Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Художественный текст и задачи филологического анализа

Практическое занятие № 3

Текст как целое и единицы текста

Теоретическая часть:

1. Членимость текста. Объемно-прагматическое, контекстно-вариативное и структурно-смысловое членение текста. Их соотношение. Основные единицы текста.

2. Средства связи (когезии) в тексте.

3. Изучение вопросов членимости и связности текста на уроках развития речи в школе (сообщение на материале основных учебных комплексов).

Рекомендуемая литература

Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. – Екатеринбург, 2000 (любое переиздание)

Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Филологический анализ текста. – Екатеринбург, 2003

Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2003.

Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.

Лосева Л.М. Как строится текст. – М., 1980.

Николина Н.А. Филологический анализ текста. – М., 2003.

Теоретическая поэтика: Понятия и определения: хрестоматия для студентов / сост. Н.Д. Тамарченко. – М., 2002.

 

Практическая часть:

Проанализируйте фрагмент произведения А.П. Чехова «Ионыч». Выделите все текстовые единицы (аргументируйте свое мнение), установите их соотношение. Выделите все средства внутритекстовой связи в этом текстовом фрагменте.

Когда в губернском городе С. Приезжие жаловались на скуку и однообразие жизни, то местные жители, как бы оправдываясь, говорили, что, напротив, в С. Очень хорошо, что в С. Есть библиотека, театр, клуб, бывают балы, что, наконец, есть умные, интересные, приятные семьи, с которыми можно завести знакомства. И указывали на семью Туркиных, как на самую образованную и талантливую.

Эта семья жила на главной улице, возле губернатора, в собственном доме. Сам Туркин, Иван Петрович, полный, красивый брюнет с бакенами, устраивал любительские спектакли с благотворительной целью, сам играл старых генералов и при этом кашлял очень смешно. Он знал много анекдотов, шарад, поговорок, любил шутить и острить, и всегда у него было такое выражение, что нельзя было понять, шутит он или говорит серьезно. Жена его, Вера Иосифовна, худощавая, миловидная дама в pince-nez, писала повести и романы и охотно читала их вслух своим гостям. Дочь, Екатерина Ивановна, молодая девушка, играла на рояле. Одним словом, у каждого члена семьи был какой-нибудь свой талант. Туркины принимали гостей радушно и показывали им свои таланты весело, с сердечной простотой. В их большом каменном доме было просторно и летом прохладно, половина окон выходила в старый тенистый сад, где весной пели соловьи; когда в доме сидели гости, то в кухне стучали ножами, во дворе пахло жареным луком – и это всякий раз предвещало обильный и вкусный ужин.

И доктору Старцеву, Дмитрию Ионычу, когда он был только что назначен земским врачом и поселился в Дялиже, в девяти верстах от С., тоже говорили, что ему, как интеллигентному человеку, необходимо познакомиться с Туркиными. Как-то зимой на улице его представили Ивану Петровичу; поговорили о погоде, о театре, о холере, последовало приглашение. Весной, в праздник – это было вознесение, - после приема больных, Старцев отправился в город, чтобы развлечься немножко и кстати купить себе кое-что. Он шел пешком, не спеша (своих лошадей у него не было), и все время напевал:

Когда еще я не пил слез из чаши бытия…

В городе он пообедал, погулял в саду, потом как-то само собой пришло ему на память приглашение Ивана Петровича, и он решил сходить к Туркиным, посмотреть, что это за люди.


Филологический анализ текста, 4 курс

Практическое занятие № 2.

Актуальное членение в тексте. Тема-рематические отношения в тексте

Теоретическая часть:

1. Данное и новое в тексте. Тема-рематические отношения. СФЕ (ССЦ) с цепной и параллельной связью. Особенности темы и ремы в разных типах текстов. Рематическая доминанта текста. Особенности первого предложения текста.

2. Вопросы актуального членения в школьном учебнике. Как раскрываются в учебнике вопросы: данное и новое, цепная и параллельная связь, роль первого предложения текста (в т.ч. заглавие, обращение, именительный темы и именительный представления), инверсия, анафора, эпифора?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Солганик Г.Я. Стилистика текста. — М., 1997. - С. 21 -34.

2. Ковтунова И.И. Современный русский язык: Порядок слов и актуальное членение предложения. – М., 1976.

3. Ковтунова И.И. Структура художественного текста и новая информация // Синтаксис текста. — М., 1979, —С.262-275.

4. Золотова Г.А. Роль ремы в организации и типологии текста // Синтаксис текста. - М., 1979.

5. Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. – Екатеринбург, 2000 (любое переиздание)

6. Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Филологический анализ текста. – Екатеринбург, 2003 (соотв. раздел).

7. Сильман Т.И. Лирический текст и вопросы актуального членения // ВЯ. - 1974. - №6.

8. Никитина Е.И. Русская речь. 8-9. Раздел “Средства связи предложений в тексте”. §7. Данное и новое в текстах. §8. Заглавие. §9. Порядок предложений в тексте. Порядок слов в предложениях.

