ъ ] ех[ ъ ]л(ъ) в(ъ) Крым(ъ),

Ким(ъ) из(ъ) Крым[ ъ ] ех[ ъ ]л(ъ) в(ъ) Клин(ъ)

7. Карл(ъ) [ у ] Клары [ у ]крал(ъ) к[ а ]раллы, а Клар[ ъ ] [ у ] Карл[ ъ ] [ у ]крал[ ъ ] кларнет(ъ)

8. В[ ь ]зёт(ъ) Сен(ь)к[ ъ ] с(ъ) Сан(ь)к[ ъ ]й(ъ) Сон(ь)к[ у ] в(ъ) санк[ ъ ]х(ъ)

9. Бублик(ъ), баранк[ у ], батон(ъ) и б[ у ]ханк[ у ]

Пек[ ъ ]р(ь) из(ъ) тест[ ъ ] испёк(ъ) сп[ ъ ]заранк[ у ]

10. Сш[ ъ ]т(ъ) к[ ъ ]лпак(ъ), д[ ъ ] н[ ь ] п[ ъ ]-к[ ъ ]лпаковски;

Вылит(ъ) кол[ ъ ]к[ ъ ]л(ъ), д[ ъ ] н[ ь ] п[ ъ ]-к[ ъ ]л[ ъ ]к[ а ]ловски.

Над[ ъ ] к[ а ]лпак(ъ) п[ ь ]р[ ь ]к[ ъ ]лп[ ъ ]к[ а ]ват(ь),

Д[ ъ ] п[ ь ]р[ ь ]вык[ ъ ]лп[ ъ ]к[ ъ ]]в[ ъ ]т(ь);

Над[ ъ ] кол[ ъ ]к[ ъ ]л(ъ) п[ ь ]р[ ь ]к[ ъ ]л[ ъ ]к[ ъ ]л[ а ]ват(ь),

Д[ ъ ] п[ ь ]р[ ь ]вык[ ъ ]л[ ъ ]к[ ъ ]л[ ъ ]в[ ъ ]т(ь).

Считалочка «три японца»

(Из современного детского творчества)

Ж[ ы ]ли-были три [ ь ]понц[ ъ ]: Як(ъ), Як(ъ)-Ц[ ъ ]драк(ъ), Як(ъ)-Ц[ ъ ]драк(ъ)-Ц[ ъ ]драк(ъ)-Ц[ ъ ]дрони.

Ж[ ы ]ли-были три [ ь ]понки: Цып[ ъ ], Цып[ ъ ]-Дрып[ ъ ], Цып[ ъ ]-Дрып[ ъ ]-Лимп[ а ]пони.

Вот(ъ) [ а ]ни п[ ь ]р[ ь ]ж[ ъ ]нилис(ъ): Як(ъ) — на Цып[ ь ], Як(ъ)-Ц[ ъ ]драк(ъ) — на Цып[ ь ]-Дрып[ ь ], Як(ъ)-Ц[ ъ ]драк(ъ)- Ц[ ъ ]драк(ъ)-Ц[ ъ ]дрони — на Цып[ ь ]-Дрып[ ь ]-Лимп[ а ]пони.

Вот(ъ) р[ а ]дилис(ъ) [ у ] них(ъ) дети: [ у ] Як[ ъ ] с(ъ) Цып[ ъ ]й(ъ) — Шах(ъ), [ у ] Як(ъ)-Ц[ ъ ]драк[ ъ ] с(ъ) Цып[ ъ ]й(ъ)-Дрып[ ъ ]й(ъ) — Шах(ъ)-Ш[ ъ ]рах(ъ), [ у ] Як(ъ)-Ц[ ъ ]драк[ ъ ]-Ц[ ъ ]драк[ ъ ]-Ц[ ъ ]дрони с(ъ) Цып[ ъ ]й(ъ)-Дрып[ ъ ]й(ъ)-Лимп[ а ]пони — Шах(ъ)-Ш[ ъ ]рах(ъ)- Ш[ ъ ]рах(ъ)-Ш[ ъ ]рони.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...