Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Масштабы и перспективы освоения морских нефтегазовых ресурсов

МОРСКАЯ ГЕОЭКОЛОГИЯ

 

Методические указания

 к практическим занятиям 

 

для студентов направления подготовки

05.04.06 «Экология и природопользование»

очной и заочной форм обучения

 

Керчь, 2018 г.

 

 

 

 

© ФГБОУ ВО «КГМТУ», 2018 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…...4

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ………………….......7

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ИССЛЕДОВАНИЕ ОКЕАНОГРАФИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ

И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ РАЙОНОВ

МИРОВОГО ОКЕАНА ……………………..…………………..…………..........8

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

ОБРАБОТКА ПРОБ  МОРСКОЙ ВОДЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ

КОЛИЧЕСТВЕННОГО И ВИДОВОГО СОСТАВА БИОЦЕНОЗОВ.

РАБОТА С МИКРОСКОПОМ…........................................................................9

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

ИССЛЕДОВАНИЕ ДОННЫХ ОТЛОЖЕНИЙ И ИХ

ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ РАЙОНОВ

МИРОВОГО ОКЕАНА………………….…..........................................................18

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ НЕФТЕГАЗООБРАЗОВАНИЯ

И НЕФТЕГАЗОНАКОПЛЕНИЯ ……………………..........................................22

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

ГИДРОЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ

ТРАНСФОРМАЦИИ ОРГАНОГЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ШЕЛЬФА ЧЕРНОГО МОРЯ………………...…….28

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОКЕАНОГРАФИЧЕСКИХ ДАННЫХ……..……….….38

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА НАБЛЮДЕНИЙ В МОРСКОЙ

ГЕОЭКОЛОГИИ……..……….…………………………………………………..40

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

ДЕШИФРИРОВАНИЕ СНИМКОВ ОТДЕЛЬНЫХ РАЙОНОВ

МИРОВОГО ОКЕАНА, ПОЛУЧЕННЫХ С ИССКУСТВЕННЫХ

СПУТНИКОВ ЗЕМЛИ……..……..……….……………………………………..49

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДОВАННОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………...…..56

ВВЕДЕНИЕ

 

В настоящее время морская геоэкология представляет одну из фундаментальных областей знаний, объединяющих три основных направления – геологию, Мировой океан и экологию. Актуальность их объединения заключается в высокой значимости прикладных результатов, объединенных геологическими и экологическими исследованиями Мирового океана.

Теоретические предпосылки в области геоэкологии заложены в учении Вернадского «О живом веществе» в 20-х годах прошлого столетия. В той или иной степени его работы послужили толчком к разработке новых методов исследования в нефтегазовой геологии, которые могли привести к становлению нового направления – геоэкологии. После прохождения этапа становления двух наук, методологии геологии и экологии соединились при изучении, как сухопутных, так и морских объектов, например, в ландшафтной и морской геоэкологии.

К настоящему времени сформировались три направления:

1. Геология окружающей среды

2. Экологическая геология (экогеология)

3. Геологическая экология (геоэкология)

Морская геоэкология в своих исследованиях сохраняет преемственность в использовании некоторых традиционных методов океанологии, биологии, геологии и одновременно имеет собственную техническую и методологическую базу.

Цель освоения дисциплины «Морская геоэкология» – обучение студентов основам современных теоретических и практических представлений нового научного направления, включающего основы морской геологии, Мирового океана и его экологического состояния; подготовка студентов к профессиональной деятельности, связанной с необходимостью предотвращения и прогнозирования нежелательных рисков, возникающих в результате освоения ресурсов Мирового океана.

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Морская геоэкология» составлены в соответствии с учебным планом направления подготовки 05.04.06 «Экология и природопользование».

