Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к написанию контрольной работы.

Введение

 

Предлагаемое задание для контрольной работы призвано помочь студенту-заочнику разобраться в теоретической части курса. К выполнению контрольной студент приступает только после глубокого изучения материала учебника, лекций, подбора справочной литературы. Контрольная работа, соответственно делению теоретического курса, состоит из двух частей. Общая часть включает письменные ответы на пять вопросов, оформление четырех рисунков и выполняется по литературным источникам. Специальная часть работы включает биологическую характеристику вредителей, составление фенологических календарей и календарного плана защитных мероприятий для одной из с.-х. культур. Выполнение данной части должно сочетаться с наблюдениями студента в полевых условиях за появлением и развитием вредителей, учетом степени поврежденности ими с.-х. культур и анализом проводимых против вредителей защитных мероприятий.

При выполнении контрольного задания необходимо обратить внимание на полное соблюдение требований, изложенных в соответствующих разделах задания. Неполные ответы, заполнение таблиц не по форме, отсутствие рисунков, нечеткие рисунки, ксерокопированные или отсканированные рисунки и ответы не допустимы. Работы с такими недостатками приниматься не будут. Контрольная работа должна быть представлена на проверку до начала учебной сессии. По материалам контрольной работы обязательно проводится собеседование с преподавателем.

 

Требования к написанию контрольной работы.

 

Контрольную работу студент выполняет лично, что проверяется преподавателем в период собеседования. Объем работы не более 24 пронумерованных тетрадных страниц с полями 2 см. Ответы приводятся с новой страницы с указанием номера вопроса. Построчное списывание текста из учебника не допускается. Фенологический календарь и календарный план защитных мероприятий составляются по современной форме (таблицы 5 и 6) на отдельных листах. Список использованной литературы должен включать не менее трех источников. Названия препаратов для химических обработок необходимо подбирать из “ Списка пестицидов и агрохимикатов разрешенных к применению на территории Российской Федерации “ текущего года (при условии, что препарат разрешен к применению на защищаемой культуре против объектов задания).

 

2. Содержание и план изложения работы.

2.1. Общая часть.

2.1.1 Подбор вопросов для контрольной работы производится по таблице 1, для чего используются две последние цифры из учебного шифра (номер зачетной книжки). Последняя цифра находится в вертикальной колонке указанной таблицы, а предпоследняя в горизонтальной. Номера вопросов находятся в точке пересечения колонок.

Первый вопрос наиболее объемный и включается в каждую контрольную работу. В этом вопросе представляются материалы по морфологии, анатомии и биологии насекомых, клещей, слизней, нематод, грызунов. Описание каждой группы вредителей должно обязательно включать следующие характеристики:

1. Систематическое положение, начиная с типа.

2. Тип покровов.

3. Сегментированность тела.

4. Отделы тела.

5. Основные типы ротовых аппаратов и их общий план строения.

6. Строение пищеварительной, кровеносной, выделительной, дыхательной, нервной, половой систем.

7. Фазы развития входящие в жизненный цикл.

8. Особенности образа жизни.

9. Примеры вредителей и меры борьбы с ними (один - два вида).


Таблица 1 - Вопросы для общей части контрольной работы.