Практическая часть

Выделите единицы каждого текста. Охарактеризуйте тема-рематические отношения в художественном тексте и укажите, как они определяют 1) функционально-смысловой тип речи, 2) организацию информации в тексте и подтексте. Установите соотношение актуального членения с композиционной структурой текста (регистровые блоки. ССЦ, абзац, строфа и др.).

1. Жил-был доктор. Он был добрый. Звали его Айболит. И была у него злая сестра Варвара.

Более всего на свете доктор любил зверей.

В комнате у него жили зайцы. В шкафу жила белка. В буфете жила ворона...

Из всех зверей доктор Айболит любил больше утку Кику, собаку Авву.

Очень сердилась на доктора его злая сестра Варвара за то, что у него в комнате столько зверей. (К. Чуковский)

2. Жили-были дед да баба. Была у них курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Не простое, а золотое. Дед бил, бил - не разбил. Баба била, била - не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула - яичко упало и разбилось. Плачет дед, плачет баба. И говорит им курочка Ряба: «Не плачь дед, не плачь баба! Я снесу вам новое яичко не золотое, а простое».

3. На самом краю села Мироносицкого, в сарае старосты Прокофия расположились на ночлег запоздавшие охотники. Их было только двое: ветеринарный врач Иван Иваныч и учитель гимназии Буркин. У Ивана Иваныча была довольно странная двойная фамилия — Чимша-Гималайский, которая совсем не шла ему, и его во всей губернии звали просто по имени отчеству; он жил около города на конском заводе и приехал теперь на охоту, чтобы подышать чистым воздухом. Учитель же гимназии Буркин каждое лето гостил у графов П. и в этой местности давно уже был своим человеком.

Не спали. Иван Иваныч, высокий, худощавый старик с длинными усами, сидел снаружи у входа и курил трубку; его освещала луна. Буркин лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках. (А.П. Чехов. «Человек в футляре».)

Практическое занятие № 1.

Художественный текст и задачи филологического анализа

Теоретическая часть:

1. Понятие о тексте. Неоднозначность определения текста (в семиотике, литературоведении и лингвистике). Приведите не менее 5 разных типов определений текста. В чем вы видите отличия в установлении признаков текста разными исследователями. Прокомментируйте определение текста, данное в работе И.Р. Гальперина.

2. Текстовые свойства и категории (по И.Р. Гальперину).

3. Методы и подходы к анализу художественного текста.

Рекомендуемая литература

Бабенко Л.Г., Васильев И.Е., Казарин Ю.В. Лингвистический анализ художественного текста. – Екатеринбург, 2000 (любое переиздание)

Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Филологический анализ текста. – Екатеринбург, 2003

Валгина Н.С. Теория текста. – М., 2003.

Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 1981.

Зарубина Н.Д. Текст: лингвистический и методический аспекты. – М., 1981.

Лосева Л.М. Как строится текст. – М., 1980.

Лукин В.А. Художественный текст: Основы лингвистической теории и элементы анализа. – М., 1999.

Николина Н.А. Филологический анализ текста. – М., 2003.

Ревзина О.Г. Методы анализа художественного текста // Структура и семантика художественного текста. – М., 1999. – С. 301-316.

Степанов Г.В. О границах лингвистического и литературоведческого анализа художественного текста // Известия АН СССР, Сер. Литер. и яз. – 1980. - №3.

Филиппов К.А. Лингвистика текста: курс лекций. – СПб., 2003.

Теоретическая поэтика: Понятия и определения: хрестоматия для студентов / сост. Н.Д. Тамарченко. – М., 2002.

Практическая часть:

1. Проанализируйте длину фрагментов (из цикла В. Солоухина «Камешки на ладони»). Являются ли они текстами. Обоснуйте свою точку зрения. Можно ли установить максимальную и минимальную длину текста?

1) Записная книжка – протез памяти. 2) Банально, но все-таки, если прислушаться, самый зловещий из всех земных звуков – тиканье часов. 3) Эпитеты – одежда слов. Они лишают слово его первозданного звучания. Они избаловали нас. Мы уже плохо воспринимаем слово как таковое: осень, море, трава. Нам необходимы подпорки: трава зеленая, сухая, прелая, душистая; осень золотая, ранняя, ненастная, серая, теплая…

 

2. Прочитайте текст О. Мандельштама из цикла «Путешествие в Армению». Опишите смысловую структуру текстового целого по содержательным составляющим (сон, кочевья, легкий), заданным автором, имея в виду, что один вербальный компонент может входить в различные смысловые блоки. Какой единый целостный образ создан в тексте?

Легок сон на кочевьях. Тело, измученное пространством, теплеет, выпрямляется, припоминает длину пути. Хребтовые тропы бегут мурашками по позвоночнику. Бархатные луга отягощают и щекочут веки. Пролежни оврагов вхрамываются в бока.

Сон мурует тебя, замуровывает… Последняя мысль: нужно объехать какую-то гряду…

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...