Задачи дисциплины:

– формирование теоретических представлений о геологических, геолого-морфологических, океанологических, биологических процессах, происходящих в Мировом океане;

– обучение студентов правильному пониманию необходимости комплексного изучения Мирового океана как целостной системы высокого уровня организации;

– разработка природоохранных мероприятий и проведение оценки воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;

– получение навыка работы с оборудованием, используемым в исследовании гидросферы;

– изучение современных методов и технологий, применяемых в исследовании Мирового океана;

– подготовка студентов к умению самостоятельно принимать управленческие решения с целью улучшения экологического состояния Мирового океана.

Для лучшего усвоения и приобретения практических навыков предусматривается выполнение практических работ.

В результате изучения дисциплины «Морская геоэкология» студент должен:

Знать:

– общие сведения о геоэкологических особенностях Мирового океана;

– теоретические основы геологических, геолого-морфологических, океанологических и биологических процессов, происходящих в Мировом океане;

– основные концепции и принципы, рекомендуемые для использования при изучении и практическом применении основ морской геоэкологии;

– методические подходы к дифференциации и выделению экологически опасных и безопасных акваторий Мирового океана;

– современные приборы, методы и технологии, применяемые в исследовании Мирового океана.

Уметь:

– использовать классификационные схемы дифференциации науки «Морская геоэкология, основанные на различных критериях и позволяющие проводить районирование геоэкосистем донных отложений морей и океанов;

– устанавливать причины нарушений в экосистеме морей и океанов;

– давать рекомендации по организации, мониторингу и защите морской среды;

– решать задачи рационального освоения и использования в народно-хозяйственной деятельности ресурсов Мирового океана.

Владеть:

– профессионально профилированными теоретическими знаниями;

– основными подходами к оценке антропогенных изменений морских экосистем; способностью прогнозировать техногенные катастрофы и их последствия;

– навыками планирования мероприятий по профилактике и ликвидации последствий экологических катастроф в Мировом океане;

– навыками ведения документации о наблюдениях и экспериментах, методами дистанционного зондирования и методикой дешифрирования снимков с искусственных спутников Земли, средствами математического аппарата для решения практических и научно-исследовательских задач в исследовании Мирового океана, навыками работы с гидрологическим и геологическим оборудованием.

Степень усвоения учебного материала оценивается при проведении практических занятий, на которых студенты должны грамотно излагать основные теоретические положения изучаемого материала. Демонстрировать умение использовать теоретические знания применительно к конкретным условиям.

Для оценки практических работ предусмотрены тестовые задания и опрос по изложенному материалу.

Практические занятия направлены на развитие интеллектуальных умений, комплекса универсальных (общекультурных) и профессиональных компетенций, повышение творческого потенциала магистров и заключается в поиске, анализе и презентации материалов по заданным темам.

Критерии оценки: Результаты контроля оцениваются по пятибалльной шкале за каждое практическое занятие.

 Оценка «отлично» ставится:       

 1. Выполнены все требования к написанию и защите реферата:

- обозначена проблема и обоснована ее актуальность;

- сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция;

- сформулированы выводы;

- тема раскрыта полностью с опорой на актуальные источники;

- выдержан объем, соблюдены требования к внешнему оформлению.

2. Знание студентом изложенного в практической работе материала, умение грамотно и аргументировано изложить суть проблемы; свободно беседовать по любому пункту плана, отвечать на вопросы; присутствие собственной точки зрения, аргументов и комментариев, выводы.

3. Студент в полном объеме ответил на все вопросы, предусмотренные данными Методическими указаниями к практическим занятиям, демонстрирует полное понимание проблемы.

Оценка «хорошо» ставится:   

1. Мелкие замечания по содержанию практической работы:

- неточности в изложении материала;

- отсутствует логическая последовательность в суждениях;

- имеются ошибки в оформлении.

2. На дополнительные вопросы при защите практической работы даны неполные ответы.

3. Студент демонстрирует значительное понимание проблемы, ответил на все вопросы самоконтроля с незначительными неточностями.