Последняя цифра за- Предпоследняя цифра зачетной книжки
четной книжки                    
  1, 9, 18, 42, 53 1, 3, 24, 37, 53 1, 16, 21, 49, 53 1, 5, 30, 40, 53 1, 11, 25, 38, 53 1, 6, 20, 44, 53 1, 13, 27, 34, 53 1, 2, 33, 41, 53 1, 17, 29, 45, 53 1, 4, 32, 51, 53
  1, 8, 22, 43, 53 1, 12, 31, 46, 53 1, 10, 26, 35, 53 1, 15, 28, 52, 53 1, 7, 19, 36, 53 1, 14, 23, 39, 53 1, 3, 20, 42, 53 1, 10, 33, 40, 53 1, 2, 28, 36, 53 1, 14, 30, 39, 53
  1, 13, 22, 38, 53 1, 4, 26, 44, 53 1, 15, 32, 34, 53 1, 9, 23, 41, 53 1, 5, 18, 35, 53 1, 10, 31, 43, 53 1, 7, 29, 37, 53 1, 12, 19, 47, 53 1, 6, 27, 48, 53 1, 17, 21, 50, 53
  1, 8, 25, 45, 53 1, 11, 32, 52, 53 1, 16, 24, 44, 53 1, 17, 31, 37, 53 1, 6, 18, 39, 53 1, 11, 20, 34, 53 1, 2, 21, 40, 53 1, 13, 29, 47, 53 1, 4, 19, 38, 53 1, 10, 30, 35, 53
  1, 3, 33, 36, 53 1, 14, 24, 41, 53 1, 5, 22, 42, 53 1, 8, 28, 43, 53 1, 15, 26, 49, 53 1, 7, 25, 48, 53 1, 12, 27, 51, 53 1, 9, 23, 50, 53 1, 17, 33, 44, 53 1, 5, 20, 37, 53
  1, 9, 31, 39, 53 1, 3, 29, 40, 53 1, 11, 28, 41, 53 1, 7, 24, 35, 53 1, 12, 21, 34, 53 1, 4, 30, 43, 53 1, 10, 32, 36, 53 1, 2, 18, 38, 53 1, 13, 25, 42, 53 1, 6, 26, 46, 53
  1, 15, 27, 45, 53 1, 8, 23, 47, 53 1, 14, 26, 52, 53 1, 16, 19, 48, 53 1, 9, 28, 34, 53 1, 17, 26, 39, 53 1, 4, 23, 36, 53 1, 13, 32, 41, 53 1, 5, 33, 50, 53 1, 12, 25, 37, 53
  1, 3, 22, 35, 53 1, 10, 19, 43, 53 1, 7, 31, 42, 53 1, 11, 24, 51, 53 1, 2, 30, 46, 53 1, 14, 20, 49, 53 1, 6, 21, 38, 53 1, 15, 18, 52, 53 1, 8, 29, 44, 53 1, 16, 27, 40, 53
  1, 10, 25, 34, 53 1, 3, 18, 44, 53 1, 15, 30, 37, 53 1, 2, 24, 40, 53 1, 11, 29, 35, 53 1, 7, 20, 41, 53 1, 13, 19, 42, 53 1, 5, 31, 36, 53 1, 17, 27, 38, 53 1, 4, 21, 43, 53
  1, 12, 28, 39, 53 1, 14, 33, 45, 53 1, 9, 26, 50, 53 1, 16, 22, 47, 53 1, 8, 23, 48, 53 1, 6, 29, 40, 53 1, 3, 30, 37, 53 1, 7, 18, 34, 53 1, 11, 25, 42, 53 1, 2, 32, 41, 53

 


Кроме перечисленных признаков указываются другие важные особенности характерные для отдельных групп (структуры связанные с расселением или перенесением неблагоприятных условий и т. п.).

В ответах на вопросы 45 - 52 приводятся характеристики отряда, подотрядов и по 1 - 2 семейства из каждого подотряда включающих вредные или полезные виды.

Последний 53 вопрос так же, как и первый включается в каждую работу. В ответе следует привести характеристику отрядов: прямокрылых, полужесткокрылых, трипсов, равнокрылых, жесткокрылых, чешуекрылых, перепончатокрылых и двукрылых. План ответа приведен в таблице 2.

Таблица 2 - Сравнительная характеристика отрядов насекомых.

Название отряда (русское и латинское). Тип превращения. Тип ротового аппарата имаго и личинки. Тип крыльев. Тип личинки. Тип куколки. Другие признаки.
             

 

Вопросы к общей части контрольной.

 