Оценка «удовлетворительно» ставится:      

1. Требования к выполнению практической работы соблюдены не полностью:

- тема освещена лишь частично;

- допущены фактические ошибки в содержании работы;

- отсутствует вывод.

2. Затруднения в изложении, аргументировании, в ответах на вопросы по практической работе;

3. Студент демонстрирует частичное понимание проблемы, ответил на большинство вопросов самоконтроля, но допустил неточности.

Оценка «неудовлетворительно» ставится:  

1. Требования к выполнению практической работы не соблюдены.

2. Тема не раскрыта.

3. Затруднения в изложении, аргументировании, в ответах на вопросы по содержанию практической работы.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Наименование темы

Количество часов по формам обучения

очная заочная
1 Исследование океанографических условий и экологического состояния отдельных районов Мирового океана 4 2
2 Обработка проб морской воды по определению количественного и видового состава биоценозов. Работа микроскопом 2  
3 Исследование донных отложений и их экологического состояния отдельных районов Мирового океана 2 1
4 Экологическая функция нефтегазообразования и нефтегазонакопления 2  
5 Гидроэкологическая модель трансформации органогенных элементов северо-западного шельфа Черного моря 2 2
6 Представление океанографических данных 2  
7 Технические средства наблюдений в морской геоэкологии 2 2
8 Дешифрирование снимков отдельных районов Мирового океана, полученных с искусственных спутников Земли 2 1

Всего часов

18 8

 

 


ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

Тема: ИССЛЕДОВАНИЕ ОКЕАНОГРАФИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ РАЙОНОВ

МИРОВОГО ОКЕАНА

 

Цель занятия: Исследовать океанографические условия, характер распределения донных отложений и экологическое состояние отдельных районов

Мирового океана (район по выбору).

Задание:

1. Исследовать:

• географическое положение и границы;

• геологические и морфометрические характеристики;

• климатические условия;

•гидрологические и гидрохимические условия.

2. Рассмотреть основные направления народнохозяйственного использования.

3. Рассмотреть основные факторы загрязнения и снижения качества воды исследуемой акватории.

Материалы и оборудование: Теоретические материалы, Атласы океанов.

 

Теоретическая часть

 

Единству природы должна соответствовать и единая наука о природе, представляющая относительно точное, но бесконечно развивающееся отражение закономерностей различных форм движения материи в человеческом мышлении. Однако реальные формы движения различных видов материи столь многообразны, что раздельное изучение однородных природных комплексов взаимосвязанных явлений и процессов становится абсолютно необходимым. Географическая среда, как единая целостная система включает комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих явлений и процессов, протекающих в атмосфере, гидросфере, литосфере и органическом мире.

Каждая наука рассматривает специальный аспект среды и пытается ответить на специфические проблемы. Так, метеорологи изучают условия, существующие на поверхности суши и океана, движение атмосферы; физики моря, рассматривая существующие атмосферные условия, изучают движение океана; гидрологи пытаются предсказывать запасы воды в реках, озерах и подземных потоках. Но природа не признает границ. Процессы, стабилизирующие условия в среде обитания и благоприятные для жизни, выходят за пределы каких-либо отдельных областей знаний. Только в результате взаимодействия океана, атмосферы и суши на Земле развивалась и развивается жизнь.

Природная система океана во всей ее сложности, т.е. исследование пространственной структуры, главных свойств океана, его геологических структур, функционирования как сложной и целостной всеохватывающей системы, является относительно простым элементом (подсистемой) более сложной системы – биосферы.

Со времени промышленной революции влияние человека на окружающую среду возросло в невиданных масштабах: человек истребил рыбу из многих рек, озер, эстуариев; многие виды птиц, животных вымерли или близки к вымиранию. Сжиганием ископаемого топлива человек добавляет в атмосферу двуокись углерода и серу, как при вулканических извержениях и лесных пожарах; изменяет режим рек, построив плотины (но реки могут также быть загорожены обвалами и лавовыми потоками); добавляет ядохимикаты в окружающую среду, но выветривание некоторых пород также добавляет токсические вещества в воду. Однако промышленная деятельность человека протекает гораздо быстрее и более разносторонне, чем природные процессы в изменении ландшафта.

Учитывая вышеизложенное, большую роль играет комплексный подход (включая экологическое состояние) в исследовании Мирового океана и отдельных его частей.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Географическое положение и границы исследуемой акватории

2. Главнейшие морфометрические характеристики и типичные морфологические особенности

3. Подводный рельеф

4. Характеристика донных отложений

5. Типы погоды, температура воздуха, осадки

6. Гидрологическая характеристика: температура, соленость, прозрачность и цвет воды – пространственное и временное распределение

7. Основные данные по химии

8. Основные направления народнохозяйственного использования.

 

Литература: [3; 5; 7; 8, 12, 16]

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

Тема: ОБРАБОТКА ПРОБ МОРСКОЙ ВОДЫ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ КОЛИЧЕСТВЕННОГО И ВИДОВОГО СОСТАВА БИОЦЕНОЗОВ. РАБОТА С МИКРОСКОПОМ

Цель занятия: изучить основные методы работы на контрольно-наблюдательных пунктах.

Задание:

1. Изучить методику работ на контрольно-наблюдательных пунктах.

2. Изучить методики, необходимые для проведения анализов

3. Выполнить анализ видового состава уловов и определить размеры рыб.

4. Выполнить полный биологический анализ.

5. Занести результаты в журналы и подготовить таблицы.

Материалы и оборудование: Теоретические материалы, Атласы океанов.

 

Теоретическая часть

 

Основной целью организации контрольно-наблюдательных пунктов является регу­лярный сбор научно-промысловых материалов, характеризующих биологическое состоя­ние, распределение основных промысловых рыб Азово-Черноморского бассейна в зави­симости от периода года, динамику их численности, эффективность облова различными орудиями лова. Производится сбор данных промысловой статистики и данных о количе­стве применяемых промысловых усилий. На базе контрольно- наблюдательных пунктов (КНП) проводятся исследования для обоснования долгосрочных и краткосрочных прогнозов, оценки эффективности воспроиз­водства рыб, организации и оперативного регулирования промысла. В рамках природо­охранных мероприятий испытываются орудия лова для облова важнейших промысловых объектов с минимальным приловом молоди и запрещенных к вылову рыб.

Сбор и первичная обработка биологических материалов на всех контрольно-наблюдательных пунктах производится по единой методике, которая изложена в настоя­щем документе.

2.1 Содержание и методика работ на КНП

Все производимые на КНП наблюдения заносятся в ихтиологический журнал, на ти­тульном листе которого указывается место расположения наблюдательного пункта, назва­ние базовой организации, дата начала и конца наблюдений и фамилия наблюдателя.

В ихтиологический журнал заносятся следующие сведения: название орудий лова, их количество, удаленность от берега, глубина постановки, размеры ячеи, время лова, вели­чина уловов, температура поверхностного слоя воды, визуальная оценка направления и силы ветра и данные анализов рыб.

Поверхностная температура воды измеряется термометром в оправе. Время выдерж­ки в воде 5 минут.

В отдельных случаях задание наблюдателя может содержать требования методиче­ского характера, отличающиеся от приводимых в настоящей инструкции. При этом в сво­ей работе наблюдатель должен руководствоваться заданием.

 

  2.2 Анализ видового состава уловов

 

Для определения видового состава уловов берется проба вместительной емкостью (от 1 до 3 ведер в зависимости от разнообразия и размеров рыб в улове) из той части уло­ва, из которой рыбаки не выбирали рыбу. Если рыбы разных видов располагаются в улове в значительной степени неравномерно, то:

• при улове до 100 - 200 кг его следует предварительно перемешать;

• при большем улове брать пробы из каждой выделяющейся части улова, указывая визуальное соотношение этих частей.