1. Краткая характеристика групп животных, среди которых имеются вредители с\х культур.
2. Общий план строения насекомых. Подразделение на отделы тела.
3. Строение грызущего ротового аппарата насекомых. Функции основных частей ротового аппарата.
4. Строение и функционирование колюще-сосущего ротового аппарата насекомых, его отличия от грызущего типа.
5. Строение и функционирование сосущего ротового аппарата насекомых, его отличия от грызущего типа.
6. Строение головного отдела тела насекомых. Типы усиков.
7. Строение и жилкование крыльев насекомых. Типы крыльев и их функциональные особенности.
8. Строение ходильной конечности насекомых. Типы ног и их функциональные особенности.
9. Строение брюшного и грудного отделов тела насекомых.
10. Строение кровеносной системы насекомых, ее функции.
11. Строение пищеварительной системы насекомых. Функции отделов и органов пищеварительной системы.
12. Строение дыхательной системы насекомых, ее функции.
13. Строение нервной системы насекомых.
14. Строение выделительной системы насекомых, ее функции.
15. Органы зрения и осязания насекомых.
16. Органы слуха и обоняния насекомых.
17. Половая система самок насекомых, ее строение и функции частей.
18. Типы превращения (метаморфоза) насекомых.
19. Особенности эмбриогенеза, типы яиц и яйцекладок насекомых.
20. Личинки насекомых, типы личинок.
21. Куколки насекомых. Типы куколок и их сравнительная характеристика.
22. Способы размножения насекомых.
23. Понятия жизненный и годичный циклы, поколение, диапауза.
24. Перечень и краткая характеристика основных экологических факторов, влияющих на насекомых.
25. Температура и ее воздействие на насекомых. Температурные пороги и сумма эффективных температур.
26. Влажность и ее воздействие на насекомых. Совместное влияние температуры и влажности.
27. Почвенные факторы и их воздействие на насекомых. Значение насекомых в почвообразовательном процессе.
28. Биотические факторы и их воздействие на насекомых. Понятия “ хищники “ и “ паразиты “.
29. Типы специализации и основные способы питания насекомых.
30. Понятие о стации, биотопе, биоценозе, агроценозе.
31. Основные типы повреждения наносимых вредителями листьям растения.
32. Основные типы повреждения наносимых вредителями стеблям, корням, генеративным органам растения.
33. Антропогенные факторы и их воздействие на насекомых.
34. Агротехнический метод борьбы с вредителями растений, его преимущества и недостатки.
35. Влияние сроков и способов сева и уборки на повреждаемость культур и численность вредителей. Использование в защите растений устойчивых сортов.
36. Роль севооборотов, пространственной изоляции, удобрений, обработок почвы в защите растений от вредителей.
37. Карантин растений. Вредители - объекты внешнего и внутреннего карантина в Российской Федерации.
38. Биологический метод борьбы с вредителями растений, его преимущества и недостатки.
39. Типы повреждения растений причиняемые вредителями с колюще-сосущим ротовым аппаратом.
40. Использование энтомофагов и акарифагов в борьбе с вредителями.
41. Генетический метод борьбы с вредителями.
42. Физико - механический метод борьбы с вредителями.
43. Химический метод борьбы с вредителями, его преимущества и недостатки.
44. Интегрированная защита растений.
45. Морфологические и биологические особенности отряда прямокрылых.
46. Морфологические и биологические особенности отряда равнокрылых.
47. Морфологические и биологические особенности отряда полужесткокрылых.
48. Морфологические и биологические особенности отряда бахромчатокрылых.
49. Морфологические и биологические особенности отряда жесткокрылых.
50. Морфологические и биологические особенности отряда чешуекрылых.
51. Морфологические и биологические особенности отряда перепончатокрылых.
52. Морфологические и биологические особенности отряда двукрылых.
53. Сравнительная характеристика отрядов насекомых с полным и не полным превращением.

 

2.1.2. Приступая к выполнению рисунков, следует помнить, что их художественное оформление необязательно, но необходима их точная схема. Не следует снимать копии из книг, рисунки оформляются самостоятельно, после изучения соответствующих разделов учебника и обязательно снабжаются подписями. Небрежно выполненные рисунки приниматься не будут.

Необходимо выполнить четыре рисунка.

1. Наружное строение насекомых.

Обязательные подписи к рисунку: отделы тела, фасеточные глаза, простые глазки, ротовой аппарат, конечности и их отделы, крылья.

2. Внутреннее строение насекомых.

Обязательные подписи: нервная, дыхательная, выделительная, пищеварительная (с отделами),половая системы.

3. Типы личинок насекомых.

Обязательно подписываются характерные для типов признаки. Например 8 пар брюшных ложноножек для ложногусениц, или наружные крыловые зачатки для имагообразной личинки.

4. Типы куколок насекомых (с пояснительными подписями к каждому типу).

 

2.2. Специальная часть.

 

В данной части приводятся характеристика вредителей согласно индивидуальному заданию, по ним же составляется фенологический календарь и календарный план защитных мероприятий. Кроме теоретических данных выполнение специальной части предусматривает и использование данных полученных студентом в результате наблюдений за вредными объектами в полевых условиях.

Подбор объектов для специальной части проводится по таблице 3 на основании номера зачетной книжки. Правила выбора аналогичны приведенным в общей части (стр. 4).