Рыба в пробе сортируется по видам, подсчитывается количество особей каждого ви­да и их общий вес. Исходя из весов пробы и улова, вычисляется количество и вес рыб данного вида в улове в настолько малом количестве, что не попадает в пробу, в примечании указывается – «единично».

Если в улове имеются крупные рыбы (акула-катран, скаты, осетровые, кефалевые, камбала-калкан и др.), то они просчитываются и измеряются отдельно, а данные их учета записываются в графу «количество рыб в улове».

Результаты анализа видового состава мелких рыб записываются в графах «количест­во рыб в пробе» и «количество рыб в улове».

2.3 Измерение рыб

 

В рыбохозяйственной науке и практике используются следующие способы измере­ния длины тела рыб (рисунок 2.1):

а) общая или абсолютная длина (АВ) – расстояние от вершины рыла до вертикали конца хвостового плавника или наиболее длинной его лопасти.

б) длина по Смитту (АС) – расстояние от вершины рыла до конца средних лучей хвостового плавника.

в) промысловая длина (AD) – расстояние от вершины рыла до конца тела (заднего края чешуйного покрова).

 

Рисунок 2.1– Измере­ния длины тела рыб

 

Для определения размерного состава уловов (вариационные ряды) выполняется взвешивание размерных групп (с точностью ± 1 г). Взятие рыбы для ряда производится следующим образом: отсортированная по видовому составу рыба тщательно перемешива­ется, затем отделяется такая ее часть, в которой содержится около 100 экземпляров, необ­ходимых для ряда. Рыба ни в коем случае не должна собираться поштучно.

Для рыб Черного и Азовского морей приняты следующие способы их измерения:

1. Хамса, шпрот, ставрида, сельдь, акула-катран, луфарь, атерина, смарида, сарган, скумбрия, пеламида – длина по Смитту;                     

2. Мерланг, кефали, барабуля, камбала-калкан, камбала-глосса, скаты, тюлька, бычки – про­мысловая длина. У камбалы-калкан, камбалы-глосса и скатов измеряется также наибольшая ширина, причем у камбалы-калкан без плавников, у скатов с плавниками;

3. Осетровые, пиленгас, судак, карповые – длина по Смитту и промысловая длина.

4. Угри – общая длина.

Для хамсы, шпрота, ставриды, барабули, тюльки, атерины, бычков и смариды вариа­ционные ряды составляются с классовым промежутком 5 мм, например:

 

Длина, мм 100  

105

 

110

 

115

 

120

 

125

 

130

Σ
Штук   16     36     38     8     1     1  

100

Вес, г   175     443     524     124     18     22  

1306

                                         

 

Для кефалей, мерланга, луфаря, саргана, пеламиды, скумбрии, вариационные ряды составляются с классовым промежутком 1 см, для пиленгаса, судака, камбалы-калкана  – 2 см, для осетровых, катрана, скатов – 5 см, например:

 

Длина, см 14  

15

 

16

 

17

 

18

 

19

 

20

 

21

 

22

23

 

24 Σ

Штук   4     2     8     34     22     8     10     4   1     1   94
Вес, г   123     86     375     1830     360     620     940     450   118     143   6045

 

Особи, длина которых совпадает с границей интервала размерных классов, относятся к левому классу.

Промеры осетровых, акулы-катрана, камбала-калкан и скатов заносятся в ихтиологи­ческий журнал.

2.4 Полный биологический анализ

 

Для проведения полного биологического анализа используется от 25 до 50 особей данного вида. Полный биологический анализ производится для каждой рыбы в отдельно­сти по следующей форме:

1. Длина тела

2. Масса (для мелких рыб с точностью до 0,1 г)

3. пол и стадия зрелости

4. Степень наполнения желудка и кишечника.

Рыбы для анализа отбираются из вариационного ряда, как правило, пропорциональ­но численности размерных групп.

Поскольку на открытом воздухе рыба быстро портится, до взвешивания ее накрыва­ют влажной тканью.

Ставрида, имеющая длину тела более 20 см, полностью выбирается из улова и под­вергается биологическому анализу.

У осетровых, камбалы-калкана, кефалей, крупной ставриды и пеламиды дополни­тельно производится взвешивание гонад. Ниже приводится пример полного биологиче­ского анализа для русского осетра (таблица 2.1).

 

Таблица 2.1 – Полный биологический анализ русского осетра

 

Длина (см) промысловая и по Смитту Вес, г. Пол и стадия зрелости Вес гонад, г Наполнение желуд­ ка/кишечника в баллах
83-99 5,7 2-3 35 1/2
92-111 6,4 2-Ж 80 2/2
144-164 35,0 2-3 520 2/2
122-145 20,8 2-3 411 0/1
94-115 9,2 2-ПЖ 298 2/2

2.5 Определение стадий зрелости

 

Для рыб Черного и Азовского морей используются следующие шкалы зрелости го­над (таблица 2.2).

 

2.6 Определение наполнения желудка и кишечника

Степень наполнения желудков и кишечников определяется по следующей шкале (в баллах):

Желудок пуст – 0

Желудок заполнен пищей не полностью – 1

Желудок заполнен пищей практически полностью, но стенки его не растянуты – 2. Желудок заполнен полностью, стенки растянуты – 3

При взятии проб на питание отбирается 20-30 экземпляров мелких рыб пропорцио­нально численности размерных групп вариационного ряда. У крупных рыб берется 20-30 экземпляров желудков и кишечников. Пробы «этикетируются», заворачиваются в марлю и фиксируются в четырехпроцентном растворе формалина.

Более подробные данные при взятии проб на питание указываются в соответствую­щих заданиях в каждом конкретном случае.

У порционно нерестующих рыб до вымета первой порции половых продуктов гонады занимают около 2/3 полости тела. После ее вымета относительный объем гонад становится меньше. В этом случае, если по прочим признакам такая особь соответствует стадиям 3, 4, 5, такую стадию обозначают 6-3, 6-4 или 6-5.

Применение промежуточных значений (например, 2-3, 3-4 и т.д.) недопустимо.

У самцов барабули и мерланга гонады имеют не ланцетовидную, а гроздевидную форму.

 


 

 

Таблица 2.2 – Шкала зрелости мелких костистых рыб (хамса, шпрот, ставрида, барабуля, мерланг, смарида и др.)

 

Стадия

Пол

♂ ♀ 1

Ювенальная для обеих полов. Пол неразличим. Гонады в виде тонких коричневато-розовых нитей

2 Семенники ланцетовидные, с заостренным краем, светло-коричневатого или розоватого цвета. Продольный кровеносный сосуд отсутствует Яичники в виде продолговатых цилиндрических тяжей или удлиненных мешочков Цвет светло-коричневый или розоватый. У большинства видов заметен продольный кровеносный сосуд. Икринки в гонадах незаметны 3 Семенники белого цвета, при разрезе их скальпелем края остаются острыми, не оплывают Яичники заполнены сформировавшимися икринками, которые вычленяются скальпелем в виде комочков 4 При надавливании на рыбу сперма не выделяется, при разрезе семенника его края оплывают При надавливании на рыбу икра не выделяется. Скальпелем вычленяются по одиночке 5

При надавливании на брюхо рыбы половые продукты выделяются обильно

6

Половые продукты выметаны, гонады невелики, красноватого цвета

 

 


2.7 Методика сбора и обработки проб на возраст

У рыб, подверженных полному биологическому анализу, берется проба на возраст: чешуя – у кефалей, барабули, сельди, судака; отолиты – у хамсы, шпрота, ставриды, камбалы-калкан, мерланга, луфаря, тюль­ки, атерины, бычков, саргана, скумбрии и пеламиды; шип второго спинного плавника – у акулы-катран; колючий шип спинного плавника – у пиленгаса; маргинальный луч грудного плавника – у осетровых.