 


  Таблица 3 - Задания для специальной части контрольной работы.
Последняя цифра зачетной книжки Защищаемая культура Предпоследняя цифра зачетной книжки
                   
  Озимая пшеница 2, 12, 20 7, 11, 15 13,17, 21 2, 14, 16 11,17, 20 12,16, 21 7, 13, 14 12,15, 17 13,16, 20 2, 7, 21
  Ячмень   11,14, 19 12,17, 21 2, 13, 18 14,16, 21 17,18, 19 2, 11, 16 13,19, 21 12,14, 18 11,16, 17 2, 12, 19
  Кукуруза   10,12, 21 2, 3, 4 5, 7, 9 2, 5, 13 3, 7, 10 4, 9, 12 2, 13, 21 4, 13, 21 3, 9, 10 3, 5, 12
  Горох   1, 23, 25 6, 24, 42 9, 22, 33 24,25, 33 1, 22, 25 6, 9, 23 1, 23, 24 6, 25, 42 9, 3, 33 1, 6, 33
  Люцерна   26,27, 28 7, 26, 29 9, 28, 29 1, 25, 27 7, 9, 25 1, 22, 27 7, 27, 29 1, 25, 26 9, 22, 28 1, 7, 28
  Сахарная свекла 1, 4, 26 5, 9, 35 6, 30, 33 7, 31, 34 8, 32, 35 31,32, 33 5, 26, 31 6, 8, 34 1, 7, 9 4, 9, 33
  Картофель   8, 41, 42 1, 5, 41 3, 5, 28 1, 7, 41 3, 8, 56 3, 4, 7 1, 4, 8 4, 41, 56 4, 42, 56 1, 3, 42
  Капуста   4, 9, 37 5, 36, 40 1, 6, 39 7, 35, 38 9, 36, 39 6, 7, 40 1, 4, 38 5, 37, 39 36,37, 38 4, 35, 40
  Яблоня   43,47, 49 44,48, 51 45,46, 50 48,49, 50 43, 46,49 44,45, 47 43, 47,48 44,49, 51 45,50, 51 43,44, 50
  Ягодные культуры 4, 56, 60 земляника 4, 58, 59 малина 55, 56,57 смородина 56, 58, 61 земляника 52,53, 54 крыжовник 56, 58, 61 смородина 5, 59, 60 земляника 53,56, 59 смородина 53,54, 55 крыжовник 5, 56, 58 малина
                         

Вопросы к специальной части контрольной работы

 

  Итальянский прус   Листовая свекловичная тля
  Белополосая кобылка   Обыкновенный свекловичный долгоносик
  Песчаный медляк   Серый свекловичный долгоносик
  Щелкун посевной   Свекловичная нематода
  Щелкун широкий   Свекловичная блошка
  Капустная совка   Капустная тля
  Озимая совка   Крестоцветные блошки
  Совка гамма   Весенняя капустная муха
  Луговой мотылек   Капустная белянка
  Стеблевой мотылек   Капустная моль
  Большая злаковая тля   Колорадский жук
  Вязово - злаковая тля   Стеблевая картофельная нематода
  Черемухово - овсяная тля   Зеленая яблонная тля
  Вредная черепашка   Яблонный долгоносик-цветоед
  Пшеничный трипс   Боярышница
  Хлебная жужелица   Златогузка
  Хлебные жуки (жук Кузька)   Кольчатый шелкопряд
  Полосатая хлебная блошка   Яблонная горностаевая моль
  Пьявица обыкновенная   Яблонная плодожорка
  Гессенская муха   Непарный шелкопряд
  Шведская муха (ячменная)   Бурый плодовый клещ
  Гороховая тля   Крыжовниковый пилильщик
  Гороховая плодожорка   Крыжовниковая огневка
  Гороховая зерновка   Крыжовниковая пяденица
  Клубеньковые долгоносики   Смородинная стеклянница
  Люцерновый клоп   Обыкновенный паутинный клещ
  Тихиусы - семяеды   Смородинный почковый клещ
  Листовой люцерновый долгоносик (фитономус)   Землянично-малинный долгоносик
  Толстоножка люцерновая   Малинный жук
  Корневая свекловичная тля   Серый корневой долгоносик

2.2.1. Характеристика вредителей

 

Характеристика вредителей задания дается по таблице 4. В таблице приводятся основные данные по образу жизни вредного вида, на основе которых в календарном плане защитных мероприятий будет дано обоснование мер борьбы. В колонке стации вида указывается, где можно обнаружить фазы развития вредителя, например почва (глубина), поверхность почвы, вегетативные части растения (листья, стебли и т. п.).