Пробы на возраст (чешуя и отолиты) собираются в чешуйную книжку. На обложке книжки записывается вид рыбы, порядковый номер чешуйной книжки, район, дата сбора, название рыбколхоза и фамилия наблюдателя. На каждом листе чешуйной книжки запи­сывается дата, порядковый номер рыбы, ее длина, вес, пол и стадия зрелости в соответствии биологического анализа. В ихтиологическом журнале делается отметка о взятии проб на возраст. Например: чешуйная книжка № 1, 5.03.2004 г.

Чешуя и отолиты укладываются в нижней части листа чешуйной книжки, сложенно­го в виде конверта. Заполненная чешуйная книжка перевязывается ниткой.

Чешуя рыб берется с бока верхней передней части тела. С каждой рыбы берут по 5-10 чешуек.

Лучи грудного плавника осетровых рыб вырезаются по сочленьовной ямке. Шипы акулы-катрана и пиленгаса вырезаются с кожей и мышцами, которые затем осторожно удаляют­ся ножом.

Пробы на возраст акулы, пиленгаса, осетровых накалываются на длинный лист бума­ги. Сверху на листе указывается дата вылова, название КНП и орудие лова, очередной но­мер пробы на возраст. Рядом с каждым шипом проставляется номер рыбы, соответствую­щий ее номеру в ихтиологическом журнале и данные биологического анализа: длина, вес, пол, стадия зрелости, наполнение желудка.

В ихтиологическом журнале делается пометка о том, что у данной рыбы взята проба на возраст, например: «Проба на возраст № 2».

Листки с наколотыми шипами просушиваются и после этого сворачиваются в тру­бочку (это позволяет избежать прилипания бумаги к шипу).

 

2.8 Методика сбора проб для определения жирности

 

Для отбора проб на жирность используются рыбы, разложенные в вариационный ряд. Если размерные классы составлялись через 5 мм, их объединяют попарно в группы не менее 10 экземпляров. Рыбы измельчаются до получения гомогенной массы. После тща­тельного перемешивания берется из разных частей комка фарша одна навеска в 2,0 г. На­веска аккуратно переносится в пузырек, чашка весов смывается раствором Фолча (этанол и хлороформ 1:1) также в этот пузырек. Следует исключить потерю вещества при перено­се пробы, которая полностью должна быть покрыта раствором Фолча. После этого пузы­рек герметично закрывают и наклеивают на него этикетку с указанием района лова (КНП), вида рыбы, даты, размерной группы и количества измельченных особей.

2.9 Промысловая мера рыб Черного и Азовского морей

В бассейнах Черного и Азовского морей установлены следующие минимальные размеры рыб, допустимых к вылову (таблица 2.3):

Таблица 2.3 – Минимальные размеры рыб, допустимые к вылову, см

 

Виды рыб Черное море Азовское море
Катран 85,0
Осетр 110,0 90,0
Севрюга 100,0 80,0
Мерланг 12,0
Камбала-калкан 40,0 27,0
Глосса 15,0 17,0
Кефали 20,0 20,0
Пиленгас 38,0 38,0
Шпрот 6,0
Сельдь 17,0 15,0
Пузанок 11,0 11,0
Ставрида 10,0 10,0
Хамса азовская 6,5 6,5
Скумбрия 15,0
Барабуля 8,5 8,5
Бычок 11,0 10,0
Судак 38,0
Лещ 28,0
Тарань 16,0
Рыбец 22,0
Сазан 30,0
Шемая 19,0
Синец 24,0
Толстолобик 50,0
Карп (в лиманах) 24,0

 

Размер минимально допустимого прилова молоди при ведении научно-исследовательского лова указывается в Программе работ КНП в зависимости от решае­мых задач.

Прилов осетровых рыб непромысловых размеров не допускается. Весь выловленный прилов молоди осетровых после промеров выпускается в море в живом виде.

Вопросы для самоконтроля:

1. Контрольно-наблюдательные пункты, основная характеристика

2. Определение видового состава уловов

3. Анализ видового состава уловов

4. Способы измере­ния длины тела рыб

5. Что включает полный биологический анализ

6. Определение наполнения желудка и кишечника

7. Методика сбора и обработки проб на возраст

8. Отбор проб на жирность и определение жирности рыб

 

Литература: [2]

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

Тема: ИССЛЕДОВАНИЕ ДОННЫХ ОТЛОЖЕНИЙ

И ИХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ РАЙОНОВ МИРОВОГО ОКЕАНА

Цель занятия: Изучить характер распределения донных отложений и их экологическое состояние

Задание:

1. Дать характеристику состава и распределения донных отложений отдельных районов Мирового океана (район по выбору)

2. Исследовать характер загрязнения донных отложений исследуемой акватории

Материалы и оборудование: Теоретические материалы, Атласы океанов.

 

Теоретическая часть

 

Многие осадочные породы, а возможно, и подавляющая их часть, залегающих на континентах, отложилась в древних морях в минувшие геологические эпохи. Прошло совсем немного времени с тех пор, как было начато изучение экологических условий в современных морях с целью использования полученных данных, для того чтобы выяснить происхождение осадочных пород.

Главными источниками привнесенных или образовавшихся в океане осадков является эрозия берегов и прибрежных горных сооружений, жизнедеятельность морских организмов, вулканическая деятельность вблизи берегов континентов и на островах, сложный многокомпонентный химический состав вод Мирового океана. Накопление осадков в различных областях океанического дна связано со многими факторами – скоростью течений, особенностями рельефа дна, соленостью воды и носит название седиментации.

В результате геологических процессов на суше образуются продукты разрушения горных пород, которые водными потоками сносятся в океан, где происходит их накопление.

Океанические осадки представляют собой рыхлую массу несцементированных нерастворимых частиц различного происхождения.

Значительный объем океанических осадков представляют собой продукты разрушения континентов. В реках продукты разрушения гор смешиваются с огромным количеством продуктов речной эрозии, образующихся при размыве берегов и углублении дна, а также сносимых в реки дождями. Реки являются главным переносчиком океанических осадков. Общее их количество, ежегодно сносимое реками в океан, оцениваются в 22 млрд. т, включая 18.5 млрд. в твердом виде и 3,2 млрд. в растворенном состоянии.

Большие массы обломочных частиц поступают в Мировой океан в результате береговых оползней под действием грунтовых вод, а также землетрясений. Источником океанических осадков являются продукты вулканической деятельности и, в первую очередь подводные извержения, в результате которых на поверхности дна образуются лавовые потоки. Значительный объем осадков приносится в океан ветром. Ветры поднимают мелкие частицы обломочного материала на высоту 5-10 км и переносят на тысячи километров. Велика роль ветра как поставщика океанических осадков вблизи крупных континентальных пустынь. Ярким примером является Северная Африка. Ветры ежегодно поставляют в океан около 1,6 млрд. осадков. Важным источником океанических осадков являются континентальные ледники. Вмерзшие в лед морены в составе ледниковых языков достигают берега и вместе с айсбергами океаническими течениями уносятся на многие тысячи километров от континента. В низких широтах по мере таяния ледника морены выпадают на дно, участвуя, таким образом, в осадконакоплении в океанах. Количество осадков в результате таяния айсбергов достигает 1,5 млрд. в год.

Вся масса обломочного и вулканогенного материала, которая попадает в Мировой океан, подвергается дальнейшей переработке – измельчению, растворению легкорастворимых материалов, биологическому усвоению, а также участвует в различных химических превращениях. Основная часть нерастворимых частиц непосредственно оседает на дно, участвуя в механическом осадкообразовании. О

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...