Таблица 4 - Характеристика вредителей _________________

(с\х культура)

Вид, отряд, семейство (по русски и латински) Тип превращения Число поколений Стации вида   Вредящая стадия Тип ротового аппарата вредящей стадии Тип повреждения растений Зимующая стадия и место зимовки
яйцо личинка куколка имаго
                     

 

2.2.2. Составление фенологического календаря

Фенокалендарь - наглядный способ изображения хода развития вредителя в течении вегетационного сезона. При помощи специальных значков показываются календарные (подекадные) сроки появления и продолжительность существования организма для различных стадий и поколений. Стадии развития организмов обозначаются следующими значками:

+ взрослый организм,

. яйцо,

личинка,

о куколка.

Каждая стадия развития в календаре изображается отдельной строкой. Если вредитель имеет более одного поколения в год, то они изображаются последовательно друг за другом, при этом для каждой стадии отводится новая строка. В одном фенокалендаре размещаются все объекты задания, а так же сроки развития культуры (по основным фенофазам) и сроки проведения биологических и химических защитных мероприятий (обозначаются *).

Для составления фенокалендаря используются материалы учебной и научной литературы, применительно к условиям местожительства студента, а также собственные наблюдения. Необходимо помнить, что в календаре показывается ход развития не отдельной особи, а популяции вредителя, что отразится в перекрытии сроков перехода организмов в следующие друг за другом стадии развития. Таким образом, в естественных условиях можно встретить одновременно несколько стадий развития организма.

Пример фенологического календаря приведен в таблице 5.

 

 

2.2.3. Составление календарного плана мероприятий

по борьбе с вредителями

 

План мероприятий по борьбе с вредителями выполняется по форме представленной в таблице 6.

При заполнении таблицы следует учесть, что все планируемые работы по защите культуры (агротехнические, биологические, химические и т. д.), в том числе и повторные, должны быть изложены в порядке очередности их проведения, то есть, перечислены последовательно с соблюдением календарных сроков в соответствии с технологией возделывания защищаемой культуры.

В первой колонке таблице указывается порядковый номер мероприятия.

Во второй колонке перечисляются все защитные мероприятия против объектов задания в порядке очередности (по календарным срокам) их проведения в течение сезона. Если мероприятие в одно и то же время проводится против нескольких вредителей, то оно записывается один раз, а в третьей колонке перечисляются вредные виды, на снижение численности которых оно направлено. Химические мероприятия сопровождаются указанием одного - двух пестицидов с нормами их расхода на гектар. Пестициды выбираются из “ Списка пестицидов и агрохимикатов...... “ разрешенных к применению в текущем году. При планировании использования насекомых энтомофагов указывается норма их выпуска на гектар.

В третьей колонке указывается название вредителя, стадия его развития и поколение (если более одного), против которого направлено данное мероприятие, например: «куколка озимой совки первого поколения». Для химических мер приводятся экономические пороги вредоносности (ЭПВ).

В четвертой колонке дается обоснование каждого мероприятия, отмеченного в предыдущей колонке. Записывается характер воздействия защитного мероприятия на подавляемую стадию развития вредного вида (механическое уничтожение, токсическое действие пестицида, активизация природных хищников и паразитов вредителя и т. п.). Обоснование защитных мероприятий дается на основании приведенных ранее данных по характеристике вредителя (раздел 2.2.1.) и фенологического календаря (раздел 2.2.2.).

В последней колонке приводятся календарные сроки (декада и месяц) проведения защитных мероприятий, определяемы, исходя из составленного фенокалендаря. Эти данные необходимы для расчета потребности в технике, исходя из занятости в наиболее насыщенную мероприятиями декаду.

При составлении плана защитных мероприятий необходимо учитывать, что число химических обработок должно быть минимальным. Снижение числа химических обработок может происходить за счет применения экологически безопасных способов защиты растений, применения пестицидов комплексного действия.

 

 


Таблица 5 - Фенология развития совки гамма и кукурузы для Московской обл.

Вид насекомого Количество поколений   Апрель   Май   Июнь   Июль   Август   Сентябрь   Октябрь Зимующая стадия
Совка гамма   о о о о о о о о о о о                     о  
                + + + + + + +                
                                 
                    — о — о — о — о — о — о   о   о   о  
Защит- ные меры                         * * *                  
                                               
Развитие посев           ___________                                
кукурузы всходы             ___________                            
  листо-образ.               ______________________________                    
  цветен.                       __________________________            
  уборка                                 _____          
                                               
                                               
                                                       

Таблица 6 - Календарный план

мероприятий по борьбе с вредителями _____________________________________________________

(с. - х. культура)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...